Внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности общество экологов «ЭкоДом» составлена в соответствии с основной программой Общего основного образования гимназии.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Одной из целей программы является подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общество экологов "ЭкоДом" | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Надыма»
Утверждаю»
Директор МОУ
«Гимназия г. Надыма»
_______________В. А. Коробец
Приказ №_________
от «____» ____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
общество экологов «ЭкоДом»
для 5, 6, 7 классов
срок реализации 3 года
Составитель:
Портнягина Светлана Николаевна
учитель географии
первой квалификационной категории
г. Надым, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности общество экологов «ЭкоДом» составлена в соответствии с основной программой Общего основного образования гимназии.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в гимназии единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Занятия в обществе экологов помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей программы является подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Цель:
- формирование и развитие экологически культуры у школьников;
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
Познавательные:
- Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
- Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
- Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
- Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
- Развить умение проектирования своей деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- Совершенствовать навыки коллективной работы;
- Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
- Усиление контактов школьников с природой.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. В общество принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Участниками осуществления программы являются учащиеся 5-7 классов общеобразовательной школы. Количество обучающихся в коллективе: не более 15 человек.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа общества рассчитана на 3 года обучения и включает в себя 105 часов учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
Раздел | № занятия | Тема занятия | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Дата проведения |
Раздел №1. Знакомство с экспериментальной биологией. | 1. | Праздник знакомства: «Мы и природа – единое целое». | 1 | ||
2. | В мире удивительных вещей. | 1 | |||
3. | Правила собирания и монтирования гербария. | 1 | |||
4. | Осенняя экскурсия: «Осень золотая». | 1 | |||
5. | Монтирование гербария и создание коллекций. | 1 | |||
6. | Конкурс - выставка эмблем «Их нужно беречь», и фотографий «Мы в родном крае». | 1 | |||
7. | Правила сбора и фасовки семян культурных растений. | 1 | |||
8. | Сбор семян цветковых растений. | 1 | |||
Раздел №2. Опытный уголок | 9. | Особенности закладки опытов с растениями в лабораторных условиях. | 1 | ||
10. | Основные этапы закладки опытов с растениями в лаборатории. | 1 | |||
11. | Л.р.: «Испарение воды листьями», «Всасывание воды корнями» | 1 | |||
12. | Л.р.: «Фотосинтез», «Получение вытяжки хлорофилла». | 1 | |||
13. | Л.р.: «Дыхание растений на свету и в темноте». | 1 | |||
14. | Обсуждение результатов, проведенных опытов в группах. | 1 | |||
15. | Игра: «В мире удивительных растений». | 1 | |||
16. | Основные этапы закладки опытов с животными в лаборатории. | 1 | |||
17. | Правила работы с микроскопом | 1 | |||
18. | Приготовление микропрепарата животных тканей. | 1 | |||
19. | Наблюдение за Простейшими. | 1 | |||
20. | Игра: «Мы часть животного мира» | 1 | |||
Раздел №3. Человеческий организм. | 21. | Параметры человеческого организма. | 1 | ||
22. | Наши способности. | 1 | |||
23. | Белки нашего организма, реакции с ними. | 1 | |||
24. | Ферменты слюны. | 1 | |||
Раздел №4. Исследова- тельская работа. | 25. | Особенности школьных исследовательских работ. | 1 | ||
26. | Работа по проектам в группах | 1 | |||
27. | Работа по проектам в группах. | 1 | |||
28. | Обсуждение результатов проектных работ. | 1 | |||
Раздел №5. Опытный участок. | 29. | Правила выращивания рассады культурных и цветковых растений. | 1 | ||
30. | Высевка семян. | 1 | |||
31. | Уход за рассадой. | 1 | |||
32. | Уход за рассадой | 1 | |||
33. | Весенняя экскурсия | 1 | |||
34. | Работа на пришкольном участке. | 1 | |||
35. | 1 | ||||
Итого часов | 35 | 12 | 23 |
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
Раздел | № занятия | Тема занятия | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Дата проведения |
Раздел №1. Среда обитания. | 1. | Времена года на Земле | 1 | ||
2. | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | |||
Раздел №2. Растения – наши друзья | 3. | Правила сбора и фасовки семян культурных растений | 1 | ||
4. | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | |||
5. | Сбор и фасовка семян цветковых растений. | 1 | |||
6. | Особенности закладки опытов с растениями в лабораторных условиях. | 1 | |||
7. | Основные этапы закладки опытов с растениями в лаборатории. | 1 | |||
8. | Л.р.: «Испарение воды листьями», «Всасывание воды корнями» | 1 | |||
9. | Л.р.: «Фотосинтез», «Получение вытяжки хлорофилла». | 1 | |||
10. | Л.р.: «Дыхание растений на свету и в темноте». | 1 | |||
11. | Обсуждение результатов, проведенных опытов в группах. | 1 | |||
12. | Экологический проект «Растения наши друзья» | 1 | |||
13. | Защита экологического проекта «Растения наши друзья» | 1 | |||
14. | Разработка конкурса проектов «Цветущий двор» | 1 | |||
15. | Презентация конкурса по гимназии | 1 | |||
Раздел №3. Работа над проектами ГлобалЛаб | 16. | Работа над проектами ГлоблЛаб - глобальная лаборатория для школьников ( https://globallab.org/ru ) | 1 | ||
17. | Работа по проектам в группах и индивидуальная. | 1 | |||
18. | Оформление и публикации проектов. | 1 | |||
Раздел №4. Опытный участок | 19. | Семена овощных и декоративных культур | 1 | ||
20. | Декоративные растения. | 1 | |||
21. | Акция «С миру по семечку» | 1 | |||
22. | Составление проекта клумбы | 1 | |||
23. | Выбор растений для клумбы. | 1 | |||
24. | Составление паспорта растений. | 1 | |||
25. | Подготовка почвы для посадки. | 1 | |||
26. | Высевка семян. | 1 | |||
27. | Уход ха рассадой. | 1 | |||
28. | Рыхление. | 1 | |||
29. | Акция «Вторая жизнь пластиковых стаканчиков» | 1 | |||
30. | Пикировка. | 1 | |||
31. | Уход за рассадой. | 1 | |||
32. | Изготовление декора для клумбы. | 1 | |||
33. | Подготовка почвы на пришкольном участке. | 1 | |||
34. | Работа на пришкольном участке. | 1 | |||
35. | Составление паспорта участка. | 1 | |||
Итого часов | 35 | 9 | 26 |
Календарно – тематическое планирование
3 год обучения
Раздел | № занятия | Тема занятия | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Дата проведения |
Раздел №1. Введение (4 часа). | 1. | Формы и методы организации исследовательской деятельности. | 1 | ||
2. | Источники получения информации | 1 | |||
3. | Подготовка к городской «Экологической эстафете». | 1 | |||
4. | Применение экологических знаний через участие в городской «Экологической эстафете». | 1 | |||
Раздел №2. Работа над исследовательскими проектами. | 5. | Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы | 1 | ||
6. | Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования. | 1 | |||
7-8 | Почва и ее экологическое значение. Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика почв в районе гимназии. | 1 | 1 | ||
9-10. | Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха | 1 | 1 | ||
11-12. | Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. | 1 | 1 | ||
13--14. | Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). | 1 | 1 | ||
15. | Обработка и анализ полученных результатов в ходе исследований. | 1 | |||
16. | Особенности школьных исследовательских работ. | 1 | |||
17. | Работа над проектами, выбранными из материалов ГлоблЛаб - глобальная лаборатория для школьников ( https://globallab.org/ru ) | 1 | |||
18. | Работа по проектам в группах и индивидуальная. | 1 | |||
19. | Работа по проектам в группах и индивидуальная. | 1 | |||
20. | Работа по проектам в группах и индивидуальная. | 1 | |||
21. | Обсуждение результатов проектных работ. | 1 | |||
22. | Оформление исследовательских проектов и публикации на сайтах. | 1 | |||
Раздел №3. Работа над реализацией гимназического проекта. | 23. | Основы дизайна. | 1 | ||
24. | Составление проекта клумбы. | 1 | |||
25. | Декоративные растения. | 1 | |||
26. | Составление паспорта участка. | 1 | |||
27. | Подбор растений для клумбы, на основе исследований, проведенных на участке | 1 | |||
28. | Подбор декора для клумбы. | 1 | |||
29. | Изготовление декора для участка из вторичного материала. | 1 | |||
30. | Защита проекта участка. | 1 | |||
31. | Экологическая игра «Мы за мир в ответе». | 1 | |||
32. | Анализ и самоанализ работы за год. | 1 | |||
33. | Весенняя экскурсия. | 1 | |||
34. | Подготовка участка. | 1 | |||
35. | Подготовка участка. | 1 | |||
Итого часов | 35 | 15 | 20 |
Обучение направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Учащимся предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно – исследовательской работы. На занятиях учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Результативность и целесообразность работы по программе «ЭкоДом» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли» и др.
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как искать и находить нужную информацию, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
- Методики проведения исследований по темам;
- Основные экологические понятия и термины;
- Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
- Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
- Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
- Критерии выделения сапробности водоемов
- Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
- Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
- Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
- Проводить анкетирования, социологические опросы.
- Работать с определителями растений и животных;
- Работать с различными источниками информации.
- Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
- Применять коммуникативные навыки.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ;
- портфолио и презентации исследовательской деятельности;
- участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
- презентация итогов работы на «Дне науке» в гимназии.
Условия реализации программы.
Что необходимо | Что есть в наличии |
Санитарно – гигиенические условия | |
| Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям |
Материально – технические условия | |
Мебель:
| Все необходимое для работы имеется в наличии |
Оборудование и материалы | |
| Приносят дети Имеется Имеется Имеется Имеется |
Дидактические и методические условия | |
| Имеются Имеются или изготавливаются детьми Частично имеются или находятся детьми через Интернет |
Список литературы
Для учащихся
- «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
- «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
- «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
- «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
- «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
- «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
- «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
- «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
- «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для преподавателя
- «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
- «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
- «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
- «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
- «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
- «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
- «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
- «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
- «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
Интернет-ресурсы:
http://ekologiya.net/?q=node/4502
http://environmentalsecurity.report.ru
http://www.alleng.ru/edu/ecolog2.htm
http://www.greensalvation.org/index.php?page=ecolit
http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet#paragraph_2814
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/board/perv/
Видео:
http://video.ariom.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.html
http://www.vitamarg.com/eco/video
http://ecology-portal.ru/load/
http://www.youtube.com/results?search_query=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Приложения
Задание
Кроссворд «Лес».
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
- Проворная зверушка
Живет в дупле – избушке.
Целый день скок- поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок.
- За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара.
- Кто на голове лес носит?
- Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы
Уши выше головы?
- Зимой и летом одним цветом.
- Родственница елке
Длинные иголки.
- Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках.
- Я родился в день дождливый
По березой молодой.
Стройный, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
Ответы: 1.Белка. 2. Лиа. 3. Олень. 4. Заяц. 5. Ель. 6. Сосна. 7. Мухомор. 8. Подберезовик.
Кроссворд «Животные леса»
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 |
- Писатель – натуралист.
- Любительница орешков и сухих грибов.
- Самая быстрая птица.
- Сам мал, незаметно хожу.
Но груз огромный ношу.
- Главный враг белки.
- Серая шубка, острые зубки. Сама мала, но кошке мила.
- Клювом шишки потрошит, голосом речистым, чистым
Кле-кле-кле – поет со свистом.
- То, как флейта, поет – заливается, то как дикая кошка мяукает.
- Эту птицу иногда малиновкой кличут – за яркую окраску грудки.
По вертикали:
Автор книги «Животные – строители».
Ответы: По горизонтали: 1.Сладков. 2. Белка. 3. Стриж. 4. Муравей. 5. Куница. 6. Мышь. 7. Клест. 8. Зарянка.
По вертикали: Акимушкин.
Кроссворд «Животные леса»
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
- Самое крупное животное наших лесов – высотой до 2 метров, весом до 500 кг.
- Птица, не вьющая гнезд, но любящая считать чужие года.
- Хищный зверек, живущий под землей, но очень чистоплотный.
- Крупный зверь – сладкоежка.
- Самый искусный строитель, самый большой грызун.
- Хитрая плутовка.
- Птица – чемпионка по уничтожению вредных насекомых, птичка – невеличка, но большая хвастунишка, хвалилась море зажечь…
- Птица, любившая «кашку сварить, деток накормить», любит пострекотать.
- Имя этой птичке не подходит, прилетает очень рано, морозов не боится и не зябнет.
- Считается лучшим певцом.
Ответы: По горизонтали: 1. Лось. 2. Кукушка. 3. Барсук. 4. Медведь. 5. Бобр. 6. Лиса. 7. Синица. 8. Сорока. 9. Зяблик. 10. Соловей.
По вертикали: Скребицкий
Кроссворд «Животные леса»
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 |
По горизонтали:
- Птица – «родственница» Снегурочки.
- Лесной великан, но может пройти через болото, не проваливаясь в трясину.
- Он и рябинник, и белобровик, и деряба…Но особенно хорош – певчий.
- Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
- Лесной петух.
- Серый лесной разбойник.
- Желуди собирает, дубы «сеет».
- От нас на зиму улетает, сало любит, спинкой зеленоватая, животиком желтоватая…
- Эти птицы живут в смешанном лесу, на юг не улетают, зимой в лесу ночуют, питаются почками деревьев, летом насекомыми, осенью – семенами сорняков.
- Хищный зверек, охотиться на мышей, зайцев, белок и …очень любит вишню.
- Летом - серый, зимой – белый.
По вертикали:
Маленькая серая птичка с ярко-рыжим («горящим») хвостом.
Ответы: По горизонтали: 1. Снегирь. 2. Лось. 3. Дрозд. 4. Ящерица. 5. Глухарь. 6. Волк. 7. Сойка. 8. Синица. 9. Тетерев. 10. Куница. 11. Заяц.
По вертикали: Горихвостка.
Решить логическую задачу:
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:
- Вода и молоко не в бутылке.
- Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.
- В банке не лимонад и не вода
- Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Вписать слова, относящиеся к природе.
Задание
Привести в соответствие названия и рисунки лекарственных растений.
Расшифровать послание
В этих анаграммах прочитайте названия птиц. Какое слово лишнее?
- волига
- ницаси
- гайпопу
- рокасо
- вейлосо
- рецкво
- занас
- усстра
- линфи
- бейрово
(иволга, синица, попугай, сорока, соловей, скворец, сазан, страус, филин, воробей)
Упражнения на развитие мыслительных операций
1. Назовите какие-нибудь три признака тигра, мыши, слона.
2. Чем схожи и чем отличаются яблоко и помидор?
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник). (дерево, кустарник)
4. Какое понятие характеризуют следующие признаки: дышит, питается, растет, размножается, умирает? (живая природа)
5. Назовите группу слов: дуб, ольха, тополь, ясень. (лиственные деревья)
6. Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:
- маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;
- прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;
- всегда выбирает самый короткий путь к спасению;
- когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)
7. Составьте как можно больше существительных из букв, составляющих слово природа. (пора, род, пир, ода, дар, ар, ад и др.)
8. Перечислите условия, необходимые для существования большинства представителей живой природы. (воздух, свет, тепло, вода, еда)
9. Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп: прозрачность, отсутствие вкуса, способность растворять некоторые вещества, отсутствие запаха? (способность растворять некоторые вещества)
10. Исключите лишнее слово:
- дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки)
- липа, осина, клен, яблоня. (яблоня)
- Земля, Солнце, Марс, Уран. (Солнце)
- тополь, вишня, груша, слива. (тополь)
- волк, тигр, корова, лев. (корова)
11. Постарайтесь узнать это растение по следующему описанию:
- древние греки считали это растение пищей бедняков;
- воины Древнего Рима жевали его перед боем;
- в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались;
- в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
- это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)
12. Попробуйте ответить на вопрос: какой вклад в охрану природы вы можете внести? (не портить деревья, не вытаптывать растения, не засорять леса и водоемы, не обижать животных и помогать им в трудное для них время). Что еще?