Выступление на тему «Особенности формирования вычислительных умений и навыков в условиях формирования УУД младших школьников.»
Выступление на тему «Особенности формирования вычислительных умений и навыков в условиях формирования УУД младших школьников.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ПСОШ №2»
Выступление на тему:
«Особенности формирования вычислительных умений и навыков в условиях формирования УУД младших школьников.»
Учитель : Садретдинова М.Ю.
2016 г.
Сегодня формированию УУД в начальной школе придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Предполагается, что результатом формирования знаково-символических общеучебных универсальных действий по математике будут являться и вычислительные навыки. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Он характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью.
Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных умений и навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
В век компьютерной грамотности значимость вычислительных умений и навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными умениями и навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.
Рассматривая проблему формирования вычислительных навыков у младших школьников, методисты, как правило, обращаются к «технологической» стороне этого процесса, предлагая учителю целый ряд традиционных чисто «технических» приёмов выполнения этих вычислений, получивших название «удобных способов». Применение этих «удобных способов» демонстрируются на страницах учебников. Учитель чаще всего придерживается рекомендованных учебником способов вычислений, приучая к ним и детей. Вопрос о том, действительно ли этот способ «удобен» всем ученикам, обычно не дискутируется.
При такой тактике формирования вычислительной деятельности, как средства формирования знаково-символических общеучебных универсальных действий, естественно, возникает проблема её формирования.
Эта проблема возникает уже в 1 классе, где некоторые дети поступают в школу почти не подготовленными (т.е. дети, которые не посещали детский сад). Иными словами, в любом классе всегда есть ученики, испытывающие постоянные трудности при устных вычислениях.
Математика в школе – один из важнейших предметов, который приобщает школьников к логике. Она открывает мир чисел и фигур, которые делают мир, в котором мы живем, надежным и удобным. Математика является трудным предметом, поэтому на уроках в школе, нужно применять как можно больше разных методов и способов, для того, чтобы дети полюбили этот предмет.
Известно, что каждый ученик индивидуален в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Самым оптимальным является организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Индивидуальная работа школьника в большинстве ситуаций осуществляется со специально созданными, предназначенными для организации индивидуального понимания карточками, что служит для формирования личностных УУД.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия. Преимущество парной работы заключается в том, что сама складывающаяся ситуация (разговаривают двое) не позволяет ни одному из напарников «отмолчаться», обеспечивает возможности сотрудничества. Это значит, что каждый вынужден высказаться по поводу изучаемого вопроса. Работа в парах может носить различное предназначение: совместное изучение чего-либо, поочередное обучение друг друга, взаимопроверка.
Регулятивные УУД формируются, когда:‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать.
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Я работаю по программе «Школа России». Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками математики, рабочими тетрадями, контрольно-измерительными материалами, методическими пособиями, но и комплектами демонстрационных таблиц, электронными пособиями, интернет поддержкой. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этому полностью соответствует УМК «Школа России».
Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий.
Какие же действия позволяют мне сформировать эти универсальные учебные действия ?
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми я разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на
развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей
приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Стараюсь ,чтобы ребёнок не просто усваивал готовое знание , изложенное учителем, а сам «открывал» новое знание в процессе своей собственной деятельности.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное
сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учу детей планировать свою работу.
Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: что
при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.
Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю , могу, хочу, делаю.
В заключении хочется сказать:
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!