Физика

Щепетнова Ольга Александровна

 

 

Тематическое планирование кружковых занятий «Занимательная физика»

 

 

 

Класс – 3, 4

Руководитель кружка Щепетнова О.А.

Количество часов – 34ч.

в неделю – 1 ч.
 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/node/add/mini-site-page31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю,                                Согласовано                                        Рассмотрено

Директор школы                        Зам.директора УВР                                на заседании ПС

Терещенко В.С.                        Тимофеева В.А.                                Пр №____

от________2016г.                        от_______2016г.                                от________2016г.

Тематическое планирование кружковых занятий «Занимательная физика»

Класс – 3, 4

Руководитель кружка Щепетнова О.А.

Количество часов – 34ч.

                в неделю – 1 ч.

Календарно-тематическое планирование


Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Дата

план

факт.

1. Научные методы познания (3 часа)


1

Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.

Показать учащимся роль физики как науки в познании мира

Личностные:

формирование ценностного отношения к открытиям;

Универсальные: 

познавательный интерес;

Предметные: 

умение применять понятия: природа, явления природы, наблюдение, опыт, теория.

Наблюдение физических явлений

Электрофорная машина, камертон, шарик, желоб, маятник, магнит, электромагнит.




2

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.

Познакомить учащихся с измерительными приборами, ввести понятие физической величины и единиц их измерения

Личностные:

формирование ценностного отношения к открытиям;
Универсальные: 

познавательный интерес;
Предметные: 

умение определять цену деления шкалы; знать физические величины и единицы их измерения;

Работа со справочной литературой, наблюдение

Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.




3

Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов».

Определение цены деления шкалы приборов

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные:умение организовать свою деятельность;

Предметные: умение определять цену деления шкалы.

Лабораторная работа

Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.



2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа) 


4

Измерительные приборы и использование их в жизни человека.

Познакомить учащихся с измерительными приборами, необходимым человеку в повседневной жизни

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: 

знакомство с приборами, необходимыми для человека в повседневной жизни.

Наблюдение

Измерительные приборы: линейка, транспортир, компас, термометр, секундомер, прибор для измерения давления, весы напольные.




5

Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки».

Изготовить масштабную линейку

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

изготовление линейки и её использование.

Лабораторная работа

Картон, миллиметровая бумага, линейка.




6

Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра».

Изготовить кубический сантиметр

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение изготовить кубический сантиметр.

Лабораторная работа

Линейка, ножницы, пластилин, картон.




7

Лабораторная работа

«Изготовление

и градуирование мензурки».

Изготовить простейший измерительный прибор, научиться его градуировать

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение изготовлять мензурку, градуировать её и пользоваться ею.

Лабораторная работа

Линейка, баночка из-под майонеза, полоска бумаги, клей, ножницы, одноразовый шприц.



3. Учимся измерять (5 часов) 


8

Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.

Познакомить с погрешностями измерений

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение записывать показания с учётом погрешности измерений.

Самостоятельная работа по записи результатов с учётом погрешности

Линейка, термометр.




9

Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы».

Научиться определять объём твёрдого тела правильной формы, пользуясь линейкой

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение находить объём тел правильной формы.

Лабораторная работа

Линейка, детский кубик, карандаш, коробка.




10

Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы».

Научиться измерять объём тел неправильной формы

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение находить объём тел неправильной формы, переводить мл в системные единицы объёма.

Лабораторная работа

Мензурка, вода, камень, гайка, пластмассовая игрушка, картофелина.




11

Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости».

Научиться определять вместимость различных ёмкостей

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение определять вместимость сосудов.

Лабораторная работа

Кастрюля, флакон, литровая банка, мензурка, линейка.




12

Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».

Научиться измерять размеры малых тел

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение измерять толщину тетрадного листа.

Лабораторная работа

Линейка, тетрадь.



4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (7 часов) 


13

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.

Познакомить учащихся со строением веществ.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: знать строение веществ, иметь понятие о молекулах.

Составление рассказа, конспекта

Фотографии молекул




14

Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода».

Научиться изготовлять модели молекул воды, водорода, кислорода.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение изготовлять модели молекул простейших веществ.

Лабораторная работа

Пластилин разного цвета, пластмассовые модели молекул веществ, проволока.




15

Движение молекул. Диффузия.

Познакомить учащихся с явлением диффузии.

Личностные: осознание ценности физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: Знать, в чём заключается понятие «диффузия», практическая значимость в жизни человека.

Фронтальная беседа

Модель броуновского движения.




16

Взаимодействие молекул. Явление смачивания.

Объяснить, в чём заключается явление смачивания. Доказать, что молекулы взаимодействуют.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: формирование знаний о строения веществ, взаимодействии молекул.

Фронтальная беседа, наблюдение

Бумага, растительное масло, вода, стеклянная пластинка.




17

Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии».

Выяснить, при каких условиях диффузия протекает быстрее.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение сформулировать условия, при которых протекает диффузия.

Лабораторная работа

Марганец, вода в стакане.




18

Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии».

Определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение определять время прохождения диффузии.

Лабораторная работа

Термометр, часы, 2 стакана, вода, марганец.




19

Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества».

Развитие психических процессов, беглости мышления.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: умение использовать физические знания в повседневной жизни.

Игровая деятельность

презентация



5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов) 


20

Механическое движение и его характеристики. Виды движений.

Сформировать понятие механического движения, сформулировать его основные характеристики, рассмотреть его виды.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний ;

Универсальные: Познавательный интерес;

Предметные: Знать понятие механического движения, пути, траектории, видов движения.

Фронтальная беседа

презентация




21

Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения».

Наблюдать прямолинейные равномерные движения; научиться определять скорость равномерного прямолинейного движения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

умение определять скорость при равномерном движении.

Лабораторная работа

Линейка, часы, изготовленный из полиэтилена или шёлка парашют, рогатка.




22

Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения».

Наблюдать неравномерное движение; научиться определять среднюю скорость неравномерного движения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: умение находить среднюю скорость неравномерного движения.

Лабораторная работа

Линейка, часы, мячик, детская игрушечная машинка, вода.




23

Масса. Плотность.

Формирование понятий «масса» и «плотность».

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: Формирование представлений о массе и плотности.

Наблюдение, фронтальная беседа

Вещества разной плотности, таблицы плотностей.




24

Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода».

Научиться определять плотность твёрдых тел, зная их массу и объём.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: умение определять плотность различных веществ.

Лабораторная работа

Рычажные весы, мензурка, линейка, предметы домашнего обихода, игрушки.




25

Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока».

Определить плотность воды, растительного масла, молока.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Предметные: умение определять плотность жидкостей.

Лабораторная работа

Рычажные весы, мензурка, стаканы, вода, растительное масло, молоко.



6. Выясняем закономерности (5 часов) 


26

Сила. Вес тела.

Познакомить учащихся с понятием силы, весом тела; уметь их изображать на рисунках.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: знать понятие силы, веса тела.

Фронтальная работа, беседа

Презентация




27

Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела».

Измерить вес тел.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: 

умение организовать свою деятельность;

Предметные: уметь измерять вес тел.

Лабораторная работа

Динамометр, лист картона, шнур резиновый, мешочек с песком или солью, твёрдое тело, лист фанеры, лист бумаги, пружина.




28

Сила трения. Действие на тело нескольких сил.

Продолжить знакомство с силами, сила трения и её виды.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;
Предметные: 

знать понятие силы, силы трения.

Наблюдение, беседа, составление рассказа

Таблица, презентация.




29

Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей».

Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные: 

умение организовать свою деятельность;

Предметные: 

узнать, от чего зависит сила трения.

Лабораторная работа

Динамометр, деревянный кубик, деревянная доска, лист бумаги, лист наждачной бумаги, машинка с резиновыми шинами, кусок резины.




30

Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».

Установление связей между различными понятиями физики.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни.

Игровая деятельность

Карточки с физическими понятиями



7. Занимательные опыты по физике (5 часов) 


31-32

Весёлые опыты в домашних условиях.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни.

Игровая деятельность, наблюдение, экспериментальные опыты

Презентация, оборудование для проведения опытов




33

Защита проектов по выбранным темам.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни.

Исследование

Презентации




34

Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». Анкетирование учащихся.

Подведение итогов работы за год, анализ результатов анкетирования. Рефлексия.

Личностные:

осознание ценности физических знаний;

Универсальные: познавательный интерес;

Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни.

Исследование

Анкеты для учащихся