Мои публикации
2015 год. Мастер-класс в рамках открытой городской конференции работников дошкольного образования г. Бородино «Тенденции, инновации и перспективы развития дошкольного образования» (Сертификат, печать в сборнике)
https://yadi.sk/d/NeQlGLZ6g3tWd
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатели
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
№ 9 «Колокольчик», г. Канск
Елена Радиславовна Железнова и
Анна Николаевна Кирюшина
Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство моторно-двигательного развития дошкольников.
(Из опыта работы с детьми, имеющими нарушения
в психофизическом развитии)
Моторно-двигательное развитие детей дошкольного возраста связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений. Раннее органическое поражение ЦНС пагубно отражается на его развитии у дошкольников с нарушением интеллекта. Недостаточность касается как общей, так и мелкой моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации, плохой переключаемости с одного движения на другое. У таких дошкольников с большим трудом формируется серия движений, страдает координация движений и зрительный контроль. Мышечная скованность отрицательно влияет на выразительность, естественность жестов и движений. Кроме того, у наших воспитанников практически отсутствует мотивация выполнять физкультурные упражнения правильно, четко, самостоятельно. Они быстро утрачивают интерес к, разного вида, физкультурной деятельности.
Учитывая данные особенности детей, нами разрабатываются, внедряются и используются нетрадиционные пособия для проведения физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, посещающими наш детский сад. Наряду со стандартным физкультурным оборудованием, используемые нетрадиционные материалы помогают педагогам заинтересовать детей, увлечь их, внести разнообразие в организацию деятельности, направленную на развитие и коррекцию двигательной сферы. Интересный предмет вводит за собой «особого» ребенка в мир игры. Заниматься становится интересно, весело, повторы не вызывают раздражения, а наоборот способствуют тому, что ребенок старается выполнить движения более качественно, проявить некоторое двигательное творчество.
Поэтому, мы целенаправленно создаем условия для моторно-двигательного развития детей через внедрение и использование нетрадиционного оборудования.
Для реализации цели, мы поставили для себя следующие задачи.
- Организовать для детей эмоционально окрашенную физкультурную деятельность с применением нетрадиционного оборудования;
- Продолжить работу, направленную на развитие и коррекцию основных движений и физических качеств воспитанников;
- Способствовать обогащению чувственно-эстетического опыта детей;
- Продолжить формирование у дошкольников социально приемлемых форм поведения и взаимодействия в процессе физкультурной деятельности;
- Вовлечь родителей в процесс обогащения среды, направленной на развитие моторно-двигательной сферы детей.
В процессе подбора и разработки нетрадиционных физкультурных пособий руководствовались следующими принципами:
- соответствие пособия санитарно-гигиеническим нормам, нормам безопасности, эстетическим требованиям;
- многофункциональность и дифференцированность применения;
- ценовая доступность;
- перцептивное обследование в процессе предварительной работы.
В своей работе мы используем как нетрадиционное оборудование, выполненное совместно с детьми и родителями, так и предметы быта и игрушки, которые используем для развития мелкой моторики.
Оборудование, выполненное совместно с родителями:
кольца малого диаметра (теплоизоляционный материал);
снежки-мячики, «облака», косички, султанчики (мешки для мусора разного цвета);
поролоновые бусы, разноцветный «ёжик», релаксационный тренажер «Радуга» (малярный поролоновый валик, поролоновые бигуди, разноцветная тесьма);
мышки, рыбки (мочалки для тела);
тренажер для рук «солнышко», сенсомоторное панно «В гостях у сказки» (ткань, лента-липучка, крючки, пуговицы, шнурки и др.)
Предметы быта и игрушки используемые для сенсомоторного развития детей:
бамбуковые салфетки (для приготовления суши);
пластиковые тарелки и мячи разного диаметра;
мини-массажер «Кошечка»;
круги и жилеты для плавания;
игрушки-прихватки;
мешок-сетка с наполнением из сухого бассейна
обруч-трансформер из восьми разноцветных секторов (сборно-разборная игрушка
Целенаправленная и систематическая работа по разработке и использованию нетрадиционного физкультурного оборудования способствовала:
-появлению у детей стойкого интереса к физкультурной деятельности;
-обогащению и расширению способов действия с разнообразными предметами;
-активизации физической и коммуникативной активности;
-формированию произвольности движений;
-актуализации взаимодействия детей, педагогов и родителей.