Методическая разработка (младшая группа) на тему:

Понамаренко Наталья Фёдоровна
Методическая разработка
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_adaptatsii_detey_k_detskomu_sadu.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду, занимает ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания  младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации. 
Нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта
 заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Научная проблема, на решение которой направлен опыт работы, отражена во многих исследованиях и трудах великих русских педагогов и психологов, идеи которых взяты за основу моего опыта работы.
 Большинство отечественных исследований по проблеме адаптации носят теоретико-аналитический  характер. О сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е. В. Антонова, Р. М. Грановская, Л.Г. Дикая, И. А. Джидарьян, И .П .Лапин, А. В. Махнач,     И. М. Никольская, Н. А. Русина, Н. И. Сирота.  В результате анализа научной литературы я пришла к пониманию того, что адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации. Причем психологическая адаптация заключается  в отрыве от домашней обстановке, вхождение в социум, является ключевой проблемой «детсадовцев». Именно поэтому основной акцент в своей работе я сделала на психологическую адаптацию, при этом физиологическая адаптация детей ни в коей мере не умаляется и работа по ней проводится параллельно. 
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде: а) творческий стиль - ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам; б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды; 
в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации  Е. Арнаутовой,  Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис. 
Проанализировав научные разработки Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис, а также психолого-педагогические труды Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург  по проблеме психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ я пришла к выводу о необходимости помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования. Степень новизны заключается в создании целенаправленного комплекса мероприятий, в результате проведения которых облегчается привыкание ребенка к условиям ДОУ. 
Целью
 опыта является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
При достижении поставленной цели решались следующие задачи:
1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:
 - снизить уровень тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:
-  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;
- поднять уровень физической культуры детей.
3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, была проведена диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовались следующие методы:
- изучение карт здоровья детей – это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы; 
- анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.
- наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания. 
Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации, которые по окончании подшивались в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития. 
Как параметр для сравнения, который может быть выявлен как в начале адаптационного периода, так и в конце и который бы отражал и характеризовал состояние детей, было выбрано эмоциональное благополучие. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия (Е.П. Арнаутова, И.Ю. Ильина).  На следующем этапе работы  реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.
Работа, во время адаптационного периода детей велась по следующим направлениям:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в детях.
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме. 
Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом присутствовали   оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомили детей и родителей с группой, проводился «Праздник знакомства» 
Следующим ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти». 
В направлениях «Играем и строим» я использовала игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке». 
В организацию адаптационного периода включались элементы театрализованной деятельности:
- показ настольного театра «Теремок»,
- драматизация сказки «Как собака друга искала»
- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». 
Использовались в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: 
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку). 
- рисование фломастером, красками.
- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).
- занятия смехотерапией.
В основную часть занятия входили игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершалось занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводилось в несколько этапов, игры по ходу варьировались мною в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
Ежедневно в работе использовались:  язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира. 
Важную роль в облегчении адаптации играла предметно-развивающая среда в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.
Предметно - развивающая среда создана по таким характеристикам:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции); 
- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны). 
 Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили  с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома. 
В группе имелись фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.
В групповой комнате размещалась мягкая мебель: диванчик, кресла,  где ребенок мог побыть один или  поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагался «Живой уголок».
Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада.
 Я разработала и использовала в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий:  
1. Закаливание воздухом:
- утренний прием на свежем воздухе;
- воздушные ванны с упражнениями;
- воздушные ванны;
- солнечные ванны;
- прогулка в группе в холодную погоду;
- постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима
2. Закаливание водой
- умывание в течение дня холодной водой
-  постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной воды;
- ходьба по корригирующим и массажным коврикам;
Топтание по мокрым дорожкам.
3. Дополнительные закаливающие процедуры:
 - сохранение домашних привычек;
 - элементы самомассажа;
 - пальчиковая гимнастика;
 - хождение босиком;
Сон без майки.
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. 
При общении с семьями воспитанников  учитывались типы семейных отношений. Мы стремимся сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.
Основными формами работы детского сада и семьи, были выбраны:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- посещение на дому;
- папки передвижки.

Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» проводилось в нетрадиционной форме. Был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания проводилось анкетирование. Для родителей были разработаны Памятки и рекомендации. Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;  спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Последний завершающий этап - этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. Также было проведено повторное исследование детей. Проведена оценка физического состояния детей, проведен анализ заболеваемости детей за год, причин не посещения ДОУ. При этом было установлено, что случаи заболевания детей, несомненно, отмечались, но их количество в сравнении с другими группами этого  же ДОУ были несколько ниже. Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. При этом использовались уже опробованные методики исследования эмоционального благополучия детей.

 Библиографический список:
1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51. 
2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. 
3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004. 
5. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 
6. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 . 
7. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005. 
8. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77. 
9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37. 
10. Лапин И.П. Педагоги, родители, дети (воспитателю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», 2004.
13. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14. 
15. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005. 
16. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004. 
17. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 . 
19. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2. 
20. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2005. 
22. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006.