Экспонаты рассказывают
В школьном музее представлена выставка "Незабытая старина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1005.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Арифмометр
Так называется вычислительная машина, предназначенная для быстрого сложения, вычитания, умножения и деления. Часто арифмометр называют «отцом» или «дедушкой калькулятора».
Самый известный у нас в стране был арифмометр Феликс, российского производства, получивший в 1900 году на международной выставке в Париже золотую медаль.
При работе на арифмометре порядок действий всегда задается вручную – перед каждой операцией необходимо нажать соответствующую клавишу или повернуть соответствующий рычаг. Операции на арифмометре выполнялись очень медленно. Арифмометр был простым, но очень эффективным устройством.
Пока не появились электронные вычислительные машины и калькуляторы, он широко применялся во всех отраслях народного хозяйства СССР. И в научных учреждениях тоже. Расчеты по атомному проекту так же велись на арифмометрах.
Бочка деревянная
В наше время деревянные бочки, как и двести лет назад, делают только вручную. Бочку собирают из деревянных планок, которые называются клёпками. Заготовленные клепки хорошо просушивают на открытом воздухе. Потом их пропаривают в специальной парилке, чтобы они стали гибкими и плотно состыковывают друг с другом. Если после этих процедур между клепками остаются щели, их замазывают смолой или глиной. Клепки стягиваются обручами – деревянными или металлическими. От породы дерева зависело будущее использование бочки. Деревянная бочка, изготовленная из различных пород деревьев, обладала необыкновенными вкусовыми и консервирующими свойствами.
В еловых бочках хранили икру, использовали для засолки грибов. Также применяли для перевозки различных жидкостей. Сосновые бочки выделяют слишком много смолы, передают сосновый запах содержимому, поэтому для хранения пищевых продуктов непригодны. В бочках из сосны ранее перевозили дёготь, смолу. Бочки из осины отлично переносят влияние влаги, поэтому в них удобно хранить сухие сыпучие продукты в сырых помещениях. В бочках из ясеня хранят бальзамический уксус.
Бочки из липы обычно использовали в качестве тары для зерна, муки и сахара. А для хранения сливочного масла лучшими считались бочки из ольхи. Деревянная бочка была незаменимым атрибутом хранения запасов и заготовки продуктов.
Валёк
Существовали вальки как для стирки, так и для разглаживания белья (предки утюгов), могли быть самыми простыми, а могли быть украшенными замысловатой резьбой или росписью.
Использовали валёк следующим образом: брали его за ручку и ударяли нижней поверхностью по кому мокрого белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость, и так повторяли до тех пор, пока белье не станет чистым.
Валёк представляет собой деревянную пластину с короткой ручкой, предназначенной для хвата одной рукой. Длина пластины составляет 25-40 см, ширина — 10-15 см, длина ручки 12-15 см. Ручку валька делают на продолжении его длинной оси. Пластину валька изготавливают суживающейся к ручке. В некоторых местностях валёк выстругивают слегка изогнутым вдоль длинной оси (с выгнутой нижней поверхностью). Для изготовления валька используется древесина лиственных пород — берёзы, ветлы, липы, осины. Обычно поверхности валька выстругивают гладкими.
Гребень
Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые гвозди небольшого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.
Гребень с короткой ручкой для чеса льна и шерсти. Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением её "били" специальными приспособлениями на деревянных решётках, разбирали руками или чесали гребнями – железными или деревянными.
Гребень с длинной ручкой являлся частью составной прялки. Такая прялка считалась простейшим приспособлением для ручного прядения. Гребень для расчесывания растительного волокна, шерсти. Изготавливался из твердых пород древесины. Он имеет глубоко прорезанные зубья, заостренные к верху. На зубьях закрепляли кудель- волокно льна, конопли или шерсть и вручную отделяли волокна от кусочков стебля.
Домра (домбра)
Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра.
Домбру на Русь принесли казахи-кочевники. И этот практичный, легкий инструмент очень полюбился русскому народу.
Первые упоминания о домбре в старинных дворцовых записях и лубочных картинках относятся к 16-му веку. Люди, игравшие на этом инструменте, назывались на Руси «домрачеями». Именно с домброй, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле русской скоморохи лет 500 тому назад. Скоморохи (от казахского «маскара» - позор, срам) на Руси были аналогами казахских акынов. Они ходили с домброй по городам, селам, базарам, ярмаркам, разносили новости, пели, плясали, устраивали веселые представления.
Лампа керосиновая
Керосиновая лампа – это светильник, который работает на основе сгорания керосина. Ею пользовались повсеместно со второй половины XIX века до появления электрического освещения. Принцип действия лампы прост: внутри светильника есть ёмкость, в которую заливается горючее вещество – керосин. В неё вставляется фитиль – хлопковый шнур, по которому жидкий керосин поднимается к зоне горения. По мере сгорания фитиля его необходимо регулировать –поднимать и подрезать ножницами неровные края. От высоты и толщины фитиля зависит яркость лампы: чем он выше и шире, тем ярче будет гореть и лучше освещать помещение. Чтобы пламя не погасло или, наоборот, не стало причиной пожара, горелка лампы закрывается стеклянным плафоном.
Самая распространенная модель, используемая в России – это керосиновая лампа, именуемая в народе «летучая мышь». Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.
Кочерга
Кочерга - инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный прут длиной около 50—100 см, загнутый на конце под прямым углом.
Будучи непременным атрибутом печки, кочерга нужна была и, чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопка выгрести.
Кстати, для непосредственного использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги; одну - для действий внутри печи, другую - для выгребания золы из подтопка.
Рядом с печью всегда можно было увидеть металлическую кочергу. Ею задвигали из устья в горнило печи сложенные домиком поленья, потом разводили огонь. Кочергой перемешивали пышущие жаром головешки и выгребали угли, поэтому вся рабочая часть у нее металлическая. Кочерга представляет собой короткий толстый железный прут с загнутым концом.
Крынка (кринка)
Крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью.
Самой распространенной утварью Древней Руси была глиняная посуда. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, в том числе и наши предки. Наиболее распространенными в нашей местности были горшки, махотки, кринки. Кринки (крынки)- расширяющиеся книзу удлинённые глиняные горшки. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху. Кринки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки, и за счет сужения они становилась более густыми, плотными. Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко «дышало», и ставили в погреб.
Коромысло
Первостепенным предметом быта раньше считалось коромысло. Коромысло представляет собой дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер. Оно кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот. Чтобы коромысло было крепким, его изготавливали из березы, орешника, клена, бука, реже — из сосны и ели.
Были известны коромысла разной формы. Дугообразные коромысла имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надевали на металлические крючки на концах коромысла.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Лапти
История лаптей уходит в далекое прошлое. Лапти - самая распространённая на Руси обувь, плелась из коры дерева - лыка. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливали и сами лапти.
Плели не только из древесной коры, но и из тонких корней - коренники. из полосок ткани – плетешки, из пеньковой веревки - крутцы, из пеньковых очесов - чуни, из конского волоса - волосяники. Плели лапти из соломы, осоки и камыша. Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» подошвы конопляной верёвкой. Лапти были разными и по времени года, и по назначению. Плетением лаптей занимались зимой мужчины и мальчики – подростки, это считалось мужским занятием. Женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали в 7 – 8 лет, а к десяти-двенадцати годам он мог сплести лапоть не хуже взрослого. Весной же шли в лес на заготовку лыка, когда на липе появлялись первые листочки. Снятое лыко связывали по сотням в пучки. Перед плетением лыко в течение суток отмачивали в теплой воде. И техника плетения лаптей была тоже разной: косое плетение, «косая решетка», начинали плести с пятки; прямое плетение, «прямая решетка», плели с носка. Плелись лапти с округлыми и треугольными носками. Русские лапти были на правую и левую ногу.
Ложки деревянные
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Деревянные ложки в старину были главным промыслом. Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку.
Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью. С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.
Маслобойка ручная
Маслобойка - высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны.
Маслобойка – приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны, путём сбивания. При механическом сбивании сливок происходит отделение молочного жира. Мембраны, которые окружают жир, разрушаются, образуя кусочки масла. В маслобойке кусочки слипаются друг с другом и образуют более крупные куски. При последующем сбивании сливочное масло становится всё более плотным, а воздушные пузырьки удаляются. В результате масло отделяется от остальной жидкости.
Сливочное масло – один из самых востребованных и любимых продуктов. На Руси издавна любили кашу. Каша — основа русской кухни. А особый, неповторимый вкус этому блюду придает масло, недаром популярная пословица гласит: «Кашу маслом не испортишь!»
Утюг углевой
Такие утюги походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века. Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром. К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие – из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром. Ручки утюгов, чтобы они не нагревались, могли делать из дерева. В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы.
Утюг цельнолитой
История утюга - неотъемлемая часть истории и культуры, тесно связанная с прогрессом науки и техники.
Цельнометаллический утюг разогревался очень долго. При разогреве вместе с утюгом нагревалась и ручка. Поэтому держать его можно было только с прихваткой, чтобы не обжечься.
Со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными — с одной общей съемной ручкой на два металлических полотна. Пока одним полотном гладили, второе полотно нагревалось. Такая технология делала процесс глажки непрерывным.
Промышленное производство цельнолитых утюгов в России началось в XVIII веке на Демидовских заводах. До этого времени, их изготавливали в кузницах. Выпускались в России такие утюги до середины 1960-х годов ХХ века. Цельнолитые утюги были разные по весу. Вес тяжелых утюгов мог достигать 12 кг. В экспозиции представлен цельнолитой утюг небольшого размера.
Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром.
Кувшин глиняный
Когда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду. Глиняную утварь и глиняные изделия изготавливали с помощью гончарного круга, мастера-гончары.
Имея такую посуду, человек мог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, отваривать овощи, жарить на масле и жиру, солить овощи и др.
Посуду стремились делать не только удобной, но и красивой. На посуду начали наносить разнообразные рисунки, расписывать минеральными красками, иногда узор выцарапывали специальными палочками. Глиняные сосуды имели разнообразные формы.
Кувшин – это глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью его является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Кувшинами дорожили, старались обращаться с ними бережно и аккуратно.
Лопата хлебная
Одним из наиболее важных предметов домашнего хозяйства на Руси считалась лопата хлебопечная или «садник». Имея вид плоской широкой лопаты на длинном черенке, предназначался для отправки хлеба или пирогов в печь. Это плоская деревянная лопата с длинной ручкой. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить на под, в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата.
Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома. Хлебную лопату делали из целого куска дерева (липового, осинового или ольхового кряжа) толщиной не менее 25 сантиметров.
Хлебопечная лопата, особенно в деревнях, являлась обязательной частью дочернего приданного плоть до первой половины ХХ века, ее дарили в знак сытной и богатой жизни.
Прялка
Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прядение занимало большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.
В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. На него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше.
Русская печь
Печь – это традиционное устройство для обогрева помещений и приготовления пищи. Печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Печь служила местом для ночлега. Наверху спали старые, да малые, это самое почетное (теплое) место. Молодежь спали на лавках, сундуках, и даже полу.
Приблизительно четверть избы занимала "русская" печь. Вплоть до конца XIX века у русских бытовали глинобитные печи, топившиеся по-черному, в т.н. "курных" избах дым выходил через приоткрытую дверь и специальное отверстие в стене. Постепенно они были вытеснены печами с дымоходом. В первую очередь русская печь использовалась для отопления дома и приготовления пищи. Около окон и дверей ее не устанавливали, чтобы дольше сохранять тепло в избе. Еще печь выполняла функции стиральной машины с золой в качестве отбеливателя, а если была по-настоящему крупной, из нее выходила отличная баня. Для этого печку растапливали, пространство для дров вычищалось и застилалось соломой, а внутрь помещали чугуны с водой. Кстати, печной пар слыл универсальным лекарством. В топку на лопатах сажали больных детей – исцеляться, а убранная предварительно зола шла на мази и отвары.
Самовар
Самовар — символ русского гостеприимства и тёплой дружеской беседы за чашкой чая. Так, первая фабрика по производству самоваров в России была открыта в Туле слесарем Лисициным. До этого момента, производство самоваров было кустарным. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Самовары изготавливались из разных металлов: самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные.
В России самовар стал главным предметом чаепития. Традиционное застолье всегда начиналось с распития горячего чая из самовара. Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Чай разливал всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый. Пили чай, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Пили чай, обязательно не доливая 1 — 2см от края чашки, что считалось хорошим тоном.
Рубель
Рубель - приспособление для разглаживания белья. Представляет собой прямоугольную длинную доску с ручкой, на широкой поверхности которой вырезаны треугольные или полуцилиндрические зубья с одной стороны и гладкой поверхностью - с другой стороны. Рубель используется совместно с каталкой. Разглаживаемая ткань складывается столько раз, чтобы ширина сложенной ткани была меньше длины каталки. Край ткани придвигается к краю стола, на край ткани кладётся каталка и на неё руками накатывается ткань. Полученная скатка укладывается у края стола. При помощи рубеля скатка прокатывается по столу. После этого скатка снова придвигается к краю стола, и операция повторяется. Таким способом удаётся добиться сильного натяжения ткани на каталке. После того как вся ткань накатана на каталку полученная скатка катается рубелем от края стола и назад пока ткань не разглаживается.
стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче.
Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами. Рубель использовался для разглаживания - "прокатывания" после стирки сухой холщовый ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали.
Ступа с пестом
Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр - 40 см. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.
Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7 см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут- то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом. Домашняя ступа считалась важной хозяйственной утварью.
В настоящее время ступки используются крайне редко, в основном в фармацевтике и химических исследованиях, причем изготовленные из различных материалов, кроме дерева.
Рогач (ухват)
Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки со щами, кашей.
С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.
Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. После того, как печь была истоплена и пища приготовлена, ухваты убирались. Известны и другие названия ухвата. Одно из них – рогач.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.
Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше.
Р
Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.
Рушник – домотканный кусок ткани. Изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшают иконы, его вывешивают на кресты, окна, двери, ворота, шест. Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» - то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» - отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес).
Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу - месте, где располагаются иконы.
При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.
Ещё один важный вид рушника - рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.
Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а также жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.
Рубель. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами. Рубель использовался для разглаживания - "прокатывания" после стирки сухой холщовый ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали.
Русская изба. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался «Красный угол». Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «Красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол, за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события.
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.
Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.
Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, кровати.
Для грудных детей предназначались подвесные люльки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
С
Сито -частое решето, в которое сеют, бьют, протирают или цедят; самое крупное: гро́хоты, среднее: решето, мелкое, частое: сито.
Сито – это такое устройство, в виде деревянного обода, на который натянута сетка, предназначающееся для просеивания муки, но есть маленькая тонкость, ячейки у сита меньше чем у решета.
Сито в нашем селе ещё называли "мелким решетом", то есть сито и решето явно родственники. Сетку на решете зачастую делали из липового лыка или овечьей кожи, а на сите из конского волоса или тонкой медного проволоки. А зачем просеивать муку перед замешиванием теста? Под тяжестью собственного веса мука слеживается, становится плотной. После просеивания она становится воздушной. Тесто получается однородным, без комочков, более пышным, нежным, выше поднимается.
Основным у наших сельчан в старину всегда считался хлеб ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Хлеб, приготовленный из просеянной через сито муки, называли «ситным», а хлеб, просеянный через решето – «решетным».
Ситный хлеб ценился выше и стоил дороже. Решетный приготовился из ржи, а так как у решета ячейки больше, он получался с мякиной (семенные пленки, части колосьев и стеблей) из которой обыкновенным образом приготовляется хлеб. Хлеб этот представлял тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины. Вкусом — как обыкновенный хлеб, питательность его, конечно, меньше, но неудобство в том, что его трудно глотать и от него першит в горле. И важно то, что таким хлебом должен питаться выздоравливающий больной, чтобы очистить свой организм.
В старину наши предки сито использовали не только по прямому назначению – просеивать сыпучие продукты, а так же в качестве оберега, в гадании и даже в лечении. Чтобы урожай зерновых культур был хорошим, семена просеивали через решето. Просеивание считалось обрядом очищения зерна и хлебороба, а так же залогом хорошего урожая.
Люди считали, что сито очень схоже с небесным сводом, а мелкий дождик называли ситным и считали его целебным. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился.
Верили, что сито может излечить головную боль, мигрень, если подержать его над головой, а любая вода, трижды пролитая через сито, становилась лечебной. Такая вода могла оздоровить не только человека, но и животных, растения.
На свадьбах у нас сито считалось символом вместилища даров. Как только жених выходил из дому за невестой, его встречали родственники с ситом и лили в него воду, просили жениха испить водицы. Вода мимо льётся и жениху в рот не попадает. А родня припевала: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы».
Когда молодые выходили из дома невесты, их осыпали из сита символами богатства и семейного достатка – зерном, орехами, монетками. А подаренные на свадьбе подарки складывали в решето.
А сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений связано с ситом: "Друг мой ситный", «Голова как решето», «Носить решетом воду», «Чудеса в решете», «Черпать воду решетом», «Дурака учить, что решетом воду носить», «Счастье не перепелка, решетом не накроешь».
Вот такой простой на вид кухонный предмет, являлся незаменимым помощником на кухне, оберегом и лекарем.
Скатерть. Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани. Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает "вытирать руки о доску". Кстати, столом в те годы служила доска, поэтому в слове «скатерть» фигурирует слово «доска», от которого осталось только «ска».
Столярные инструменты — инструменты, используемые в столярном деле, для работы с древесиной и древесными материалами.
Ступа и толкач (пест). Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр - 40 см. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7 см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут- то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом. Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины. Деревянная ступа выдолблена из цельного дерева. В ней раньше очищали от оболочки и размалывали зерно, измельчали что-либо при помощи песта. У песта в середине выемка для руки, а внизу металлический наконечник.
Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.
Также в ступах можно растирать и смешивать вещества. Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размельчения зерна.
В настоящее время ступки используются крайне редко, в основном в фармацевтике и химических исследованиях, причем изготовленные из различных материалов, кроме дерева.
Приспособление для изготовления круп из неочищеных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80см, глубина -50см, диаметр-40см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при деаметре около 7см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала.До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой,а нерасторопного застенчигого мужика - пестом.Это особенно ярко проявлялась в шутках подгулявших на свадьбе гостей, в частушках. В связи с этой символикой ступа с пестом широко использовались как атрибут свадебного обряда. В некоторых руских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутит вокруг себя в сенях её ступу, чтобы сватоство было удачным.
Т
Таган представляет собой подставку для котла или иной посуды, позволяющую готовить пищу на открытом огне. Обычно состоит из трёх металлических прутьев, служащих ножками, соединённых обручем.
Толкушка-
У
Углевой утюг - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века.
Ухват- приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.
Ухват (рогач) – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, кашей и водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.
Использовались ухваты непосредственно во время приготовления пищи. После того, как печь была истоплена и пища приготовлена, ухваты убирались. Хранились ухваты по-разному. Чаще для ухватов было сделано специальное приспособление над печью, где они хранились в горизонтальном положении: и рядом, и убраны. У кого-то ухваты хранились в нише за печью, которое так и назвалось запечье. Чаще наиболее ходовые хранились рядом с печью, остальные выносились в сени или кладовку.
Известны и другие названия ухвата. Одно из них – рогач.
Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
Ф
Х
Ц
Цеп - ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже - нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником, а связь между рукояткой и рабочей частью - привзой и изготавливалась из сыромятной кожи. Рабочая часть - палка, ударяющая по злакам - имела названия боёк или молотило.
Ч
Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.
Чугунок, он, как и кувшин, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: «Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…»
До 19 века на Руси использовалась глиняная посуда. Крынки, кувшины, горшки длительное время сохраняли еду свежей, но были очень хрупкими и недолговечными. Основным неудобством глиняной посуды для использования в русской печи являлась её способность треснуть в самый неподходящий момент. Холодную посуду в горячую печь ставить категорически нельзя.
В самом конце XIX - начале XX веков на смену глиняным горшкам пришли горшки чугунные. Чугунок – это сосуд из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Называется так потому, что сделан из чугуна. За счёт пористой структуры чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева, и это способствует тому, что продукты во время приготовления оказываются словно внутри русской печи. Чугунная посуда ценилась за неприхотливость, долговечность и теплоёмкость. Толстые стенки чугунков медленно нагревались, ещё медленней остывали. Каша, рано утром поставленная в русскую печь, к обеду как раз поспевала. В печь ставили не один чугунок, а несколько, их ручки могли цепляться и опрокидывать друг друга, поэтому идеальная форма для чугунка - без ручек. В больших чугунах готовили щи, в маленьких томили кашу или картошку. А вкусно как! Ни в какой кастрюле такой вкуснятины не сваришь! Объём чугунка мог быть разным – от 1,5 до 15 литров. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка - зауженный книзу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Видимо, сужение книзу и дает вкусовой эффект, присущий только чугунку. А форма эта позволяет ставить чугунок в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухватa, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.
Наши предки издавна привыкли наделять предметы, окружающие их в жизни, особыми магическими свойствами. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу всем магических дел мастерам. Потому-то и любили его всевозможные ведьмы, колдуны и ведуны. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Сохранность внутренних органов человека тоже в ведении чугуна. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена!
Сейчас остаётся всё меньше дровяных печей, круглый чугунок становится экзотикой, а ухват многие видели только в кино. Но чугун не собирается сдавать своих позиций. В настоящее время выпускаются чугунные сковороды, сотейники, котлы, утятницы-гусятницы, различные формы для выпечки. Такая посуда обладает рядом значительных преимуществ. Она самая экологичная, обогащает пищу железом, которое легко усваивается организмом, позволяет готовить удивительно вкусную и полезную пищу с сохранением всех витаминов и питательных элементов.
Часы «ходики» - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Ш
Щ
Ю
Я