Социальный проект "Дом без одиночества"

Десятова Юлия Викторовна

 Социальный проект

"Дом без одиночества"

Аннотация проекта

Данный проект направлен на добровольное вовлечение учащихся школы в решение проблемы одиночества пожилых людей, находящихся в Доме престарелых г. Нефтеюганска.

Участие в добровольчестве позволит развивать у учащихся такие качества как доброта, чуткость, сострадание и милосердие, а также способствует самореализации подростков. У пожилых людей, в свою очередь, появится чувство востребованности и сопричастности к воспитанию детей.

В 2014 году в микрорайоне, где находится МБОУ «СОШ № 7» был открыт «Специальный дом для одиноких престарелых» окружного значения. Учащиеся 5а класса начали оказывать посильную помощь жителям Дома (организация досуга, обустройство жилья). Так родился проект класса «Дом без одиночества». В сентябре 2015 года было организовано добровольческое движение с целью создания традиций общения учащихся с пожилыми людьми. Проект перерос из классного в общешкольный. В его рамках не только оказывается помощь жителям Дома престарелых, но и проводятся различные праздничные мероприятия, регулярные встречи, разговоры «по душам» за чашечкой чая.

Обоснование необходимости проекта

«Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька», – так начинаются все русские народные сказки. Дедушки и бабушки издавна занимались воспитанием внуков – отец с утра до вечера работал, а мать хлопотала по хозяйству. Старшее поколение всегда отличалось способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости.  В современном мире мало что изменилось…  В наших северных городах мы встречаемся с проблемой того, что бабушки и дедушки зачастую находятся далеко от своих внуков.

Мы провели анкетирование, у кого есть дедушка и бабушка и у кого они живут в Нефтеюганске.   

Результаты подтверждают, что дефицит общения внуков со старшим поколением действительно существует. Именно бабушки и дедушки становятся мостиком, соединяющим миры детей и взрослых. Старики не боятся перехвалить внука, оказывают ему эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Психологи убедились: для развития ребёнка, особенно младшего возраста, чувство безопасности, эмоционального комфорта намного важнее, чем применение новейших развивающих методик. Но в силу разных причин это общение ограничено. В связи с этим, детям сложно находить общий язык не только с родителями, но и с представителями старшего поколения. А одни только педагоги задачу нравственного становления личности не решат.

В 2014 году в микрорайоне, где находится МБОУ «СОШ № 7», был открыт «Специальный дом для одиноких престарелых» окружного значения для людей, оставшихся без родственников. У них нет возможности живого общения с молодежью.  Встречи учащихся с этими людьми могли бы способствовать решению проблемы нехватки общения со старшим поколением.

Проблема:

Традиции общения учащихся школы с пожилыми людьми, проживающими в Доме престарелых, пока не сформированы.

Причины:

  • отсутствие мотивации у учеников и преподавателей к общению с пожилыми людьми;
  • нет официальной договоренности на уровне организаций;
  • отсутствие сценариев интересных форм взаимодействия учащихся и жителей Дома престарелых;
  • отсутствие организованной волонтерской деятельности по отношению к людям старшего поколения, проживающим в Доме престарелых.

Цель: создание традиций общения учащихся и педагогов МБОУ «СОШ № 7» с пожилыми людьми, проживающими в Доме престарелых.

Задачи:

1. заинтересовать учащихся и педагогов в «шефстве» над пожилыми людьми;

2. заключить договор сотрудничества с Домом престарелых;

3. найти интересные формы организации встреч школьников с пожилыми людьми.

 

 

Таблица 1

 

Участники проекта

Заинтересованная сторона

В чем заинтересованы

Чем могут помочь

Что получит

Администрация школы МБОУ «СОШ № 7»

Реализация ФГОС (развитие личностных качеств учащихся)

Согласовать встречи через администрацию Дома престарелых

График мероприятий

Педагоги

МБОУ «СОШ № 7»

Развитие у учащихся таких качеств как доброта, чуткость, сострадание и милосердие.

Внеурочная занятость

Принять активное участие в мероприятиях, помочь в разработке сценариев

Увеличение количества желающих участвовать в проведении мероприятий в рамках проекта

Учащиеся

МБОУ «СОШ № 7»

Реализация творческих способностей, самореализация личности

Принять активное участие в мероприятиях, оказать посильную помощь

Опыт общения со старшим поколением,

положительные эмоции

Родители учащихся МБОУ «СОШ № 7»

Внеурочная занятость

Спонсорская помощь

Опыт взаимодействия своих детей со старшими;

Занятость своих детей

Администрация Дома престарелых

Организация досуга для проживающих в Доме престарелых

Согласовать встречи через администрацию МБОУ «СОШ № 7»

График мероприятий

Пенсионеры, проживающие в Доме престарелых

Общение, получение посильной помощи

Принять активное участие в мероприятиях

Востребованность и сопричастность к воспитанию детей

Таблица 2

График выполнения запланированных мероприятий

 Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

 

 

Круглый стол с педагогами и учащимися на тему «Роль старшего поколения в нравственном воспитании молодежи»

Сентябрь

 

Педагоги-организаторы, классные руководители, Совет старшеклассников

 

2

 Проведение единого классного часа «Одиночество пожилых людей», анкетирование

Сентябрь

3

 Организация экскурсий в дом престарелых

Сентябрь

4

Создание инициативной группы учащихся по реализации проекта, разработка «Кодекса правил волонтера»

Сентябрь

Учащиеся, классные руководители

5

Разработка нормативно-правовой базы сотрудничества между МБОУ «СОШ №7» и Домом престарелых

Сентябрь

Администрация школы, команда проекта

6

Заседания команды проекта

 

Команда проекта, классные руководители

6.1

Утверждение сценариев праздничных мероприятий, корректировка плана-графика

1 раз в месяц

6.2

Анализ деятельности волонтеров, разработка перспектив проекта

Январь

6.3

Отчет о проделанной работе

Май

7

Разработка плана-графика мероприятий

Сентябрь

Команда проекта

7.1

Концертная программа «От чистого сердца –простыми словами», посвящённая Дню пожилого человека (концертная программа, продуктовые подарки)

Октябрь

Классные руководители, хореограф,  учитель музыки, педагоги-организаторы, команда проекта

7.2

Поздравление учителя – инвалида с Днём учителя

Октябрь

7.3

«Нефтеюганск – это наш город!». Творческое поздравление, посвящённое Дню рождения города (концертная программа, продуктовые подарки)

Октябрь

7.4

Творческая встреча с жителями Дома «Песни молодости нашей»

Ноябрь

7.5

Участие жителей Дома в городском конкурсе хоровых коллективов

Декабрь

7.6

«С Новым годом поздравляем!» (концерт, продуктовые наборы, топиарии)

Декабрь

7.7

Участие жителей Дома в общешкольном мероприятии «Успех +»

Январь

7.8

«Домашние Олимпийские игры» - спортивная программа, посвящённая Дню Защитника Отечества

Февраль

7.9

«Вот и кончилась зима. За окном у нас весна», праздник, посвященный 8 марта

Март

7.10

«Наши руки – не для скуки». Конкурс поделок: дети + пожилые люди.

Апрель

Учителя технологии, классные руководители, команда проекта

7.11

«С Днём Победы!». Торжественная линейка

Май

Классные руководители, хореограф, учитель музыки, педагоги-организаторы, команда проекта

8

Организация периодической помощи престарелым

 

Классные руководители, педагоги-организаторы, команда проекта

 

8.1

Уборка снега

Ноябрь-март, 2 раза в месяц

8.2

Мытье окон

Сентябрь, апрель

8.3

Озеленение территории (посадка цветов и деревьев)

Май

8.4

Субботник

Май

Методы реализации проекта:

  1. «мозговой штурм» (заинтересовать учащихся и педагогов в «шефстве» над пожилыми людьми): проведение круглого стола и классных часов;
  2. анкетирование (определить существование проблемы, контроль результативности проекта, определение количественных показателей эффективности проекта)
  3. экскурсии (ознакомить учащихся с жизнью пожилых людей в Доме престарелых);
  4. действенная помощь (организовать «шефство» над пожилыми людьми);
  5. совместное проведение праздников (создать традиции общения учащихся, педагогов и людей, проживающих в Доме престарелых).

Ожидаемые результаты:

  • мотивация учащихся и педагогов к помощи и общению с пожилыми людьми;
  • развитие у учащихся таких качеств как доброта, чуткость, сострадание и милосердие;
  • появление у пожилых людей чувства востребованности и сопричастности к воспитанию детей;
  • расширение возможностей педагогов в применении способов воспитания личностных качеств учащихся;
  • удовлетворение родителей организованной внеурочной занятостью детей;
  • удовлетворение участников от проведенных мероприятий;
  • увеличение количества желающих участвовать в проведении мероприятий в рамках проекта;
  • развитие добровольческого движения.

Таблица 3

Критерии оценки результатов проекта

 

Количественные критерии

Качественные критерии

Увеличение количества учащихся, занятых в проекте

Мотивация учащихся к участию в добровольчестве

Увеличение количества пожилых людей, жителей Дома престарелых, участвующих в мероприятиях

Мотивация участников к совместной деятельности

Увеличение количества педагогов, принимающих участие в мероприятиях

Активность пожилых людей, педагогов и школьников в проведении мероприятий

Увеличение количества родителей, оказывающих спонсорскую или иную помощь в подготовке мероприятий

Удовлетворенность качеством проведенных мероприятий всеми участниками проекта

Таблица 4

Анализ ресурсов

Ресурс

Содержание

Временной

 

С 2015  года

Организационный

 

МБОУ «СОШ № 7»

Дом престарелых

Информационный

 

Телерадиокомпания «ТРК-Юганск»,

газета «Здравствуйте нефтеюганцы»,

методическая литература

Кадровый

 

Классные руководители, хореограф, учитель музыки, учителя технологии, педагоги-организаторы МБОУ «СОШ № 7»

Материально-технический

 

Компьютер, проектор, локальная сеть, сценические костюмы, музыкальные инструменты, материалы для поделок учащихся, канцелярские товары, рабочий инвентарь

Нормативная база

 

Договор сотрудничества с Домом престарелых, приказы директора МБОУ «СОШ № 7», план-график проводимых мероприятий

Партнеры проекта:

Родители учащихся МБОУ «СОШ № 7», Управляющий совет МБОУ «СОШ №7», телерадиокомпания «ТРК-Юганск», газета «Здравствуйте, нефтеюганцы!», Центр национальных культур.

Краткое описание опыта реализации проекта

Мы провели анкетирование, у кого есть дедушка и бабушка и у кого они живут в Нефтеюганске. Результаты подтверждают, что дефицит общения внуков со старшим поколением действительно существует. Именно бабушки и дедушки становятся мостиком, соединяющим миры детей и взрослых. Старики не боятся перехвалить внука, оказывают ему эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. В нашей школе состоялся круглый стол на тему «Роль старшего поколения в нравственном воспитании молодежи», где была поднята проблема живого общения учащихся со старшим поколением. В силу разных причин это общение ограничено. В связи с этим, нам, детям сложно находить общий язык не только с родителями, но и с представителями старшего поколения.

При проведении единого классного часа «Одиночество пожилых людей» мы поняли, что и старшее поколение нуждается в общении не меньше, чем молодежь. Однако их возможности в этом более ограничены. Дети и внуки разъехались и живут своей жизнью, изредка посещая стариков, а использование информационных возможностей для общения ограничено невладением компьютером.  Есть пожилые люди, которые по разным жизненным причинам остались одни.

В 2014 году в 11 микрорайоне начал функционировать «Специальный дом для одиноких престарелых». Организация встреч учащихся школы и пожилых людей, проживающих в нем, помогла бы решить проблему дефицита общения тех и других. С открытием Дома учащиеся оказывали посильную помощь пожилым, но она носила эпизодический характер.  При проведении круглого стола 6а класс поделился опытом взаимодействия с пожилыми людьми, проживающими в Доме престарелых и в 11 микрорайоне. Такое общение помогло ребятам на какое-то время обзавестись «бабушками и дедушками». В свою очередь, жители Дома престарелых были рады встречам с ребятами.  Поэтому проект класса было решено расширить до масштабов школы. Появилась инициативная группа педагогов и учащихся, решивших организовать экскурсии в Дом престарелых. На заседании инициативной группы (команды проекта) был принят «Кодекс правил волонтера»,  затем  разработан план-график проводимых мероприятий и началась подготовка к их проведению. Был составлен план периодической посильной помощи пожилым в организации быта (уборка снега, мытье окон, уборка и озеленение территории осенью и весной). В работу активно включились ребята вместе с классными руководителями. Кроме того, на заседании Управляющего совета школы родители приняли решение о посильной спонсорской помощи проекту.

Ко дню пожилого человека учениками школы была подготовлена концертная программа «От чистого сердца простыми словами». Дети вместе с родителями, учителями изготовили поделки, открытки к празднику. А также совместно с Управляющим советом школы были подготовлены продуктовые наборы. Мероприятие имело успех не только среди пожилых людей, но и показало, с каким воодушевлением и энтузиазмом дети готовили и проводили концерт. А сколько благодарных слов они получили за поделки и подарки! Начало проекта показало, что система взаимодействия детско-взрослого коллектива школы с людьми старшего поколения, жителями социального дома, оказалась перспективной.

Мероприятия, праздники проводятся и на базе нашей школы, и в Доме престарелых. Яркими и незабываемыми стали такие творческие встречи, как: «Нефтеюганск – это наш город!» (ко дню рождения города), «Песни молодости нашей», новогодний концерт. Собственными рисунками ученики школы оформляют рекреации учреждения и комнаты жителей к каждому празднику, а также своими руками изготавливают небольшие сувениры. Все встречи имеют задушевный характер - разговор «по душам» за чашечкой чая. Ребята из первых уст узнают об истории нашей страны, о том, как жили люди в другое время, учатся у старшего поколения преодолевать трудности.

Во время зимнего периода старшеклассники совместно с жителями Дома проводят очистку территории от снега, а в сентябре помыли окна в комнатах.

На заседании команды проекта в январе были подведены промежуточные итоги.

Анализ деятельности учащихся, педагогов и родителей показал, что в МБОУ «СОШ №7» развивается добровольческое движение. К проекту присоединяются все больше ребят, родителей и педагогов. К освещению деятельности проекта активно привлекаются средства массовой информации. Жители Дома престарелых регулярно благодарят участников проекта и администрацию школы за возможность общения и помощь.

Заключение

Наблюдая за детьми 4а, 5в, 6а, 7а, 8а, 10а классов и другими учениками, которые непосредственно участвуют в реализации проекта «Дом без одиночества», можно сделать определенные выводы.

            Дети, которые сами готовят творческие поздравления для людей, оставшихся одинокими, которые чистят снег в Доме, поют песни, своими руками изготавливают поделки, открытки, меняются на глазах. Проявляются ценности, которые становятся приоритетными: доброта, искренность, толерантность, взаимное доверие, честность и обязательность. Такое общение помогает самореализации подростков.

Вовлекая школьников в добровольческую деятельность, мы, взрослые, трактуем её как деятельность, имеющую личностную и общественно - значимую цель.

Таким образом, потребность в разработке проекта обусловлена необходимостью решения двух важных социально-психологических задач: обеспечение формирования у детей социально-значимых качеств и духовная поддержка пожилых одиноких людей.

Список литературы

  1. Моя профессия волонтер! Организационный аспект деятельности добровольческого объединения. В 2 ч. Ч. II : учеб.-метод. пособие / Н. В. Щербакова, ред.: М. Б. Лига, Забайкал. гос. ун-т .— Чита : ЗабГУ, 2013 .— ISBN 978-5-85158-890-7.
  2. Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей: Информационно-методический журнал
    №3 . -  2014
  3. Технологии организации волонтерского движения: учебное пособие / В. В. Митрофаненко. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2015.
  4. Технологии добровольческой деятельности молодежи: учебно-методическое пособие / З.Н. Калинина. -Тула: Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015. - ISBN 978-587-954-923-2.
  5. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник / Е.И. Холостова .— 7-е изд., перераб. и доп. — М. : ИТК "Дашков и К", 2014 .— (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-02227-2.
  6. http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-pokazateli-i-indikatory-sotsiologicheskogo-analiza-dobrovolcheskogo-dvizheniya
  7.  http://www.studfiles.ru/preview/1865528/page:5/
  8. http://mirsovetov.ru/a/housing/family/elders-generation-education.html
  9. http://vashechudo.ru/roditeljam/semeinye-cenosti-vospitatelnaja-rol-babushek-i-dedushek.html

 

 

Приложение 1

Вопросы анкеты «Что такое добро»

 

1.Как учащиеся понимают, что такое добро?

Добро – это благо, что-то хорошее для других;

-приносить радость;

-широкая душа;

-хорошее дело;

-как солнце, тёплое и светлое чудо;

-подарок, говорят же «дарить добро»…

2.Какую награду за добрые дела получает человек?

Награда за добрые дела – это спасибо, благодарность;

- уважение других;

- не знаю;

-почётная грамота;

3.Какими добрыми делами вы готовы прославить школу?

-приносить победы на соревнованиях;

-выступлениями на концертах;

-участвовать во всех добрых делах;

- помогать ветеранам;

-оказывать помощь нуждающимся.

Приложение 2

Кодекс правил волонтера

  1. Если ты волонтер, забудь равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
  3. Будь активен!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Умей слушать и слышать!
  6. Будь настойчив в достижении целей!

Приложение 3

 ученик 7 А класса.

Мы давно помогаем ветеранам, проживающим у нас в микрорайоне: навещаем на день пожилого человека, приглашаем на мероприятия в школу. А осенью мы узнали, что рядом с нами живут совершенно одинокие люди. Это жители дома престарелых. Первый раз мы их навестили на день пожилого человека, решили устроить для них небольшой концерт. С какой же благодарностью старики приняли наше выступление, у многих в глазах были слезы. Мы поняли, что придем сюда еще.  Ведь у многих из них нет ни детей, ни внуков. Мы стали приглашать этих людей к нам в школу на различные мероприятия. И сами помогали, чем могли: на Новый год украсили елку, расчищали снег. А еще мы много общаемся. Так интересно узнавать, как жили эти люди. Среди них нет ветеранов. Но мы узнали, что когда была война, некоторые из них еще были детьми. Они нам рассказывали о военном детстве. Оно совсем не похоже на наше: голод, лишения, тревога и страх. Мы теперь понимаем, насколько ясно и безоблачно то время, в которое живем мы. И во многом за это мы должны быть благодарны им – тем, кто сумел для нас сохранить этот мир.

Классный руководитель 7а класса  

Данный проект очень важен для детей. Они по-настоящему подружились с пожилыми людьми, очень ждали очередной встречи с ними, серьезно и ответственно относились к подготовке каждой из них.

Ребятам очень хотелось окружить этих людей заботой и вниманием, поэтому они готовили подарки, поздравления к праздникам, разучивали песни тех лет, для того, чтобы вместе их исполнять. С особой теплотой учащиеся ухаживали за пожилыми людьми: встречали их, подавали чай и пироги во время чаепития, затем провожали пенсионеров. Ребятам было очень интересно узнать о детстве и юности этих людей. Много вопросов учащиеся задавали о войне, о том, как жили эти люди в то нелегкое время.

 С огромным желанием ребята навещали своих «старших товарищей», помогали им по хозяйству, расчищали дорожки от снега.

А с каким желанием они выступали с концертными номерами, музыкальными композициями.

Благодаря этому проекту, ребята повзрослели, стали серьезнее, с особой заботой и вниманием они относятся к тем людям, которым так не хватает человеческого тепла. Пенсионеры благодарны детям за общение, за возможность встречаться друг с другом в такой доброй и искренней атмосфере.