Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.
Как на некоторых этапах урока можно развивать критическое мышление.Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критическое мышление. | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В феврале 2014 года я побывала на курсах по вариативному учебному блоку. Тема «Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности». Меня заинтересовала лекция по теме «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения». Я решила – буду внедрять. Чтобы тем, кто ещё не «соприкасался» с понятием «критическое мышление», было проще меня понять, даю несколько определений.
Критическое мышление — это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладевать информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.
Критическое мышление — это разумный , взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступить и во что верить.
Критическое мышление — это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. И наконец, критическое мышление — отправная точка для развития творческого мышления.
Уроки литературного чтения являются одними из наиболее благоприятных уроков для развития критического мышления. Конечно, учителю приходится очень долго и тщательно продумывать свою деятельность и деятельность учащихся. Но это только на первых порах всё кажется сложным и запутанным. А когда хотя бы один урок в неделю по любому школьному предмету продумать, чуть увеличить временные затраты по планированию урока, тщательно отобрать материал, то постепенно сами увлечётесь процессом подготовки, а если ещё станут видны результаты деятельности, то развитие критического мышления младшего школьника станет вашей отправной точкой. Структура урока, на котором мы пользуемся технологией развития критического мышления имеет три этапа:
1. вызов
2. осмысление
3.рефлексия
Урок литературного чтения в 1 классе. Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Цель урока: развитие мыслительных навыков учащихся
Задачи: - актуализировать имеющиеся знания у учащихся;
- пробуждать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Вызов. В первом классе использовала «корзину» идей. Сказала: «Мы можем петь «А» на любой мотив. А что же это такое «А»? Дети предложили идеи: а) буква; б) звук; в) знак на письме; г) гласная буква; д) гласный звук (одна ученица сказала : «согласный звук» (все на неё посмотрели недоумённо - осудительно).
И начали осмысление. Я взяла чтение с остановками. После первого абзаца вспомнили виды речи (устная, письменная, внутренняя), что такое буква, что такое звук. Значит петь можем...(дети закончили мысль — гласные звуки), а записываем звуки...(буквами)
После чтения второго абзаца: А теперь попробуем пропеть «Б»:
- Б...б...б...б...б...
Что-то у нас не получается.
Задала вопрос: А почему...? (дети сформулировали окончание моего вопроса и у них это получилось превосходно: «Б» не поётся?»). Разделились на группы и старались найти ответ на поставленный вопрос. Работая в группе или в паре дети учатся ценить совместную работу, им нужно принять общее решение.
После прочтения последних двух абзацев задала уточняющий вопрос: «Правильно ли я поняла, что согласные звуки так названы, потому что...?» Не досказала вопрос. Мозг детей работает. На уроках, где происходит развитие критического мышления существует принцип — больше ученика, меньше учителя. Поэтому как можно чаще молчу или не досказываю что-то важное, нужное. Учащимся нравится продолжать мои вопросы. Это видно по их лицам. Дети становятся важными, они чувствуют свою значимость. Да ещё приходится самостоятельно решать проблемы (в данном случае искать ответ на вопрос). При этом формируется собственное мнение, совершается обдуманный выбор между различными мнениями.
На этапе рефлексии, а это обобщение материала и подведение итогов, использовала таблицу «толстых» и «тонких» вопросов. Предложила следующие вопросы:
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Почему вы считаете, что «О» гласный звук? В чём различие гласных и согласных звуков? | Верно ли, что звук «Т» согласный? Будет ли звук «М» гласным? |
Литературное чтение - это тот базовый процесс, с помощью которого мы получаем и передаём информацию. Следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу. Работая с текстом дети учатся отсеивать ненужную, второстепенную информацию. Мы знаем, что не объём знаний или количество информации, уложенной в голову ребёнка, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой «Акула». При первичном восприятии текста важно заинтересовать ребёнка, увлечь содержанием
В тексте есть такие слова: «Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища». Задала вопрос творческого характера: «Как вы думаете, что произойдёт дальше?». Дети начали предполагать. Выдвинули несколько версий. Хочу сказать, что вопрос «Как вы думаете, что произойдёт дальше?» часто задавать не следует. Дети любят, когда их хвалят, поэтому заранее читают следующие произведения, чтобы высказаться, получить похвалу. Это тоже неплохо. Ребёнок как бы нацелен на самостоятельное восприятие текста. Но я работаю над развитием критического мышления. Мне надо, чтобы сталкивались различные суждения, чтобы учащиеся умели ценить чужую точку зрения. Это необходимые условия для развития критического мышления.
После первичного восприятия смело приступили к заполнению сюжетной таблицы.
Сюжетная таблица
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
капитан | крикнул: «Купаться!» | перед закатом солнца | у берегов Африки | стало душно |
мальчики | вздумали плавать в открытом море | перед закатом солнца | в открытом море | тесно было в парусе |
Как видите, прослеживается сюжетная линия события. Всё неважное, второстепенное отсеялось, ничто не мешает увидеть главного. Бывают случаи, когда ученики неправильно заполняют таблицу. Это слабые учащиеся, так сказать «фрагментарного уровня» восприятия произведения. Но я своих учеников знаю и поэтому разделила на пары. Каждая пара выбрала своего героя в первую графу и совместно решала, чем заполнить таблицу. При этом совершался обдуманный выбор между различными мнениями, а умение выбирать — это развитие критического мышления.
Характеристика героев — неотъемлемая часть работы с текстом. В нашу сюжетную таблицу попадает старый артиллерист, который нашёл выход из сложной ситуации.
«Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль». Так как мы до конца уже дочитали и даже заполнили таблицу, задаю вопрос практического характера: «Как бы поступили вы на месте старого артиллериста?» Затем начали характеризовать героя, постепенно перешли на других действующих лиц.
Если работать дружно и слаженно, то по произведению Л.Н.Толстого «Акула» можно использовать ещё приём «перепутанные логические цепочки». Группы делят произведение на смысловые части, озаглавливают, а затем в неправильной последовательности выставляют. Каждая группа или пара старается распутать логические цепочки. А в 4 классе можно использовать при знакомстве с новым произведением верные и неверные утверждения.
Берётся несложное произведение, детям раздаются листочки с утверждениями и по ходу самостоятельного знакомства с текстом дети ставят +, если согласны, и корректируют неверные утверждения, зачёркивая и дописывая. После прочтения складываем утверждения в единое целое. Получается сюжетная цепочка.
Все описанные мною приёмы по развитию критического мышления помогают детям пересказывать прочитанные произведения. Развивается речь ученика, память, умение выступать перед одноклассниками.
Существуют ещё приёмы и формы работы по развитию критического мышления. Если кого-то заинтересовало моё выступление, то в наш век высоких технологий каждый может найти нужную информацию. Было бы желание и возможность опробировать.
Литература.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
3.Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003
4.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66 -72