Технологическая карта занятия «Радость» по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии
Тема: «Радость»
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.
Развивающие: Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, жестах, в этюдах.
Воспитательные: Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Планируемый результат: дети имеют представленияо чувстве радости, умеют выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Выражают положительные чувства и эмоции через улыбку, понимают эмоциональное состояние другого человека. Умеют создавать сказку на песке по тексту,определять настроение.
Подготовительная работа: чтение эмоциональных сказок Алябьевой Е.А., рассматривание картин.
Оборудование: Демонстрационный материал: игрушки котенок и солнышко, мешочек, мелкие игрушки для песка, лист бумаги А3, клей.
Раздаточный материал: лотки с песком, цветные бумажные платочки и полоски, карточки с эмоциями.
№ | Этап занятия структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | ||
Вводная часть Организационный момент. | Упражнение «Солнышко» Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Я предлагаю вам встать в круг. - Сегодня к нам в гости пришло солнышко - Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) - Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга) - Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки) - Доброго дня тебе пожелало! (Прижать ладони к груди) - Солнце это свет, тепло, радость, хорошее настроение. Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку. Я, очень рада, что вы одарили улыбкой друг друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ. И от этого на душе, становится теплее. | Дети встают в круг и выполняют упражнения по тексту
| Положительный настрой на предстоящую деятельность.
| |
| Мотивационно-целевой этап: Проблемно-игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
| Упражнение « Мешочек настроений» - Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Я предлагаю выбрать цветные платочки, которые соответствуют вашему настроению. - Дети выбирают платочки. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик. - Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ. Она у каждого бывает, Кто про невзгоды забывает. Ты хочешь петь и веселиться, Ей можно с другом поделиться, Она - любимая, как сладость. Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ). - Ребята, сегодня я шла по улице и встретила котенка, он был очень грустный. Я спросила: - Почему ты такой грустный? А он сказал: - Я не знаю. - А почему ты не радуешься? - А я не знаю как это, что значит радоваться? | -Хорошее настроение - Радость Дети фиксируют цель: научить котенка понимать чувство радости и уметь его показывать.
| Проявляют желание помочь
|
| Проектирование решений проблемной ситуации | - Ребята а мы можем котенку помочь? - А как? Педагог обсуждает варианты ответов с детьми.
| Обсуждается вопрос: как мы сможем помочь По итогам обсуждения составляется совместный план: 1.рассказать что такое радость 2.показать как выражается радость 3. сделать подарок котенку. | Дети могут планировать предстоящую деятельность |
| Деятельностный этап: Актуализация знаний | Чтение стихотворения «Про пана Трулялинского» Описание: Психолог читает детям стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялинского». Кто не слышал об артисте Трал ис лаве Трулялинском! А живет он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тетка ― Трулялетка, И дочурка ― Трулялюрка, И сынишка ― Трулялишка, И собачка ― Трулялячка. Есть у них еще котенок, По прозванью Труляленок, И вдобавок попугай ― Развеселый Труляляй!.. После прочтения стихотворения проходит обсуждение. Вопросы для обсуждения:
А теперь попробуйте изобразить радость на своём лице. Что для этого надо сделать? | Дети слушают стихотворение. Обсуждают стихотворение, отвечая на вопросы. Примерные ответы детей: - Настроение было хорошее, веселое. - Настроение у девочки веселое. - Девочка смеется и улыбается. - Надо улыбнуться.
| понимают эмоциональное состояние другого человека. Выражают положительные чувства и эмоции через улыбку.
|
| «Открытие» детьми новых знаний, способа действий
| Беседа о радости Психолог предлагает продолжить предложения: Когда я радуюсь, я … Я радуюсь, когда вижу ... На, что похожа радость?... Как можно порадовать человека?
Игра «Повторюшки» Ребята, но настроение не всегда может быть радостным. Какое еще бывает настроение? Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в увлекательную игру. (Детям раздаются карточки с различными эмоциями). Вы должны будете изобразить настроение, а мы будем отгадывать. | Примерные ответы детей: -улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою… -подарки, маму, торт, конфеты, игрушки… -Радость – похожа на салют, катание на санках, на праздник…. -подарить подарок, обнять, поцеловать и т.д.
Примерные ответы детей: - настроение бывает грустным, не веселым,злым. Дети смотрят на карточки, изображают по очереди настроение, а другие дети отгадывают. | дети имеют представления о чувстве радости. умеют выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. |
| Включение новых знаний в систему знаний | Этюд с использованием пескотерапии "Мальчик, который хотел порадовать свою маму" Психолог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку: "Жил-был на свете маленький мальчик. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок. Однажды мальчик ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный мальчик потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А мальчик тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость". После сказки психолог задает детям вопросы: - Что сделал мальчик? А для чего он это сделал? – Ребята, у вас нас столах смайлики с разным настроением, выберите тот какое настроение у вашей сказки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В завершении можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека. | Дети слушают сказку и воплощают ее на песке.
Дети отвечают на вопросы. Примерные ответы детей: - мальчик помог маме, помыл посуду. - Чтобы помочь маме и ее порадовать. Дети выбирают смайлики, соответствующие настроению своей сказки. | Умеют создавать сказку на песке по тексту,определять настроение.
|
| Рефлексивно-оценочный этап
| Упражнение "Собери солнышко" Ребята, у меня много цветных полосок. Выберите себе полоску, которая подходит вашему настроению. Посмотрите, какой у меня есть круг (круг с эмоцией радости), а на что он похож? А ваши полоски на что похожи. (На лучики). Я предлагаю вам сейчас собрать солнышко. А присоединяя лучик, каждый из вас скажет, что ему понравилось сегодня на занятии и что вы узнали нового. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось? (Радостное). Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание? Давайте изобразим радость и улыбнемся друг другу. - Сегодня мы узнали о радости. Скажите, радоваться – это хорошо, или плохо? Как, можно создать себе хорошее настроение? – Ребята, посмотрите, наш котенок улыбается. Значит он какой? Как вы думаете, вы научили его радоваться? Котенок мне сказал, что вы научили его радоваться и веселиться. Он очень вас за это благодарит. Теперь он никогда не будет грустить. Я предлагаю вам подарить наше солнышко котенку, чтобы он никогда не забывал о вас и как радоваться. Согласны? Ребята, вы молодцы, хорошо позанимались и помогли котенку.Я вам желаю «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».
|
Примерные ответы детей: -Круг похож на мяч, на солнце. -Полоски похожи на лучики. - Мне понравилось делать сказку на песке, показывать настроение, стихотворение, помогать котенку. - Мы узнали, что такое радость и как ее показать. Как можно порадовать другого человека. -Солнышко получилось радостное, веселое. -Испытывали чувства веселые, радостные. Радоваться хорошо. -Вспомнить маму и папу, веселую сказку или мультфильм, подарить подарок, сделать что-нибудь хорошее. - Котенок радостный. -Да. - Да, согласны. | Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку. |