"Педагог года города Ялуторовска 2021", номинация "Педагог-психолог города Ялуторовска"
1. Резюме педагога - психолога Рачёвой И.С.
2. Характеристика педагога - психолога Рачёвой И.С.
3. Список научных статей и публикации педагога - психолога Рачёвой И.С.
4. Описание психолого-педагогической технологии работы педагога - психолога Рачёвой И.С.: телесно-ориентированные технологии.
5. Ссылки на фрагменты занятии педагога - психолога Рачёвой И.С. с детьми с использованием различных технологии:
пескотерапия https://youtu.be/itkqgYl37to
кинезиология https://youtu.be/G7tWBgtLklM
интеракктивные технологии https://youtu.be/tE2gXe8exsI
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezyume_rachyova_i.s.docx | 19.81 КБ |
harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_rachyova_i.s.docx | 29.54 КБ |
spisok_statey_i_publikatsiy_rachyovoy_i.docx | 12.43 КБ |
tehnologii_v_rabote_psihologa_rachyovoy_i.s.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Резюме педагога-психолога
Ф.И.О. Рачёва Ирина Сергеевна
Должность: педагог-психолог муниципального автономного учреждения дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад № 10»
Образование: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2005 г.
Квалификация: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»
Специальность: «Дошкольная педагогика и психология»
Психолого-педагогический стаж: 6 лет
Квалификационная категория: высшая категория
Курсы повышения квалификации:
- «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации», 72 часа, г. Иваново, 2017 г.
- «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с различными образовательными потребностями и оказание им информационно – методической помощи» 72 часа, АУ СОН ТО и «РСРЦН «Семья», 2019 г.
Вебинары:
- «Коррекционная работа с неговорящими детьми с использованием настольных, предметных и интерактивных игр» 2018 г.
- «Особенности проведения группового занятия с использованием интерактивных игр во время занятий с детьми с ОВЗ», 2018 г.
- «Определение готовности ребёнка к школе. Критерии для ребёнка, специалистов и родителей», 2018 г.
- «Комплекс компьютерных игр и упражнении для детей с ЗПР и ТНР как ресурс образовательной среды», 2018 г.
- «Начало школьного обучения: как детям и родителям безболезненно пережить период адаптации», 2019 г.
- «Развитие базовых психических функций у дошкольников ОВЗ с помощью интерактивных игр», 2019 г.
- «Использование настольных игр в развитии словаря у детей с ОВЗ», 2019 г.
- «Учение без принуждения. Эффективная подготовка к школе детей с ОВЗ», 2020 г.
Участие в региональных конкурсах:
- «Лучшее родительское собрание» (диплом 1 степени), 2021 г.
- «Моё лучшее занятие» (диплом 1 степени), 2021 г.
- «Лучшая самопрезентация» (диплом 1 степени), 2018 г.
- «Лучшее наглядно – дидактическое пособие» (диплом 1 степени), 2019 г.
- «Лучший конспект занятия» (диплом 2 степени), 2018 г.
«Лучшая методическая разработка» (диплом 2 степени), 2019 г.
- «Лучший конспект занятия» (диплом 2 степени), 2019 г
- «Лучший педагогический проект» (диплом 2 степени), 2017 г
Имею дипломы куратора за подготовку детей, принявших участие и одержавших победу во всероссийских конкурсах.
Активный участник городского методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций.
Публикую материалы на портале «Детские сады ТО», на страницах периодического издания информационно-методического центра «Методический вестник».
Для большей наглядности своей работы я использую личный сайт, на котором отображаю:
- методические материалы (конспекты НОД, развлечений, мероприятий);
- фотографии моей профессиональной деятельности;
- мои достижения и награды;
- рекомендации для родителей и педагогов
Так же я размещаю информацию на сайте детского сада и на стенде психологической службы. Непосредственная работа с родителями заключается в проведении индивидуальных консультаций по запросу родителей или же по поводу выявленных особенностей развития детей, в проведении родительских собраний, тренингов, семинаров, психологических акций.
Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения;
оказание психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса с целью создания условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, а также методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах психологического сопровождения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
- Исследование динамики интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста.
- Формирование навыков психолого-педагогической компетентности в общении у педагогов и родителей.
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата.
Психолого-педагогическая деятельность:
1. Диагностическое направление:
Диагностическое обследование предполагает выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, необходимых для полноценного разностороннего развития детей, на выстраивание индивидуальной образовательной траектории воспитанников, а это невозможно без знания потенциала детей, их сильных сторон и проблем в развитии.
Данное направление решает следующие задачи:
- наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников;
- изучение психосоциальной зрелости выпускников ДОУ;
- обследование эмоционального развитие детей 5-7 лет и особенностей межличностных
отношений среди детей;
- изучение психологической комфортности детей в группах детского сада
- выявление особых образовательных потребностей детей;
- изучение личностных особенностей детей;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Консультативное направление по заявленным проблемам для детей,
родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме и включает в себя:
- консультирование родителей и педагогов по проблемам эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников;
- консультирование родителей в вопросе развития детей дошкольного возраста в различные кризисные этапы;
- консультирование родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам работы с детьми, имеющими трудности в развитии;
- консультирование администрации и педагогов по взаимоотношениям в трудовом коллективе и профессиональным проблемам; (конфликты, стрессовые ситуации, эмоциональное выгорание);
- консультирование педагогов и администрации по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников.
3. Коррекционно-развивающее направление:
Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности каждого ребенка.
Цель коррекционно-развивающей работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения равных стартовых возможностей детьми дошкольного возраста для обучения в школе.
Коррекционно - развивающая деятельность имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;
- принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности обучающего материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности, взаимосвязи и постепенности подачи обучающего материала.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с образовательной программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.
4. Экспертиза включает в себя:
-участие в административных совещаниях, педагогических советах;
-участие в психолого-педагогическом консилиуме по подготовке к ПМПК;
-участие в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ДОУ
- оказание методической помощи молодым специалиста, студентам.
Организация деятельности педагога-психолога невозможна без взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
5. Психопросвещение и профилактика
Цель: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников.
Дети:
- психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к детскому саду;
- дезадаптации выпускников детского сада в условиях школьного обучения;
- профилактические мероприятия по формирования здорового образа жизни у дошкольников;
- разработка рекомендацией для педагогов по снятию напряжения у дошкольников, предупреждению переутомления.
Педагоги:
В работе дошкольного учреждения большая нагрузка лежит на педагогах детского сада, которые нуждаются в отдыхе, эмоциональной разрядке. Поэтому педагогом-психологом организуются:
- занятия психологической разгрузки;
- упражнения для снятия напряжения с глаз, суставная гимнастика;
- тренинговые занятия «Давайте в жизни искать позитив», «Исскусство общения», практических занятия «Профилактика депрессии», «Здоровьесберегающие технологии» с целью профилактики эмоционального выгорания, гармонизации взаимоотношений в коллективе;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, совещаниях по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- просвещение по вопросам работы с детьми, имеющие проблемы в личностном развитии: семинары, практические занятия.
Родители:
- просветительская работа по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- организуются родительские собрания, круглые столы, конференции по различной тематике: «Детский сад без слез», «Учим ребенка общаться», «Кризис 3-х лет», «Какие игрушки нужны детям?», оформляется наглядная информация на стендах «Для вас родители», «Глазами психолога».
Профессиональные навыки:
Работа с детьми и взрослыми: психологическое консультирование по проблемам детско-родительских отношений, консультирование взрослых по запросам, диагностическая работа по запросу, организаторская работа, проведение коррекционно-развивающих занятий для детей от 3 до 7 лет, проведение тренингов для участников образовательных отношений. Владею техниками и приёмами сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, танцевальной терапии, образовательной кинезиологии, технологиями развивающих игр и успешно применяю их на занятиях с детьми дошкольного возраста, а также педагогами и родителями во время тренингов, семинаров, мастер-классов и консультаций.
Личные качества: ответственность, исполнительность, стремление к обучению и профессиональному росту, опыт работы в команде, коммуникабельность, уравновешенность, оптимизм. Девизом по жизни стали слова, которые действительно не подводят и вселяют веру в себя: «Мечты становятся реальностью, когда мысли превращаются в действия!», «Хочешь сделать, что-то хорошо – сделай это сам!».
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
муниципального автономного учреждения дошкольного образования
г. Ялуторовска «Детский сад №10» Рачёвой Ирины Сергеевны
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Окончила в 2005 г. ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» по специальности «Дошкольная педагогика и психология», присуждена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».
Повышение квалификации:
- Курсы по программе «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с различными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи», АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья»», 2019 г.
- Курсы по программе ««Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритмы реализации», ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области», 2018 г.
- Цикл вебинаров по теме «Развитие базовых психических функций у дошкольников с ОВЗ», сайт «Мерсибо», 2018-2020 г.
Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.
- Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с задержкой психического развития; для детей, имеющих расстройства аутистического спектра; для детей с тяжелыми нарушениями речи (утверждены приказом директора МАУДО «Детский сад №10» от 01.09.2020 г.).
- Рабочие программы педагога-психолога: по коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 г.; по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста на 2020-2021 г. (утверждены приказом директора МАУДО «Детский сад №10» от 01.09.2020 г.).
- Методические материалы (консультации, памятки, буклеты) по темам: «Адаптируемся вместе»; «Нарушения в поведении детей»; «Кризисные периоды в развитии дошкольников»; «Индивидуальные и возрастные особенности детей от 0 до 7 лет»; «Психологическое и психическое здоровье детей и взрослых»; «Играем и развиваемся»; «Готовность детей к школе»; «Создание психологического комфорта в группах»; «Профилактика эмоционального выгорания»; «Заповеди в воспитании детей»; «Семья и детский сад – одно целое».
- Программа дополнительных платных услуг «Весёлая логика» (реализуется с 2014 г.).
- Медиапродукты, картотеки игр по темам: «Коммуникация – социализация», «Играя, готовимся к школе», «Запомни, повтори», «Будь внимателен», «Логика для ребят», «Гимнастика для тела и ума», «Дышим правильно», «Кинезиология – это интересно», «Наши глазки отдыхают», «Фантазируем и развиваемся», «Школа общения», «Жить без стресса», «Цветотерапия для всех» и др.
- Конспекты мероприятий (НОД, практикумы, тренинги): интеллектуальная викторина «Умники и умницы» 2017 г.; практикум с педагогами «Психогимнастика в детском саду» 2017 г.; родительское собрание «Готовность к школьному обучению» 2017 г.; практикум для педагогов «Арт - терапия» 2017 г.; тренинг для педагогов «Давайте в жизни искать позитив!»2017 г.; занятие в подготовительной группе «Невероятное путешествие» 2018 г.; тренинг для детей подготовительной группы «Космическое путешествие» 2018 г.; занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Знайка» 2018 г.; проект о питании и здоровье «Будем пить биовестин и здоровье сохраним» 2018 г.; тренинг для педагогов «Особый ребёнок» 2018 г.; семинар-практикум: «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми» 2018 г.; беседа-тренинг «Мир спасёт доброта!» 2019 г.;№ тренинг для педагогов «Мир особого ребенка» 2019 г.; занятие в подготовительной группе «Путешествие на волшебные острова» 2019 г.; семинар-практикум «Невербальный язык общения» 2019 г.; семинар практикум для педагогов «Неудобные дети» 2019 г.; практикум с элементами тренинга «Здоровье – залоги успеха» 2020 г.;№ тренинг с родителями «Адаптация детей к детскому саду» 2020 г.; тренинг для родителей «Пойми меня!» 2020 г.; занятие в подготовительной группе «Все мы разные!» 2021 г.
Результаты профессиональной деятельности за последние 3 года.
Педагогом-психологом в МАУДО «Детский сад №10» Ирина Сергеевна работает 7 лет и за это время зарекомендовала себя как грамотный, высоко квалифицированный специалист. За свою работу Рачёва И.С. в 2017 г. награждена Почётной грамотой Комитета образования Администрации г. Ялуторовска.
Педагог-психолог ведёт стабильную работу по всем направлениям профессиональной деятельности (диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, анализ).
В период с 2018 по 2021 педагогом коррекционно-развивающую помощь психолога в индивидуальной и групповой форме получили:
- 20 детей с ОВЗ (для них разработаны соответствующие адаптированные программы);
- 92 ребёнка с трудностями в развитии (для них разработаны индивидуальные маршруты);
- в рамках платного курса «Весёлая логика» занимались 96 детей.
При работе с детьми использует как групповые, так и индивидуальные занятия, которые проводит методически грамотно с учетом индивидуальных возможностей, особенностей и способностей детей. На занятиях Ирина Сергеевна старается создать благоприятные условия для самораскрытия возможностей детей, часто использует коммуникативные тренинги, где учит высказывать своё мнение, переживание, выражать чувства мимикой и жестами, выслушивать друг друга. Педагог владеет большим спектром дидактического и игрового материала, заданий, способных вызвать интерес воспитанников к деятельности.
Ежегодно проводится комплекс психолого-педагогических обследований воспитанников МАУДО «Детский сад №10» с целью отслеживания гармоничного и всестороннего развития воспитанников.
По результатам отслеживания адаптационного процесса детей І младших групп выявлено:
Учебный год | Кол-во детей | Формы адаптации, кол-во, % | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая | ||
2018-2019 | 62 | 31/50% | 26/42% | 5/8% |
2019-2020 | 59 | 30/51% | 25/42% | 4/7% |
2020-2021 | 52 | 29/56% | 18/35% | 5/9% |
Таким образом, большинство детей успешно адаптируются к условиям детского сада. Эти дети с первых дней интересуются окружающим пространством, охотно общаются с педагогами и другими детьми, у них наблюдается стабильное эмоциональное состояние, хороший аппетит, спокойный сон. У меньшего количества детей отмечается средний уровень адаптации. В поведении детей чаще всего отмечали проблемы с аппетитом, сном, нежеланием общаться с другими детьми. Небольшое количество детей имеет усложнённый уровень адаптации к детскому саду, данным детям на протяжении длительного времени было очень сложно расставаться с родителями, так же наблюдался отказ от приема пищи, нежелание общаться с воспитателями, повышенная тревога, агрессивность. Тяжёлая адаптация может быть связано с частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленностью к режимным моментам детского сада. По истечению 2 месяцев у детей поведение нормализовалось и самочувствие улучшилось. Благодаря совместным скоординированным усилиям психолога и воспитателей адаптация детей в младших группах детского сада прошла относительно благополучно, они создают в группе атмосферу тепла, уюта и благожелательности.
По результатам исследования факторов риска в обучении будущих первоклассников выявлено:
Степень выраженности | 2018 г. (55 детей) | 2019 г. (59 детей) | 2020 г. (55 детей) |
Норма | 21/38% | 24/41% | 23/42% |
Слабо выражены | 23/42% | 25/42% | 20/36% |
Выражены | 6/11% | 8/14% | 7/13% |
Ярко выражены | 5/9% | 2/3% | 5/9% |
Анализируя данные таблицы, можем сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа имеет положительный эффект, так как на конец учебного года у большинства детей отсутствуют риски не усвоения образовательной программы. Однако среди детей старших групп присутствуют дети, чья динамика развития слабоположительная, это обусловлено индивидуальными особенностями. В большинстве случаев факторы риска выявлены по шкалам общей осведомлённости и мышления, речевого развития.
По результатам диагностики готовности детей подготовительных групп к процессу обучения в школе выявлено:
Группа | Кол-во детей, поступающих в школу | Уровень готовности к школе (кол-во, %) | ||||
В | ВС | С | НС | Н | ||
2018 г. | 60 | 13/22% | 13/22% | 22/37% | 8/13% | 4/6% |
2019 г. | 63 | 14/22% | 12/19% | 25/40% | 7/11% | 5/8% |
2020 г. | 56 | 13/23% | 9/16% | 21/38% | 7/12% | 3/5% |
Исходя из результатов диагностики, можно сделать следующие выводы: что дети поступают в школу с хорошим уровнем готовности, с низким уровнем готовности выявлено небольшой процент дошкольников. Выявленные трудности в конце года связаны с индивидуальными особенностями детей (дети с ОВЗ). О выявленных конкретных затруднениях развития ребенка сообщено родителям, воспитателями, специалистами даны необходимые рекомендации, ведётся соответствующая работа по устранению трудностей.
Педагог работает в тесном контакте со всеми сотрудниками учреждения, оперативно реагирует на их запросы. Особое внимание уделяет повышению психологической грамотности педагогов и родителей через различные формы работы: семинары-практикумы, тренинги, индивидуальное консультирование, наглядную информацию. Проводимые ею мероприятия оказывают положительное влияние на окружающих. Для максимального развития детей она рекомендует педагогам использовать на занятиях методические приемы психологической направленности. Так, консультации «Как подготовить ребёнка к школе», «Адаптация к ДОУ», «Детские капризы», «Ребёнок и стресс», тренинги «Дети с ОВЗ – кто они?», «Страна понимания», «Стресс – как его избежать», практикумы «Играем, развиваемся», «Кинезиологические упражнения» помогли педагогам и родителям лучше понять детей, построить образовательную работу в ДОУ и в домашних условиях. Психологом проведено с родителями и педагогами более 500 консультаций. С целью просвещения, профилактики и повышения психолого-педагогической компетентности с родителями проведено 27 собраний, с педагогами 32 мероприятия (практикумы, тренинги, мастер-классы).
Педагог активно транслирует свой опыт для коллег и родителей в рамках городских форумов и методических площадок: 2017 г., 2019 г. Стажировочная площадка в рамках курсов повышения квалификации: тренинг с детьми подготовительной группы «На помощь Фее Радуге»; практикум «Адаптируемся вместе»; 2019 г. Форум «Большая перемена»: квест-игра «Путешествие в Профессиоград»;
2019 г. День открытых дверей Службы ранней помощи ДОУ: тренинг-адаптация «Что такое детский сад?»; 2019 г. День открытых дверей: тренинг «Пойми меня» и др.
Педагог-психолог систематично распространяет свой педагогический опыт через публикации на всероссийском сайте «Социальная сеть работников образования»; на региональных порталах «Детские сады Тюменской области» и «Конкурс72.рф». Регулярно публикует новостные заметки и методические материалы на официальном сайте учреждения.
Ирина Сергеевна является организатором социальных акций в ДОУ таких, как «Протяни руку помощи» (2017 г., 2020 г.), «Дорогою добра» (2018 г., 2019 г.), что способствует повышению уровня социальной и творческой активности детей и взрослых, популяризации идей добровольчества, поддержке инициатив.
Педагог активно работает в творческих группах в учреждении по актуальным вопросам воспитания дошкольников: 2017 г. - «Игры, развивающие произвольность поведения. Свод правил в группе»; 2018 г., - «Осуществление интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями»; 2019 г. – «Ранняя профориентация дошкольников»; 2020, 2021 г. – «Поддержка семей, имеющих детей».
Ирина Сергеевна регулярно участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, олимпиадах регионального и всероссийского уровня, а также подготовила детей для участия в конкурсах разного уровня: 2017 г. Городской фестиваль-конкурс тематических проектов «Питание и здоровье» (подготовила 6 детей) – диплом 3степени; 2017 г. Областной фестиваль «Мы первые» (подготовила 6 детей) – диплом Лауреата; 2017 г., 2018 г. Городской «Лего-фестиваль» (подготовила 12 детей) – дипломы 1 и 2 степени; 2018 г. Городской конкурс «Добрый доктор» (подготовила 1 ребёнка) - диплом 2 степени; 2018 г. Всероссийская викторина «Домашние животные» (подготовила 3 ребёнка) – дипломы 1 степени; 2017-2021 г. Региональный конкурс «Продвижение» (в разных номинациях) – неоднократные дипломы 1,2 и 3 степени; 2018 г. Всероссийский конкурс «Педагогический калейдоскоп» – диплом 2 степени; 2019-2021 г. Всероссийская олимпиада «Обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ» – дипломы 2,3 степени и мн. др.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ.
- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, стретчинг, динамические паузы, игротренинг, подвижные игры, психогимнастика, массаж и самомассаж).
- Арт-терапевтические технологии (сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, пескотерапия, водотерапия, криотерапия, телесно-ориентированная терапия).
- Игровые и социоигровые технологии (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации, игры-соревнования и др.).
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
- Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровной
- Галанов Ю.Б. Учимся по сказке.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.
- Данилина А. В мире детских эмоций.
- Журбина О.И. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.
- Сиротюк А.С. Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка.
- Шипицына Л.М. Азбука общения и др.
Предварительный просмотр:
Список статей и публикаций Рачёвой И.С.
Рачёва И.С. «Методический вестник» №12 январь 2017 г.: методический материал «Опыт организации образовательной инклюзивной среды в ДОО»
Рачёва И.С. «Конкурс72.рф»: 2017 г. Методический материал "Продвижение" «Будем пить биовестин и здоровье сохраним» (тематический проект)
Рачева И.С. 2018 г. Методический материал "Продвижение" «Доброта спасёт мир» (тренинг)
Рачёва И.С. 2018 г. Методический материал "Продвижение" «Работа, ставшая судьбой» (презентация)
Рачёва И.С. 2018 г. Публикация на сайте «Вундеркинд»: Методический материал «Мир спасёт доброта» (беседа-тренинг)
Рачёва И.С. 2019 г. Методический материал "Продвижение" «Пойми меня» (тренинг)
Рачёва И.С. 2019 г. Публикация на сайте «ЦРТДП «Эйнштейн»»: Методический материал «Успешная адаптация детей к ДОУ» (тренинг)
Рачёва И.С. 2019 г. Методический материал "Продвижение" «Арт-терапия» (практикум)
Рачёва И.С. 2019 г. Методический материал "Продвижение" «Мир особого ребёнка» Публикация на сайте «Умейка.рф»:
Рачёва И.С. 2019 г. Методический материал "Продвижение" «Невербальный язык общения» (практикум)
Рачева И.С. 2019 г. Методический материал "Моя Югра" «Успешная адаптация к ДОУ» (тренинг)
Рачёва И.С. 2021 г. Методический материал "Продвижение" «В детский сад без слёз» (родительское собрание)
Рачёва И.С. 2021 г. Методический материал "Моя Югра" «Возвращение цвета» (занятие)
Предварительный просмотр:
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога Рачёвой И.С.: телесно-ориентированная технология.
Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.
Изначально психология тела возникла в русле психоанализа, в 30-х годах прошлого века. Ее основатель Вильгельм Райх был одним из учеников З. Фрейда. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.
По Райху формы поведения, формы общения гораздо более существенны, чем то, что человек говорит. Слова могут лгать, способ выражения никогда не лжет. Райх первым подчеркнул, как важно обращать внимание на физические способы выражения, в особенности на хронические мускульные зажимы. Он считал, хронические мышечные зажимы блокируют эмоциональные состояния, не дают человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.
Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.
Для детей тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз, но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.
Техники телесно-ориентированной терапии состоят из ряда упражнений, направленных на достижение определенных целей:
- снятие тревожности, возбудимости, плаксивости, зажатости;
- коррекция агрессивности;
- устранение страхов и фобий;
- преодоление трудностей в общении, стеснительности, замкнутости, закрытости.
Благодаря упражнениям телесной терапии ребёнок сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Телесно-ориентированные техники разнообразны по своему содержанию и организации. Они могут быть использованы во всех возрастных группах. Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.
Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.
Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.
Я в своей работе применяю данные техники для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), ориентируясь на программу Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела. Проводим упражнения сверху вниз.
1 сегмент «Глаза».
Эффект защитного сегмента в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Распускание мышц происходит посредством возможно большего раскрывания глаз, выполнения вращательных движений глазами, мобилизации мышц век и лба.
Пугаясь враждебного взгляда, ребенок сжимается, зажмуривает глаза. Зажмуривание - это попытка игнорировать реальную ситуацию опасности.
Упражнение «Глазки бегают по кругу».
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.
Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,
А затем еще по кругу пробежались друг за другом.
Не догнали – спрятались (зажмурить глаза)
Посидели, поглядели, распахнулись, осмелели,
Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Упражнение «Недовольный».
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Я сегодня недоволен, я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови,
Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
Упражнение «Пчела на носу».
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я ее толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.
2 сегмент «Рот».
Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье. Распускание происходит за счет имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, сосания и путем прямого воздействия на эти мышцы. Это напряжение не позволяет человеку расслабить подбородок, чтобы он задрожал и заплакать. У маленьких детей при плаче дрожит подбородок. Большинство родителей не переносят плач детей. Не умея успокоить ребенка, многие начинают кричать на него, ругать и даже бить. Ребенок учится подавлять плач, и у него появляются задатки хронической решительности. Такой ребенок, вырастая, выглядит несчастным. Ведь на самом деле решительность не способна победить страх. Кроме того, подавляя плач, человек подавляет свою способность к любви.
Если предложить человеку, стоя на четвереньках (оптимальная поза для расслабления челюсти), выдвинуть челюсть максимально вперед, затем подвигать ею вправо и влево, то, возможно, он почувствует подавленный гнев. Дети в таких случаях сразу начинают рычать, растягивая мышцы рта, напрягая челюсть, имитируя собаку.
Комплекс упражнений на проработку сегмента рта включают упражнения на мобилизацию мышц щек, губ, челюсти.
Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки».
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы
Упражнение «Рот на замочке».
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.
У меня есть свой секрет,
Не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться,
Ничего не рассказав (4-5 секунд).
Губы все же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.
Упражнение «Хоботок».
Вытянуть губы «хоботком», напрячь их и произнести звук «у». Затем слегка приоткрыть рот, расслабить губы.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну (вытянуть губы, произнести «у»),
Славный слоник получился –
Я немножко удивился (приоткрыть рот).
Упражнение «Конфета».
Представить, что во рту вкусная конфета. С большим удовольствием, не спеша «сосать» ее.
Упражнение «Лягушки».
Растянуть губы, как произнесении звука «и». Затем расслабить мышцы.
Тяну губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам (растянуть губы)!
Как устану-перестану (расслабить мыищы)!
Упражнение «Орешек».
Представить, что нужно разгрызть твердый орешек. Крепко сжать зубы. (Челюсти напряжены, стали как каменные. Это неприятно.) Затем разжать челюсти.
Упражнение «Молчаливая злюка».
Встать на четвереньки. Слегка открыв рот, расслабить мышцы челюсти. Выдвинуть челюсть вперед, напрячь мышцы. Затем расслабить мышцы.
Упражнение «Злюка успокоилась».
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
А когда я сильно злюсь,
Напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю
И рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела,
И расслабилось все тело,
Надо глубоко вздохнуть
Потянуться, улыбнуться,
Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
3 сегмент «Шея».
Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.
Упражнение «Горошина».
Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.
Упражнение «Горка».
Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Затем расслабить мышцы.
Упражнение «Сердитый язык».
Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.
Упражнение «Любопытная Варвара».
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуть в исходное положение, расслабить мышцы.
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Парная игра «Два барана».
Стоя на коленях, упереться лбом в лоб партнера и попытаться сдвинуть его с места. Затем расслабить мышцы шеи. Необходимо следить, чтобы дети не помогали себе руками и не увлекались игрой ввиду сильного напряжения в шее.
4 сегмент «Грудь».
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.
Упражнение «Надоело мне бояться».
Поднять плечи, втягивая голову. Держать плечи напряженными, задержать дыхание. Затем опустить плечи. Вдох выдох. Развернуть плечи, расширяя грудную клетку, глубоко вдохнуть. Выдохнуть, свести плечи. Повторить 2 раза.
Дома я один остался,
Поначалу испугался.
Чуть раздастся где-то шорох,
Я мгновенно замирал,
Плечи быстро поднимал
И дыханье прерывал.
Прятался, как черепаха,
Напрягал и сопел…
Надоело мне бояться!
Лучше песню я спою.
Плечи тут же опущу,
Глубоко вздохну, плечи разверну!
Я такой большой и сильный,
Не боюсь я никого!
Упражнение «Ленивая кошечка».
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».
Упражнение «Лимон».
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку.
Выполнить то же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
Дыхательные упражнения.
«Задуваем свечу». Глубоко вдохнуть, набирая как можно больше воздуха. Затем медленно выдыхать через сложенные трубочкой губы, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У».
Упражнения с бумагой.
Взять газету в правую руку и скомкать ее, не прибегая к помощи левой руки. Проделать то же левой рукой. Порвать газету на мелкие клочки. Примечание. Позволяйте детям, нуждающимся в освобождении от гнева, агрессии, делать это с чувством. Пусть они рвут бумагу, топчут ее, прыгают на ней. Это позволит ребенку "освободиться от неприятных ощущений наиболее приемлемым способом.
5 сегмент «Диафрагма».
Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. «Панцирь» удерживает сильный гнев. Освобождение от «панциря» идёт через работу с дыханием.
Глубоко дышать - значит глубоко чувствовать. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Живот принимает участие в плаче, поэтому заторможенным сказывается чувство грусти. Дети, рано понявшие, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления чувств грусти и печали, обычно редко плачут. Такой ребенок быстро устает и с трудом расслабляется, но если ему удается, то его тело оживает. Ничто так не улучшает дыхание как хороший плач. Плач - механизм, освобождающий от напряжения, - доступен маленькому ребенку.
Упражнение «Полное дыхание».
Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями - воздушный шарик. Вдох - шарик надувается, живот округляется. Продолжается вдох - воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в это время шарик на животе сдувается, так как живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом - из нижнего «шарика». Упражнение повторяется не более трех раз.
Упражнение на расширение грудной клетки.
Встать прямо. Вдохнуть полной грудью. Задержать воздух. Вытянуть обе руки вперед, сжать кулаки на уровне плеч. Затем одним движением отвести руки назад. Перевести их вперед. Затем быстро снова отвести назад. Повторить эти движения несколько раз во время задержки дыхания, все время, держа кулаки сжатыми и напрягая мускулы рук. Затем сильно выдохнуть через открытый рот. Упражнение повторяется не более трех раз.
6 сегмент «Живот».
Сегмент включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.
Дыхание животом.
Закрыть глаза. Вдохнуть воздух. Вообразить какого цвета воздух проходит через нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадает в живот, то живот становится круглым. Задержать дыхание и, выдыхая, представить, что воздух уходит вниз через ноги в землю.
Примечание. После упражнения можно обсудить с детьми, какого цвета воздух они видели, удалось ли им почувствовать движение воздуха сверху вниз при вдохе и от живота к ногам при выдохе.
Упражнение «Прячем шарик».
Вдохнуть воздух и «опустить» его в живот - «надуть шарик». Представить, что кто-то хочет потрогать шарик, а вы не даете ему сделать это. Втянуть живот в себя, задержав дыхание, затем выдохнуть. Примечание. На начальных этапах обучения полезно помогать себе руками, делая как бы массаж живота. На выдохе слегка надавить руками на живот с приседанием.
7 сегмент «Таз».
Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия. Распускание идет за счет мобилизации мышц таза и ног. В работе с детьми мы сталкивались с тем, что ребенок не может сознательно двигать тазом. У него двигается при этом либо все тело- либо верхняя его часть, либо движение осуществляется за счет мобилизации ног.
Упражнение «Палуба».
Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать её к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямится! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох – выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение «Хула-хуп».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки положить сбоку на таз, чтобы чувствовать его движение. Движение тазом вперед-назад, затем влево-вправо. Следить, чтобы ноги не отрывались от пола, верхняя часть туловища оставалась, по возможности, на месте, а двигался только таз.
Я вращаю хула-хуп.
Корпус движется вокруг.
Упражнение на заземление «Слон».
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по команде, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стоп
Упражнение «Толкание».
Встать боком к партнеру на расстоянии 10 см. Начать движение тазом вбок, как бы подталкивая партнера. Не сходя с места, постараться дотронуться до партнера.
В результате применения в своей работе с детьми курса упражнений телесно-ориентированной терапии я отметила, что у них снижается гиперактивность, улучшается концентрация внимания, восстанавливается свобода речи, пополняется словарный запас, улучшается внимание и память, стимулируется способность воспринимать новое, снижается агрессия, страхи, появляется прямой взгляд в глаза, улыбка, интонации в речи, они становятся терпимее к физическому контакту, проявляют любопытство. Кроме того, на таких занятиях создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики воспитанников, формирования нравственных качеств, восстанавливается эмоциональный фон, а также привычки и навыки жизни в коллективе.
В дальнейшем в своей работе планирую продолжить использовать приемы и методы телесно-ориентированной терапии с детьми среднего дошкольного возраста, подобрав комплекс упражнений в соответствии с возрастными особенностями.