учебный курс по русскому языку
учебный курс для 9 класса "Коварные знаки препинания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kov.znaki_prep.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО _________/ В.И. Залялова Протокол № _______ от «____» __________2021 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ _________/ Г.Р. Хайруллина от «____» _________ 2021г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ ______________/ И.И.Хабибуллин/ Приказ № _______________ от «____» _________ 2021г. |
Рабочая программа курса
«Коварные знаки препинания»
по русскому языку для 9 класса
Заляловой Венеры Иршатовны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ
г. Нижнекамск, 2021 г
Планируемые результаты
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные:
Выпускник научится:
∙ владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
∙ владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
∙ владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
∙ адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
∙ участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
∙ создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
∙ анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
∙ использовать знание алфавита при поиске информации;
∙ различать значимые и незначимые единицы языка;
∙ проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
∙ классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
∙ членить слова на слоги и правильно их переносить;
∙ определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
∙ опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
∙ проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
∙ проводить лексический анализ слова;
∙ опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
∙ опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
∙ проводить морфологический анализ слова;
∙ применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
∙ опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
∙ анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
∙ находить грамматическую основу предложения;
∙ распознавать главные и второстепенные члены предложения;
∙ опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
∙ проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
∙ соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
∙ опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
∙ опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
∙ использовать орфографические словари.
:
Содержание программы:
- Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
- Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г.Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точки с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие и их нормативное употребление.
- Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
- Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
- Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового т интонационного принципов.
- Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
- Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
- Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
Тематическое планирование с указанием количества часов
Введение | 1 |
Назначение знаков препинания | 5 |
Основные знаки препинания | 2 |
Функционально-целевое использование пунктуации. | 5 |
Разговорные конструкции и пунктуация | 2 |
Структурные знаки препинания | 4 |
рекламные знаки препинания | 3 |
Исторические изменения в русской пунктуации | 5 |
Комбинированные знаки препинания | 3 |
Итоговая контрольная работа | 2 |
Анализ контрольной работы | 1 |
Повторение | 1 |
календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока | Виды деятельности | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Понятия нормы в русском языке. | лекция с элементами беседы | 1 | ||
2 | Пунктуационные нормы современного русского языка | лекция с элементами беседы | 1 | ||
3 | Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы. | анализ текста | 1 | ||
4 | Основные правила применения знаков препинания. | самостоятельный анализ текста | 1 | ||
5 | Обозначение границ предложений. | практикум обсуждения | 1 | ||
6 | Знаки разделения и знаки выделения. | практикум обсуждения | 1 | ||
7 | Основные знаки препинания и их нормативное употребление. | практикум | 1 | ||
8 | Нормативное употребление основных знаков препинания. | практикум | 1 | ||
9 | Стилистические аспекты пунктуации. | исследовательская работа в группах с текстами. | 1 | ||
10 | Знаки препинания в текстах разговорного стиля. | Практикум, обсуждение | 1 | ||
11 | Знаки препинания в текстах официально-делового стиля. | Практикум, обсуждение | 1 | ||
12 | Знаки препинания в текстах художественного стиля. | Практикум, обсуждение | 1 | ||
13 | Функционально-деловое использование пунктуации | Лекция, обсуждение | 1 | ||
14 | Разговорные конструкции | анализ текста | 1 | ||
15 | Пунктуация при разговорных конструкциях | анализ текста | 1 | ||
16 | Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. | лекция с элементами беседы | 1 | ||
17 | Структурный и смысловой принципы пунктуации. | разыгрывания речевых ситуаций | 1 | ||
18 | Экспрессивный синтаксис. | учебный театр: разыгрывания речевых ситуаций | 1 | ||
19 | Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов. | практикум | 1 | ||
20 | Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текст. | лекция с элементами беседы | 1 | ||
21 | Знаки препинания в рекламе. | ролевая игра: заказчик - авторский коллектив-потребитель-специалист | 1 | ||
22 | Знаки препинания в рекламе. | ролевая игра: заказчик - авторский коллектив-потребитель-специалист | 1 | ||
23 | Исторические изменения в русской пунктуации. | лекция | 1 | ||
24 | Нерегламентированная пунктуация: историческая. | защита проектов | 1 | ||
25 | Нерегламентированная пунктуация: концептуально обусловленная | защита проектов | 1 | ||
26 | Нерегламентированная пунктуация: собственно авторская | защита проектов | 1 | ||
27 | Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе. | аналитическая работа с текстами современных авторов | 1 | ||
28 | Комбинированные знаки препинания | лекция | 1 | ||
29-30 | Комбинированные знаки препинания | практикум | 2 | ||
31-32 | Итоговая контрольная работа | анализ текста повышенной трудности | 2 | ||
33 | Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | 1 | ||
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов, рекомендаций | 1 |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |