Материалы для родителей

Шмелёва Юлия Алексеевна

Предварительный просмотр:

     Речь ребёнка – дошкольника как показатель его интеллектуального                                                                     уровня

                                     

 

«Единство мышления и речи возникает в развитии и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности»

                                                                              Л.С. Выготский

 "Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается"

                                                                                                  С.Л. Рубинштейн

     

     Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.

     Речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка.  Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи.

      Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.  

     В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

     Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями.

                                                                                                                    

     Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение - общая единица речи и мышления, смысл и предметная отнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

  Взаимосвязь речевого и умственного  развития 

   

      Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах усвоения ребенком родного языка. Начальные формы мышления  дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное (Н.Н. Поддьяков). Затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыслительная форма деятельности осуществляется на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.

     

     Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли  интеллекта  в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее  влияние  на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.

     

     Речь, речевая деятельность, - пишет Н.Н. Поддьяков, - благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира.

     

     Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной,   логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.

   

      Развитие речи ребенка-дошкольника - один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если малыш хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли

                                                   



Предварительный просмотр:

               Консультация для родителей

«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников и создание комфортной обстановки в ДОУ»

                                         

                                         "Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим                                                                

                                      его следует, прежде всего, воспитать эстетически”                

                                                                                                                  Фридрих Шиллер

     Художественно-эстетическое воспитание -  это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного,  формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.  Задача  художественно-эстетического воспитания заключается в  формировании художественного вкуса, в развитии способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, умению творчески создавать продукты ручного творчества

     Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

     Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

     Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, развитию навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

     Немаловажным является, прежде всего, внутреннее убранство всех помещений учреждения, где живут и воспитываются дети, Помещения детского сада должны быть уютными, красивыми, окрашены  в спокойные тона. Окружающая среда имеет большое значение для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создание у него душевного благополучия, значит, интерьер помещений несет определенную информацию, способствуют развитию детей, и обеспечивает им необходимый психологический комфорт. Одной из основных задач является создание эстетической развивающей среды как фактора формирования у детей добра и красоты.

     Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом создает у детей обстановку эмоционального благополучия, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения. Привлечение детей к созданию эстетической, предметной и природной среды вызывает их на совместное обсуждение. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье

        Каждая группа детского сада должна иметь театральные, игровые уголки, уголки по изобразительной деятельности. Для занятий музыкой - музыкальный зал; для театрализованной деятельности - костюмы, театральные реквизиты, различные виды театра. Так же должны эффективно использоваться раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей,  поделок из природного материала.  

     Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.      

Природа в групповых комнатах представляется комнатными растениями, живыми уголками с аквариумами с рыбками, птицами, животными. На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

     В зимнее время года необходимо создавать на участке детского сада снежные фигуры, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников.

     Эстетическое воспитание выполняет свою незаменимую функцию. Гармония всех сторон художественного воспитания - основной путь в мир прекрасного в дошкольном детстве.

     И в заключение  напомним о необходимости воспитывать в детях любовь к прекрасному, доброму, правдивому и отвращение к безобразному, злому, фальшивому.