Программа элективного курса по обществознанию "Путешествие в мир денег"
Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Elektivnyy_kurs._Dengi.odt | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ТЕМА КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЕНЕГ»
Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества».
ПРОФИЛЬ – социально-экономический.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 11
КЛАСС – 10-11
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА: Деньги играют важную роль в экономике любого государства. Они выступают всеобщим эквивалентом, т.к. обладают способностью обмениваться на любой товар или услугу. В обществознании современный рынок рассматривается как экономические отношения, возникающие на базе взаимодействия товарного и денежного обращения. При этом, одним из главных признаков рынка является также единая денежно-кредитная система, регулирующая денежную массу и её стабильность. Без знания механизма её функционирования невозможно быть успешным в современных условиях развития рынка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Формирование у учащихся представлений о деньгах и мире, в котором они обращаются.
- Познакомить учащихся с видами денег, типами денежных систем, экономической природой денег, законами денежного обращения, инфляцией и антиинфляционной политикой государства, кредитно-финансовыми институтами и кредитно-денежной политикой Российского государства.
- Продолжить формирование необходимых умений для будущей работы в условиях рыночной экономики.
- Приобретение учащимися опыта познания и самопознания в сфере денежного обращения и деятельности, связанной с ней.
- Применение полученных знаний в повседневной жизни и социально-ответственного поведения в условиях современной рыночной экономики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА:
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих курс обществознания по учебнику «Человек и общество. Обществознание» в 2-х частях / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. Курс рекомендуется для тех учащихся, кто планирует в будущем выбрать профессию экономиста, менеджера, логистика, маркетолога или для тех, кто будет изучать др. направления социально-экономического образования.
Элективный курс формирует общее представление о сложном и интересном мире денег и рассматривает вопросы, связанных с денежным обращением и возникающие с этим проблемы национальной экономики. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование ими различных источников информации. Курс также способствует развитию профессиональной направленности личности, углублению социально-экономических знаний, расширению их кругозора, формированию практических умений и навыков для работы в кредитно-финансовой сфере, расширяет знания по темам экономической теории.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА:
Урок 1. Лекция: «Сущность и функции денег».
Понятие денег. Виды денег. Особенности современных денег. Современная теория денег. Биметаллизм и монометаллизм. Покупательная способность современных денег.
Урок 2. Первая часть урока - лекция: «Типы денежных систем».
Системы золотого стандарта, неразмерных кредитных денег, межгосударственного золотодевизного стандарта. Системы обращения металлических денег и системы обращения кредитных и денежных денег. Компоненты денежной системы.
Вторая часть урока – учебная экскурсия в музей денег на Монетный двор Санкт-Петербурга. Возможна замена экскурсии приглашением специалиста в нумизматике.
Урок 3. Урок-рассказ на тему: «Экономическая природа бумажных денег».
Даётся понятие денежной массы. Денежная база России. Этапы развития кредитных денег: вексель, акцентированный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
Урок 4. Семинар по теме: «Законы денежного обращения».
Поднимаются вопросы теории денежного обращения Карла Маркса (количественная теория денег). Кейсианская теория спроса на деньги. Монетаризм Милтона Фридмена.
Урок 5. Урок-практикум по теме: «Инфляция и её виды».
На уроке даётся понятие инфляция. Типы и формы инфляции. Классификации инфляции.
Работа в группах. Учащимся предлагается разработать комплекс мер, способствующих снижению инфляции и оценить меры, используемые для воздействия на инфляцию. Учащиеся оценивают социально-экономические последствия инфляции и факторы, влияющие на неё.
Урок 6. Урок-беседа по теме: «Антиинфляционная политика государства».
Шоковая терапия. Программы постепенного снижения инфляции. Опыт западных стран в области проведения антиинфляционных мероприятий.
Урок 7. Лекция «Кредитная система России».
Понятие банка. Сущность и формы кредитов. Функции Центрального Банка и коммерческих банков. Роль кредита в рыночной экономике. Структура современной кредитной системы.
Урок 8. Брифинг по теме: «Специализированные кредитно-финансовые институты».
Институциональные поставщики финансовых средств. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа
Урок 9. Урок-игра по теме «Рынок денег и банковский процент».
Ролевая игра происходит на заседании Учёного совета НИИ экономического развития и прогнозирования по ситуации на финансовом рынке.. План игры: а) Выступление директора, включающее обозначение возникшей проблемы на денежном рынке, поднимаются вопросы финансовых активов и процентной ставки; б) Далее следуют доклады различных кафедр НИИ для обсуждения. в) Рекомендации и предложения; г) Подведение итогов игры.
Урок 10. Лекция: «Кредитно-денежная политика Российского государства»
Инструменты денежной политики. Групповая разработка сценария игры для заключительного урока.
Урок 11. Контроль, обобщение и систематизация знаний.
«Своя игра». Аукцион, на котором разыгрываются 12 вопросов учителя. Подведение результата аукциона. Работа в группах по разработке мини теста для анкетирования учителей, учащихся школы и их родителей по теме элективного курса.