Материалы для родителей
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речь ребёнка - дошкольника как показатель его интеллектуального уровня | 49.36 КБ |
Художественно-эстетическое воспиитание дошкольников | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь ребёнка – дошкольника как показатель его интеллектуального уровня
«Единство мышления и речи возникает в развитии и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности»
Л.С. Выготский
"Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается"
С.Л. Рубинштейн
Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка. Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи.
Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями.
Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение - общая единица речи и мышления, смысл и предметная отнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.
Взаимосвязь речевого и умственного развития
Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах усвоения ребенком родного языка. Начальные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное (Н.Н. Поддьяков). Затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыслительная форма деятельности осуществляется на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.
Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.
Речь, речевая деятельность, - пишет Н.Н. Поддьяков, - благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.
Развитие речи ребенка-дошкольника - один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если малыш хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников и создание комфортной обстановки в ДОУ»
"Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим
его следует, прежде всего, воспитать эстетически”
Фридрих Шиллер
Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса, в развитии способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, умению творчески создавать продукты ручного творчества
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, развитию навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Немаловажным является, прежде всего, внутреннее убранство всех помещений учреждения, где живут и воспитываются дети, Помещения детского сада должны быть уютными, красивыми, окрашены в спокойные тона. Окружающая среда имеет большое значение для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создание у него душевного благополучия, значит, интерьер помещений несет определенную информацию, способствуют развитию детей, и обеспечивает им необходимый психологический комфорт. Одной из основных задач является создание эстетической развивающей среды как фактора формирования у детей добра и красоты.
Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом создает у детей обстановку эмоционального благополучия, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения. Привлечение детей к созданию эстетической, предметной и природной среды вызывает их на совместное обсуждение. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье
Каждая группа детского сада должна иметь театральные, игровые уголки, уголки по изобразительной деятельности. Для занятий музыкой - музыкальный зал; для театрализованной деятельности - костюмы, театральные реквизиты, различные виды театра. Так же должны эффективно использоваться раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Природа в групповых комнатах представляется комнатными растениями, живыми уголками с аквариумами с рыбками, птицами, животными. На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.
В зимнее время года необходимо создавать на участке детского сада снежные фигуры, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников.
Эстетическое воспитание выполняет свою незаменимую функцию. Гармония всех сторон художественного воспитания - основной путь в мир прекрасного в дошкольном детстве.
И в заключение напомним о необходимости воспитывать в детях любовь к прекрасному, доброму, правдивому и отвращение к безобразному, злому, фальшивому.