Подготовка дошкольников к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Детские сады должны стать фундаментом, на котором детей будут приобщать к здоровому образу жизни и спорту, и свои первые знаки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В этом возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольников к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. | 4 |
Характеристика норм ВФСК «ГТО» 1-ой ступени …………………………. | 6 |
Правила выполнения испытаний ВФСК «ГТО» 1-ой ступени …………….. | 8 |
Порядок присвоения знака отличия ВФСК «ГТО» ………………………… | 14 |
Упражнения и подвижные игры для подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО» 1-ой ступени ………………………………………………………….. | 16 |
Принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий при подготовки к сдаче норм ГТО в ДОУ …………………………. |
28 |
Методические рекомендации ………………………………………………… | 29 |
Список литературы ……………………………………………………………. | 30 |
Мы строим будущее смело,
Шагаем к цели как спортсмены!
С пути мы, верно, не сойдем –
Здоровье нации вернем!
России будущее – дети,
Ценней всего для нас на свете!
Чтоб фундамент прочный заложить –
Традиции спорта должны мы возродить!
ВВЕДЕНИЕ
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 (далее - Указ) с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). В рамках обновленного ВФСК «ГТО» предусматривается сдача спортивных нормативов в 11 возрастных ступенях, начиная с 6 лет.
В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО» на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что обладателями значка ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне!
В наши дни эта славная традиция по возрождению комплекса ГТО, безусловно, очень полезная и востребованная. И начинать подготовку к сдаче нормативов стоит уже с детского сада – так, чтобы уже к начальной школе маленький человек был готов к труду и обороне, по крайней мере, на своем уровне. И нормы ГТО 1 ступени могут стать для него той отправной точкой, которая приведет его к великим достижениям уже во взрослой жизни.
Внедрение ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1-ой ступени (от 6 до 8 лет): воспитанники подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО, однако для достижения заявленной цели ГТО - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации, подготовку для успешной сдачи норм нужно начинать с детьми более раннего возраста. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление о ВФСК ГТО.
Детские сады должны стать фундаментом, на котором детей будут приобщать к здоровому образу жизни и спорту, и свои первые знаки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В этом возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма.
Участие в мероприятиях ВФСК «ГТО» повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к предстоящим соревнованиям, ощутить дух «Олимпиады». Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.
Именно такой подход к организации физического воспитания позволит максимально вовлекать и мотивировать детей и родителей в регулярные систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных психологических и физических особенностей, национальных, исторических и культурных традиций, так, чтобы предлагаемые формы занятий физической культурой не только позволили выполнить нормы Комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствовали их личностному развитию, повышали уровень патриотического самосознания.
Таким образом, комплекс ГТО способствует не только физическому развитию дошкольников, повышению индекса здоровья, но и является центром системы спортивно - патриотического воспитания. Путем вовлечения в спортивную деятельность у детей формируется опыт патриотического поведения, что в свою очередь способствует формированию ценностных ориентаций в контексте почётного гражданского достижения.
ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ ВФСК «ГТО» 1-ОЙ СТУПЕНИ
Комплекс упражнений для дошкольников построен так, чтобы детям самим было интересно его выполнять, а не делать упражнения только потому, что этого от них требует воспитатель. Ведь, уже с самого раннего возраста любимыми занятиями детей являются бег, прыжки, купание. Поэтому выполнение таких видов упражнений не только способствуют развитию ребенка, но и доставляют массу удовольствия во время прохождения испытания.
В чем же заключаются нормативы для самых юных? Прежде всего, это различные виды передвижения. Челночный бег 3х10м., бег на лыжах (на дистанции 1 или 2 км), прыжок в длину с места, плавание. Выполняется и смешанное передвижение, в том числе и на лыжах. Также есть следующие упражнения: метание теннисного мяча в цель (дистанция 6 м), наклон вперед из положения стоя, подтягивание на перекладине и отжимания от пола.
Виды испытаний (тесты) и нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
№ | Виды испытаний (тесты) | Нормативы | ||||||||
Мальчики | Девочки | |||||||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | |||||
Обязательные испытания (тесты) | ||||||||||
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 10,4 | 10,1 | 9,2 | 10,9 | 10,7 | 9,7 | |||
или бег на | 6,9 | 6,7 | 5,9 | 7,2 | 7,0 | 6,2 | ||||
2. | Смешанное передвижение | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |||
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 2 | 3 | 4 | - | - | - | |||
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | 5 | 6 | 13 | 4 | 5 | 11 | ||||
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 7 | 9 | 17 | 4 | 5 | 11 | ||||
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | |||
Испытания (тесты) по выбору | ||||||||||
5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 115 | 120 | 140 | 110 | 115 | 135 | |||
6. | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | |||
7. | Бег на лыжах на 1 км (мин, с) | 8.45 | 8.30 | 8.00 | 9.15 | 9.00 | 8.30 | |||
Бег на лыжах на 2 км (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | ||||
или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | ||||
8. | Плавание без учета времени (м) | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 |
* Для бесснежных районов страны.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ВФСК «ГТО» 1-ОЙ СТУПЕНИ
Тестирование, позволяющее определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков лиц, участвующих в испытаниях (тестах), осуществляется по определенным правилам в следующей последовательности по видам испытаний (тестов):
1.Гибкость.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения стоя на полу, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см. Участник по команде выполняет два предварительных наклона, при третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с. Участник выступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определять выпрямление ног в коленях.
Ошибки (испытание (тест) не засчитывается):
1) сгибание ног в коленях;
2) удержание результата пальцами одной руки;
3) отсутствие удержания результата в течение 2 с.
2. Координационные способности.
Метание теннисного мяча в цель.
Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г. Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола. Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.
Ошибка (попытка не засчитывается):
- заступ за линию метания.
3. Сила.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из исходного положения - вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Высота грифа перекладины для участников I - III ступеней комплекса - 90 см.
Для того чтобы занять исходное положение, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник спортивного судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает исходное положение и из этого положения подтягивается до подъема подбородка выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с. продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток, фиксируемых счетом спортивного судьи.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) подтягивание с рывками или с прогибанием туловища;
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;
4) поочередное сгибание рук.
Подтягивание из виса на высокой перекладине.
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения - вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав исходное положение на 0,5 с, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 в исходном положении;
4) поочередное сгибание рук.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу выполняется из исходного положения - упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Участник, сгибая руки, касается грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращается в исходное положение и, зафиксировав его на 0,5 с., продолжает выполнение испытании (теста). Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом спортивного судьи в исходном положении.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) касание пола коленями, бедрами, тазом;
2) нарушение прямой линии «плечи - туловище - ноги»;
3) отсутствие фиксации на 0,5 с.;
4) поочередное разгибание рук;
5) отсутствие касания грудью пола (платформы);
6) разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов.
4. Скоростные способности
Челночный бег 3х10 м.
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до линии «Финиш», касаются ее рукой, возвращаются к линии «Старт», касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии «Финиш» рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1.Фальстарт;
2. Нет касания линии рукой.
Бег 30
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта. Участники стартуют по 2 - 4 человека.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1. Фальстарт
5. Скоростно-силовые способности.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками допускается. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания любой ногой до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) заступ за линию отталкивания или касание ее;
2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;
3) отталкивание ногами поочередно.
6. Прикладные навыки.
Бег на лыжах на 1, 2 км.
Бег на лыжах проводится свободным стилем на дистанциях, проложенных преимущественно на местности со слабо- и среднепересеченным рельефом в закрытых от ветра местах в соответствии с Приложением 7 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Кросс по пересеченной местности на 1,5 км.
Дистанция для кросса прокладывается по территории парка, леса или на любом открытом пространстве.
Плавание на 10, 15, 25, 50 м.
Плавание проводится в бассейнах или специально оборудованных местах на водоемах. Допускается стартовать с тумбочки, бортика или из воды. Способ плавания – произвольный. Пловец касается стенки бассейна или края (границы) специально оборудованного места для плавания какой-либо частью тела при завершении каждого отрезка дистанции и на финише.
Испытание (тест) прекращается при:
1) ходьбе либо касании дна ногами;
2) использовании для продвижения или сохранения плавучести разделителей дорожек или подручных средств.
ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ ЗНАКА ОТЛИЧИЯ ВФСК «ГТО»
По результатам выполненных испытаний, при условии соблюдения норматива, выдается определенный знак, «бронзовый», «серебряный» или «золотой». Получение награды в виде знака является важным стимулом для ребенка, ведь в таком возрасте материальные вещи ценнее нематериальных. А значит связка «сделал – получил подарок», более значима чем «сделал – стал здоровым».
Для сдачи норм ГТО и получения знака отличия необходимо пройти следующие процедуры:
- зарегистрироваться на сайте ГТО.ru, получить Уникальный идентификационный номер (УИН);
- получить медицинский допуск к прохождению испытаний комплекса ГТО;
- направиться в ближайший центр тестирования для сдачи испытаний.
По данной ступени предлагается выполнение 8 испытаний (тестов) у девочек и у мальчиков. Из них: 4 обязательных и 4 по выбору. Для получения золотого знака отличия необходимо выполнить 7 испытаний; для серебряного и бронзового знака отличия – 6 испытаний.
По завершению тестирования сотрудники муниципальных центров тестирования ГТО направляют протоколы испытаний в региональный центр. После чего происходит импорт протоколов в автоматизированную систему и начинается обработка данных. Вследствие чего, происходит формирование проекта приказа на вручение «золотых» знаков ГТО, подписание которого осуществляет Министр спорта РФ.
Если в личном кабинете отражены не те результаты, которые вы показали при тестировании, вам следует пройти следующие шаги:
— посетить центр тестирования, в котором вы выполняли испытания,
— заявить о несоответствии данных в Личном кабинете с фактическими результатами
— добиться поднятия бумажной копии протокола тестирования и проверить данные
— если в протоколе записано верно, а в Личном кабинете нет, то Центр тестирования, очевидно, допустил механическую ошибку при оформлении электронной версии протоколов и должен направить в региональный Центр тестирования (региональному оператору) ходатайство на внесение изменений в электронную базу данных в кратчайшие сроки с приложением скан-копии бумажного протокола с подписями и печатями Центра тестирования.
Как только это произойдет, через Федерального оператора вносятся изменения в ваши протоколы, и в личном кабинете в течение 3-5 дней вы сможете увидеть корректные результаты, а квалификация на знак отличия, соответственно будет «пересчитана» согласно новым данным.
Упражнения и подвижные игры для подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО» 1-ой ступени
Упражнения для развития гибкости
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем — глубокое приседание.
- «Скалочка». Сидя на полу прокатывание гимнастической палки от бедер до носков, заводя за ноги прокатить в обратном направлении.
- «Качели». И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременное отведение прямых ног и рук назад, выполнить покачивание на животе.
- «Складка». И.п. – сидя на полу ноги вместе. Наклон вперед, не сгибая ноги в коленном суставе. (Тянуться как можно дальше)
- Поднимание прямых ног из и.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. (Стараться коснуться пола за головой, не сгибая ноги в коленном суставе).
- Сидя на полу, ноги вместе. Упор сзади, носки оттянуты. Поднимание правой и левой ноги вверх (ноги в коленях не сгибать).
- «Слоники». Ходьба на прямых руках и ногах. (Стараться руки держать ближе к ногам, ноги в коленном суставе не сгибать).
- «Достань игрушку». И.п. – стойка ноги врозь, наклонится взять игрушку стоящую сзади за стопами, затем выпрямится руки вверх и отдать игрушку партнеру. (Партнер ставит игрушку на пол, сначала выполняет один, затем второй).
- «Кошечка». И.п. – сидя на коленях, тянуться вперед как можно дальше.
- И.п. – стоя спиной у гимнастической стены, ноги вместе, руки хватом сверху. Прогнуться вперед, выпрямляя руки.
- И.п. – стоя лицом к гимнастической стене, правая нога на рейке (90о). Наклоны к правой ноге. (Затем поменять ногу).
- И.п. – сед спиной к гимнастической стене, ноги согнуты в коленях, руки хватом сверху на второй рейке. Вытягивая руки встать в положение «мост».
Комплекс упражнений для развития гибкости всех областей тела
1. Потягивание рук максимально вверх (поможет растянуть грудь и плечи)
2. Выгибание пальцев в разные стороны.
3. Повороты шеи в разные стороны.
4. Наклоны к стопе и удержание, нога прямая на скамейке или гимнастической лестнице. (сначала выполнить на правую ногу, затем на левую)
5. Выпад вперед, растянув одну ногу назад и выставив одну вперед, тянуться в этом положении. (Затем поменять ногу).
6.Лежа на полу. Приподнять ноги и скрестить их на максимально возможный угол. (Затем поменять ноги).
7. Аналогично предыдущему упражнению, ноги тянуть в разные стороны.
8. Из и.п.- лежа на полу ноги согнуты в коленном суставе, повороты ног в стороны, стараясь коснуться пола.
9. Аналогично предыдущему упражнению только ноги подтягиваются максимально к себе.
Упражнения для развития силовых способностей
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
- И. п.: упор стоя у стены. Сгибание разгибание рук. (Следить при сгибании рук за углом между локтем и туловищем)
- И. п.: стоя на коленях, руки на полу. Сгибание разгибание рук. (Следить при сгибании рук за углом между локтем и туловищем)
- «Качели» и. п.: стоя парами лицом друг к другу, держаться за руки, ноги касаются пальцами. Один ребенок приседает, второй стоит и держит его. Когда первый поднимается, приседает второй.
- «Червячок». И.п. - лёжа на скамейке на животе, руками держаться за край скамейки (четыре пальца снизу, большой сверху). Сгибая руки, подтягиваться и продвигаться вперёд.
- И. п. - лёжа на наклонной скамье на животе, руками держаться за край скамейки (четыре пальца снизу, большой сверху). Сгибая руки, подтягиваться и продвигаться вперёд.
- «Силачи». И.п. - стойка, ноги врозь, набивной мяч вверху. Сгибание разгибание рук опуская мяч за голову.
- И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди, держать хватом ладони наружу, локти не опускать. Толкнуть мяч от груди двумя руками. Дозировка: 2-3 подхода по 4-5 повторений в каждом.
- «Метатели». И.п. - стоя ноги на ширине плеч, набивной мяч за головой, руки согнуты. Бросок набивного мяча.
- И.п.- стоя ноги на ширине плеч, гантели внизу хват сверху, поднимание прямых рук.
- И.п. – стоя в 2 шагах от гимнастической стены, руки на 3 рейки. Поочередное опускание рук вниз по рейкам до пола, затем поднимание.
- «Крабики». И.п. – упор сзади, ноги согнуты в коленях. Передвижения лицом вперед (назад).
Упражнения для развития скоростных и скоростно-силовых способностей
Скоростные способности развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию скоростных способностей способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
- «Перенеси предметы». На расстоянии 10-12 метров друг от друга лежат обручи, в одном из них лежит 3 предмета. Участник стоит у противоположного обруча. По сигналу необходимо перенести предметы (по одному) из обруча в обруч.
- Ускорение с ходу и с места на расстояние до 20 метров.
- «Бег зигзагом». По сигналу ребенок бежит до набивного мяча (коснуться рукой), затем бежит ко второму набивному мячу (коснуться рукой), затем бежит к третьему мячу (коснуться рукой) и бежит по прямой до ориентира. (Мячи расположены на расстоянии 8-10 метров друг от друга зигзагом).
- И.п. – стоя у гимнастической стены, одна нога на полу, вторая на первой-второй (в зависимости от подготовленности детей) рейки. По сигналу выполняются прыжки со сменой ног как можно быстрее.
- Аналогично предыдущему упражнению только толчок выполняется двумя ногами одновременно.
- Бег через набивные мяча (3-4 мяча расположенных на расстоянии 1-2 шагов), затем сразу ускорение.
- Прыжки толкаясь двумя ногами через скамейку.
- И.п. - стоя у гимнастической скамьи с боку, одна нога на полу, вторая на скамье. Поочередная смена ног.
- Различные виды прыжков на скакалке.
- Бег из различных исходных положений.
- И.п. – стойка, руки на пояс. 1 – упор присев, 2- прыжком в упор лежа, 3 – упор присев, 4 - и.п. (Постепенно увеличивать скорость выполнения)
Для развития выносливости хорошим средством является медленный продолжительный бег. Это качество является ведущим в физической подготовленности человека; оно определяет функциональные возможности всех систем и органов.
Примерный план тренировки.
Неделя | Длина дистанции (м) |
1 | 150 |
2 | 200 |
3 | 250 |
4 | 300 |
5 | 400 |
6 | 500 |
7 | 600 |
8 | 700 |
9 | 800 |
10 | 900 |
11 | 1100 |
12 | 1300 |
13 | 1500 |
В дальнейшем продолжительность бега не изменяется.
Медленный монотонный бег быстро надоедает детям, поэтому целесообразно придать упражнению игровой характер. 40—50 м пробежать очень медленно, 40 м чуть быстрее, затем снова несколько замедлить или увеличить темп. Можно предложить ребенку соревнование: кто точнее выполнит задание, кто правильнее дышит и т. п.
При обучении ходьбе на лыжах прежде всего, разучивается с ребенком техника передвижения. Каждое задание первоначально отрабатывается на медленном ходу, и только когда ребенок его освоит, можно увеличить скорость. Упражнения осваиваются в такой последовательности:
- ходьба на лыжах без палок;
- скольжение на лыжах без палок. Корпус наклонить немного вперед. Первые шаги небольшие, постепенно увеличивать время скольжения на каждой ноге. Обратить внимание на сочетание движений рук и ног: с шагом левой ноги вперед выносится правая рука, а с шагом правой ноги — левая рука;
- то же упражнение, но с палками.
В первую неделю, когда ребенок научится передвигаться на лыжах с палками, на каждом занятии надо увеличивать расстояние. Следить за тем, чтобы ребенок передвигался безостановочно; темп движения — медленный или средний.
Подготовка к метанию теннисного мяча в цель
При подготовке к метанию теннисного мяча в цель необходимо начать с обучения техники метания. Последовательность обучения метанию мяча в цель может быть следующей:
- Метание с 2-3- метров в горизонтальную цель.
- Метание с 3-4 шагов в вертикальную цель. (Расстояние постепенно увеличивать, одновременно поднимая мишень до 2 м. от пола)
-Метание в круг диаметром 90 см. нарисованный на стене, на высоте 2 м. от пола. (Увеличивать расстояние до 5-6 метров).
В одно занятие можно включать 2-3 упражнения в метании, но так чтобы общее количество бросков не превышало 30-35. В этот объем входит и количество бросков выполняемых в играх.
Игра порождает радость,
свободу, довольство,
покой в себе и около себя, мир с миром
Подвижные игры прежде всего служат задачам физического развития детей, совершенствованию элементов спортивной техники, воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств. В процессе подбора игр для общей физической подготовки у педагога нет ограничений, но, когда речь идет о подготовительной работе к выполнению отдельных видов ГТО, игры отбираются по определенным критериям, согласно достаточно жестким требованиям. Входящие в игры упражнения должны быть сходны по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящих в комплекс ГТО.
Для решения задач спортивной подготовки во время занятий, запланированных по ГТО, важно ориентироваться не на отдельные игры, а на использование комплекса подвижных игр.
Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО:
- игры с включением элементов техники применяются в том случае, если этим элементы предварительно разучены;
- расстояния в играх-эстафетах должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их;
- необходимо добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе игр-эстафет
Подвижные игры для подготовке к сдаче норм ГТО
«Охотники и зайцы»
На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
«День и ночь»
Игра заключается в том, что одна группа детей ловит другую поочередно. Участники игры делятся на две команды: “ День” и “Ночь”. Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраивается команды спиной друг к другу. Дети выполняют предложенное упражнение, а затем воспитатель дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал “День”, то дети из команды “Ночь” бегут в свой дом, а дети из команды “День” поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
«Космонавты»
По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ракета предназначена для 2-3 космонавтов. Играющих больше, чем мест в ракетах. Дети, проговаривая текст, идут по кругу:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Ребята разбегаются и занимают место в ракете. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись, друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлёт!» - космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» - космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Игра повторяется.
«Догони товарища!»
Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: “ Раз, два, три – беги! ” – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Затем меняются.
«Бездомный заяц»
Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.
« Попрыгунчики-воробышки»
Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри
«Удочка»
Играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от пола. Все прыгают через веревочку, а задевший ее получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов веревочки под ногами.
«Мяч к кверху»
Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! ” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.
«Перебрасывание мяча»
Участники делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 м. По жребию право начать игру получает ребенок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.
«Чиби-чиби-чиби-топ»
Чертится круг — дом. Там стоит водящий. Он считает до 10. В это время все разбегаются в разные стороны. Когда счет окончен, водящий говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» Все останавливаются на своих местах. Водящий выбирает кого-нибудь и заказывает до него шаги: «До тебя 10 гигантских и 5 муравьиных шагов» (описание шагов — ниже). Водящий делает заказанные шаги и пытается с этого расстояния выбить человека мячом. Если у него это получается, этот человек становится водящим, а игра продолжается. Если нет — водящий ловит мяч, а остальные бегут в круг. Когда водящий поймал мяч, он снова говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» и опять заказывает шаги до кого-то еще. Если все достигли круга, а водящий так никого и не выбил, игра начинается сначала.
«Шишки, желуди, орехи»
Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи". По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
«Прыжки по кочкам»
Игроки делятся на 2 команды. Перед ними нарисованы кочки. По сигналу каждый участник выполняет прыжки по кочкам на противоположную сторону. Следующий участник выполняет после того как предыдущий закончил. Побеждает команда первая преодолевшая дистанцию.
«Сбей кеглю»
Игроки делятся на 2 команды. На расстоянии 3-4метров устанавливаются на скамью кегли. Задача участников сбить как можно больше кеглей с 3 попыток. Побеждает команда, выбившая наибольшее количество кеглей.
«Кто дальше»
Игроки делятся на 2-3 команды. Первый участник выполняет прыжок в длину с места. Следующий игрок выполняет с того места, где закончил предыдущий и т.д. выигрывает команда прыгнувшая дальше всех.
Принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий при подготовки к сдаче норм ГТО в ДОУ
Принципы образования в дошкольных образовательных учреждениях в области физической культуры по Федеральным государственным образовательным стандартам и принципы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» неразрывно связаны между собой.
- Принцип всестороннего развития личности — обеспечивать согласованное, соразмерное развитие всех физических качеств, разностороннее формирование двигательных навыков и овладение детьми специальными знаниями.
- Принцип единства с семьей – соблюдение единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей.
- Принцип региональный специфики образования предполагает физическое воспитание детей с учетом климато-географических условий и культурных традиций региона, а также этнических особенностей как одного из факторов духовного и их физического развития.
- Принцип оздоровительной направленности — обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей.
- Принцип социализации ребенка — дошкольник постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений.
- Принцип доступности — соответствие уровню социального, психического и физического развития ребенка, его возможностями способностям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Одежда для спортивных занятий должна соответствовать сезону и уровню двигательной активности во время занятий. Она должна быть удобной и практичной.
- Занятия должны быть систематичными.
- При подготовке использовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленностью.
- Уделять больше внимания технике выполнения испытаний ВФСК «ГТО».
- При сдаче норм ВФСК ГТО необходимо получить медицинский допуск.
- Современные научные данные показывают, что уроки физкультуры в школе не удовлетворяют в полной мере потребность детей в двигательной активности, недостаточно эффективно воздействуют на физическое развитие, поэтому необходимы регулярные самостоятельные занятия.
- Обязательно перед выполнением выполнить разминку.
- Правильно осуществлять подбор инвентаря при подготовке. (Например при передвижении на лыжах необходимо правильно подобрать лыжи и палки. Длина лыж, поставленных на твердый пол, должна соответствовать росту ребенка с вытянутой вверх рукой, а высота палок доходить до уровня плеч.)
- Рекомендуемый недельный двигательный режим
Виды двигательной деятельности | Временной объем в неделю, не менее (мин) |
Утренняя гимнастика | 70 |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях | 135 |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня | 120 |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях | 90 |
Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной деятельности | 90 |
Список литературы
- Возрождение или новый старт?: о комплексе ГТО // Спорт для всех.-2014.-№ 12.
- «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: документы и методические материалы»/ Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров.- М.: Советский спорт, 2014.
- Титушина Н.В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России/Н. В. Титушина. //Национальный ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / СПбНГУФК. - СПб., 2014.-№ 7.
- Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- http://www.gto.ru/