Пальчиковые игры.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для малышей – для чего?
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Гуляя с малышом на улице вовсе необязательно все время играть в активные игры. Когда ребенок устанет, предложите ему посидеть на лавочке и поиграть с пальчиками. Ему обязательно понравится.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.
"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно.
Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
Пальчиковые игры
Черепаха Ладошки | |
Лодочка (пальчиковая игра)
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - “лодочка плывёт”)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - “лодочкой”)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - “рыбки плывут”)
КОЛЬЦО
Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны
ДОМ
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает, А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А.Барто
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз"
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз"
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
ЦЕПОЧКА
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
СКВОРЕЧНИК
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
ШАРИК
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки, Сели и заплакали...А.Шибаев
ЕЛКА
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
КОРЗИНКА
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
КОЛОКОЛЬЧИК
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?Е. Серова
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
МЫШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам
Маленький шарик
Под полом шарит.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед
Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА В НОРКЕ
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат
Зайка, заинька дружок!
Посиди со мной часок. –
Ни минуты не могу –
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.
Ф.Бобылев
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу
В воде купался,
Да сух остался.
ПЕТУШОК
Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? Петушок.
КУРОЧКА
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Т. Волгина
ШМЕЛЬ
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны
Жужужу, жужужу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты. Женя, убежал?
Ю.Какотов
ЖУК
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
Два рога не бык,
Шесть ног без копыт.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
В. Тумайский
КРАБ
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню
ЗАМОК
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими
Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.
СЛОН
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
Б.Заходер
ДЕРЕВО
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка в слезы.
П.Воронько
ПТИЦА
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица грач.
ФИЛИН
Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
ВОЛК И ЛИСА
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" верхнюю и нижнюю челюсти
Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Одна фигурка превращается в другую
"Лизавета, здравствуй!"
"Как дела, зубастый?" –
"Хорошо идут дела,
Голова пока цела!"
КРОКОДИЛ
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки, до хвоста.
Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия в теневом театре.
ПАЛЬЧИКИ ПОЗДОРОВАЛИСЬ
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков
ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке. 3. Александрова
ОБЕЗЬЯНКИ
Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение
"фонарики" )
Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)
Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,
кладут под щёчку ("спят")
Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие
движения кистями рук ("как будто
стряхиваем водичку")
РИСОВАНИЕ
(Дети выполняют движения в соответствии с
текстом.
Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе... )
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
Мы черту нарисовали…
Мы волну нарисовали…
Точки мы нарисовали...
ТУК, ТОК
(Дети выполняют подражательные
движения в соответствии
с текстом. Стучать можно по столу или
коленочкам.)
Тук, ток, туки ток
Бьёт кулак как молоток.
Тук, ток, туки - ток,
Бьёт кулак как молоток.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблуки.
Тук, тук, тук туки,
Застучали каблуки.
Тук, тук, тук туки,
Две ноги и две руки,
Тук, тук, тук туки
Бьют и бьют как молотки.
Тук, тук целый день (Стучат произвольно, "как больше всего нравится").
Мне стучать совсем не лень.
Тук, тук целый день
Мне стучать совсем не лень.
ВОТ ЛЯГУШКИ
(Ладони "прыгают" по коленям (столу).
Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью
Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.
«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются
Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают "ква-ква")
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или
коленям.)
По городу бежит,
Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,
заглядывают в него.)
И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)
«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на
тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой "бок".)
Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую
ладошку.)
Я буду щекотать!»
ПАУЧОК
(Руки скрещены. Пальцы каждой
руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение(дождик)).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают на голове.)
ПЧЁЛКИ
(Одна из рук стоит на столе,
опираясь на локоть, пальцы
растопырены (ёлка)
На второй руке пальцы смыкаются
в кольцо (улей). "Улей" прижат к
"ёлке")
Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в "улей").
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг
о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга,
чередуя руки)
Где же, Где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают
пальцы и шевелят ими (пчёлки
летают))
Раз два, три, четыре, пять!
ПАЛЬЧИКИ
(В соответствии с текстом, дети
поочерёдно сгибают
и разгибают один из пальцев,
при этом стараясь не
шевелить остальными.)
Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают
большой палец)
Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают
кулачки)
Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)
И, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)
Но, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение
"фонарики")
И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)
ПОРОСЯТА
(Дети по очереди "идут" по столу каждым из
пальцев обеих рук)
Этот толстый поросёнок (Мизинцы)
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок (Безымянные)
спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, ("Фонарики")
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)
- лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец
и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)
ПАЛЬЧИКИ.
Упражнение на мелкую моторику, координацию.Детей просят показать поочередно свои пальчики. Показать, как пальцы умеют «танцевать» («фонарики», сжимать и разжимать кулачки и т.д.). Для малышей необходима визуальная подсказка
Кто может показать свой самый толстый пальчик?(можно назвать пальчики)
А самый маленький?
А самый длинный пальчик?
А какой пальчик у вас самый ловкий?
А ваши пальчики умеют танцевать под музыку?
ЧЕРВЯЧКИ
(Ладони лежат на коленях или столе.
Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами
остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает:"Вот и обед !"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь -
(разводим руками)
а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)