Зачет по русскому языку для 12 класса
Текст для работы с частью В и С заданий ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_no1_russkiy_yazyk_12_klass_2014-2015.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачет №1. Подготовка к ЕГЭ. Работа с заданиями части В и С
- Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) В яр нам строго запретили ходить. (2) Это было страшное место, приют воров и нищих. (3) Но все же мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр, взяв с собой на всякий случай полицейский свисток – верное оружие, как револьвер.
(4) Потом мы настолько осмелели, что начали спускаться в овраги, откуда тянуло дрянным желтым дымком. (5) Дымок этот шел от землянок и лачуг. (6) Лачуги были слеплены из чего попало – ломаной фанеры, старой жести, разбитых ящиков, сидений от венских стульев, матрасов, из которых торчали пружины. (7) Вместо дверей висели грязные мешки.
(8) Около лачуг дымили глиняные очаги с дырявыми самоварными трубами.
(9) Больше других мне нравилась лачуга шарманщика. (10) Днем шарманщика никогда не было – он ходил по дворам. (11) Около лачуги сидела на земле босая девушка с землистым лицом и красивыми хмурыми глазами. (12) Она чистила картошку. (13) Одна нога у нее была перевязана тряпками.
(14) Это была дочь шарманщика, гимнастка, «человек без костей». (15) Она ходила раньше с отцом по дворам, раскладывала коврик и показывала на нем – худая, в голубом трико – разные акробатические трюки. (16) Сейчас она повредила ноги и не могла «работать».
(17) Иногда она читала все одну и ту же книгу с оторванным переплетом. (18) По картинкам я догадался, что это были «Три мушкетера» Дюма.
(19) Девушка недовольно кричала на нас:
(20) – Чего вы тут ходите? (21) Не видели, что ли, как люди живут?
(22) Но потом она привыкла к нам и перестала кричать. (23) Ее отец, низенький седой шарманщик, застав нас в яру, сказал:
(24) – Пусть видят, как мается наше общество. (25) Может быть, это им пригодится, когда будут студентами.
(26) Сначала мы ходили в яр целой ватагой. (27) Потом я привык к обитателям яра и стал ходить туда один.
(28) Я долго скрывал это от мамы, но меня выдала дочь шарманщика. (29) Я принес ей почитать «Хижину дяди Тома», но заболел и долго не приходил за книгой. (30) Она забеспокоилась и сама принесла книгу к нам на квартиру. (31) Мама открыла ей дверь, и все обнаружилось. (32) Я понял это по сжатым губам мамы и по ее ледяному молчанию.
(33) Вечером между мамой и отцом происходил в столовой разговор о моем поведении. (34) Я слышал его из-за двери. (35) Мама волновалась и сердилась, но отец сказал, что ничего нет страшного, что меня трудно испортить и что он предпочитает, чтобы я дружил с этими обездоленными людьми, а не с сыновьями киевских купцов и чиновников. (36) Мама возразила, что в моем возрасте меня надо оберегать от тяжелых житейских впечатлений.
(37) – Пойми, – сказал отец, – что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдешь в нашем кругу. (38) При чем же тут тяжелые житейские впечатления?
(39) Когда я выздоровел, мама принесла мне «Принца и нищего» Марка Твена и сказала:
(40) – Вот... отнеси это сам... дочери шарманщика. (41) Я не знаю, как ее зовут.
(42) – Лиза, – ответил я робко.
(43) – Ну вот, отнеси эту книгу Лизе. (44) В подарок. (45) С тех пор никто в доме больше не возмущался моими посещениями Святославского яра.
(К.Паустовский)
ЗАДАНИЯ
1. В каком предложении правильно отражена главная мысль текста?
1) Детей следует оберегать от тяжелых житейских впечатлений.
2) Человеческие отношения в Святославском яре, приюте воров и нищих, приняли уродливую форму
3) Интересы людей, отторгнутых обществом, ограничены поисками средств к существованию.
4) С детства людям необходимо прививать умение сочувствовать и сопереживать ближнему.
2. Какое из утверждений является правильным?
1) Предложения 14–17 содержат описание.
2) Предложения 33–36 содержат повествование.
3) В предложениях 9–13 есть элемент описания.
4) В предложениях 39–45 представлено рассуждение.
3. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) Страшное (предложение 2);
2) трюки (предложение 15);
3) мается (предложение 24);
4) ледяному (предложение 32).
4. Из предложений 24–26 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложений 27–32 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
6. Из предложения 33 выпишите словосочетание со связью согласование.
7. Среди предложений 1–8 найдите односоставное неопределенно-личное, являющееся простым или частью сложного предложения. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 3–15 найдите осложненные обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 33–45 найдите сложноподчиненные с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.
10. Среди предложений 4–7 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соблюдайте последовательность цифр при ответе.
Описать Святославский яр и его обитателей автору помогают _____________ (предложения 6, 11, 15). Картину нелегкой жизни обездоленных людей читатель легко может представить благодаря использованию _____________ («страшное место», «дрянным дымком», «хмурыми глазами»). То, с каким трудом мать рассказчика признала дружеские отношения сына с отверженными обществом людьми, автор передал с помощью таких синтаксических средств, как _____________ (предложение 40) и _____________ (предложения 43–44)».
Список терминов:
1) эпитеты;
2) военно-тематическая лексика;
3) фразеологизмы;
4) ряды однородных членов;
5) метафора;
6) парцелляция:
7) восклицательное предложение;
8) эллипсис;
9) экспрессивный повтор.
12. Определите и запишите проблему текста и авторскую позицию.
- Выполните тематические тестовые задания
В1. Морфемика
1.Укажите способ образования слова БЛАГОДАРНОСТЬ?
2.Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, - создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.
3.Укажите способ образования слова СКОМКАННОСТЬ?
4.Из предложений выпишите все слова, образованные приставочным способом.
- Ну ничего, за час до отхода поезда распродают остатки.
- Знаю я эти остатки. Попадётся, пожалуй, общий вагон.
- Один раз можно и в общем.
Насчёт общего вагона я сказал, конечно, от чувства крайней досады. Понятие «общий вагон» у меня сочеталось с воспоминаниями войны или студенческой молодости.
5.Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Исцарапали весь замок. Этажерка с книгами, поверхность стола, постель – всё носило на себе свежие следы обыска. Бельё в корзине было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каком оставила его Машенька, уходя из дому.
В2. Части речи
1. Из предложений выпишите краткое причастие.
И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности. Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе.
2. Из предложений выпишите все частицы.
Хоть и жёстки вагонные полки, но можно лежать, даже спать, вытянувшись во весь рост и положив под голову собственные локти. Хуже, когда не достанется никакой полки, лишь сидячее место внизу. Легко ли, сидя всю ночь, клевать носом, когда вагон толкает в разные стороны.
3.Из предложений выпишите производный предлог.
Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры «развлекались диким способом», как потом выразилась женщина-лейтенант в детской комнате отделения милиции. Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.
4.Из предложений выпишите все предлоги.
Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, - это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум.
5.Из предложения выпишите субстантивированное прилагательное.
С неба сверху плывёт то рокот, то гром, то нежный голос влюблённых, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья.
В3 Типы подчинительной связи в словосочетаниях
1.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПОТРЕБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ.
2.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Со времени Геттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.
3.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание.
Однажды Соболь принёс в «Моряк» свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.
4.Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
При этом чаще всего случается, что сам человек уже протиснулся на площадку вагона, а мешок у него, или рюкзак, или чемодан прищемило толпой. И вот бедняга дёргается в отчаянии, тянет мешок за собой, а мешок тянет его назад.
5.Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Отворявший ей швейцар Михайло был взволнован и красен как рак. Сверху доносился шум.