Звездный дождь
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 _______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Период реализации программы: 1 год
Попкова Елена Вениаминовна
учитель музыки
первая квалификационная категория
г. Советский
2012 – 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………………………….3
- Ожидаемый результат…………………………………………………….……………5
- Учебно-тематический план……………………………………………………………5
- Содержание курса………………………………………………………………………6
- Ресурсное обеспечение………………………………………………………...............7
- Список литературы……………………………………………………………………..7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Звездный дождь» (далее - Программа) рассчитана на обучающихся в возрасте 11-16 лет и направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. В Программе вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Актуальность: Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Новизна: Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Данная Программа направлена на обучение детей профессиональным творческим навыкам и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца.
Основная идея Программы:
- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
- приобщить детей к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей;
- заложить в детях фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Направленность Программы: духовно-нравственное развитие личности.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного развития личности посредством приобщения к музыкальному искусству как неотъемлемой части жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей.
Программа даёт возможность:
Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Методы организации вокальной деятельности.
В качестве главных методов Программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в Программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной Программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов Программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных Программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Формы организации вокальной деятельности: музыкальные занятия; занятия – концерт репетиции; творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Ожидаемый результат
Обучение вокалу обеспечивает у воспитанников:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с
точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения,
правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения Программы:
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | «Певческое поле» мира | 2 | 1 | 1 |
2 | Рождение песни | 2 | 1 | 1 |
3 | Пение и мы, пение и я | 2 | 1 | 1 |
4 | Песня: страницы истории | 2 | 1 | 1 |
5 | Дарю песни людям | 2 | 1 | 1 |
6 | Мы поем для своих друзей | 2 | 1 | 1 |
7 | Мой голос в «певческом поле» мира | 2 | 1 | 1 |
8 | Голос «рисует», «танцует», «поет» | 2 | 1 | 1 |
9 | Наши любимые песни | 9 | - | 9 |
10 | Песни собирают друзей | 10 | - | 10 |
Итого | 35 | 8 | 27 |
Содержание Программы
1. «Певческое поле» мира. 2ч
Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).
2. Рождение песни. 2 ч
Первая песня человечества (подражание звукам природы — голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).
3. Пение и мы, пение и я. 2 ч
Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. «Русская, правдивая, горячая душа звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась...» (фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы»),
4. Песня: страницы истории. 2 ч
Мадригал (в XIV—XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII—XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности — баллада, элегия, баркарола и т. д.), вокализ (мелодия без слов).
5. Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). 2 ч
Народное песенное творчество — «песни всех», отражение
истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Композитор — человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него — «исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П. Чайковский). Текст песни — «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.
6. Мы поем для своих друзей. 2 ч
Песня как «соединение усердного голоса с душевным умилением», «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам» (Ефросин). Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
7. Мой голос в «певческом поле» мира. 2 ч
Представление о певческом голосе (мой голос ласковый,
волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).
Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т. п., человеческое сердце).
8. Голос «рисует», «танцует», поет. 2 ч
Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е. Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги — семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.
Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.
Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).
9. Наши любимые песни. 9 ч
Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни- игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.
10. Песни собирают друзей. 10 ч
«Песня - верный друг твой навсегда».
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Ресурсное обеспечение
Кадровое: учитель музыки, педагог дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение Программы: кабинет для занятий, актовый зал, аудиозаписи, музыкальная аппаратура, микрофоны.
Список литературы
1. Н.Б. Гонтаренко. Секреты вокального мастерства.
2. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж.
3. Сэт Риггз. Пойте как звёзды.
4. Л.В. Романова. Школа эстрадного вокала.
5. И.О. Исаева. Экспресс-курс развития вокальных способностей.
6. Д.Б. Кабалевский. Прекрасное пробуждает доброе.
7. Б.В. Асафьев. О музыкально-творческих навыках у детей.