Построение развивающей предметно-пространственной среды.
Вопрос создания предметно-пространственной среды в ДОУ (группе) на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Эти требования предполагают создание развивающего пространства и свободной деятельности детей, которое позволяет включать ребёнка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Ежегодный конкурс по подготовке групп к новому учебному году, проводимый в нашем ДОУ, также способствует более осознанному подходу педагогов к обновлению предметно-развивающей среды в группах с учетом новых требований. Результаты последнего конкурса были намного выше, так как педагоги использовали знания, демонстрируя высокий уровень педагогических компетенций.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Центры развития | Оснащение центра развития | Условия |
ЦЕНТР ИГРЫ | •Игрушки и атрибуты для •сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители); •Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); •Наборы образных (объемных и плоскостных), животные (сказочные, реалистичные). | Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. |
ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | •Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок; •Кукольный театр; • Театр из игрушек-самоделок; •Театр резиновых игрушек; • Пальчиковый, перчаточный театры; •Плоскостной театр; • Теневой театр; •Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов). | Театральный уголок – важный объект развивающей среды группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. |
ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ | • Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки; •Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания); •Шашки, шахматы и другие настольные игры; •Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.); • Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); •Альбомы с образцами логических упражнений. | Уголок представляет собой специально отведенную зону. Обеспечен свободный доступ детей, материалы постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяются. |
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР | •Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей; • Схемы и чертежи построек; •Наборы для моделирования крупный и мелкий деревянный строительный материал.
| Сосредоточен в одном месте, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. |
ЦЕНТР МУЗЫКИ | • Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, барабаны и др.); •Набор самодельных инструментов для шумового оркестра; • Графическое пособие «Эмоции» • музыкальные лесенки (пяти- и семиступенчатые); • Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик». | Компонентов среды и её виды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). |
ЦЕНТР ДВИНАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ | •Коврик массажный со следочками; •Шнуры плетенные различной длины; •Обручи; •Скакалки; •Кегли; •Кольцеброс; •Малое баскетбольное кольцо; •Мячи (резиновые, утяжеленные, мячи-массажеры). | Яркий, с нестандартным оборудованием физкультурный уголок лаконично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. |
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА | • Изобразительный материал (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, кисти, печатки т.д.). •Бумага разной фактуры, размера и цвета; •Раскраски и трафареты; •Выставки с образцами народного художественного промысла; •Иллюстрации известных художников. | Отведено светлое, хорошо освещенное место, наполнен необходимым изобразительным материалом, для воплощения творческих идей воспитанников. |
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ | •Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты; • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объема и формы; металл); • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; • Материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, и др.); • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи. | В уголке экспериментальной деятельности выделены: 1) место для выставки (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) 2) место для хранения материалов (природного, «бросового») 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Основной задачей уголка поддержание и развитие у детей интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. |
ЦЕНТР КНИГИ | •Книги на различную тематику (о животных, природе и т.д.) •стихи. •Юмористические произведения, Н. Носова. В. Драгуновского, Э.Успенского •Иллюстрации художников к рассказам. •Тематические альбомы для рассматривания. •Портреты известных детских писателей. | Уголок книги располагаются от шумных мест игр детей, поскольку могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Продумано правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое для вечернего времени. Основной принцип, при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. |
ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | •Мелкие игрушки. •Транспортные средства. •Светофор. •Фуражка милиционера. •Жезл регулировщика. •Макет улицы. •Дорожные знаки. •Напольный коврик с разметкой улиц и дорог. •Книги, иллюстрации. •Настольно-печатные игры. | Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. |
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ТЕРИТОРИИ ДОУ, ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ | Экологическая тропа, которая включает в себя: • Спортивно-игровые площадки; •цветники (клумбы, альпийская горка, рабатки); •Участок для привлечения птиц (кормушки, скворечники). | На участке ДОУ созданы площадки, природно-экологические объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: -оздоровительное, -познавательное, -эстетическое. |