Комплексный анализ текста
Программа электива "Комплексный анализ текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektiva_kompleksnyy_analiz_teksta.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
№ | Тема занятия, основные понятия | Виды работ | План.дата | Факт.дата |
1. | Текст и его строение. Признаки текста. Комплексный анализ текста. | Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста | ||
2. | Определение функционального стиля речи | Групповая, работа по тексту и по тестам. Творческая, Написание мини-сочинения. | ||
3. | Работа со смысловыми типами речи | Индивидуальная, работа по текстам. | ||
4. | Тема текста и его микротемы. | Самостоятельная работа. | ||
5. | Работа с основной мыслью текста | Индивидуальная, Работа по текстам. | ||
6. | Анализ композиции текста. | Поисковая, групповая, работа по тестам. | ||
Смысловые и грамматические связи предложений. | ||||
7. | Лексическое богатство русского языка. Переносное значение слова | Самостоятельная работа. | ||
8. | Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы. | Поисковая, индивидуальная. | ||
10. | Изобразительно-выразительные средства языка. | Групповая, работа по отрывкам из произведений. | ||
11. | Поисковая работа, индивидуальная. | |||
12. | Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля» | Самостоятельная поисковая работа. | ||
13. | Языковой анализ текста. Создание собственных текстов. | Творческая индивидуальная работа | ||
14. | Звуковые образные средства русского языка. Особенности звуковой организации художественного текста. Смысловая функция звукописи Логическое ударение как усиление смысловой нагрузки слова. Интонация. | Выборочная работа | ||
15. | Морфологические средства выразительности. Имена существительные, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия в речи. | Групповая работа по текстам. | ||
16. | Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи. | Индивидуальная работа по текстам. | ||
17. | Контрольная работа. Комплексный анализ текста. | Индивидуальная контрольная творческая работа |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- Общеобразовательной программы МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» ;
- Учебным планом МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 уч.г.;
Курс « Комплексный анализ текста» ориентирован на учеников9 класса и рассчитан на 17 учебных часа (1час в неделю)
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основа-
ми культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психоло-
гическим особенностям обучающихся.
Курс “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по
русскому языку, культуре речи, даёт возможность каждому ученику реализовать свои
возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимо-
действию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Направленность программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и
обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в
этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны-
ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора напи-
сания). Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению
практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с тек-
стом как основной дидактической единицей. Курс “Комплексный анализ текста”
предоставляет нам такую возможность.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования
ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности обра-
зовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме Государственной
итоговой аттестации в 9 классе .
Гармоничным сочетанием деятельности на уроках русского языка и анализа текста.
Изучение курса направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
- реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку,
формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
- формирование умения анализировать и создавать тексты разных стилей и типов
речи.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следу-
ющих ЗАДАЧ:
обучение разноаспектному подходу к тексту (частичный анализ, полный анализ);
- обучение умению сочетать содержательную характеристику текста с языко-
вым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим;
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем
- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания (устные и письменные).
- Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей рус-
ского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В
процессе обучения используется пособие “Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь
9 класс” Малюшкина А.Б., включающее различные по типу и стилю тексты, задания
по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в клас-
се и дома. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произ-
ведений русской литературы. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было
найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту
прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и
художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анали-
зировать текст и приобретают навыки грамотного построения текстов.
Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на
уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имею-
щихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество
этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста
школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно чи-
тать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки
создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способно-
сти на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями
для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познава-
тельной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения
полезным и увлекательным. Особенностью программы курса “Комплексный анализ тек-
ста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование ком-
муникативной компетенции, подготовка к ГИА .
Программа имеет практическую направленность.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из
различных источников;
- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой
деятельности;
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль..
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 5-9 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».
Уметь:
речевая деятельность:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;
-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- отвечать на вопросы по содержанию текста.
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг; оглавлению.
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;
- пересказывать фрагмент текста.
текст:
- определять признаки текста, его структуру;
- определять тему, основную мысль, проблему;
- распознавать типы речи и стили текста;
- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.).
- редактировать тексты.
культура речи:
- выразительно говорить, читать и писать;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.
Общая характеристика
Тема и основная мысль текста.
Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи. Тема и основная мысль текста.
Стили речи.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический)
Уметь:
- определять стиль речи;
- находить стилистические ошибки.
Содержание темы.
Стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, публицистический.
Типы речи.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
-типы речи и их отличительные черты;
Уметь:
-определять тип речи;
-составлять тексты разных типов речи.
Содержание темы.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Культура речи. Правильность речи.
В результате учащиеся должны
Знать/понимать:
- определение «норма литературного языка», виды норм;
- определения «канцеляризмы, штампы», «тавтология», «плеоназм».
Уметь:
-находить орфоэпические, морфологические, синтаксические и стилистические ошибки.
Содержание
Речь правильная и речь хорошая.
Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.
Нормы русского литературного языка.
Практическая работа «Редактирование текста».
Культура слова.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологизмы», «метафора», «градация» и др.
Уметь:
- находить средства выразительности,
- пользоваться синонимическими, фразеологическими выражениями.
Содержание темы.
Синонимы. Употребление синонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов.
Антонимы. Употребление антонимов в речи. Омонимы. Фразеологизмы.
Средства выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза.
Стилистические фигуры речи: парцелляция, градация, инверсия.
Эмоционально-стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций.
Текст.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
-признаки текста, способы связи частей текста;
-определение «жанра речевого произведения»;
-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.
Уметь:
- определять признаки текста, средства связи в тексте;
- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).
Содержание
Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.
Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.
Структура текста.
Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.
Структура текста
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;
- роль всех частей текста;
- способы вступления и завершения текста;
- средства перехода от одной части высказывания к другой;
- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;
- понятие «логической ошибки».
Уметь:
- выделять основные части текста;
- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;
- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;
- уметь находить ошибки в построении текста;
- уметь определять способ связи предложений в тексте;
- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.
Содержание
Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.
Роль вступления и заключения в структуре текста.
Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.
Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.
Тема и содержание текста.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;
- основные приемы сжатия текста;
- алгоритм работы с текстом;
- понятие «фактической ошибки».
Уметь:
- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;
- использовать приемы сжатия текста;
- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;
- вычленять среди проблем актуальные;
- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;
- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;
- находить фактические ошибки с текстом;
- применять алгоритм «Работа с текстом».
Содержание
Тема и идея текста. Ключевые слова.
Микротема. Микротекст.
Основные приемы сжатия текста.
Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.
Средства выразительности.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;
- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;
- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.
Уметь:
- находить средства выразительности,
- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;
- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.
Содержание
Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.
Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.
Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.
Жанры речевых произведений.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;
- отличительные признаки жанров;
- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;
- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.
Уметь:
- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;
- анализировать произведения разных жанров;
- создавать свой текст в определенном жанре.
Содержание
Понятие о жанре речевого произведения.
Лирические миниатюры. Этюд.
Очерк и его признаки. Портретный очерк.
Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.
Отзыв.