Главные вкладки
Топоева Надежда Юрьевна
«Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста».
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада. Содержание образовательной области «Социализация» является развитие игровой деятельности детей – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Мне хочется начать со слов Л.С. Выготского «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросом и влечением самого ребёнка. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой)».
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят(моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В. Черкова и др.) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложностьокружающего его мира взрослых.
Игра –это отражение ребёнком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребёнка, в этой условной обстановки реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребёнок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Действуя как взрослый, ребёнок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребёнка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребёнка с обществом. Игра – это импровизация, ребёнок не говорит свою роль, не продумывает её замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра-это самостоятельная деятельность ребёнка.
Игра- это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств.
Игра- это средство интеллектуального развития ребёнка.
Игра- это способ развития детского воображения и творческих способностей.
Игра- это работа над самим собой.
Игра- это подготовка ребёнка к взрослой жизни.
Экспериментальная ситуация «Экскурсия в зоопарк»
Воспитательница во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными – с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что начнут играть «в зоопарк». Но дети ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продаёт билеты, контролёр их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролёр, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня»с поваром, «звериная больница» с врачом. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, всё время обогащаясь и усложняясь. Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии? Первое- это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека;
Вторая – это сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что её содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношение между людьми, которые осуществляются через определённые действия, т.к. деятельность и их отношения чрезвычайно разнообразны, то сюжеты игр очень многообразны и изменчивы. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врачей, шофёра, повара и т.п. ), роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно – технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей – задача воспитателя – создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей. В ДОУ этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищённость каждого ребёнка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Для работы по формированию, обогащению сюжетно-ролевых игр содержанием, атрибутами используется проектный метод он позволит создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проектов, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, социальная действительность. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполняются запланированные конкретные мероприятия, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели. Продуктом проектов стала самостоятельно развёрнутая детская игра. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
С,А. Шмаков
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики-это лишение его не просто детскости, это лишение источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизация процесса познания мира ».
Список литературы:
Воронова В.Я. « Творческие игры старших дошкольников»
Зворыгина З. Комарова Е.В. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры»
Дошкольное воспитание – 2006г. № 5
Ребёнок в детском саду – 2007г. № 4
Ребёнок в детском саду – 2005г. №4
Эльконин Д.Б. «Основная единицаразвёрнутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры »
Юрова Л.А. «играть- развивая, развивать играя»
Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности»
Игра –это отражение ребёнком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребёнка, в этой условной обстановки реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребёнок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Действуя как взрослый, ребёнок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребёнка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребёнка с обществом. Игра – это импровизация, ребёнок не говорит свою роль, не продумывает её замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра-это самостоятельная деятельность ребёнка.
Игра- это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств.
Игра- это средство интеллектуального развития ребёнка.
Игра- это способ развития детского воображения и творческих способностей.
Игра- это работа над самим собой.
Игра- это подготовка ребёнка к взрослой жизни.