Кружок "Бумажная фантазия"

Яшина Марина Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оригами (работа с бумагой на уроках технологии) Составила: Бойкова О. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Слайд 3

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Бумага - одно из самых великих изобретений человечества - родилась на Востоке, и именно там, на рубеже тысячелетий, появились первые бумажные фигурки. За свою многовековую историю Оригами прошло путь от храмовых обрядов до искусства, дарящего радость и красоту миллионам людей во всем мире.

Слайд 4

Линия сгиба «долиной», «на себя» Линия сгиба «от себя» Согнуть и разогнуть Существующая линия, след сгиба Невидимая, скрытая линия Условные обозначения

Слайд 5

Совместить отмеченные точки Раздвинуть слои бумаги Равные углы, равные отрезки, прямой угол

Слайд 6

Повернуть фигуру Перевернуть фигуру Сгиб гармошкой Вытащить, открыть, вывернуть, развернуть Нажать, затолкнуть Сделать надрез Дунуть, надуть

Слайд 7

Лодочка

Слайд 8

1 2 3

Слайд 10

Самолёт

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 1. Наметьте среднюю линию. 2. Сложите углы к средней линии. 3. Сложите верхний угол вниз. 4. Сложите углы, совмещая вершины. 5. Загните уголок вверх, закрепляя два верхних угла. 6. Сложите модель пополам. 7. Расправьте крылья.

Слайд 12

Лягушка

Слайд 16

Стакан

Слайд 18

Пароход

Слайд 20

Бабочка

Слайд 22

Водяная бомбочка

Слайд 24

Вертушка

Слайд 26

Коробочка

Слайд 28

Голубь

Слайд 30

Журавлик

Слайд 31

Согните квадрат по диагонали и разогните. 2. Согните квадрат по другой диагонали разогните. 3. Cогните по направлению от себя и разогните. 4. Cогните по направлению от себя и разогните. 5. Переверните на другую сторону. 6. Надавите приподнимая концы. 7. Сложите квадрат. 8. Согните "долиной" поля квадрата так, чтобы указанные линии образовывали равные углы и разогните.

Слайд 32

9. Раскройте, приподнимая верхний слой за нижний угол квадрата и одновременно вгибая края. 10. Переверните на другую сторону. 11. Согните "долиной" поля квадрата так, чтобы указанные линии образовывали равные углы и разогните. 12. Раскройте, приподнимая верхний слой за нижний угол квадрата и одновременно вгибая края. 13. Получилась базовая форма "Птица". 14. Сложите так, чтобы линии сгиба делили соответствующие углы пополам. Поверните и повторите с обратной стороны. 15. Cогните и разогните, намечая линии. 16. Вогните углы внутрь. 17. Вогните угол внутрь, формируя клюв. 18. Отогните крылья в горизонтальное положение. 19. Слегка потяните за крылья и надавите на спинку пока она не расплющится. 20. Получился журавлик счастья.

Слайд 33

В презентации использованы материалы с сайта www.origami.ru , dorigami.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструктаж по технике безопасности на уроках художественного труда для младших школьников

Слайд 2

Правила поведения во время уроков технологии : при работе с иглой

Слайд 3

Храни иглу всегда в игольнице .

Слайд 4

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки .

Слайд 5

Передавай иглу в игольнице и с ниткой .

Слайд 6

Не бери иглу в рот , не играй с ней .

Слайд 7

Не втыкай иглу в одежду .

Слайд 8

До и после работы проверь количество игл . А сколько же их было?

Слайд 9

Храни игольницу всегда в одном месте . Куда же я положила игольницу?

Слайд 10

Не отвлекайся во время работы с иглой . Барсик, не мешай!

Слайд 11

Соблюдая технику безопасности ты сохраняешь себе здоровье!

Слайд 12

П ри работе с ножницами

Слайд 19

Храни ножницы в футляре

Слайд 20

П ри работе с клеем Избегайте попадания краски и клея на одежду или тело. Если это случилось, сразу промойте проточной водой. По окончании работы хорошо вымойте кисти теплой водой с мылом.

Слайд 21

Данный материал может быть использован педагогами на занятиях в объединениях декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Слайд 22

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Слайд 23

Лучше применять ножницы с закруглёнными концами и разработанными рычагами. Ножницы не должны быть слишком длинными, лучше всего, чтобы длина его была 12 см. При изготовлении крупных фигур можно взять ножницы до 20 см. Хранить ножницы целесообразно в коробке или высокой подставке кольцами вверх.

Слайд 24

Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

Слайд 25

Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Силикатный клей не пригоден, так как он быстро желтеет, оставляет пятна на поделке. Для папиросной бумаги подходит декстриновый клей, потому что он не просачивается через бумагу. Следить за тем, чтобы не было комков, наносить тонким слоем на поверхность. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, линолеуме. После работы всё собрать, обрезки бумаги сложить в коробочку – экономит бумагу.

Слайд 26

При разрезании бумаги обратить внимание, что бы: - линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы); - прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами; - отрезаю бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх; - при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям; - очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем вырезайте середину. при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

Слайд 27

При работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования

Слайд 28

http://www.proshkolu.ru/gofile/532435-a199213/ http://stranamasterov.ru/ Составитель презентации учитель начальных классов МОУ СОШ №63 г. Ульяновска Созонова О.В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 84»

Принята на заседании

педагогического  совета

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ «Школа №84»

__________________ /В.А.Ижеровская/

Приказ № 293

от «30» августа 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа художественной направленности

 «Бумажная фантазия»

Возраст обучающихся: 6–8 лет

Срок реализации: 1 год

                                                              Автор составитель:

                                                                учитель технологии

                                                                                 Яшина Марина Александровна

г. Нижний Новгород

2019 год


Содержание

1.Пояснительная записка

3

2. Учебный план

7

3.  Содержание учебного плана

9

4.  Календарный учебный график

13

5. Методические материалы

16

6. Условия реализации программы

17

7. Формы аттестации

19

8. Список источников информации

20

Приложение

22


1. Пояснительная записка

Нормативная база

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 «273-Ф3» (ред. от 21.07.2014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09 № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;
  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;

Дополнительная общеобразовательная программа (ДО программа)  «Бумажная фантазия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы  «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МАОУ «Школа № 84»,   отраженных в программе развития школы.

ДО  программа «Бумажная фантазия» является общекультурной модифицированной программой художественной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами на уроках технологии.

Программа составлена по программе годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.). Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа использует  инсценировки сказок, басен,  проведение игр и соревнований. ДО программа «Бумажная фантазия»  включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей.  Также во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения.

Актуальность ДО программы продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей  развитие точной моторики,  глазомера, концентрации внимания, умение следовать инструкциям и схемам, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа.

Цель ДО программы

Создать условия для формирования всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи ДО программы

  1. познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами;
  2. научить пользоваться терминологией, принятой в оригами;
  3. рассмотреть основные приёмы складывания фигурок;
  4. изучить базовые формы оригами;
  5. обучить  учащихся складыванию по схеме самых простых фигурок;
  6. добиваться от детей умения объяснять процесс складывания любой фигурки, правильно используя термины;
  7. научить экономному и разумному использованию бумаги;
  8. тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
  9. создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  10. обогащать и активизировать словарный запас.

Ценностные ориентиры ДО программы

В концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль образовательных  учреждений определяющих фактор развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Согласно этому,  образование детей Российской Федерации  – это «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».

Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная фантазия» является общекультурной модифицированной программой художественной направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, коны, соревнования и другие. А также различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Описание дополнительной общеобразовательной программы в учебном плане

Художественное  направление по дополнительной общеобразовательной деятельности в первом классе  представлено ДО программой «Бумажная фантазия». По учебному плану общеобразовательного учреждения на занятия  выделяется 2 часа в неделю, в соответствии, с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 68 часов в год.

Учитывая возраст детей 7-8 лет и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показывает, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15-20 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной  программы

В сфере личностных универсальных учебных действий (УУД) у  обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

- соблюдать правила организации рабочего места.

- соблюдать правила бережного использования бумаги.

- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

- анализировать информацию, полученную из разных источников.

- научатся различным приемам работы с бумагой.

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;            

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе,

• Участие в  театральных представлениях в классе и в школе.

• Создание сюжетно-тематических композиций


2. Учебный план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I четверть

Знакомство с оригами. Презентация сказок

1

Организация рабочего места. Техника безопасности

1

Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Лисица

1

«Квадрат» – основная форма оригами. Изготовление Зайчик

1

Сказка «Лиса и Заяц», оформление композиции

1

Базовая форма: «Квадрат» и «треугольник».  Волк.

1

Сказка «Волк и лиса», оформление композиции

1

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню учителя

1

Инструкционные карты, демонстрирующие действия складывания. Базовая форма: «Треугольник».  Медведь

1

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Лягушка и Мышка

1

Оформление декораций. Композиция по сказке «Теремок»

1

Базовая схема «Книжка». Изготовление бабушки

1

Оформление именного цветка «Солнышко» для праздника

1

Базовая схема «книжка». Изготовление дедушки.

1

Сказка «Колобок», оформление композиции.

1

Сказка «Курочка ряба», оформление композиции.

1

II четверть

Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбки. Композиция аквариум

1

Оригами. Грибы  мухоморы.

1

Птицы на ветке. «Синичка и снегирь»

1

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню мамы

1

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню мамы, букет цветов

1

Оригами. Мир животных, веселые мордашки собаки и кошки.

1

Круглые игрушки на елку.

1

Игрушки на пружинке.

1

Оригами Снеговичок. Гирлянды

1

Снежинки

1

Оригами Дед мороз

1

Оригами Снегурочка

1

Оригами елочка

1

Базовая форма: «Воздушный змей» Модули для масок. Маски животных

1

Маска Дед Мороза и Снегурочки

1

Новогодняя сказка. Новогодняя маска

Маска «Мышки», «Крысы» и «Хрюшки»

1

III четверть

Рождественские украшения

1

Колокольчик

1

Ангелочек

1

Схема «квадрат», гадалка

1

Машинка для мальчиков

1

Пароход и подводная лодка.

1

Композиция «В море».

1

Изготовление именной  медали,

1

Складывание поздравительной открытки для папы ввиде  «рубашки»

1

Оформление композиций и поздравительных открыток. Сердечки -валентинки

1

Куколка «масленица»

1

Складывание цветов на основе изученных базовых форм.

1

Цветы к празднику  8 Марта

1

Оформление композиций и поздравительных открыток.

1

Оригами подснежники

1

Композиция «Грачи прилетели»

1

Композиция «ласточка с весною в сени к нам летит»

1

«Весна пришла». Первые весенние  цветы. Панно

1

IV четверть

Композиция Верба

1

«Журчат ручьи», оригами кораблика

1

День космонавтики.  «Ракету мы построим…»

1

Пасхальный зайчик. Корзиночка на пасху

1

Открытка на пасху

1

Театр кукол на пальчик. Базовая форма. «Туловище»

1

Волк и медведь. Лисичка и заяц

1

Мышка и лягушка

1

Оформление декораций и сцены. Игра в театр по сказке «Теремок»

1

Оригами гвоздика

1

Открытка ко дню Победы!

1

Впереди – лето! Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

1

Впереди – лето! Самолетики. Соревнования на дальность полета.

1

Бабочки прилетели…

1

Итоговые занятия. Проведение  итогов «Самые  умелые  руки»

1

Сказка про оригами. Наша фантазия.

1

Подведение  итогов  работы  за  год. Оформление выставочных работ

1

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

1


3. Содержание  учебного плана

1 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

Презентация сказок

Беседа по охране труда. Организация рабочего места.

1

1

2

Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.          

Познавательные                                        

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

2.

Квадрат – основная форма оригами

0,5

2,5

3

Знакомство с понятием «базовые формы».

 Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).  Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие действия складывания.

Познавательные

- знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- самоопределение;

3.

Базовая форма:

«Квадрат» и «треугольник»

0,5

3,5

4

Изготовление базовой формы квадрат и треугольник. Медведь, дедушка, бабушка, сказка «Теремок»

4.

Базовая форма» книжечка»

0,5

1,5

2

Изготовление базовой формы книжечка, открытка для мамы

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

5.

Оформление декораций. Композиция по сказкам

0,5

4,5

5

Оформление декораций для сцены по сказкам «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Колобок», «Курочка ряба»

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

0,5

2,5

3

Изготовление базовой формы двойной треугольник. Изготовление рыбок. Композиция аквариум

7.

Базовая форма:

«Воздушный змей»

0,5

1,5

2

Изготовление базовой формы воздушный змей, изготовление синички, снегиря

8.

Новогодние игрушки, гирлянды

0,5

6,5

7

Изготовление разных форм работы с бумагой, одинаковые элементы. Изготовление снежинок и гирлянд, новогодних игрушек

9.

Новогодняя сказка. Модули для масок. Новогодняя маска

0,5

2,5

3

Изготовление модулей для масок. Демонстрация изготовления масок для маскарада Изготовление новогодней маски.

10.

Рождественские игрушки и украшения

0,5

3,5

4

Изготовление рождественских символов, схема квадрат

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание

11.

Изготовление тематического подарка на день защитника отечества. Базовая форма «Конверт»

0,5

4,5

5

Композиция «В море». Складывание Парохода и подводной лодки, поздравительной открытки ввиде рубашки.

Изготовление именной медали из модулей треугольник

12.

Валентинка, масленица

0,5

1,5

2

Изготовление оригами сердечко, складывание «гармошки»

13.

Цветы к празднику             8 Марта

0,5

2,5

3

8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

14.

Весенние композиции.

Панно с цветами. Грачи

0,5

5,5

6

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах. Складывание цветов, деревьев.

Композиция «Лесная поляна»

15.

День космонавтики

0,5

0,5

1

Изготовление композиции «Космос»

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

16.

Подарки на пасху

0,5

1,5

2

Изготовление оригами зайчика, корзиночки. Изготовление открытки на Пасху

17.

Театр кукол на пальчик. Базовая форма «Туловище»

0,5

3,5

4

Изготовление базовой формы туловище (два варианта).

Изготовление мышка и лягушка, лисичка, заяц, волк, медведь

18.

Оформление декорации и сцены. Игра в театр по сказке «Теремок»

0,5

0,5

1

Складывание декораций теремок, цветов, деревьев и т.д.

Композиция сказки «Теремок»

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

19.

День Победы!

0,5

1,5

2

Складывание цветов из модулей, оформление открытки на 9 мая

20.

Впереди – лето!

0,5

2,5

3

Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Самолетики, Соревнования на дальность полета

21.

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

0,5

3,5

4

Подведение  итогов  работы  за  год.

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  кона «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание

Итого:

4

30

68

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;


4. Календарный учебный график

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата по плану/

по факту

I четверть

Знакомство с оригами. Презентация сказок

1

02.09-06.09

Организация рабочего места. Техника безопасности

1

02.09-06.09

Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Лисица

1

09.09-13.09

«Квадрат» – основная форма оригами. Изготовление Зайчик

1

09.09-13.09

Сказка «Лиса и Заяц», оформление композиции

1

16.09-20.09

Базовая форма: «Квадрат» и «треугольник».  Волк.

1

16.09-20.09

Сказка «Волк и лиса», оформление композиции

1

23.09 –

27.09

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню учителя

1

23.09 –

27.09

Инструкционные карты, демонстрирующие действия складывания. Базовая форма: «Треугольник».  Медведь

1

30.09 –

04.10

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Лягушка и Мышка

1

30.09 –

04.10

Оформление декораций. Композиция по сказке «Теремок»

1

07.10 –

11.10

Базовая схема «Книжка». Изготовление бабушки

1

07.10 –

11.10

Оформление именного цветка «Солнышко» для праздника

1

14.10 –

18.10

Базовая схема «книжка». Изготовление дедушки.

1

14.10 –

18.10

Сказка «Колобок», оформление композиции.

1

21.10 –

25.10

Сказка «Курочка ряба», оформление композиции.

1

21.10 –

25.10

II четверть

Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбки. Композиция аквариум

1

05.11 –

08.11

Оригами. Грибы  мухоморы.

1

05.11 –

08.11

Птицы на ветке. «Синичка и снегирь»

1

11.11 –

15.11

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню мамы

1

11.11 –

15.11

Базовая форма «Книжечка». Открытка ко дню мамы, букет цветов

1

18.11 –

22.11

Оригами. Мир животных, веселые мордашки собаки и кошки.

1

18.11 –

22.11

Круглые игрушки на елку.

1

25.11 –

29.11

Игрушки на пружинке.

1

25.11 –

29.11

Оригами Снеговичок. Гирлянды

1

02.12-06.12

Снежинки

1

02.12-06.12

Оригами Дед мороз

1

09.12-13.12

Оригами Снегурочка

1

09.12-13.12

Оригами елочка

1

16.12-20.12

Базовая форма: «Воздушный змей» Модули для масок. Маски животных

1

16.12-20.12

Маска Дед Мороза и Снегурочки

1

23.12-27.12

Новогодняя сказка. Новогодняя маска

Маска «Мышки», «Крысы» и «Хрюшки»

1

23.12-27.12

III четверть

Рождественские украшения

1

13.01-17.01

Колокольчик

1

13.01-17.01

Ангелочек

1

20.01-24.01

Схема «квадрат», гадалка

1

20.01-24.01

Машинка для мальчиков

1

27.01-31.01

Пароход и подводная лодка.

1

27.01-31.01

Композиция «В море».

1

03.02-07.02

Изготовление именной  медали,

1

03.02-07.02

Складывание поздравительной открытки для папы ввиде  «рубашки»

1

10.02-14.02

Оформление композиций и поздравительных открыток. Сердечки -валентинки

1

10.02-14.02

Куколка «масленица»

1

24.02-28.02

Складывание цветов на основе изученных базовых форм.

1

24.02 –

28.02

Цветы к празднику  8 Марта

1

02.03 –

06.03

Оформление композиций и поздравительных открыток.

1

02.03 –

06.03

Оригами подснежники

1

09.03 –

13.03

Композиция «Грачи прилетели»

1

09.03 –

13.03

Композиция «ласточка с весною в сени к нам летит»

1

16.03 –

20.03

«Весна пришла». Первые весенние  цветы. Панно

1

16.03 –

20.03

IV четверть

Композиция Верба

1

31.03 –

03.04

«Журчат ручьи», оригами кораблика

1

31.03 –

03.04

День космонавтики.  «Ракету мы построим…»

1

06.04 –

10.04

Пасхальный зайчик. Корзиночка на пасху

1

06.04 –

10.04

Открытка на пасху

1

13.04 –

17.04

Театр кукол на пальчик. Базовая форма. «Туловище»

1

13.04 –

17.04

Волк и медведь. Лисичка и заяц

1

20.04 –

24.04

Мышка и лягушка

1

20.04 –

24.04

Оформление декораций и сцены. Игра в театр по сказке «Теремок»

1

27.04-30.04

Оригами гвоздика

1

27.04-30.04

Открытка ко дню Победы!

1

04.05-08.05

Впереди – лето! Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

1

04.05-08.05

Впереди – лето! Самолетики. Соревнования на дальность полета.

1

11.05-15.05

Впереди – лето! Бабочки прилетели…

1

11.05-15.05

Итоговые занятия. Проведение  итогов «Самые  умелые  руки»

1

18.05-22.05

Сказка про оригами. Наша фантазия.

1

18.05-22.05

Подведение  итогов  работы  за  год. Оформление выставочных работ

1

25.05-29.05

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

1

25.05-29.05

Итого часов

68

5. Методические материалы

Технические средства обучения

Учебно-практическое

и учебно-лабораторное

оборудование

Учебно-дидактические  материалы

- классная доска;

- магнитная доска ;

- оборудование места учителя: персональный компьютер с принтером;

- мультимедийный проектор

-  простейшие школьные инструменты:

ручки, фломастеры,

карандаши цветные и простой,

линейка,

ластик,

ножницы,

клей;

- материалы:

бумага белая,

цветная бумага;

картон цветной;

гофрированная бумага;

цветная двухсторонняя бумага.

- Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами , - справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

- Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги    /   Е.Ю. --Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999.

- Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006

- Схемы оригами. http://www.origama.ru/

- Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm

6. Условия реализации программы

Программа строится на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей обучающихся старшего дошкольного возраста. У детей данного возраста происходит формирование универсальных человеческих способностей, важных для всего последующего развития. Для решения задач развивающего, индивидуально ориентированного обучения, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, как средство обучения, широко используется игра. Игра – это неотъемлемая часть каждого занятия. Отдельные игровые моменты делают занятия интересными, эмоционально насыщенными. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

В качестве средств обучения используются наглядные пособия (схемы, плакаты, пооперационные карты, образцы изделий) аудио и видеозаписи, компьютерные программы.

Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и увлечены работой. Для этого необходима хорошая организация и продуманная методика проведения занятия. Почти все занятия строятся по одному плану:

− Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

− Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений, повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности).

− Введение в новую тему (вводная беседа с использование загадок, стихов, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия).

− Общее знакомство с поделкой, ее анализ (название; базовая форма, отделка готовой фигурки).

− Повторение правил техники безопасности.

− Практическая часть составляет 2/3 занятия, включая в себя непосредственно изготовление поделки.

− Пошаговое совместное выполнение действий педагога с детьми.

− Оформление игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

− Заключительная часть занятия: игры, творческие задания, минивыставки.

− Анализ работы обучающегося. Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

В процессе обучения используются следующие методы:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

− Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

− Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагога, работа по образцу и др.).

− Практический (самостоятельная работа, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

− Игровой (использование игровых моментов, игр-соревнований, игр путешествий).

 2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

 − Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

− Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

− Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

− Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

− фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.

 − индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

− групповой – организация работы в группах.

− индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы с обучающимися:

− Метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей в соответствующих цветовых гаммах)

− Метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.)

На занятиях используются следующие формы обучения:

− Беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания об оригами и окружающем мире.

− Обсуждения, диалоги.

− Обучающие и развивающие игры, позволяющие активизировать творческий процесс познания.

Условия реализации программы, учебно-дидактическое оснащение

1. Наглядные пособия:

− Таблица взаимосвязи базовых форм.

− Информационный материал: «Базовые формы оригами», «Искусство оригами, «Словарь оригами».

− Карта «Страна оригами».

− Карты «Базовые формы и поделки на их основе» (по разделам программы).

− Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами).

2. Раздаточный материал:

− Пооперационные карты.

− Схемы изготовления поделок.

− Карточки с индивидуальными заданиями.

3. Тематические подборы материалов:

− Игры-сказки: «Лиса и волк», «Лиса и зайчик», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»

− Конспекты учебных занятий по разделам программы.

− Игры, упражнения для развития мелкой моторики.


7. Формы аттестации

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами • 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа). - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами • 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие точной  моторики рук и глазомера • 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. - Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями; - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы - Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне. Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков • Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися практической работы по изготовлению подарочных сувениров, оригамно-аппликационных панно, объемных моделей и конструкций.


8. Список источников информации:

  1. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами. - справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги  /     Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
  4. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты   / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги : книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
  7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.    Поделки и модели : книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  8. Долженко,  Г.И. 100 оригами : книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.-  Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  9. Коротеев,  И.А. Оригами для малышей : книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  10. Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами :  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006
  11. Сержантова,  Т. Б. 100 праздничных моделей оригами :  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2007
  12. Соколова,  С.В. Игрушки и забавы. Оригами : книга для родителей/  С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  13. Соколова,  С.В. Игрушки - оригамушки : книга для родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
  14. Соколова,  С.В. Бумажная фантазия. Теремок : книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005

Интернет сайты:

  1. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
    http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
    «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами
  3. http://www.origami.ru/
  4. http://oriart.ru/
  5. http://www.origami-do.ru/
  6. http://all-origami.ru/
  7. http://yourorigami.info/
  8. http://www.origami.serzhantov.ru/
  9. http://origamik.ru/
  10. http://origamir.com/
  11. http://planetaorigami.ru
  12. https://sites.google.com/site/gmopedagogovorigami/home
  13. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  14. http://jorigami.ru/


Приложение

Правила работы с бумагой

  1. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
  2. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон — разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
  3. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
  4. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  6. Не режьте ножницами на ходу.
  7. Не подходите к товарищу во время работы.
  8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
  10. Ножницы нельзя брать без разрешения
  11. Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
  12. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
  13. Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно, наткнутся и пораниться.

Техника безопасности при работе с клеем

  1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
  2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
  4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно, если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только в старшем школьном возрасте. Желаю удачи и творческих идей!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружок «Бумажная фантазия» Время работы понедельник 14-15 до 15-00 среда 14-15 до 15-00