Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности  общество экологов «ЭкоДом» составлена в соответствии с основной программой Общего основного образования гимназии.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Одной из целей программы является подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Общество экологов "ЭкоДом"452 КБ

Предварительный просмотр:

                  

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Утверждаю»

Директор МОУ

«Гимназия г. Надыма»

_______________В. А. Коробец

Приказ №_________

от «____» ____________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности  

социального  направления

 общество экологов «ЭкоДом»

для 5, 6, 7  классов

срок реализации 3 года

 

                                                                                                 Составитель:

                                                                                    Портнягина Светлана Николаевна

                                                           учитель географии

      первой квалификационной категории

 

г. Надым, 2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности  общество экологов «ЭкоДом» составлена в соответствии с основной программой Общего основного образования гимназии.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в гимназии  единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Занятия в обществе экологов помогут ребятам  повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей программы является подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Цель:         

  • формирование и развитие экологически культуры у школьников;
  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

Познавательные: 

  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов школьников с природой.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип добровольности. В общество принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование,  или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Участниками осуществления программы являются учащиеся  5-7  классов общеобразовательной школы. Количество обучающихся в коллективе: не более 15 человек.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. 

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Программа общества рассчитана на 3 года обучения и включает в себя 105  часов учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Дата проведения

Раздел №1. Знакомство с

экспериментальной биологией.

1.

Праздник знакомства: «Мы и природа – единое целое».

1

2.

В мире удивительных вещей.

1

3.

Правила собирания и монтирования гербария.

1

4.

Осенняя экскурсия: «Осень золотая».

1

5.

Монтирование гербария и создание коллекций.

1

6.

Конкурс - выставка эмблем «Их нужно беречь», и фотографий «Мы в родном крае».

1

7.

Правила сбора и фасовки семян культурных растений.

1

8.

Сбор семян цветковых растений.

1

Раздел №2. Опытный уголок

9.

Особенности закладки опытов с растениями в лабораторных условиях.

1

10.

Основные этапы закладки опытов с растениями в лаборатории.

1

11.

Л.р.: «Испарение воды листьями», «Всасывание воды корнями»

1

12.

Л.р.: «Фотосинтез», «Получение вытяжки хлорофилла».

1

13.

Л.р.: «Дыхание растений на свету и в темноте».

1

14.

Обсуждение результатов, проведенных опытов в группах.

1

15.

Игра: «В мире удивительных растений».

1

16.

Основные этапы закладки опытов с животными в лаборатории.

1

17.

Правила работы с микроскопом

1

18.

Приготовление микропрепарата животных тканей.

1

19.

Наблюдение за Простейшими.

1

20.

Игра: «Мы часть животного мира»

1

Раздел №3. Человеческий организм.

21.

Параметры человеческого организма.

1

22.

Наши способности.

1

23.

Белки нашего организма, реакции с ними.

1

24.

Ферменты слюны.

1

Раздел №4. Исследова-  тельская работа.

25.

Особенности школьных исследовательских работ.

1

26.

Работа по проектам в группах

1

27.

Работа по проектам в группах.

1

28.

Обсуждение результатов проектных работ.

1

Раздел №5. Опытный участок.

29.

Правила выращивания рассады культурных и цветковых растений.

1

30.

Высевка семян.

1

31.

Уход за рассадой.

1

32.

Уход за рассадой

1

33.

Весенняя экскурсия

1

34.

Работа на пришкольном участке.

1

35.

1

Итого часов

35

12

23

Календарно – тематическое планирование

2 год обучения

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Дата проведения

Раздел №1.   Среда обитания.

1.

Времена года на Земле

1

2.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

Раздел №2.   Растения – наши друзья 

3.

Правила сбора и фасовки семян культурных растений

1

4.

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

5.

Сбор и фасовка семян цветковых растений.

1

6.

Особенности закладки опытов с растениями в лабораторных условиях.

1

7.

Основные этапы закладки опытов с растениями в лаборатории.

1

8.

Л.р.: «Испарение воды листьями», «Всасывание воды корнями»

1

9.

Л.р.: «Фотосинтез», «Получение вытяжки хлорофилла».

1

10.

Л.р.: «Дыхание растений на свету и в темноте».

1

11.

Обсуждение результатов, проведенных опытов в группах.

1

12.

Экологический проект «Растения наши друзья»

1

13.

Защита экологического проекта «Растения наши друзья»

1

14.

Разработка конкурса проектов «Цветущий двор»

1

15.

Презентация конкурса по гимназии

1

Раздел №3. Работа над проектами ГлобалЛаб

16.

Работа над проектами ГлоблЛаб  - глобальная лаборатория для школьников ( https://globallab.org/ru )

1

17.

Работа по проектам в группах и индивидуальная.

1

18.

Оформление и публикации проектов.

1

Раздел №4. Опытный участок

19.

Семена овощных и декоративных культур

1

20.

Декоративные растения.

1

21.

Акция «С миру по семечку»

1

22.

Составление проекта клумбы

1

23.

Выбор растений для клумбы.

1

24.

Составление паспорта растений.

1

25.

Подготовка почвы для посадки.

1

26.

Высевка  семян.

1

27.

Уход ха рассадой.

1

28.

Рыхление.

1

29.

Акция «Вторая жизнь пластиковых стаканчиков»

1

30.

Пикировка.

1

31.

Уход за рассадой.

1

32.

Изготовление декора для клумбы.

1

33.

Подготовка почвы на пришкольном участке.

1

34.

Работа на пришкольном участке.

1

35.

Составление паспорта участка.

1

Итого часов

35

9

26

Календарно – тематическое планирование

3 год обучения

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Дата проведения

    Раздел №1. Введение (4 часа).

1.

Формы и методы организации исследовательской деятельности.

1

2.

Источники получения информации

1

3.

Подготовка к городской «Экологической эстафете».

1

4.

Применение экологических знаний через участие в городской «Экологической эстафете».

1

Раздел №2. Работа над исследовательскими проектами.

5.

Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

1

6.

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования.

1

7-8

Почва и ее экологическое значение. Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы.

Структура и характеристика почв в районе гимназии.

1

1

9-10.

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха

1

1

11-12.

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.

1

1

13--14.

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов).

1

1

15.

Обработка и анализ полученных результатов в ходе исследований.

1

16.

Особенности школьных исследовательских работ.

1

17.

Работа над проектами, выбранными из материалов ГлоблЛаб  - глобальная лаборатория для школьников ( https://globallab.org/ru )

1

18.

Работа по проектам в группах и индивидуальная.

1

19.

Работа по проектам в группах и индивидуальная.

1

20.

Работа по проектам в группах и индивидуальная.

1

21.

Обсуждение результатов проектных работ.

1

22.

Оформление исследовательских проектов и публикации на сайтах.

1

Раздел №3. Работа над реализацией гимназического проекта.

23.

Основы дизайна.

1

24.

Составление проекта клумбы.

1

25.

Декоративные растения.

1

26.

Составление паспорта участка.

1

27.

Подбор растений для клумбы, на основе исследований, проведенных на участке

1

28.

Подбор декора для клумбы.

1

29.

Изготовление декора для участка из вторичного материала.

1

30.

Защита проекта участка.

1

31.

Экологическая игра «Мы за мир в ответе».

1

32.

Анализ и самоанализ работы за год.

1

33.

Весенняя экскурсия.

1

34.

Подготовка участка.

1

35.

Подготовка участка.

1

Итого часов

35

15

20

        Обучение направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.  Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Учащимся предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно – исследовательской работы. На занятиях учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

        Результативность и целесообразность работы по программе «ЭкоДом» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли» и др.

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как искать и находить нужную информацию, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций.

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и  навыками.
  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
  • Методики проведения исследований по темам;
  • Основные экологические понятия и термины;
  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
  • Критерии выделения сапробности водоемов
  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

    Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
  • Проводить анкетирования, социологические опросы.
  • Работать с определителями растений и животных;
  • Работать с различными источниками информации.
  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
  • Применять коммуникативные навыки.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;
  • портфолио и презентации исследовательской деятельности;
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
  • презентация итогов работы на «Дне науке» в гимназии.

Условия реализации программы.

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия

  1. Уровень освещения кабинета;
  2. Температурный режим

Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям

Материально – технические условия

Мебель:

  • Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
  • Парты, стулья;
  • Школьная доска;
  • Стенды для выставок

Все необходимое для работы

имеется в наличии

Оборудование и материалы

  • Тетради, ручки, бумага;
  • 10 микроскопов;
  • Секундомер, тонометр, приборы для исследований
  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • сканер

Приносят дети

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

  • Книжные издания;
  • Наглядные пособия;
  • Методики для исследовательской деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет

Список литературы

Для учащихся

  1. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова,                             Иваново, 1995.
  2. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
  3.  «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
  4. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
  5.  «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
  6.  «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
  7. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
  8. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
  9. «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
  10. «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
  11.  «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

Для преподавателя

  1. «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  2. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
  3. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
  4.  «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
  5.  «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
  6. «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
  7. «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
  8. «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
  9.  «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
  10.  «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
  11. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
  12. «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.

Интернет-ресурсы:

http://ekologiya.net/?q=node/4502

http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Ekologija-okruzhajuschej-sredy/013-Parametry-vybrosov-v-evropejskikh-stranakh-nizhe-rossijskikh-no-v.html

http://ecoportal.su/ 

http://greenplaneta.ru/ 

http://rgp.agava.ru/  

http://environmentalsecurity.report.ru  

http://www.alleng.ru/edu/ecolog2.htm

http://www.greensalvation.org/index.php?page=ecolit

http://www.ecoprojects.ru/

http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet#paragraph_2814

http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/board/perv/

http://www.yamal.org/crane/

http://fadr.msu.ru/ecocoop/ 

Видео:

http://video.ariom.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.html

http://www.vitamarg.com/eco/video

http://ecology-portal.ru/load/

http://www.youtube.com/results?search_query=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Приложения

Задание

http://festival.1september.ru/articles/572569/3.jpg

                                             Кроссворд «Лес».

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Проворная зверушка

Живет в дупле – избушке.

Целый день скок- поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок.

  1. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя

Промелькнуло, пробежало

Нет ни дыма, ни пожара.

  1. Кто на голове лес носит?
  2. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши выше головы?

  1. Зимой и летом одним цветом.
  2. Родственница елке

Длинные иголки.

  1. Стоит на полянке

В красном платье Татьянка

Вся в белых крапинках.

  1. Я родился в день дождливый

По березой молодой.

Стройный, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

Ответы: 1.Белка. 2. Лиа. 3. Олень. 4. Заяц. 5. Ель. 6. Сосна. 7. Мухомор. 8. Подберезовик.

                                Кроссворд «Животные леса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Писатель – натуралист.
  2. Любительница орешков и сухих грибов.
  3. Самая быстрая птица.
  4. Сам мал, незаметно хожу.

Но груз огромный ношу.

  1. Главный враг белки.
  2. Серая шубка, острые зубки.  Сама мала, но кошке мила.
  3. Клювом шишки потрошит, голосом речистым, чистым

Кле-кле-кле – поет со свистом.

  1. То, как флейта, поет – заливается, то как дикая кошка мяукает.
  2. Эту птицу иногда малиновкой кличут – за яркую окраску грудки.

По вертикали:

Автор книги «Животные – строители».

Ответы: По горизонтали: 1.Сладков. 2. Белка. 3. Стриж. 4. Муравей. 5. Куница. 6. Мышь. 7. Клест. 8. Зарянка.

По вертикали: Акимушкин.

        Кроссворд «Животные леса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Самое крупное животное наших лесов – высотой до 2 метров, весом до 500 кг.
  2.  Птица, не вьющая гнезд, но любящая считать чужие года.
  3.  Хищный зверек, живущий под землей, но очень чистоплотный.
  4.  Крупный зверь – сладкоежка.
  5. Самый искусный строитель, самый большой грызун.
  6. Хитрая плутовка.
  7. Птица – чемпионка по уничтожению вредных насекомых, птичка – невеличка, но большая хвастунишка, хвалилась море зажечь…
  8. Птица, любившая «кашку сварить, деток накормить», любит пострекотать.
  9. Имя этой птичке не подходит, прилетает очень рано, морозов не боится и не зябнет.
  10. Считается лучшим певцом.

Ответы:  По горизонтали: 1. Лось. 2. Кукушка. 3. Барсук. 4. Медведь. 5. Бобр. 6. Лиса. 7. Синица. 8. Сорока. 9. Зяблик. 10. Соловей.

По вертикали: Скребицкий

Кроссворд «Животные леса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали:

  1. Птица – «родственница» Снегурочки.
  2. Лесной великан, но может пройти через болото, не проваливаясь в трясину.
  3. Он и рябинник, и белобровик, и деряба…Но особенно хорош – певчий.
  4. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
  5. Лесной петух.
  6. Серый лесной разбойник.
  7. Желуди собирает, дубы «сеет».
  8. От нас на зиму улетает, сало любит, спинкой зеленоватая, животиком желтоватая…
  9. Эти птицы живут в смешанном лесу, на юг не улетают, зимой в лесу ночуют, питаются почками деревьев, летом насекомыми, осенью – семенами сорняков.
  10. Хищный зверек, охотиться на мышей, зайцев, белок и …очень любит вишню.
  11. Летом  - серый, зимой – белый.

По вертикали:

Маленькая серая птичка с ярко-рыжим («горящим») хвостом.

Ответы:  По горизонтали: 1. Снегирь. 2. Лось. 3. Дрозд. 4. Ящерица. 5. Глухарь. 6. Волк. 7. Сойка. 8. Синица. 9. Тетерев. 10. Куница. 11. Заяц.

По вертикали: Горихвостка.

Решить логическую задачу:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

  • Вода и молоко не в бутылке.
  • Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.
  • В банке не лимонад и не вода
  • Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Вписать слова, относящиеся к природе.

http://festival.1september.ru/articles/572569/8.jpg

Задание

Привести в соответствие названия и рисунки лекарственных растений.

http://festival.1september.ru/articles/572569/9.jpg

Расшифровать послание

http://festival.1september.ru/articles/572569/11.jpg

В этих анаграммах прочитайте названия птиц. Какое слово лишнее?

  • волига
  • ницаси
  • гайпопу
  • рокасо
  • вейлосо
  • рецкво
  • занас
  • усстра
  • линфи
  • бейрово

(иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, сазан, страус, филин, воробей)

Упражнения на развитие мыслительных операций


1. Назовите какие-нибудь три признака тигра, мыши, слона.

2.
 Чем схожи и чем отличаются яблоко и помидор?

3.
 Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник). (дерево, кустарник)

4.
 Какое понятие характеризуют следующие признаки: дышит, питается, растет, размножается, умирает?  (живая природа)

5.
 Назовите группу слов: дуб, ольха, тополь, ясень. (лиственные деревья)

6.
 Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:

  • маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;
  • прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;
  • всегда выбирает самый короткий путь к спасению;
  • когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)

7. Составьте как можно больше существительных из букв, составляющих слово природа. (пора, род, пир, ода, дар, ар, ад и др.)
8.
 Перечислите условия, необходимые для существования большинства представителей живой природы. (воздух, свет, тепло, вода, еда)
9. Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп: прозрачность, отсутствие вкуса, способность растворять некоторые вещества, отсутствие запаха? (способность растворять некоторые вещества)
10.
 Исключите лишнее слово:

  • дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки)
  • липа, осина, клен, яблоня. (яблоня)
  • Земля, Солнце, Марс, Уран. (Солнце)
  • тополь, вишня, груша, слива. (тополь)
  • волк, тигр, корова, лев. (корова)

11. Постарайтесь узнать это растение по следующему описанию:

  • древние греки считали это растение пищей бедняков;
  • воины Древнего Рима жевали его перед боем;
  • в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее  дрались;
  • в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
  • это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)

12. Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? (не портить деревья, не вытаптывать растения, не засорять леса и водоемы, не обижать животных и помогать им в трудное для них время). Что еще?