Классный час "Семейные ценности"
Предварительный просмотр:
Классный час «Семейные ценности. Настоящее и прошлое»
Цель классного часа: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.
Задачи:
- воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
- возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;
- развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;
- воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;
- установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.
Формы проведения: викторина, игра, беседа, диспут.
Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки детей, журналы (для создания коллажа).
Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем классном часе.
1 стадия. Вызов.
На классном часе желательно рассмотреть следующие вопросы:
Учитель раздаёт 7-8 учащимся вопросы на которые они отвечают:
Зачем семья человеку?
- Что такое «отчий дом»?
- Какие семейные ценности наиболее важны?
- Когда появляется готовность создать семью?
- Почему в семье появляются конфликты?
- Кто и за кого отвечает в семье?
- Почему родительский дом называют началом начал?
- Легко ли воспитывать детей?
- Когда нужен родительский контроль?
- Существует ли сегодня проблема отцов и детей?
- Здоровая семья: какая она?
- Легко ли быть родителями?
- Как сделать родителей счастливыми?
- Как выразить свою любовь к родителям?
- Как научиться не огорчать близких?
- Как научиться понимать настроение родителей?
- Почему каждая семья счастлива по-своему?
- Кто в семье главный?
- Почему говорят: «Мой дом – моя крепость»?
- В ответе ли дети за родителей?
Ребята, скажите, пожалуйста, какой теме посвящен сегодняшний классный час?
Тема нашего сегодняшнего заседания: «Семейные ценности. Настоящее и прошлое».
Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.
Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.
2 стадия. Осмысление.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями, семейными традициями прошлого и настоящего. И вы, ребята, сев за эти столы, автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и настоящего.
Итак, русская народная пословица гласит:
«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».
1 сценка. «Наказание – безнаказанность».
Входит учитель.
Учитель: Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (Показывает «А»).
Сидор: Аз.
Учитель: А это? (Показывает «В»). Ну-ка, отвечай, Степан.
Степан: Буки.
Учитель: Правильно.
Дети начитают шалить.
Учитель: Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел. (Берет за ухо, Тимошка кричит: «Ай-Ай-Ай!») Иди-ка сюда. Читай азбуку.
Тимошка: Аз, буки….буки… (утирает нос рукой).
Сидор подсказывает: Веди.
Учитель: Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь? (Подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму-разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же.
Эта сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 140 лет отделяет нас от того времени, когда «мудрено было прожить в Московском государстве без битья», когда через многих, по выражению поэта, «прошли леса дремучие». Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения – от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами.
В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США.
Обсуждение в группах 2 минуты «Нужны ли наказания в семье и школе?». Обсуждение в классе 2-3 минуты.
Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог.
Следующая тема для обсуждения – пословица: «Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна». Тема: «Бабушкино воспитание или детский сад?»
Следующую тему мы предварим пословицей: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
2 сценка. «Семейная трапеза».
За стол усаживается отец.
Отец: Ну-ка, мать, собирай на стол.
Мать: Сейчас, сейчас. (Вынимает чашку из печи, девочки помогают – ставят всё на стол.) В это время мальчишки стучат ложками.
Отец: Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол.
Мать: Угощайтесь, чем бог послал.
Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству.
Отец: Хороши щи. Ох, вкусны.
Один лезет ложкой вперед отца.
Отец: А ты куда вперед батьки (бьёт ложкой по лбу)?
Сын: За что, тятя?
Отец: Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужон.
Обсуждение в группах 2 минуты «Зачем нужен порядок в семье?»
Обсуждение в классе 2 минуты.
И заключительная тема. Начнем с пословицы: «Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума».
4 сценка. «Мама – домохозяйка или мама – бизнес-леди?»
Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов).
– Сынок, ты дома?
– Да, мам.
– Сынок, ты кушал?
– Да, мам.
– Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал. Сынок, как дела в школе?
– Хорошо, мам.
– Уроки сделал?
– Да, мам.
– Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы). Звонок мобильного телефона.
– Да. Да…Хорошо. Сейчас приеду.
Выключает трубку, смотрит на часы.
– Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать.
– Хорошо, мам.
Мама берет сумочку и уходит.
Обсуждение в группах 2 минуты «Какая семья нам нужна?»
Обсуждение в классе 2 минуты.
Итак, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты. Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.
Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить, и мы сейчас попробуем это сделать. Какие ценности, важные для каждого семьянина, вы можете назвать?
В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
3 стадия. Рефлексия.
В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности / Семейные традиции / Семья. Работа может быть выполнена как в группе, так и индивидуально.
Подведение итогов работы.
Литература
Классный час разработан на основе методического пособия:
Чанилова Н.Г. Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. – Саратов, 2012. – 36 стр. http://www.saripkro.ru/page.php?al=alias7355