Олимпиады
Материал для подготовки к олимпиадам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Учимся решать комбинаторные задачи
Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Комбинаторная задача - это задача, в которой требуется либо перебрать все возможные варианты для той или иной операции, либо определить число таких вариантов, либо сделать и то и другое.
Например, для задачи: «Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3?» перебор вариантов возможен при помощи:
таблицы или ориентированного графа.
1 | 2 | 3 | |
1 | 11 | 12 | 13 |
2 | 21 | 22 | 23 |
3 | 31 | 32 | 33 |
Ответ: 9 чисел. (Каждое ориентированное ребро графа обозначает число. Всего 9 ребер, значит и чисел 9.)
Граф – это фигура, состоящая из точек и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа.
Ребро графа называют ориентированным, если одну вершину считают началом ребра, а другую концом. На рисунке ориентированное ребро изображают стрелкой.
Комбинаторные задачи также можно решать с помощью дерева возможных вариантов и с помощью правила умножения.
Рассмотрим вариант решения с помощью построения специальной схемы – так называемого дерева возможных вариантов. Это название принято потому, что такая схема действительно напоминает дерево, правда, расположенное «вверх ногами» и без ствола. Корень дерева изображают знаком ∗.
Задача 1. «Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются?» дерево возможных вариантов будет таким:
∗ | |||||||||||
Сотни | ∙ 3 | ∙ 4 | ∙ 5 | ||||||||
Десятки | ∙ 4 | ∙ 5 | ∙ 3 | ∙ 5 | ∙ 3 | ∙ 4 | |||||
Единицы | ∙ 5 | ∙ 4 | ∙ 5 | ∙ 3 | ∙ 4 | ∙ 3 | |||||
Числа | 345 | 354 | 435 | 453 | 534 | 543 |
Ответ: из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются можно составить 6 трехзначных чисел.
В чем заключается правило умножения?
Если первый элемент в комбинации можно выбрать а способами, после чего второй элемент b способами, а третий элемент с способами, то общее число комбинаций из трёх элементов будет a×b×c.
Для вышерассмотренной задачи первой цифрой числа (сотни) может быть любая из трёх данных цифр (3, 4, 5) , второй (десятки) – любая из двух других. А третьей (единицы) – оставшаяся. Всего из данных цифр можно составить 3 × 2 × 1 = 6 трехзначных чисел.
Материал для 5-6 классов.
Уникурсальные фигуры
Уникурсальная фигура – это фигура, которую можно начертить одним росчерком, то есть, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды.
Существует правило, позволяющее определить, можно ли начертить фигуру одним росчерком. Оно основывается на понятиях четной и нечетной вершины графа: вершину графа называют четной, если из нее исходит четное число ребер, и нечетной, если из нее исходит нечетное число ребер. Граф – это фигура, состоящая из конечного множества точек плоскости и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа.
Правило:
фигуру можно начертить одним росчерком, если:
- все ее вершины четные, при этом движение можно начинать с любой вершины и закончить в той же вершине;
- у нее только две нечетные вершины, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.
Вот пример задачи, где используется уникурсальная фигура.
Почтальон Печкин разнес почту во все дома деревни и зашел к Дяде Фёдору выпить молока. На рисунке показаны все тропинки, которые проходил Печкин, причем по каждой тропинке он прошёл только один раз. Укажи номерами порядок прохождения тропинок, а стрелками – направление. В каком доме живёт Дядя Фёдор?
Применим вышеизложенное правило к данной задаче:
Вершина - является четной, т.к. она имеет четное число рёбер (четыре).
Вершины 2, 3, 4, 6, 7 – также четные.
Вершина 5 и вершина под названием «почта» – нечетные, т.к. они имеют нечетное количество рёбер (по три каждая).
Согласно пункту 2 вышеизложенного правила, мы имеет возможность весь путь «начертить одним росчерком», т.к. в нашей задаче только две нечетные вершины. При этом движение мы должны начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.
Попробуем начать с вершины «почта» и закончить вершиной 5.
Ответ: п-1-3-п-7-1-2-3-4-5-6-7-5. Дядя Фёдор живет в домике №5.
Вывод: Математически доказано, что у почтальона Печкина в данной задаче есть возможность разнести всю почту по адресам, при этом проходить по каждой тропинке он будет только один раз.
При решении задач, по условию которых необходимо проложить маршрут, рекомендуется:
- построить граф;
- проверить его на правило для уникурсальных фигур;
- сделать вывод о наличии или отсутствии решения;
- если решение имеется, искать маршрут.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
подсказка Переложи одну спичку, чтобы домик был повёрнут в другую сторону.
подсказка Переложи 2 спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.
подсказка Убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата.
подсказка Убери 4 спички, чтобы осталось 5 квадратов .
подсказка Убери 2 спички, чтобы осталось 4 квадрата.
подсказка Убери 2 спички, чтобы осталось 4 квадрата.
подсказка Убери 5 спичек, чтобы осталось 6 квадратов.
подсказка Переложи 3 спички , чтобы осталось 3 квадрата.
подсказка Переложи 2 спички , чтобы стало 5 квадратов.
подсказка Убери 6 спичек, чтобы осталось 2 квадрата: большой и маленький.
подсказка Переложи 3 спички , чтобы стало 3 квадрата.
подсказка Составь такую же фигуру из 12 спичек. Переложи 3 спички , чтобы стало 4 квадрата.
подсказка Переложи 3 спички , чтобы получилось 4 квадрата.
подсказка Переложи 2 спички, чтобы получилось 2 квадрата: один большой и один маленький.
подсказка Переложи 1 спичку, чтобы получилось 3 квадрата.
подсказка Переложи 2 спички, чтобы кружок был вне бокала.
подсказка Переложи 4 спички, чтобы получилось 4 треугольника.
подсказка Переложи 4 спички, чтобы получилось 3 квадрата.
подсказка Переложи 3спички, чтобы фигура смотрела в обратную сторону .
подсказка Переложи 3 спички, чтобы рыбка поплыла в обратную сторону.
источники http://nattik.ru/?p=9805 -задания http://www.kindergenii.ru/matchs/match12.htm http://ollforkids.ru/spichki -задания http://ic.pics.livejournal.com/sisj/51588035/574404/574404_original.jpg картинка http://s37-temporary-files.radikal.ru/8c1e6f4f6cdf4ae8b037bb963e8cf174/-88693455.png Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.
Предварительный просмотр:
Олимпиады по математике 5-6 классы.
- Из 9 монет одна фальшивая, она легче остальных. За какое минимальное количество взвешиваний на чашечных весах можно найти фальшивую монету?
- Разделить фигуру на четыре равные части.
- В записи 52#2# замените значок # цифрами так, чтобы полученное число делилось на 36. Укажите все возможные варианты.
- Сложить из шести спичек три равные треугольника. (Выполнить рисунок).
- В классе 35 учеников. Из них 20 человек занимаются в математическом кружке, 11 – в экологическом, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько экологов увлекаются математикой?
6. Нужно разместить на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек,
наполненных наполовину, и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках
был одинаковый по массе груз.
Ответы:
1. За два взвешивания. Нужно разделить монеты на 3 кучки.
2.
3. Число делится на 36, если оно делится и 4 на 9. Так кА сумма цифр 5, 2, 2 равна 9, то сумма двух недостающих цифр должна равняться 0, 9 или 18. А число должно делиться на 4 и учитывая , что что предпоследняя цифра 2, то последняя цифра может быть или 0, или 4 или 8. Тогда искомые числа: 52524, 52128, 52020, 52920.
4.
5.
1) 35-10=25 (чел) – посещают кружки,
2) 25-20=5 (чел) – посещают лишь экологический кружок,
3) 11-5=6 (чел) – занимаются экологией и математикой.