Выступления на ШМО

Дорохина Светлана Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Итак, цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех? Какой должна быть эта деятельность?  Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. При личностно-ориентированном подходе важны следующие моменты:

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, сообщив тему и цели нашего урока я могу задать вопрос: чему мы должны сегодня научиться? Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Интерес к изучаемому предмету  может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации.  На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем.

   Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию - ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес .Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу.  

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. . Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

 Использую творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины  или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, изучаем тему «Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. Детям, даже слабоуспевающим,  совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. Затем мы обсуждаем, На уроках дети составляли опорные таблицы по различным разделам орфографии ( Слитное и раздельное написание не словами.- Правописание н и нн.- Чередующиеся гласные в корне слова.- Правописание о и е после шипящих и др.)

После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении произведения «Отрывки из журнала Маши» Одоевского мы беседовали на тему «А нужно ли вести личный дневник». Ребята высказывали свои мнения, весьма неоднозначные. При изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого мы беседовали на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького мы обсуждали вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?»  

Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь  на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении,  открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогает игра: разыгрываем репетиции в театре, съемку телепередач, экзамен в театральное училище. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.

Часто на уроках я использую прием, подсказанный мне преподавателем на курсах. В самом начале урока я предлагаю придумать предложения на тему «Зима» («Весна», «Понедельник», «Скоро выходные» и т.д) Учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Исчез страх выступления перед аудиторией. Расширяется словарный запас. Дети научились слушать и слышать других людей.

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина я распределила класс на группы и предложила им подготовить сообщения о жизни и творчестве Пушкина. Одна группа получила задание подготовить сообщение и презентацию о детстве поэта, другая – о лицейских годах. Дети отнеслись к делу очень ответственно, тем более в Интернете можно найти много сведений о  данном периоде жизни поэта.

На уроках ( изучения нового)  использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.



Предварительный просмотр:

        

   Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся  Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А. Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовности к взаимодействию, взаимопомощи, трудно переоценить.

     Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.  

     Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.

     К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работников радио и телевидения. Сейчас, когда к микрофонам, вещающим на всю страну, прорвались люди, «говорящие от себя», «без бумажки», становится заметно, что в России разучились говорить по-русски! Фантастические ударения, невероятно корявые сочетания слов… – язык из «поддержки и опоры», как когда-то писал И.С.Тургенев, превратился в злейшего врага!

     Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. В последнее время многие дети стали мало читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет. Большие произведения учащихся просто раздражают, школьники пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего книгу. Скучные большие по объёму программные сочинения не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряжённость и тревожность.

     Обучение в школе предполагает всестороннее развитие ребёнка, в том числе, немаловажно и развитие связной речи. Однако формированию умения правильно, чётко и логически обоснованно построить свою речь, преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи мало внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений.

Сегодня (ни для кого не секрет) школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации. Неоправданно мало затронутыми при этом оказываются проблемы развития устной и письменной речи их воспитанников.

А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, у них велик интерес к жизни, к миру – им хочется об этом думать, говорить… И кто, как ни школа, учитель должны тщательно организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, решать вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.

     Для того чтобы ученик сумел создать оригинальный текст, иногда не требуется обучение. Отдельные учащиеся тонко чувствуют язык, впечатлительны и способны передать свои ощущения в словесном высказывании…. Школьные «поэтические жемчужинки» рождаются порой очень неожиданно. Истинное наслаждение доставляет чтение «маленьких шедевров» этих ребят. Какой красивый, «чистый» язык в них звучит!

Но чаще, на практике, такого опыта у детей нет, они не готовы к сотрудничеству, к диалогу. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают проблемы: школьникам трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, формулировать самостоятельный вывод. Учащиеся отмечают затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать собственное мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Именно эти проблемы мешают большинству учащихся показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, а многим и утвердить свое лидерство.

     Как же в условиях общего кризиса в стране сохранить наш великий и могучий язык? Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов? Как сделать, чтобы дети чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением? Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших девчонок и мальчишек пойти навстречу этому творческому вдохновению? Как это сделать в жёстких  рамках учебной программы? Ведь обращение к тексту большого объёма в рамках реального учебного времени затрудняет организацию изучения конкретных тем программы, поэтому большие тексты используются на этапах контроля. Преимущество же малых текстов форм состоит и в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые понятия. Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно «донести» до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.

    Тексты малой формы таят в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Они относятся к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности, стремление к творчеству.  

     Данный факт определил, что необходимо создать методическую систему развития правописных и речевых умений и навыков через формирование лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся, их творческих способностей на уроках русского языка, адекватную современному уровню развития методической науки и требованиям школьной практики. Если в конце ХХ века от учащегося требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоение закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня важно научить ребенка «добывать» знания, проводить самостоятельные исследования. На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы: сочинения - миниатюры, изложения - миниатюры, сочинения – этюды, портретная зарисовка, сочинение – письмо, сочинение – интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка.

     В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей. Несомненно,  сочинения – миниатюры способствуют формированию лингвистической компетенции, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило.

     Сочинения – миниатюры играют важную роль в обучении учащихся. При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать предложения великих мыслителей, обращая внимание на паузы на месте тире. После этого предлагаю доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов. Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности, что относится к лингвистической компетенции, и умение связно излагать свое мнение, что является прерогативой коммуникативной компетенции.

     В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая, что способствует проведению факультативных занятий «в духе соревнования и сотрудничества». Такая организация взаимодействия совместной деятельности приводит к тому, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания, в котором знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог. В условиях множества мнений дети учатся мыслить и рефлексировать по поводу того, что они знают и не знают, востребован субъективный опыт учащихся, формируется их личностная оценка. Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).      

     Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.      

     Предлагаются темы, ориентированные на то, чтобы помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ. Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст. Это комплексный подход к формированию коммуникативной, языковой (лингвистической), культуроведческой компетенций.

     Для уроков литературы мы разработали презентацию «Русская литература 18 века», в которой сжато изложили необходимые сведения по теории литературы. Важной частью презентации стали материалы о выдающихся русских писателях 18 века, их роль в истории русской литературы, обзор и анализ наиболее важных произведений этого периода. Ученики, готовя эту работу, показали способность четко, кратко и емко излагать мысли, формулировать их в виде тезисов. А при представлении этой работы на уроке ребята продемонстрировали умение конкретизировать сведения по данному вопросу, грамотно излагать свои мысли. Анализ работ учащихся показывает, что школьники, используя жанровое многообразие нашей речи, действительно стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи, ищут творческую форму самовыражения,  выбирают её в соответствии со своей внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением в данный момент. Некоторые пробуют свои силы в жанре письма, странички из дневника, путевого очерка, путешествия, строгого сочинения-рассуждения, описания, а для кого-то самым благодатным и любимым становится жанр эссе, при написании которого главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

     Эссе – художественная форма размышления, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, одним словом, «свободное письмо». В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. Синонимы:
 раздумья, авторская проза, наброски, записки, очерк, зарисовка.                                                                                              

     Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Сочинение - литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка. Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. Очень близким к литературному портрету может быть сочинение-этюд.

     В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому - либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.           

    Сочинение - письмо - это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает («Письмо Аркадия отцу» -  о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» -  автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из  XXI века» - об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»). Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения - письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

     Сочинение - интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении - интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.                           При работе над текстом сочинений - миниатюр дети часто меняются ролями: пишут свою работу творцы - писатели; слушают сочинение товарища слушатели; читают произведение писателя читатели; рецензируют творческую работу одноклассника критики, излагающие свою оценку.                                                                                                                    

     Мини – изложения – ещё один тип работы над развитием речи, который провожу регулярно. В 6 – 7 – 8 –ых классах предлагаю следующие виды мини – изложений:                                                                                                                                                        1) изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету;                   2) изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием;                                3) изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста;                                4) изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);                                                                                                                      

5) свободные изложения  –  миниатюры по сложному для запоминания текста.

     Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений, а также как средство контроля за их сформированностью, что в целом представляет несомненный практический интерес для учителя – словесника.                                                                    

     Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости. В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) использую художественные публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал для сочинений, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли. Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.

 



Предварительный просмотр:

МБОУ Крюковская СОШ

Доклад на ШМО

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Дорохина С.Е.

2012

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. 
- Как в воду канул. 
- Ветер свистит в карманах. 
- На языке вертится. 
- В ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

Акростих

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

(Приложение 1)

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); 
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); 
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля),вкусный изюм (город Изюм).

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др. (Приложение 2)

4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников. (Приложение 3)

Приложение 3

Кроссворды, чайнворды, ребусы

•   Знаете ли вы пословицы?

7

1

5

 6

2

3

4

1. Слово -..., а молчание - золото. (Серебро.)

2. Авось да как-нибудь до добра не ...(доведут).

3. Доброе ... и кошке приятно. (Слово.)

4. Делу ..., потехе - час. (Время.)

5. Где тонко, там и ... (рвется).

6. Копейка ... бережет. (Рубль.)

7. Один с сошкой, а ... с ложкой. (Семеро.)

  • Игра «Разгадай кроссворд. Спрятанное слово»

1) Заполни клетки именами прилагательными, образованными от слов:
1.Скрипет               2. Январь                         3. Вчера
4.Синь                    5. Перрон                        6. Группа
7.Кость                   8.Техас                           9. Глаз
10. Яблоня             11. Глубина                    12. Греция

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

2)Впишите по горизонтали глаголы совершенного вида, образованные от следующих глаголов: 1.Прощать.   2.Сбрасывать.  3.Сдавливать.  4.Вывозить.

5.Избирать.  6.Лишать.   7.Относить.   8.Двигать.   9.Ровнять.    10.Скрываться.            

11.Прохаживаться.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

3) Спрятанные слова. Разместите корни в пустых клетках по смыслу.

Корни: -прав-, -брос-, -глав-, -ровн-, -чист-, -винт-, -вред-, -дрог-, -стон-,

-прос-, -полз-, -ловч-, (-ловк-), -длин-, -добр-, -корм-, -мозж-, (-мозг-).

        При правильном решении в выделенном столбике сверху вниз вы прочтёте название важнейшего явления языка.

р

а

с

и

т

ь

п

о

д

а

т

ь

в

з

н

у

т

ь

р

а

з

я

т

ь

о

т

и

т

ь

с

я

н

е

д

о

и

т

ь

з

а

и

т

ь

в

с

и

т

ь

и

с

и

т

ь

р

а

з

и

т

ь

п

р

о

а

т

ь

и

з

и

т

ь

с

я

б

о

з

и

т

ь

п

р

и

и

т

ь

у

и

т

ь

о

б

е

з

и

т

ь

  • Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

421                                  3467                            35121

9810                                104239                        25131

1086                                108910                        28517

Шифр: А  В Г  И Л  М  Н  О    Р     Т    Я

1 2 3 4 5 6  7 8 9 10   11

Ответы:   ива             гимн глава
рот тигр влага
том                   торг                  волан

•   Отделите  под  от растения СОШИСНШАКА

Комментарий:   зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.

•   Растворите  белое  в  прозрачном. СВОАДХАРА Ответ: вода, сахар

•   Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг

•   Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание. 

АОБООУАДА-________________

ИПЬРТПЕИР - ________________

ЭПВФСФПЕ - ________________

 ВЮЛГВДЛАЮ - _______________

ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________

ОАСАОТАЛО-________________

ГЦИДВГЦЫД! - _______________

Ответ:  Будьте всегда счастливы! •   Составьте анаграммы.

Например:  Карета — ракета

Урон     - (руно), арап - (пара), мошкара - (ромашка), осколок - (колосок),

соха - (хаос), ниша - (наши).

Приложение 2

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм

•   Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

•   Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

•   Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

•   Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

•   Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

•   Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2)   В   предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

•   Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.                                        1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода.          2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром.        3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.            4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего.            2 5

•   Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.

Приложение 1 

Лексико-фразеологические игры

•   Переводчик

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз).        Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб).        Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея).                            Длань - (ладонь).

Чрево - (живот).        Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец).        Десница - (правая рука).

Перси - (грудь).        Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки).        Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки).        Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы).        Пясть - (ладонь с пальцами).

• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же
они называются?        

Мыльня — (баня).        Всеградник — (космополит).

Ветродуй - (вентилятор).        Представщик - (актер).

Самодвйг - (автомат).        Ошейник - (галстук).

Звонознание - (акустика).        Скоропись - (стенография).

Единопродавство - (монополия).        Любомудр - (философ).

•   Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,
противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно               Жить своим горбом
заварить кашу                                   воспрянуть духом
коломенская верста                         от горшка два вершка
по чайной ложке                              на ночь глядя
чуть свет                                           как кошка с собакой
повесить нос                                    хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть                      единым духом
душа в душу                                    расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки                          не покладая рук

•   Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

•   Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

возможностей   самих  учащихся,   часто   вызывая   желание   создавать   по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

•   Угадайте слово по его описанию.

-Объясните, как вам это УДАЛОСЬ сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)

3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)

5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)

6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Слайд 2

"Учение - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка" В.А Сухомлинский

Слайд 3

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Слайд 4

Задачи классного руководителя. 1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся. 2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала. 3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни. 4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу. 5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Слайд 5

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива: организация коллективной деятельности; организация самоуправления; организация перспективы развития коллектива; организация традиций коллектива; воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Слайд 6

Особенности развития детского коллектива 5.«Горящий факел» 4.«Алый парус» 3.«Мерцающий маяк» 2.«Мягкая глина» 1.«Песчаная россыпь»

Слайд 7

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиций педагога. Субъект воспитания – воспитатель. Субъект воспитания – актив. Субъект воспитания – коллектив. Субъект воспитания – воспитатель, актив, коллектив.

Слайд 8

Показатели развития коллектива: мобильность; товарищеские взаимоотношения; мажорное мироощущение; ответственность за коллективное дело; самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.

Слайд 9

Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность подчинение общественному мнению; организация соревнования; товарищеская критика и самокритика; классное собрание

Слайд 10

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся. А.С. Макаренко