"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развиватьу дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Музыкально- ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога в соответствии с требованиями ФГОС. Правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Танец это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости. Поэтому проблема развития творчества посредством музыкально – ритмических движений, актуальна и соответствует потребностям детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
в музыкально-ритмической деятельности
Методика определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента
Музыкально-ритмическая координация.
Цель: выявление уровня умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
1) дать ребенку платочек в правую руку и попросить под музыку одновременно топать правой ногой и взмахивать вверх платочком. Играть музыку нужно, делая акцент на первую долю.
Репертуар: «Ах, вы сени, мои сени»русская народная песня; «Русский хоровод» Т.Ломова
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 – не справился с заданием;
2 – справился с заданием с ошибками;
3 – справился с заданием.
Эмоциональность.
Цель: выявление уровня эмоционального развития детей при помощи различных заданий.
Изобразить эмоциональные состояния человека под определенную музыку. Ребенок должен изобразить ту эмоцию, которая, по его мнению, выражает данная музыка. По возможности, изобразить эмоции не только на лице, но и в движении.
Репертуар: «Осенняя песня» П. Чайковский; «Парень с гармошкой» Свиридов
Рассказать стихотворение с выражением.
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 – не справился с заданием;
2 – выполнил задания только при помощи мимики, либо только при помощи движения;
3– справился с заданием, использовал для выполнения задания и мимику и движения.
Творческая импровизация передачи игрового образа .
Цель: выявление уровня способности к импровизации в игре.
Репертуар: «Мышка в огороде» Е.Кузнецова; «Теремок» музыка по выбору музыкального руководителя
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 - в играх ребенок не умеет действовать самостоятельно, выполняет движения не выразительно, не умеет использовать знакомые элементы танцевальных движений;
2 - ребенок выполняет движения не достаточно выразительно, действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов;
3 - ребенок умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, не подражая другим детям, творчески использует танцевальные элементы.
Творческая импровизация в свободной пляске.
Цель: выявление умения самостоятельно придумывать движения к танцам, способности к импровизации, проявление инициативы.
Репертуар: «Потанцуем весело» И. Штраус; «Вальс» Ф. Шаймарданова
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 - ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировке песен, хороводов;
- -ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов;
3 - ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве.
Высоким результатом творческой активности детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка...............................................................................3
Учебно – тематический план……………………………………………...8
Содержание разделов программы……………………………………….11
Календарно – тематический план……………………………………….20
Формы работы с детьми, педагогами, родителями…………………...33
Методическое обеспечение программы………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….36
Приложение 1……………………………………………………………..38
Приложение 2……………………………………………………………..41
Приложение 3……………………………………………………………...44
Приложение 4……………………………………………………………...46
Приложение 5……………………………………………………………...48
Приложение 6……………………………………………………………...52
Приложение 7……………………………………………………………..58
Пояснительная записка
Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако творческой игре педагогами традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого педагога, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу. Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е. А. Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. Е.А Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.
Из понимания творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- игровая среда, которая окружает детей дома, ограничивается развлекательными в основном только развлекательными игрушками. Только некоторые родители создают дома все условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов,
книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Замечательное высказывание А. И. Бурениной, автора оригинально программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения: «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребёнка». Действительно, детской двигательной лёгкости, раскрепощѐнности, непосредственности можно только позавидовать. Хотя без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений.
Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Танцевальное искусство, как действенное средство художественно-эстетического искусства формирует творческие качества личности. Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный
возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Актуальность
Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога в соответствии с требованиями ФГОС. Правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Танец это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости. Поэтому проблема развития творчества посредством музыкально – ритмических движений, актуальна и соответствует потребностям детского сада.
Новизна
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что данный материал можно творчески использовать, адаптируя к условиям работы; также в создании авторских этюдов и танцевальных композиций для детей старшего дошкольного возраста, предоставляя возможность детям проявить инициативув контексте требованийФГОС.
Концептуальность программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные виды игр, этюдов, упражнений для развития творческой активности детей в контексте требований ФГОС.
Предполагается, что если изменить уровень усвоения задач по развитию музыкально - ритмических и танцевальных движений и технологию их решения, то развитие творческих способностей в условиях Дошкольного образовательного учреждения будет происходить более качественно и результативно.
Обучение по данной программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, раскрытие творческого потенциала детей.
Цель программы
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмических движений.
Задачи
-расширение знаний детей об окружающей действительности;
- развитие способности к импровизации и творчества в движении;
- развитие творческого воображения и фантазии;
-формирование общей культуры личности ребёнка, способности ориентироваться в современном обществе;
-формирование нравственно – эстетических отношений между детьми и взрослыми;
-воспитание инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Группаобщеразвивающей направленности 5 -6 лет
Срок реализации программы
1год
Режим проведения занятий
Два раза в неделю.
Материал, представленный в данной программе, является частью образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.
Форма проведения
Групповая
Ожидаемый результат освоения данной программы
К концу года дети должны уметь:
-активно воспринимать музыку, определять её характер, отмечать её связь с движением;
-выразительно исполнять движения под музыку;
-освоить отдельные виды движений, разнообразные танцевальные композиции, согласно возрасту детей;
- самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
образовательной программы (приложение 1)
Чтобы отследить динамику развития музыкально-ритмических способностей рекомендуется исследование, в котором выделены следующие параметры:
-музыкально-ритмическая координация;
-эмоциональность;
-творческая импровизация передачи игрового образа;
-творческая импровизация в свободной пляске.
Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Композиции | Количество занятий |
Сентябрь | Педагогический мониторинг | 1 занятие | |
“До свидания, лето!” | “Горошинки” “Птички и ворона”, “Упражнение с осенними листочками”, “Танец с шарфиками”, “Тучка на колесах” | 7 занятий | |
Октябрь | “Золотая Осень” | “Осенний листопад”, “Грибочки и грибники”, “Облака”, “Танец с шарфиками”, “Гном” | 8 занятий |
Ноябрь | “Ребятам о зверятах” | “Зоопарк”, “Кто как передвигается”, “Белочка”, “Найди себе пару”, “Танец лесных жителей”, “Весёлые зверята” | 8 занятий |
Декабрь | “Здравствуй, Зимушка – зима” | “Снежинки”, “Найди себе пару”, “Разный снег”, “Танец лесных жителей”,“Синий шар” | 8 занятий |
Январь | “Зимние забавы” | “Заводные игрушки”, “плюшевый медвежонок”, “Одно и то же по – разному”, “Танец с бусами”, “Мяч” | 8 занятий |
Февраль | “Буду спортом заниматься” | “Потанцуй всем телом”, “Успей передать”, “Капитан”, “Танец с бусами”, “Это я” | 8 занятий |
Март | “Мамочка моя” | “Составь букетик”, “Что случилось?”, “Волшебный цветок”, “Мамочка”, “Разноцветные колпачки” | 8 занятий |
Апрель | Космос | “Космос”, “Игра с мячом”, “Кругосветное путешествие”, “Танцуйте сидя”, “Звёзды светят” | 8 занятий |
Май | Весна - красна | “Бабочки”, “Волшебная палочка”, “Дети и природа”, “Танец цветов и бабочек”, “Веснянка”, “Дружная семейка” | 7 занятий |
Педагогический мониторинг | 1 занятие |
Содержание разделов программы
Как показывают наблюдения, музыка почти всегда вызывает у детей бурную двигательную реакцию. Но большинство из них не могут ярко ее проявить в импровизационных движениях: они зажаты, скованы, внутренне напряжены.
Наша - цель активизировать желание детей свободно двигаться всякий раз, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки и движения привычной и естественной, чтобы двигаясь под музыку, они испытывали радость, эмоциональный подъем и удовольствие. Работу по формированию навыков восприятия музыки следует начинать с развития целенаправленного внимания. Именно музыка определяет начало и конец движения, смену одного движения другим. Детям надо предложить слушать внимательно музыку во время исполнения, чтобы как можно точнее стараться отразить в движении ее характер и выразительные особенности, а также быстро и правильно реагировать на изменения музыкального звучания.
Основные требования к музыкальному материалу заключаются в следующем:
- художественность музыкального произведения, яркость и динамичность его образов, доступность для восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- танцевальный характер, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений.
Среди условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста выделяют:
- желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
- желание овладеть языком танцевальных движений;
- сочетание в процессе обучения игровых и творческих моментов.
В данную программу по развитию творческих способностей через музыкально - ритмические и танцевальные движения включены следующие направления обучения:
1. Развитие музыкально - ритмических и танцевальных движений, куда входят задания направленные на овладение детьми следующими действиями:
- выразительность
- индивидуальная манера исполнения
- умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой
2. Развитие творческих способностей, овладение языку танцевальных движений.
3. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных навыков
Обучение детей техническим навыкам исполнения различных видов движений следует начать с подготовительных упражнений, направленных на развитие мышечного чувства - умения различать напряженное и ненапряженное состояние мышц для того, чтобы научиться правильно регулировать степень мышечного напряжения во время исполнения движений. Эти упражнения выполняют роль вспомогательных, поскольку помогают детям ощутить напряженное и ненапряженное состояние мышц. Такие упражнения выполняются без музыки, под счет или в индивидуальном темпе, так как их главной целью является осознание каждым ребенком собственных мышечных ощущений.
Раздел “Этюды – превращения”является основойразвития творческой импровизации, воображения, внимания (приложение 2)
Для развития танцевального творчества дошкольников наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой
Раздел «Игры – этюды» направлен на развитие танцевального творчества дошкольников, которые и представляет собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество (приложение 3).
Раздел «Пластические композиции» направлен на развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, гибкости и пластичности. Прежде чем приступать к разучиванию той или иной композиции детей нужно с композитором, названием пьесы, подробно разобрать, обращая внимание на наиболее ярко проявляющиеся средства музыкальной выразительности, которые будут отображаться в движении. При разучивании композиции, добиваться осознанного отношения детей к своим движениям, развития внимания к структуре музыкальной пьесы, так как смена или повторяемость движений зависит от частей и музыкальных фраз произведения. После разучивания композиции по авторскому описанию предложить детям самостоятельно придумать свой комплекс упражнений под эту музыку. А дети - зрители оценивали импровизацию друг друга с точки зрения соответствия движений музыке, оригинальности и точности исполнения движений (приложение 4)
Раздел “Танцевальные композиции” направленна формирование у детей танцевальных движений. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.
Для обучения детей навыкам выразительного исполнения танцевальных движений предпочтение отдаётся таким движениям, которые должны были составить систему выразительных средств, позволяющую детям самостоятельно создавать разнообразные танцевальные композиции. Эту систему составляют движения русского, татарского народного танца и польки, как наиболее близкие детям по образно-выразительным средствам исполнения. Среди них: разновидности качаний, притопов, танцевального шага, «каблучков» - элементов, выражающих задор, задиристость и «носочков» - элементов, выражающих легкость, изящество. А также, различные прыжки и повороты, выражающие разнообразные эмоциональные состояния и, дополняющая движения, плясовая жестикуляция. Обучение танцевальным движениям предусматривает такую последовательность: название движения и его показ педагогом, знакомство с его значением, освоение технического навыка исполнения. Называя и показывая движение, педагог сразу же поясняет детям его характер, настроение, обобщенно-образное значение, которое непосредственно зависит от характера музыки, вида и сюжетной структуры танца.
Обучение детей танцевальным движениям проводится по принципу их изменения, варьирования, которые составляет основу танцевальной импровизации. Показывая движение и объясняя технику его исполнения, следует сразу же знакомить детей с вариантами танцевальных комбинаций, т.е. как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему других элементов, уже знакомых детям по предыдущему танцевальному опыту. Такие упражнения проводятся на основе разнохарактерного музыкального материала, чтобы дети могли проследить и понять, как изменяется характер движения, его образный смысл, а также способы соединения, комбинирования с другими танцевальными элементами в зависимости от изменения характера музыки (эмоционального, ритмического, динамического). Разучив с детьми две-три комбинации движений, на их основе можно составить небольшую танцевальную композицию. Например, разученные несколько разновидностей притопов предложить детям объединить в небольшие композиции, основанные на игровом взаимодействии партнеров, типа «перепляса». Один ребенок притопывающим шагом направлялся к другому, как бы подзадоривая: «покажи, как ты умеешь плясать»; а тот «отвечает» утверждающе — «вот, как я умею!» — исполняя любой из известных притопов на выбор. Такое взаимодействие очень оживляет детское исполнение, усиливает выразительность движений. Или, например, разучив с детьми движения «гармошка», «веревочка», кружение на шаге с «припаданием», предлагаем им танцевальную композицию «Калинка» (русская народная мелодия). После того, как дети могли свободно исполнить предложенный нами вариант танца, мы предложить им изменить его, составить новый вариант на основе изменения пространственного рисунка построения. Сначала такие задания надо проводить в сотворчестве с педагогом. Объясняя детям, что такое пространственный рисунок построения танца знакомить их в доступной форме с общепринятой классификацией направлений и передвижений в танце (линиями танца, центром, диагональю, различными положениями по отношению к центру, зрителям и т.д.).
В результате такого обучения дошкольники не только освоят показанные педагогом образцы танцевальных движений, но и сами начнут придумывать на их основе новые варианты. Умение комбинировать движения развивается у детей во время проб танцевальной импровизации.
Для побуждения дошкольников к таким импровизациям использованы различные методы:
- выступление педагога перед детьми. Выразительное исполнение взрослым небольшого танца обладает силой, которая вызывает у детей желание танцевать самим.
- «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце.
В одном случае под непрерывно звучащую музыку дети танцуют вместе с педагогом, повторяя за ним движения, затем они продолжают плясать самостоятельно. В другом случае дети (по желанию) пробуют танцевать по-своему. Если же кто-то из детей не решается включиться в общую пляску, педагог может потанцевать с таким ребенком в паре, направляя его движения, или предлагает более активному ребенку оказать помощь товарищу. Использование этих методов способствует появлению у детей элементов импровизации в танце.
Чтобы дети почувствовали связь между характером музыки, ее настроением и пантомимическими движениями, выражающими определенные эмоции и чувства, вызванные восприятием музыки, предлагается игра: «Три цветка», целью, которой является развитие умения передавать характер музыки в движении. Каждый ребенок получает три карточки с изображением на них цветка с различной мимикой: радости, гнева, грусти. Прослушав музыкальную пьесу, дети поднимают те карточки, которые соответствуют характеру музыки. Следует попросить детей объяснить и охарактеризовать чувства и настроения, вызванные прослушанной музыкой.
После того, как дети научатся выразительно двигаться в образе разнохарактерных персонажей, следует приступить к творческим заданиям, направленным на овладение детьми навыками ролевого взаимодействия партнеров. На данном этапе наиболее эффективно используются такие методы и приемы:
- выразительный показ движений с объяснением его значения;
- самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения, с одновременным проговариванием - пропеванием под музыку соответствующего ему слова;
-исполнение движения в образе какого-либо персонажа.
Все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству.
Задания на развитие танцевального и игрового творчества включаются как в первую, так и в последнюю часть занятия, а результатом включения вышеуказанного материала в занятия по развитию творческой активности дошкольников является выразительное, осознанное исполнение танцев и элементарные творческие импровизации – первые шаги ребёнка к самовыражению. Сюжетные этюды помогают детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение (приложение 5).
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мира ребёнка. Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Импровизированные танцевальные композиции следует включать в досуговые мероприятия, которые имеют общую игровую тему, и двигательные композиции под музыку органично сочетаются с аттракционами, загадками, играми (приложение 6).
Заключительным этапом работы по развитию танцевального творчества является постановка музыкальной сказки, целью которой является развитие творческого воображения, умения согласовывать движения с текстом и музыкой, способности к импровизации.
На данном этапе работы особая роль отводится активизации творческого воображения как способности, включающей: быстрое вхождение ребенка в воображаемую ситуацию, умение двигаться и действовать в соответствии с характерными особенностями пластики изображаемого персонажа, умение общаться с другими действующими лицами постановки, оставаясь в «образе». Исходя из возможностей детей дошкольного возраста, структура спектакля представляет собой последовательность пантомимических и танцевальных сцен, объединенных в единую композицию ведущим, читавшим текст сценария. Работа над сказкой должна начинаться с прочтения авторской сказки и восприятия музыки, в процессе которого дети соотносят образы действующих персонажей с их музыкальными характеристиками и фрагментами музыки. Составив сценарий и записав музыкальное сопровождение, нужно предложить детям распределить роли. Поскольку на главные роли бывает несколько претендентов, то можно провести конкурс на лучшее исполнение. Так, претенденты, по очереди выступая друг перед другом, показывают свою танцевальную импровизацию, а остальные дети - зрители вместе с педагогом оценивают выступления, отмечая их эмоциональность и выразительность. Таким образом, в ходе коллективного обсуждения выбирается лучший исполнитель. Исполнителю предлагается составить небольшой рассказ, характеризующий свой персонаж, дать оценку его действиям и поступкам, что способствует формированию осознанного отношения к своей роли.
Работа над отдельными образами проходит в виде творческих заданий, как в этюдах, т.е. предлагается детям самим искать выразительные средства исполнения. В процессе поиска выразительных средств исполнения важно помочь наводящими вопросами, разъяснениями, а иногда предложить свой вариант импровизации движений для того, чтобы дети смогли самостоятельно выбрать один из них.
Для того, чтобы помочь ребенку органично войти в роль, используется следующий прием: сначала еще раз дать характеристику персонажа, включающую описание его внешности, назвать его эмоциональное состояние (т.е. проговорить вслух, что чувствует персонаж в данный момент в связи с развивающимися событиями сюжета), а затем постараться сымитировать данные чувства и эмоции, сопровождая их соответствующими выразительными движениями. Исходя из того, что на первом этапе обучения дети неоднократно проигрывают этюды и игры на воспроизведение различных эмоциональных состояний, предлагаемый прием помогает им быстро войти в воображаемую ситуацию и активизировал поиск выразительных средств для создания образа.
Работа над танцевальными сценами также представляет собой сотворчество педагога и детей. Разбирая вместе с детьми разные пластические решения танцевального действия, важно уделять большое внимание тщательному отбору наиболее выразительных физических действий, движений.
Таким образом, во время работы над музыкальной сказкой очевидна значимость предыдущей кропотливой работы над изучением пантомимических, пластических, танцевальных движений. Для детей не будет представлять трудности исполнить, например творческую пляску в сказке. Они уже не будут задумываться над технической стороной исполнения движений, все их внимание будет направлено на образное перевоплощение и выразительное исполнение (приложение 7).
Календарно – тематическое планирование
Сентябрь | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Горошинки | Цель: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации, изучение точек зала. | В.Витлин |
Игры - этюды | Птички и ворона | Цель: развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации, воображения и фантазии | А. Кравцович |
Пластические композиции | Упражнение с осенними листочками | Цель: развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости, плавности движений. | М. Ленгран |
Танцевальные композиции | Танец с шарфиками | Цель: развитие чувства ритма, координации движений | «Вальс» А. Грибоедов |
Пальчиковые игры | «Тучка» на колёсах | Цель: развитие координации речи с движением, развитие воображения. | Н.В. Нищева |
Октябрь | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Осенний листопад | Цель: развитие творческого воображения, умения заканчивать движения вместе с музыкой, импровизировать. | В.Золотарёв |
Игры - этюды | Грибочки и грибники | Цель: развитие чувства ритма, выразительности движений, способности к импровизации. | |
Пластические композиции | Облака | Цель: развитие мягкости, плавности движений рук, музыкальности, выразительности движений. | «Белые кораблики» В. Шаинский |
Танцевальные композиции | Танец с шарфиками | Цель: развитие чувства ритма, координации движений. | «Вальс» А. Грибоедов |
Пальчиковые игры | Гном | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. | Н.В.Нищева |
Развлечение | Осенние дорожки | Цель: развивать творческую активность детей. |
Ноябрь | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Зоопарк | Цель: развитие умения точно повторять и самостоятельно придумывать движения. | Т. Ломова |
Игры - этюды | Кто как передвигается | Цель: развитие выразительности движений, способности к импровизации. | Т. Вилькорейская |
Пластические композиции | Белочка | Цель: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие музыкальности, выразительности движений. | В. Шаинский |
Танцевальные композиции | Танец лесных жителей | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, умения танцевать в паре. | «В лесу родилась ёлочка» в современной обработке |
Пальчиковые игры | Весёлые зверята | Цель: развитие координации речи с движением, развитие воображения. | Н.В. Нищева |
Развлечение | Путешествие в зоопарк | Цель: развивать творческую активность детей. |
Декабрь | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Снежинки | Цель: развитие внимания, двигательной реакции, творческого воображения. | В. Моцарт |
Игры - этюды | Найди себе пару | Цель: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, способности к импровизации. | И. Гайдн |
Пластические композиции | Разный снег | Цель: Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. | Без музыкального сопровождения |
Танцевальные композиции | Танец лесных жителей | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, умения танцевать в паре. | «В лесу родилась ёлочка» в современной обработке |
Пальчиковые игры | Синий шар | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритм | Н.В. Нищева |
Развлечение | Новогодняя сказка | Цель: развивать творческую активность детей. |
Январь | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Заводные игрушки | Цель: развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения в соответствии с образом; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статичные позы. | А. Майкапар |
Игры - этюды | Плюшевый медвежонок | Цель: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения. | В.Кривцов |
Пластические композиции | Одно и то же по – разному | Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, развивать воображение, веру, фантазию. | Без музыкального сопровождения |
Танцевальные композиции | Танец с бусами | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, умения танцевать в паре. | Латышская полька |
Пальчиковые игры | Мяч | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. | Н.В. Нищева |
Февраль | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Потанцуй всем телом | Цель: формирование контроля за движениями, развитие координации движений. | Р. Шуман |
Игры - этюды | Успей передать | Цель: развитие чувства ритма, ловкости, быстроты реакции. | Д.Кабалевский |
Пластические композиции | Капитан | Цель: выражение смелости, уверенности | Без музыкального сопровождения |
Танцевальные композиции | Танец с бусами | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, умения танцевать в паре. | Латышская полька |
Пальчиковые игры | Это я | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. | Н.В. Нищева |
Март | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Составь букетик | Цель: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации, развитие умения заканчивать движение вместе с остановкой музыки. | М. Раухвергер |
Игры - этюды | Что случилось? | Цель: развитие воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. | Без музыкального сопровождения |
Пластические композиции | Волшебный цветок | Цель: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие музыкальности, выразительности движений. | Ю. Чичков |
Танцевальные композиции | Полька «Кремена» | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, умения танцевать в кругу, выполнять движения в быстром темпе. | Полька «Кремена» |
Пальчиковые игры | Мамочка | Цель: развитие координации речи с движением, развитие воображения. | Н.В. Нищева |
Развлечение | Разноцветные колпачки | Цель: Развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке в пространстве, развитие воображения и способности к двигательной импровизации. |
Апрель | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Космос | Цель: развитие внимания, двигательной реакции, творческого воображения. | А. Жилин |
Игры - этюды | Игра с мячом | Цель: развитие чувства ритма, ловкости, быстроты реакции, внимания, памяти. | Берлинская полька |
Пластические композиции | Кругосветное путешествие | Цель: выражение смелости, уверенности | Без музыкального сопровождения |
Танцевальные композиции | Танцуйте сидя | Цель: развитие чувства ритма, координации движений, способности к импровизации, адекватной оценки и самооценки. | Б. Савельев |
Пальчиковые игры | Звёзды светят | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. | Н.В. Нищева |
Май | |||
Вид деятельности | Композиция | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
Этюды – превращения | Бабочки | Цель: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации. | «Вальс цветов» П.И. Чайковский |
Игры - этюды | Волшебная палочка | Цель: развитие умения самостоятельно подбирать движения в соответствии с образом. | Без музыкального сопровождения |
Пластические композиции | Дети и природа | Цель: развитие музыкальности, творческого воображения, выразительной пластики, способности к импровизации. | О. Юдахина |
Танцевальные композиции | Танец цветов и бабочек | Цель: развитие мягкости, плавности движений рук,; развитие музыкальности, выразительности движений. | Ф. Шуберт «Вечерняя серенада» |
Пальчиковые игры | Веснянка | Цель: развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. | Н.В. Нищева |
Музыкальная сказка | Дружная семейка | Цель: развитие творческого воображения, умения согласовывать движения с текстом и музыкой, способности к импровизации |
Формы работы с детьми, родителями, педагогами
Формы работы сдетьми:
Непосредственно – образовательная деятельность (интегрированные занятия, индивидуальная работа)
Совместная деятельность вне занятий (беседы, музыкально – дидактические игры, музыкально – подвижные игры, этюды – превращения, пальчиковая гимнастика, праздники, развлечения, участие в конкурсах)
Самостоятельная деятельность (музыкально – дидактические6 игры, музыкально – подвижные игры, игры – этюды, импровизации)
Формы работы с педагогами:
-выполнение рекомендации, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребёнку;
-помогают в организации и проведении праздников и развлечений;
-создают и обогащают предметно – развивающую среду;
-руководят самостоятельной музыкально – ритмической деятельностью;
-осуществляют взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями:
В соотвеиствии с ФГОС одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного ребёнка. Именно родители должны способствовать постоянному накапливанию у детей эстетических впечатлений.Важно разбудить душу ребёнка, научить его сотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и удивляться, размышлять и творчески мыслить.С родителями должна проводиться систематическая и содержательная работа в области развтития творческих способностей дошкольников через музыкально – ритмические движения. Условно можно выделить три направления взаимодействия с семьей:
-мероприятия по педагогическому просвещению родителей (родитедьские собрания, тематические консультации, индивидуальные беседы, анкетирование);
-совместные мероприятия для родителей и детей (театрализованные представления с участием родителей в качестве героев и помощников в изготовлении атрибутов и костюмов, проведение мастер – классов);
-информационное обеспечение (информационно – тематические стенды, выставки, памятка для родителей)
Безусловно, успех развития творческой активности посредством музыкально – ритмических движений зависит в первую очередь от того, насколькот сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. Педагог должен показывать пример в играх, этюдах, танцевальных композициях, поэтому необходимо периодически совершенствовать исполнительские способности, ориентироваться на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие музыкальной культуры.
Для педагога важно владеть музыкально – ритмическим материалом не только как средством творческого и двигательного развития детей, нои как своеобразным психо тренинигом. Поскольку движения, мимика – внешние проявления внутреннего состояни ребёнка, необходимо научиться понимать и адекватно оценивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая специальные двигательные упражнения, игры, этюды. Поэтому педагог становится со временем практическим психологом, использующим спецефические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния.
Методическое обеспечение программы
- музыкальный центр (МР-3 проигрыватель);
- компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
- декорации (для проведения сюжетных занятий);
- наборы сюжетных иллюстраций;
-маски;
- костюмы;
- отличительные знаки, эмблемы, жетоны;
- грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
- атрибуты: кегли, обручи, мячи разных размеров, скакалки, платочки, шарфики, ленты, косынки и т.д.
Список литературы
1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,1967
2. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение , 1983.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 2000.
5.Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
6.Гераскина Л.А. Ожидание чуда -2. – М.,2002.
7. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и Д», 2002. – 120 с.
8.Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Музыка и чудеса. – СПб., 2000.
9. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Мы играем, рисуем, поём. – СПб.,2004.
10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ Картушина М.Ю. - М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 192 с.
11.Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD. - СПб.Детство – пресс,2013.
12. Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр. 16.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников //Дошкольное воспитание. – М, 1996. - №5.- С. 21-27.
13.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 272 с.
14.Суворова Т. Танцевальная ритмика 1,2. – СПб,2005.
15. Тюрин Н., Аверкин С. Самомассаж. СПб. ЛОИРО, 1997.
16.Фирилева, Е.Г.СайкинаТанцевально – игровая гимнастика для детей. – СПб.,2003.
17. Шевченко Ю. С. Музыкотерапия детей и подростков. М., Просвещение 1995г.
Приложение 1
Методика определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента
Музыкально-ритмическая координация.
Цель: выявление уровня умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
1) дать ребенку платочек в правую руку и попросить под музыку одновременно топать правой ногой и взмахивать вверх платочком. Играть музыку нужно, делая акцент на первую долю.
Репертуар: «Ах, вы сени, мои сени»русская народная песня; «Русский хоровод» Т.Ломова
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 – не справился с заданием;
2 – справился с заданием с ошибками;
3 – справился с заданием.
Эмоциональность.
Цель: выявление уровня эмоционального развития детей при помощи различных заданий.
Изобразить эмоциональные состояния человека под определенную музыку. Ребенок должен изобразить ту эмоцию, которая, по его мнению, выражает данная музыка. По возможности, изобразить эмоции не только на лице, но и в движении.
Репертуар: «Осенняя песня» П. Чайковский; «Парень с гармошкой» Свиридов
Рассказать стихотворение с выражением.
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 – не справился с заданием;
2 – выполнил задания только при помощи мимики, либо только при помощи движения;
3– справился с заданием, использовал для выполнения задания и мимику и движения.
Творческая импровизация передачи игрового образа .
Цель: выявление уровня способности к импровизации в игре.
Репертуар: «Мышка в огороде» Е.Кузнецова; «Теремок» музыка по выбору музыкального руководителя
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 - в играх ребенок не умеет действовать самостоятельно, выполняет движения не выразительно, не умеет использовать знакомые элементы танцевальных движений;
2 - ребенок выполняет движения не достаточно выразительно, действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов;
3 - ребенок умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, не подражая другим детям, творчески использует танцевальные элементы.
Творческая импровизация в свободной пляске.
Цель: выявление умения самостоятельно придумывать движения к танцам, способности к импровизации, проявление инициативы.
Репертуар: «Потанцуем весело» И. Штраус; «Вальс» Ф. Шаймарданова
Применяется трехбалльная шкала оценок:
1 - ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировке песен, хороводов;
- -ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов;
3 - ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве.
Высоким результатом творческой активности детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
Приложение 2
Этюды – превращения
«Космос»
Цели: развитие внимания, двигательной реакции, творческого воображения. Дети встают в круг взявшись за руки и подняв их двигаются по кругу («черная дыра»). Несколько детей («космические корабли») двигаются за кругом и в кругу. Когда музыка становится громче, «черная дыра» старается поймать «космические корабли», сужая круг.
«Бабочки»
Цели: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации, изучение точек зала.
Дети импровизируют в образе бабочек. С остановкой музыки они «опускаются на цветок» в направлении, заданном педагогом.
«Составь букетик»
Цели: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации, развитие умения заканчивать движение вместе с остановкой музыки.
Дети импровизируют распускание и танец цветка. Когда музыка останавливается, собираются все в один букет.
«Зоопарк»
Цели: развитие умения точно повторять и самостоятельно придумывать движения.
Дети встают в круг. Один ребенок в центре показывает движениями любого животного. Все повторяют эти движения. С остановкой музыки называют показанное животное.
«Осенний листопад»
Цели: развитие творческого воображения, умения заканчивать движения вместе с музыкой , импровизировать.
Дети закрывают глаза и представляют себя разноцветными листочками, кружащимися под музыку. Открыв глаза, импровизируют танец листьев. В финале плавно опускаются на пол.
«Заводные игрушки»
Цели: развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения в соответствии с образом; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статичные позы.
Музыка звучит – игрушки танцуют. Музыка останавливается – игрушки встают в коробочки и замирают в статичных позах.
«Потанцуй всем телом»
Цели: формирование контроля за движениями , развитие координации движений.
Звучит веселая музыка. Педагог называет, чем танцевать. Например, « носиком +правым локтем +коленями»
«Деревянные и тряпичные куклы»
Цели: развитие умения придумывать движения в соответствии с заданным образом и двигаться под музыку своего персонажа.
Дети делятся на деревянных кукол и тряпичных. У каждых своя музыка. Танцуют, услышав свою музыку. Потом меняются .
«Волшебная палочка»
Цели: развитие умения самостоятельно подбирать движения в соответствии с образом.
Один ребенок («волшебник») взмахивает волшебной палочкой и превращает других ребят в кого хочет, и они под музыку танцуют в этом образе. «Волшебник» передает палочку тому, чей танец ему больше понравился и тот становится «волшебником».
Приложение 3
Игры – этюды
«Птички и Ворона» муз. А. Кравцович.
Цель: развитие музыкальности, выразительности движений, способности
к импровизации, воображения и фантазии.
Перед игрой по залу раскладываются обручи по количеству детей.
Описание движений:
Музыка А
Выбегают Птички (импровизация под музыку) – летают, клюют зёрнышки, прыгают.
Музыка В
Появляется Ворона, Птички прячутся в «домики» - свободные обручи, присаживаются на корточки. Ворона ходит по полянке, тоже ищет зёрнышки и всматривается в «домики», где притаились Птички.
Ведущий забирает 2-3 обруча.
С повторением музыки движения повторяются.
На музыку В
Птички снова прячутся в «домики» - свободные обручи, но все хватает места, поэтому только самые быстрые занимают «домики», а остальные садятся на стульчики, выходят из игры.
Игра повторяется несколько раз.
«Плюшевый медвежонок» музыка В. Кривцова
Цель: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.
Описание движений:
Вступление: встать на четвереньки, « превратиться в Мишку».
1 фигура
Запев: ходьба на четвереньках в свободных направлениях.
Припев:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч во второй обратной позиции, руки перед грудью.
1 фраза: на слова «Я добрый Мишка плюшевый» 4 раза топнуть правой ногой;
2 фраза: на слова « Игрушечный медведь» то же левой ногой;
3 фраза: на слова «послушайте» поднести правую руку к правому уху;
4 фраза: на слова «послушайте» левую руку к левому уху;
«как я умею» показать на себя обеими руками;
«петь» Вытянуть руки вперёд.
Припев: «Ры – ра–ры – ру» раскачиваться из стороны в сторону, затем перейти на топот в такт музыке.
2 фигура
И.П. – лёжа на спине, обхватить согнутые в коленях ноги (в группировку)
Качание на спине в разных направлениях.
Припев: те же движения.
3 фигура
1 фраза – кружение на шагах вперевалочку;
2 фраза - в другую сторону;
Припев: движения повторяются.
Заключение
«Мишка кашляет» - похлопать себя по груди;
В конце сесть на пол, ноги врозь.
Приложение 4
Пластические композиции
«Упражнение с осенними листочками» М. Легран
Цель: развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости, плавности движений.
Педагог предлагает детям представить прогулку по осеннему парку, важно почувствовать прозрачность воздуха, красочность и запах осенней листвы.
Описание движений
Вступление: Фея осени разбрасывает листья по залу.
1 фигура
Музыка А
Дети по одному гуляют по залу, собирают осенние листочки, взяв листок. Двигаются в свободном направлении (на носках, мелким шагом), импровизируя под музыку.
Повторение музыки А
Дети двигаются по кругу, выполняя импровизационные движения руками.
Музыка В
И.П. – стоя в кругу;
1 такт – слегка присесть, спрятаться за листья «ширмочка»;
2 такт – шаг назад, руки спрятать назад;
3 такт – повторение движений 1 такта;
4 такт – кружение с импровизационными движениями рук.
2 фигура
Музыка А
Дети с листьями ходят врассыпную по залу.
Музыка С
И.П. – стоя лицом к зрителям.
Дети выполняют импровизационные движения.
Музыка В
Повторение движений, описанных на музыку Вв первой фигуре, лицом к зрителям.
Музыка А
Ходьба врассыпную на носках, постепенно найти себе пару.
Музыка С
Кружение в парах «звёздочкой», соединив правые руки.
Заключение
Остановиться и «застыть» в любой красивой позе (импровизация)
«Песенка о лете» Е. Крылатов
Цель: развитие способности к импровизации, координации движений.
Описание движений
И.П. – дети, держась за руки, стоят по кругу.
Запев: бег по кругу;
Припев: на «ля-ля-ля» - остановиться, правую руку под козырёк – посмотркть вдаль, то же левой рукой.
1 куплет
Запев: дети энергично идут шагом с «каблучка», правая рука согнута в локте «держим сачок»
Припев: те же движения.
Проигрыш: импровизация движений в соответствии с характером музыки:
2 куплет
Запев: широкий бег по кругу.
Припев: те же движения.
3 куплет
Запев: прыжки на двух ногах, как «лягушки»
На слова «и танцуют бабочки – подружки» - разбегаются в свободном направлении. С концом музыки останавливаются в разных позициях (импровизация).
Приложение 5
Танцевальные композиции
«ТАНЕЦ С ШАРФАМИ» «ВАЛЬС» МУЗ. А. ГРИБОЕДОВА
В танце участвуют девочки и мальчики. У каждого ребёнка в обеих руках один газовыйшарфик.
Вступление:
1-2 такты - Дети стоят по большому кругу в центре зала. Мальчики
во внутреннем кругу, правым плечом к центру, а девочки вовнешнем кругу, левым плечом к центру. Газовые шарфы находятся перед собой.
И. п. ног: Пятки вместе, носки врозь.
И. п. рук: обе руки опущены вниз. Шарфик в обеих руках.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА:
3 – 10 такты:
дети поднимаются на носки и на лёгком беге, двигаются противоходом по кругу. Мальчики по внутреннему, а девочки
по внешнему кругам.
Дети пробегают один раз по кругу и на окончание 10 – го такта,
останавливаются напротив своего партнёра. Девочка и мальчик
поворачиваются лицом друг к другу.
11 - 18 такты:
И. п. ног: дети поднимаются на носки.
И. п. рук:
Правые руки обеих партнёров поднимаются вверх и соединяются,
чуть касаясь. Левая рука обеих партнёров чуть опущена вниз, держа шарф наискосок в натянутом положении. Дети поднимаются на носки и кружатся на месте вправо по маленькому кругу (2 раза).
На окончание 18 – го такта, дети останавливаются напротив
друг друга: мальчик во внутреннем кругу, лицом в центр, а девочка во внешнем кругу, лицом в центр. Руки с шарфом опускают вниз.
19 – 20 такты:
мальчики на лёгком беге двигаются в круг, сужая его.
Прямые руки с шарфами постепенно поднимаются перед собой
вверх и в самом центре круга, они находятся вверху, соединяясь с шарфами других мальчиков.
21 – 22 такты:
девочки на лёгком беге двигаются в круг между мальчиков, сужая его. Прямые руки с шарфами постепенно поднимаются перед собой вверх и в самом центре круга, они находятсявверху, соединяясь с шарфами других девочек.
В это время, мальчики расширяют круг, двигаясь на свои места,спиной вперёд. Прямые руки опускаются перед собой сверхувниз.
23 - 24 такты:
мальчики на лёгком беге двигаются в круг, сужая его.Прямые руки с шарфами постепенно поднимаются перед собойвверх и в самом центре круга, они находятся вверху, соединяясь с шарфами других мальчиков.
25 - 26 такты:
девочки на лёгком беге двигаются в круг между мальчиков, сужая его. Прямые руки с шарфами постепенно поднимаются перед собой вверх и в самом центре круга, они находятсявверху, соединяясь с шарфами других девочек.
В это время, мальчики расширяют круг, двигаясь на свои места, спиной вперёд. Прямые руки опускаются перед собой сверхувниз.
27 – 34 такты:
девочки, находясь во внутреннем кругу, поворачиваются правым плечом в центр, и поднимая правую рукувверх, образовывают «Звёздочку». Левая рука располагаетсячуть ниже, натягивая шарф по косой. Девочки двигаются на
носках по маленькому кругу.Мальчики, в это время, поднимаются на носки и кружатся наместе вправо.
На окончание 34 – го такта, девочки останавливаются в «Звёздочке». Вес тела переносят на правую ногу, отставляя левуюна носок влево – в сторону. Мальчики останавливаются, делаяшаг правой ногой в сторону девочек и перенося вес тела на этуправую ногу. Левая рука отпускает шарф и отводится чутьназад. Правая рука с шарфом направлена в сторону девочек,
т. е. в центр круга.
«ТАНЕЦ С БУСАМИ» ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА
Дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу. У всех на шее одеты бусы.
1фигура
Музыка А:
1 такт – мальчики протягивают руки девочкам
2 такт – девочки хлопают по их рукам и отворачиваются
3-4 такт – мальчики оббегают девочек
5-8 такт – движения повторяются.
Музыка В:
1-4 такт – меняются бусами
5-8 такт – кружатся «лодочкой».
2 фигура
Музыка А:
1 такт – девочки кладут правую руку на левое плечо мальчиков
2 такт – девочки кладут левую руку на правое плечо мальчиков
3 такт – мальчики кладут правую руку на талию девочкам
4 такт – то же левой рукой
5-8 такт – вместе выполняют «пружинку».
Музыка В:
1-8 такт – дети парами бегут по кругу.
3 фигура
Музыка А:
1-2 такт – выполняют «ковырялочку»
3-4 такт – выполняют двойной перетоп
5-6 такт – то же.
Музыка В:
1-8 такт – кружатся «лодочкой»
Заключение – обнимаются.
Приложение 6
Развлечение «Разноцветные колпачки»
Цель:
Развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке в пространстве, развитие воображения и способности к двигательной импровизации.
Задачи:
Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Развивать внимание, память, творческое воображение.
Преодолевать двигательный автоматизм.
Развивать зрительную и двигательную реакцию детей на световые, вербальные, зрительные сигналы.
Воспитывать самостоятельность детей в выполнении упражнений
Оборудование:
фонарики, карточки со схемами, коврик-«солнышко», сундучок,
шапочки гномов, детские музыкальные инструменты: колокольчики, трещотки, бубенцы, маракасы, бубны.
Ход развлечения:
Дети под музыку входят в зал, становятся в две колонны – мальчики и девочки.
Приветствие-поклон.
Музыкальный руководитель.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Сейчас мы с вами полетим под музыку. Если музыка остановилась, значит, на пути какое-то препятствие. Вы увидите схему и так же построитесь.
Упражнение на перестроение в пространстве.
Дети двигаются врассыпную, в соответствии с музыкальным сопровождением (легкий бег, подскоки). С окончанием музыки строятся в соответствии со схемой (круг, колонна, 2 круга, 2 колонны)
Музыкальный руководитель.
Ребята, посмотрите, мы попали в гости к каким-то сказочным героям. Я вам помогу. Слушайте загадку.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот,
Ну, а в этой сказке – семеро
Разных гномиков живет.
Но посмотрите, гномов нет, здесь только их колпачки. Да они все разного цвета! Как вы думаете, почему? (наверно потому, что у гномов разные характеры) Ой, а здесь есть записка. Читает:
«Наши колпачки волшебные. Если надеть колпачок, то можно узнать, кто его хозяин. Узнать, что говорят колпачки, может только тот, кто съест волшебную конфету»
Так как конфета одна, а нас много, пусть ее съест Ольга Александровна. (воспитатель ест конфету и надевает первый колпачок)
Воспитатель.
Этот колпачок ( красный) носит гном Весельчак. Он очень любит играть в веселые игры. Вот и мы сейчас поиграем.
Игра «Запомни движение»
Дети строятся в две линии. М.р. с детьми определяют , какие движения они будут выполнять на каждый счет:1, 2, 3, 4. Затем под музыку выполняют движение по команде воспитателя. По порядку, в обратном порядке, вразнобой.
Музыкальный руководитель.
Чей следующий колпачок (оранжевый)?
Воспитатель.
Это гном Здоровяк. Он очень следит за своим здоровьем. Как можно следить за здоровьем?
Музыкальный руководитель.
Мы тоже сейчас выполним с вами массаж.
Игровой самомассаж.
Дети садятся на пол.
Да-да-да-да потереть руки друг о друга.
Наступили холода.
Да-да-да-да мягко гладят ладошками по шее сверху вниз.
Превратилась в лед вода.
Ду-ду-ду-ду массируют крылья носа.
Поскользнулась я на льду.
Ду-ду-ду-ду растирают ладонями уши.
Я на лыжах иду.
Ды-ды-ды-ды приставить ладонь ко лбу «козырьком» и двигать
На снегу есть следы
Ды-ды-ды-ды гладят по часовой стрелке живот
Где найти в лесу еды
Ди-ди-ди-ди гладят ноги
Ты по снегу иди.
Музыкальный руководитель.
Наверно пришло время узнать, кто же следующий (зеленый колпачок)?
Воспитатель.
Это гном Ворчун. Он ворчит на гномов, если они не приходят домой вовремя. Чтобы их позвать, он сигналит фонариком. Давайте мы тоже поиграем с фонариком.
Игра с фонариками.
Дети двигаются под музыку разного характера, изображая движением игровой образ (гном веселый, грустный, бодрый). Во время музыки начинает мигать фонарик. Нужно собраться около него.
Музыкальный руководитель.
Надеваем следующий колпачок (голубой).
Воспитатель.
Это гном Плясун. Он каждый вечер собирает гномов и разучивает с ними танцы.
Музыкальный руководитель.
Сейчас мы тоже будем танцевать.
«Танец гномов».
Музыкальный руководитель.
Вот фиолетовый колпачок.
Воспитатель.
Его носит гном Соня. Он очень любит спать, и остальные гномики, чтобы ему не мешать, стараются не шуметь.
Музыкальный руководитель.
Гномы любят играть на музыкальных инструментах, но при этом стараются не разбудить Соню. Мы поиграем с вами в игру
«Кто тише передаст музыкальные инструменты»
Дети строятся в две колонны, у каждой команды - набор шумовых инструментов: бубен, маракас, бубенцы, трещотка, колокольчик. Нужно передавать инструменты друг другу, последний складывает их в линию. Чья команда быстрее и тише передаст, играет под музыку своим оркестром.
Музыкальный руководитель.
Теперь следующий колпачок (синий).
Воспитатель.
Гном Шалун. Он очень любит веселые подвижные игры!
Музыкальный руководитель.
Я даже знаю, в какую игру мы можем с вами поиграть.
Игра «Сороконожка».
Дети строятся в две колонны и выполняют движения по тексту.
Мчится утром по дорожке
Быстрая сороконожка. - Стоя, двигают кистями рук.
Громко ножками стучит
По делам она спешит. - Топают правой ногой.
Зацепилась за пенек, - Встряхивают кистями рук
И подняла сорок ног. - Поднимают руки вверх.
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,по - 3 хлопка справа и слева.
Вот какая чепуха. - Кладут руки на плечи впереди стоящему.
Далее под музыку двигаются «паровозиком» в любом направлении. Падают- рассыпаются. С окончанием музыки должны встать и быстро найти свое место.
Музыкальный руководитель.
Все колпачки закончились, а значит, и закончилась сказка. Какие же гномы оставили свои колпачки? (Дети перечисляют) Они вам ничего не напоминают? Правильно, радугу. Но мне кажется, что здесь не хватает какого-то цвета (желтого)… Да, желтый колпачок носит гном Малыш и он всегда забывает его снимать. Но, смотрите, вместо колпачка он оставил нам солнышко, которое поможет нам вернуться в детский сад. Какое оно? (ответы детей: теплое, ласковое, нежное, яркое)
Теперь ложитесь головой на солнышко. Представьте, что вы - его лучики. По вашему телу разливается нежное, доброе, ласковое тепло весеннего солнышка.
Релаксация под музыку.
Музыкальный руководитель.
Прошу вас построиться на поклон. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
Поклон. Дети выходят из зала под музыку.
Приложение 7
Музыкальная сказка «Дружная семейка»
Цель:
развитие творческого воображения, умения согласовывать движения с текстом и музыкой, способности к импровизации
Ведущая:
Дело было как – то летом,
Может быть и прошлым летом.
У лесной опушки,
В старой деревушке
Жили-были, не тужили
И хозяину служили,
Разные, но дружные
Домашние животные.
Кошка.
Я мурка – мягкие лапки,
А в лапках – цап – царапки.
Ушки остренькие
Хвост пушистенький.
Утром встану руки вверх
Оглянусь, ладонь к глазам, повороты в стороны
Выгну спинку, потянусь. прогнуться, потянуться.
Тихо, мягко я хожу. на носочках, вперёд, «лапки» с плечом
Я такая - вам скажу
Гусь.
А со мной – то вы знакомы? топающим шагом, руки внизу ладони в сторону.
Если нет – то познакомлю.
Здравствуйте – наклон вперёд
Я гусь Гуськов. правую руку на грудь, затем левую
Посмотрите я каков. повороты в сторону, руки на поясе
Шея длинная, запрокинуть голову
Перья белые. наклоны в сторону с поднятием руки
Лапки красные тянем носок, колено – высоко поднять
Сам весёлый я. подпрыгнуть
Петух.
Жил да был со всеми вместе ходьба с высоким подниманием колена
Петушок – горластый Петя взмахи обеими руками вверх-вниз
В сапогах, хвост расписной. прыжок, расставить ноги
Ах, какой я удалой. подскоки вокруг себя
Баран.
Познакомьтесь - выходит вперёд
Я Баран. 3 прыжка с продвижением вперёд
Я всегда ношу кафтан. руки на поясе, повороты туловища
Из-за мягкой, тёплой шерсти «фонарики сверху вниз»
У хозяина в почёте. наклон вперёд
Свинка.
Тётя свинка я – Миланья выбегает на носочках
И красива и стройна я. повороты туловища с приседанием
Долго не могу быть здесь. наклоны в стороны
У меня ведь деток шесть. показ на пальцах
Бык.
Я бычок – Быковский Боря. ноги на ширине плеч, идёт вразвалочку
Нет сильнее меня зверя. руки в кулачки, к плечам
А в хозяйстве я работник ноги на ширине плеч
И хозяину помощник руки на пояс
А рога мои, как вилы с «рогами» идёт вперёд
Ну – ка, подойди кто смелый. 1 рука на поясе , др. вперёд и работа кистью.
Ведущая:
Вот во двор все выходили
Там о чём - то говорили.
Захотелось им резвиться,
Поскакать и веселиться.
Игра «Ищи» латышская полька
Хозяин:
Ну . . . довольно вам играть.
Пора ворота закрывать.
Все идите по местам,
Злой волк бродит по лесам.
Я сейчас вас накормлю
И водички вам налью.
Ведущая:
Вот спокойно ночь прошла
И за тёмный лес ушла
Солнце просыпается,
Утро начинается.
Петух:
Первым я всегда встаю ходьба с высоко поднятым коленом
Громко, громко запою. взмах руками вправо-влево
Кукареку-кукареку, потянуться на одной ноге вправо, затем влево,
Кукареку-кукареку. ладони поднести ко рту.
Гребешок свой я поправлю показ
Хвост нарядный свой расправлю показ
И надену я сапожки, показ
Гордо топать по дорожке.
ходьба по кругу с взмахами рук
Гусь:
Долго я сидел в гнезде идёт вперевалочку
Поразмять бы лапки мне высокое поднимание колен
День зарядкой начинаю приседание
Шею к верху поднимаю показ
Га-га-га, га-га-га взмахи рук с поворотами туловища
Я красивый? Да-да-да. наклон туловища, шею тянем
А потом иду купаться ходьба по кругу, взмахи рук
В речке плавать, кувыркаться круговые махи руками
А ещё могу летать лечь, 1 колено согнуть, др.положить сверху
Песни петь и танцевать,
Га-га-га, га-га-га, взмахи рук с поворотами туловища, топанье
Я красивый? Да-да-да. наклон туловища, шею тянем, руки в стороны
Баран:
Я весь белый и кудрявый, выходит, кружась вперёд
Я сердитый и упрямый. руки в бока, нахмуриться
По лугам ходить охота, идёт широким шагом
Эй, откройте мне ворота! топает ногой, руки в стороны
У меня крутые рожки показ
Бью копытцем по дорожке. показ
А в хлеву так тесно здесь обнять себя
Я боюсь испортить шерсть. погладить себя
Бык:
С песней утро я встречаю взмахи обеими руками вверх
«Му» да «му» повороты туловища
И головкой я качаю показ
«Му» да «му»
И хвостом машу я смело покачивание бёдрами
Вверх и вниз, руки вверх, вниз
И в право, влево, правая рука в сторону, затем левая
И гуляю по лугам, приставной шаг в сторону
Много свежей травки там. показ
Свинка:
Я хочу ещё поспать потянуться
И немного полежать. лечь на бок
Я спокойна и нежна, лечь на спину
Я ленива и стройна, лечь на др. бок
Не тревожьте вы меня лечь на живот, голову подпереть руками
Похудеть боюсь ведь я. встаёт
А в корытце пусто, наклон вперёд, показ
Я люблю, есть вкусно! поглаживание по животу
Хозяин:
Тише, тише, не шумите,
Кошку Мурку не будите
Кошка:
Я всю ночку не спала, потягивание на носочках
На охоте я была. сжатие поочерёдно кистей рук
Там в ларце под крышкой прыжки в сторону на носках
Я поймала мышку. хлопок в ладоши.
Хозяин:
Вот за это кошечке
Дам сметаны в плошечке
Мягкий коврик постелю,
Очень я тебя люблю!
Ведущая:
Вот во двор все выходили,
Там о чём-то говорили.
Захотелось им резвиться,
Танцевать и веселиться.
Танец – игра « Найди себе пару»
Хозяин:
Вот что я теперь скажу,
На базар я ухожу,
Все идите по местам
Я вернусь к пяти часам.
Ведущая:
И ушёл он на базар,
Смирным быть всем приказал,
На засов закрыть забыл,
Видно, старый уже был.
Лиса:
Я - лисица, я – сестрица, крестным шагом, протягивая «лапки»
Чем – нибуд бы поживиться
Ближе подойду к воротам
Стану слушать: есть там кто – то? приложить ладонь к уху
Волк:
Ах, ты хитрая, вот где!
Я ищу тебя везде!
Первым я хочу войти!
От меня им не уйти!
Медведь:
Погодите, погодите,
Вы медведю уступите!
Самый сильный я в лесу,
Я их быстро разнесу!
Ведущая:
Что – то шумно стало вдруг,
Громко закричал петух,
И захрюкала свинья:
«Братцы! Мы одна семья!»
«Уходите прочь от нас!
Мы ведь не боимся вас!»
Ведущая:
Тут же волк, медведь, лиса
И пустились в леса
Вот хозяин воротился,
За ворота извинился.
И пошли они резвиться,
И плясать, и веселиться!
Все:
Победила дружба!
Будем жить мы дружно!
Песня «Я хочу, чтоб птицы пели…»В. Пьяньков