Часто задаваемые вопросы

Как тренировать логическое мышление у детей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как тренировать логическое мышление у детей?

   Тренировать логику нужно начинать как можно раньше. Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме. Во второй младшей группе будут уместны следующие игры:

«Где чья мама?»

   Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

   Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

     Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд, рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

   Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

     Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

     Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой.

«Что лишнее?»

     Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей - картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.



Предварительный просмотр:

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
  • Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.