Мои рабочие программы
Профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с разработанными основными профессиональными образовательными программами подготовки специалистов среднего звена. С целью обеспечения образовательного процесса учебно-методической документацией мной разработаны и реализуются рабочие программы по преподаваемым дисциплинам:
• ОГСЭ 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам);
• ОГСЭ 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»;
• ОГСЭ 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»;
• ОГСЭ 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 46.02.01«Документационное обеспечение управления и архивоведение»;
• ОП.05 «Иностранный язык (профессиональный)» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 46.02.01«Документационное обеспечение управления и архивоведение»;
• ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
• ОГСЭ.04 «Психология общения» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
• ОГСЭ.04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.14 «Гостиничное дело»;
• МДК 01.02 «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы приема и размещения» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.14 «Гостиничное дело»;
• МДК 02.02 «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.14 «Гостиничное дело»;
• МДК 03.02 «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.14 «Гостиничное дело»;
• МДК 04.02 «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы бронирования и продаж» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.14 «Гостиничное дело» .
К рабочим программам разрабатываю дидактический материал к урокам, методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА
«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа
по учебной дисциплине
ОГСЭ.04 «Психология общения»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности CПО
38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Ханты-Мансийск, 2020
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № от « » 20 г.
Председатель
Организация-разработчик: автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Разработчик:
Петрова Ольга Юрьевна преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящим в состав укрупненной группы 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Реализация программы способствует формированию у обучающихся общих компетенций:
OK 1. выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 3. планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 4. работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 5. осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 6. проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 9. использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);
У2. определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска;
У3. определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;
У4. организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
У5. грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
У6. описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения;
У9. применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1. актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
З2. номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации;
З3. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования;
З4. психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности;
З5. особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;
З6. сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения;
З9. современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности;
1.4 Ведущие педагогические технологии, используемые преподавателем:
В целях формирования умений, знаний, общих компетенций при организации образовательного процесса будут использованы современные педагогические технологии: интерактивные технологии, технологии проблемного и развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.
самостоятельной работы обучающегося – 10 часов.
Конкретизация результатов освоения дисциплины
Объекты (предметы) контроля (знания, умения) Разделы (укрупнённые темы) программы | Знания | Умения | ||||||||||||||
З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З9 | З10 | У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У9 | У10 | |
Тема 1 Введение в учебную дисциплину | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тема 2. Проявление индивидуальных особенностей личности в общении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тема 3 Многоплановый характер общения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тема 4 Понятие конфликта, его виды. Способы управления и разрешения конфликтов. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторных и практических работ, содержание самостоятельной работы обучающихся, тематика курсовых работ (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1 Введение в учебную дисциплину | 2 | |
Тема 1.1. Понятие общения. Виды и функции | Содержание учебного материала Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Роль общения в профессиональной деятельности. Виды и функции. Структура общения. Общение в системе общественных и межличностных отношений | 2 |
Тема 2. Проявление индивидуальных особенностей личности в общении | 6 | |
Тема 2.1 Индивидуально-психологические особенности субъектов общения | Содержание учебного материала Общение и темперамент. Характеристика темпераментов. Общение и характер человека. Общение с различными по характеру собеседниками. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на процесс общения. | 2 |
Тема 2.2 Изучение индивидуальных личностных свойств, влияющих на общение | Практическое занятие №1 Определение типа темперамента с помощью опросника Г. Айзенка, В. Белова. Анализ различных типов темперамента | 2 |
Тема 2.3 Определение уровня коммуникативной эмпатии | Практическое занятие №2 Самодиагностика по теме. Диагностический инструментарий: «Определение уровня коммуникативной эмпатии», «Ваши эмпатические способности». Самоанализ результатов тестирования. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №1: подготовка сообщений на тему «Вербальные и невербальные средства общения» | 2 | |
Тема 3 Многоплановый характер общения | 20 | |
Тема 3.1 Коммуникативная функция общения | Содержание учебного материала Общение как обмен информацией. Коммуникативные барьеры: барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия, барьер отношения. Технологии обратной связи в говорении и слушании | 2 |
Тема 3.2 Средства общения | Содержание учебного материала Вербальная и невербальная коммуникация. Понятие эффективного слушания. Виды слушания | 2 |
Тема 3.3 Определение уровня владения невербальными компонентами в процессе делового общения | Практическое занятие №3 Самодиагностика по теме. Диагностический инструментарий: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Самоанализ результатов тестирования. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. | 2 |
Тема. 3.4 Решение практических ситуаций | Практическое занятие №4 Решение практических ситуаций. Применение техник активного слушания. | 2 |
Тема 3.5 Применение техник и приемов взаимопонимания для эффективного общения в профессиональной деятельности | Практическое занятие №5 Определение навыков умения слушать. Упражнения, направленные на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения | 2 |
Тема 3.6 Интерактивная функция общения | Содержание учебного материала Общение как взаимодействие. Стратегии и тактики взаимодействия. Структура, виды и динамика партнерских отношений. Правила корпоративного поведения в команд | 2 |
Тема 3.7 Роль и ролевые ожидания в общении | Содержание учебного материала Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Ролевые ожидания. Ролевый конфликт. Влияние социальной роли на развитие человека. | 2 |
Тема 3.8 Определение ведущей позиции в общении. Анализ социальных ролей | Практическое занятие №6 Самодиагностика по теме. Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности», «Ваш стиль делового общения», «Определение доминирующего психологического Я-состояния» «Ваши эмпатические способности». Самоанализ результатов тестирования. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. | 2 |
Тема 3.9 Перцептивная функция общения | Содержание учебного материала Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания в общении. Имидж личности. Самопрезентация. | 2 |
Тема 3.10 Определение репрезентативной системы | Практическое занятие №7 Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №2: подбор примеров коммуникативных барьеров и рассмотрение способов их устранения; подготовка сообщения на тему «Особенности общения людей в современном мире». | 5 | |
Тема 4 Понятие конфликта, его виды. Способы управления и разрешения конфликтов. | 8 | |
Тема 4.1 Природа и социальная роль конфликтов | Содержание учебного материала Понятие конфликта, его виды. Стадии протекания конфликта. Причины возникновения. Конструктивные и деструктивные способы управления конфликтами. Переговоры | 2 |
Тема 4.2 Анализ конфликтности и способов реагирования в конфликте | Практическое занятие №8 Способы управления конфликтами. Определение конфликтности и способов реагирования в конфликте (тест Томаса). Анализ поведения в конфликтной ситуации. | 2 |
Тема 4.3 Применение техник и приемов по рациональному поведению в конфликтах | Практическое занятие №9 Формирование навыков ведения переговоров. Упражнения, направленные на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим. | 2 |
Тема 4.4 Анализ конфликтных ситуаций | Практическое занятие №10 Анализ поведения в конфликтной ситуации. Решение кейсов, направленных на разрешение конфликтных ситуаций. Разработка рекомендаций «Поведение в конфликтных ситуациях» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №3: анализ видов конфликтов, составление таблицы «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» | 3 | |
Дифференцированный зачет | ||
Всего | 36/10 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- учебная доска,
- рабочее место преподавателя,
- шкаф книжный.
Технические средства обучения:
- экран;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450947 (дата обращения: 27.08.2020).
2. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11060-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450979 (дата обращения: 27.08.2020).
3. Лавриненко, В. Н. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451052 (дата обращения: 27.08.2020).
4. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07046-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452363 (дата обращения: 27.08.2020).
3.3 Спецификация учебно-методического комплекса
№ | Наименование | Количество | Тип носителя |
1. | Учебная программа | 1 | Бумага, электронный вариант |
2. | Список литературы (основной, дополнительной) | 1 | Бумага, электронный вариант |
3. | Методические указания по изучению курса | 1 | Бумага, электронный вариант |
5. | Тесты (промежуточные, итоговый) | 25 | Бумага, электронный вариант |
6 | Рекомендации по организации самостоятельной работы | 1 | Бумага, электронный вариант |
7. | Учебно-тренировочные упражнения | 25 | Бумага, электронный вариант |
8. | Видео учебно-информационные материалы | 4 | диск |
9. | Аудио учебно-информационные материалы | 4 | диск |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
У1. распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Форма – очная. Экспертная оценка умения: решение ситуационной задачи. |
У2. определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Форма – очная. Экспертная оценка умения: решение ситуационной задачи. |
У3. определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
У4. организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
У5. грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: устный опрос |
У6. описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
У9. применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
Знания: | |
З1. актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; | Форма – очная. Экспертная оценка умения: решение ситуационной задачи. |
З2. номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
З3. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования | Форма – очная. Экспертная оценка умения: тестовое задание |
З4. психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
З5. особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
З6. сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения; | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |
З9. современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; | Форма – заочная. Экспертная оценка умения: выполнение практических заданий |