Комплексный анализ текста

Романова Татьяна Александровна

Программа электива "Комплексный анализ текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektiva_kompleksnyy_analiz_teksta.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема занятия, основные понятия

Виды работ

План.дата

Факт.дата

1.

Текст и его строение.

Признаки текста.

Комплексный анализ текста.

Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста

2.

Определение функционального стиля речи

Групповая,

работа по тексту и по тестам.

Творческая,

Написание мини-сочинения.

3.

Работа со смысловыми типами речи

Индивидуальная,

работа по текстам.

4.

Тема текста и его микротемы.

Самостоятельная работа.

5.

Работа с основной мыслью текста

Индивидуальная,

Работа по текстам.

6.

Анализ композиции текста.

Поисковая,

групповая, работа по тестам.

Смысловые и грамматические связи предложений.

7.

Лексическое богатство русского языка. Переносное значение слова

Самостоятельная работа.

8.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы.

Поисковая,

индивидуальная.

10.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Групповая,

работа по отрывкам из произведений.

11.

Поисковая работа,

индивидуальная.

12.

Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля»

Самостоятельная поисковая работа.

13.    

Языковой анализ  текста.

Создание собственных текстов.

Творческая

индивидуальная работа

14.

Звуковые образные средства русского языка. Особенности звуковой организации художественного текста. Смысловая функция звукописи Логическое ударение как усиление смысловой нагрузки слова. Интонация.

Выборочная работа

15.

Морфологические средства выразительности. Имена существительные, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия в речи.

Групповая работа по текстам.

16.

Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи.

Индивидуальная работа по текстам.

17.  

Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

Индивидуальная  контрольная

творческая работа

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- Общеобразовательной программы МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» ;

- Учебным планом МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 уч.г.;

Курс « Комплексный анализ текста» ориентирован на учеников9 класса и рассчитан на 17 учебных часа (1час в неделю)

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основа-

ми культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в

различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психоло-

гическим особенностям обучающихся.

Курс “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по

русскому языку, культуре речи, даёт возможность каждому ученику реализовать свои

возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимо-

действию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Направленность программы.

Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и

обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в

этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны-

ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора напи-

сания). Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению

практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с тек-

стом как основной дидактической единицей. Курс “Комплексный анализ текста”

предоставляет нам такую возможность.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования

ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности обра-

зовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме Государственной

итоговой аттестации в 9 классе .

Гармоничным сочетанием деятельности на уроках русского языка и анализа текста.

Изучение курса направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

- реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку,

формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;

- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

- формирование умения анализировать и создавать тексты разных стилей и типов

речи.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следу-

ющих ЗАДАЧ:

обучение разноаспектному подходу к тексту (частичный анализ, полный анализ);

- обучение умению сочетать содержательную характеристику текста с языко-

вым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим;

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем

- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания (устные и письменные).

- Особенности программы.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей рус-

ского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В

процессе обучения используется пособие “Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь

9 класс” Малюшкина А.Б., включающее различные по типу и стилю тексты, задания

по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в клас-

се и дома. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произ-

ведений русской литературы. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было

найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту

прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и

художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анали-

зировать текст и приобретают навыки грамотного построения текстов.

Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на

уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имею-

щихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество

этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста

школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно чи-

тать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки

создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способно-

сти на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями

для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познава-

тельной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения

полезным и увлекательным. Особенностью программы курса “Комплексный анализ тек-

ста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование ком-

муникативной компетенции, подготовка к ГИА .

Программа имеет практическую направленность.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из

различных источников;

- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

уметь

- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой

деятельности;

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- использовать основные приемы информационной переработки текста;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль..

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 5-9 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».

Уметь:

речевая деятельность:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;

-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- отвечать на вопросы по содержанию текста.

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг; оглавлению.

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;

- пересказывать фрагмент текста.

текст:

- определять признаки текста, его структуру;

- определять тему, основную мысль, проблему;

- распознавать типы речи и стили текста;

- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.).

- редактировать тексты.

культура речи:

- выразительно говорить, читать и писать;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.

Общая характеристика

Тема и основная мысль текста.

Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи. Тема и основная мысль текста.

Стили речи.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический)

Уметь:

- определять стиль речи;

- находить стилистические ошибки.

Содержание темы.

Стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, публицистический.

Типы речи.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-типы речи и их отличительные черты;

Уметь:

-определять тип речи;

-составлять тексты разных типов речи.

Содержание темы.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Культура речи. Правильность речи.

В результате учащиеся должны

Знать/понимать:

- определение «норма литературного языка», виды норм;

- определения «канцеляризмы, штампы», «тавтология», «плеоназм».

Уметь:

-находить орфоэпические, морфологические, синтаксические и стилистические ошибки.

Содержание

Речь правильная и речь хорошая.

Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

Нормы русского литературного языка.

Практическая работа «Редактирование текста».

Культура слова.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологизмы», «метафора», «градация» и др.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- пользоваться синонимическими, фразеологическими выражениями.

Содержание темы.

Синонимы. Употребление синонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов.

Антонимы. Употребление антонимов в речи. Омонимы. Фразеологизмы.

Средства выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза.

Стилистические фигуры речи: парцелляция, градация, инверсия.

Эмоционально-стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций.

Текст.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-признаки текста, способы связи частей текста;

-определение «жанра речевого произведения»;

-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.

Уметь:

- определять признаки текста, средства связи в тексте;

- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).

Содержание

Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.

Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.

Структура текста.

Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.

Структура текста

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;

- роль всех частей текста;

- способы вступления и завершения текста;

- средства перехода от одной части высказывания к другой;

- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;

- понятие «логической ошибки».

Уметь:

- выделять основные части текста;

- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;

- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;

- уметь находить ошибки в построении текста;

- уметь определять способ связи предложений в тексте;

- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.

Содержание

Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.

Роль вступления и заключения в структуре текста.

Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.

Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.

Тема и содержание текста.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;

- основные приемы сжатия текста;

- алгоритм работы с текстом;

- понятие «фактической ошибки».

Уметь:

- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;

- использовать приемы сжатия текста;

- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;

- вычленять среди проблем актуальные;

- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;

- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;

- находить фактические ошибки с текстом;

- применять алгоритм «Работа с текстом».

Содержание

Тема и идея текста. Ключевые слова.

Микротема. Микротекст.

Основные приемы сжатия текста.

Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.

Средства выразительности.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;

- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;

- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;

- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.

Содержание

Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.

Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.

Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.

Жанры речевых произведений.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;

- отличительные признаки жанров;

- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;

- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.

Уметь:

- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;

- анализировать произведения разных жанров;

- создавать свой текст в определенном жанре.

Содержание

Понятие о жанре речевого произведения.

Лирические миниатюры. Этюд.

Очерк и его признаки. Портретный очерк.

Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.

Отзыв.