Олимпиады

Рогачёва Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учимся решать комбинаторные задачи

Комбинаторика – раздел математики, в котором  изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Комбинаторная задача - это задача, в которой требуется либо  перебрать все возможные варианты для той или иной операции,  либо определить число таких вариантов, либо сделать и то и другое.

Например, для задачи: «Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3?» перебор вариантов возможен при помощи:

                         таблицы                           или                         ориентированного графа.

1

2

3

1

11

12

13

2

21

22

23

3

31

32

33


Ответ: 9 чисел. (Каждое ориентированное ребро графа обозначает число. Всего 9 ребер, значит  и чисел 9.)

Граф – это фигура, состоящая из точек и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа.

Ребро графа называют ориентированным, если одну вершину считают началом ребра, а другую концом. На рисунке ориентированное ребро изображают стрелкой.

Комбинаторные задачи  также можно решать с   помощью дерева возможных вариантов  и с помощью правила умножения.


Рассмотрим вариант решения  с помощью построения специальной схемы – так называемого
дерева возможных вариантов. Это название принято потому, что такая схема действительно напоминает дерево, правда, расположенное «вверх ногами» и без  ствола. Корень дерева изображают знаком .

Задача 1. «Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются?» дерево возможных вариантов  будет таким:

Сотни

3

4

5

Десятки

4

5

3

5

3

4

Единицы

5

4

5

3

4

3

Числа

345

354

435

453

534

543

Ответ: из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются можно составить  6 трехзначных чисел.

В чем заключается правило умножения?  

Если первый элемент в комбинации можно выбрать а способами, после чего второй элемент b способами, а третий элемент с способами,  то общее число комбинаций из  трёх  элементов будет a×b×c.

Для вышерассмотренной задачи  первой цифрой числа (сотни) может быть любая из трёх данных цифр (3, 4, 5) , второй (десятки) – любая из двух других. А третьей (единицы)  – оставшаяся.  Всего из данных цифр можно составить 3 × 2 × 1 = 6 трехзначных чисел.

Материал для 5-6 классов.

Уникурсальные фигуры

        Уникурсальная фигура – это фигура, которую можно начертить одним росчерком, то есть, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды.

        Существует правило, позволяющее определить, можно ли начертить фигуру одним росчерком. Оно основывается на понятиях четной и нечетной вершины графа: вершину графа называют четной, если из нее исходит четное число ребер, и нечетной, если из нее исходит нечетное число ребер. Граф – это фигура, состоящая из конечного множества точек плоскости и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа,  а отрезки – ребрами графа.

Правило:

        фигуру можно начертить одним росчерком, если:

  1. все ее вершины четные, при этом движение можно начинать с любой вершины и закончить в той же вершине;
  2. у нее только две нечетные вершины, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.

Вот пример задачи, где используется уникурсальная фигура.

      Почтальон Печкин разнес почту во все дома деревни и зашел к Дяде Фёдору выпить молока. На рисунке показаны все тропинки, которые проходил Печкин, причем по каждой тропинке он прошёл только один раз. Укажи номерами порядок  прохождения тропинок, а стрелками – направление. В каком доме живёт Дядя Фёдор?

Применим  вышеизложенное правило   к данной задаче:

Вершина         - является четной, т.к. она имеет четное число рёбер (четыре).

Вершины  2, 3, 4, 6, 7 – также четные.

Вершина 5 и вершина под названием «почта» – нечетные, т.к. они имеют нечетное количество рёбер (по три каждая).

Согласно  пункту 2 вышеизложенного правила, мы имеет возможность весь путь «начертить одним росчерком»,  т.к.  в нашей задаче только две нечетные вершины. При этом движение мы должны начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.      

Попробуем начать с вершины  «почта» и закончить вершиной 5.  

Ответ: п-1-3-п-7-1-2-3-4-5-6-7-5. Дядя Фёдор живет в домике №5.

Вывод:  Математически доказано, что у почтальона  Печкина в данной задаче есть возможность разнести всю почту по адресам, при этом проходить по каждой тропинке он будет только один раз.

При решении задач, по условию  которых необходимо проложить маршрут, рекомендуется:

  • построить граф;
  • проверить его на правило для уникурсальных  фигур;
  • сделать вывод о наличии или отсутствии решения;
  • если решение имеется, искать маршрут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Головоломки со спичками Составила Смоленцева Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МОУ «Казанская СОШ» Сернурского района РМЭ

Слайд 2

подсказка Переложи одну спичку, чтобы домик был повёрнут в другую сторону.

Слайд 3

подсказка Переложи 2 спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Слайд 4

подсказка Убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата.

Слайд 5

подсказка Убери 4 спички, чтобы осталось 5 квадратов .

Слайд 6

подсказка Убери 2 спички, чтобы осталось 4 квадрата.

Слайд 7

подсказка Убери 2 спички, чтобы осталось 4 квадрата.

Слайд 8

подсказка Убери 5 спичек, чтобы осталось 6 квадратов.

Слайд 9

подсказка Переложи 3 спички , чтобы осталось 3 квадрата.

Слайд 10

подсказка Переложи 2 спички , чтобы стало 5 квадратов.

Слайд 11

подсказка Убери 6 спичек, чтобы осталось 2 квадрата: большой и маленький.

Слайд 12

подсказка Переложи 3 спички , чтобы стало 3 квадрата.

Слайд 13

подсказка Составь такую же фигуру из 12 спичек. Переложи 3 спички , чтобы стало 4 квадрата.

Слайд 14

подсказка Переложи 3 спички , чтобы получилось 4 квадрата.

Слайд 15

подсказка Переложи 2 спички, чтобы получилось 2 квадрата: один большой и один маленький.

Слайд 16

подсказка Переложи 1 спичку, чтобы получилось 3 квадрата.

Слайд 17

подсказка Переложи 2 спички, чтобы кружок был вне бокала.

Слайд 18

подсказка Переложи 4 спички, чтобы получилось 4 треугольника.

Слайд 19

подсказка Переложи 4 спички, чтобы получилось 3 квадрата.

Слайд 20

подсказка Переложи 3спички, чтобы фигура смотрела в обратную сторону .

Слайд 21

подсказка Переложи 3 спички, чтобы рыбка поплыла в обратную сторону.

Слайд 22

источники http://nattik.ru/?p=9805 -задания http://www.kindergenii.ru/matchs/match12.htm http://ollforkids.ru/spichki -задания http://ic.pics.livejournal.com/sisj/51588035/574404/574404_original.jpg картинка http://s37-temporary-files.radikal.ru/8c1e6f4f6cdf4ae8b037bb963e8cf174/-88693455.png Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.



Предварительный просмотр:

Олимпиады по математике 5-6 классы.

  1. Из 9 монет одна фальшивая, она легче остальных. За какое минимальное количество взвешиваний на чашечных весах можно найти фальшивую монету?

  1. Разделить фигуру на четыре равные части.

                             

                 

  1. В записи  52#2# замените  значок # цифрами так, чтобы полученное число делилось  на 36. Укажите все возможные варианты.

  1. Сложить из шести спичек три равные треугольника. (Выполнить рисунок).

  1. В классе 35 учеников. Из них 20 человек занимаются в математическом кружке, 11 – в экологическом, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько экологов увлекаются математикой?

      6.  Нужно разместить на трех грузовиках 7 полных бочек,   7 бочек,  

           наполненных  наполовину, и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках  

           был одинаковый по массе груз.

Ответы:

     1.  За два взвешивания. Нужно разделить монеты на 3 кучки.

2.

                                                                       

3. Число делится на 36, если оно делится и 4 на 9. Так кА сумма цифр 5, 2, 2 равна 9, то сумма двух недостающих  цифр должна равняться 0, 9  или 18.  А число должно делиться на 4 и учитывая , что что предпоследняя цифра 2, то последняя цифра может быть или 0, или 4 или 8. Тогда искомые числа: 52524, 52128, 52020, 52920.

4.

                 

5.  

1) 35-10=25 (чел) – посещают кружки,

2) 25-20=5 (чел) – посещают лишь экологический кружок,

3) 11-5=6 (чел) – занимаются экологией и математикой.