Методические материалы по географии 5 класса
Рабочие программы, разработки уроков, проверочных, контрольных и практических работ по географии для обучающихся 5 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 1 в 5 классе
Тема урока: «Мир, в котором мы живем»
Тип урока: вводный урок
Технологии: информационно – коммуникационные, технология здоровьясбережения
Решаемые проблемы:
- Для чего нужно изучать географию?
- Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?
Виды деятельности: беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью.
Планируемые результаты:
- Предметные: научиться называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе.
- Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
- Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля.
- Личностные: развитие личностной рефлексии, толерантности; развитие познавательного интереса к предмету.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Вводная беседа
Загадка: Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке?
Слайд 2. Фото Земли из космоса.
2.Вопросы учителя:
-Вот вид Земли из космоса. Какая она?
-Кто впервые увидел Землю из космоса?
3. Учитель читает стихотворение.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет.
С портретом поэта.
Слайд 3. Во время стихотворения появляются фотографии планеты Земля, леса, озера, моря, горы.
II. Целеполагание
Знакомство с предметом, учебником, рабочей тетрадью:
-Вы начинаете изучать новый предмет «География», скажите, что мы будем изучать?
-Почему тема сегодняшнего урока называется «Мир, в котором мы живём»?
Какие задачи урока мы будем решать сегодня, т.е. о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Слайд 4.
III. Поиск решения
Работа с текстом учебника. Работа в тетради.
1. Ребята, наш учебник называется «География. Начальный курс».
-Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника?
Работа в тетради: Откройте оглавление на стр.140, рассмотрите и скажите, о чём вы узнаете из курса географии 5 класса? выполните задание №9 на стр.5
2. Раздел I называется «Что изучает география». Рассмотрите рисунки на стр. 5 -6. Как вы думаете, что изучает наука география?
-А как называется мир, в котором мы живём? (природа)
-Как вы понимаете слово – природа?
-Что составляет мир природы? (живая и неживая природа)
-Что составляет мир живой природы? (все живые организмы: растения, животные, человек)
Слайд 5
-Все ли в мире природы мы отнесем к живым организмам? Приведите примеры неживой природы.
-Что у них общего?
Слайд 6.Общие черты живой и неживой природы.
Работа в тетради: выполните задание №2 на стр.3 – дополните схему и приведите примеры.
Слайд 7
- В чем отличие живой природы от неживой?
- А как вы думаете, существует связь между живой и неживой природой?
Работа в тетради: выполните задание №4 на стр.4
Вывод – объекты неживой природы являются средой обитания живых организмов. Они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают уникальную, разнообразную и неповторимую по красоте природу Земли.
Слайд 7 (вывод)
Физкультминутка.
2.Вопросы учителя:
-Наша Земля – это уникальная планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету. ( Я. Аким)
-Как вы думаете, в чем её уникальность? (только на ней существует жизнь)
Слайд 8 Земля – уникальная планета
- В младших классах вы изучали явления природы. Что же такое явления природы? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.8, п.2 «Явления природы».
(Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, называют явлениями природы.) – запись в тетрадь.
Слайд 9
-На какие две группы мы можем поделить явления природы? (Они бывают: физические и биологические.)
Слайд 10
-Приведите примеры физических явлений природы.
- Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.
- Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
- Можно ли утверждать, что явления природы могут быть только полезными? (полезными и разрушительными; примеры нашей местности – наводнения, ураганы, пожары)
Слайд 11
Вопросы учителя:
- Как влияет на изменение облика нашей планеты человек? Приведите примеры.
- Можно ли прогнозировать изменения в природе и управлять явлениями природы?
- Приведите примеры изменения природы человеком в нашей местности.
- Как предотвратить техногенные катастрофы? Как сохранить природу?
- Какая наука поможет нам ответить на эти вопросы?
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
ΙV. Итог урока.
-Сформулируйте вывод по уроку.
-Совпадает ли он с выводом в учебнике на стр10, прочитайте.
Домашнее задание: . § 1 учебника, проверить свои знания на стр. 10, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради 1,3,6,8. По желанию - составить кроссворд по выбору на тему: «Живая природа», «Неживая природа», «Явления природы».
Рефлексия
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Предварительный просмотр:
УРОК № 2 в 5 классе
Тема урока: «Науки о природе»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать представления о естественных науках, в том числе и современной географии.
Технологии: информационно – коммуникационные, технология здоровьясбережения.
Решаемые проблемы: Почему природу изучают различные науки?
Основные понятия и термины: естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология.
Виды деятельности: Демонстрация физического и химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки»
Планируемые результаты:
- Предметные – научиться объяснять значение понятий: тело и вещество.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные – уметь отображать информацию в графической форме.
- Результативные – самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные – уметь выделять сходство естественных наук.
- Личностные УДД – формирование мотивации в изучении наук о природе.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение новой темы. Беседа.
Кто впервые начал накапливать знания о природе?
Как называли в старину природу?
Какие науки о природе вы знаете?
Давайте познакомимся с основными науками о природе. (Слайд 2)
Работа с учебником:
Астрономия – наука о небесных телах. (Слайд 3)
Физика – это наука, изучающая разнообразные явления природы. (Слайд 4)
Химия – наука о веществах и их превращениях. (Слайд 5)
География – наука о Земле. (Слайд 6)
Биология – наука о живой природе. (Слайд 7)
Экология – наука о взаимодействии человека и природы. (Слайд 8)
3. Закрепление.
Вопросы для закрепления.
Задание №2 в тетради.
Задание №3 в тетради.
Просмотр электронного приложения.
Выполнение заданий (тестирование).
4. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание: п. 2 , вопросы после параграфа, выполнить задание рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
Урок № 3 в 5 классе
Тема урока: География – наука о Земле.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели и задачи урока: сформировать понятия «Физическая география», «Социально – экономическая география»; познакомить с предметом изучения географии, отдельными ветвями этой науки.
Технологии: информационно – коммуникационные, технология здоровьясбережения, развития навыков работы в парах.
Решаемые проблемы: Чем различаются два раздела географии
Виды деятельности: работа в тетради (выделение признаков двух частей географии), работа с учебником.
Планируемые результаты:
- Предметные – Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию.
- Метапредметные УДД –
Коммуникативные – выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
Регулятивное – формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Познавательные- уметь выявлять различия двух частей географии.
- Личностные УДД – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Ход урока:
- Проверка знаний.
-Перечислите известные вам науки о природе. Расскажите, что каждая из них изучает.
-Какое общее название имеют науки о природе и почему?
-Что такое: тела, вещества, явления природы. Приведите примеры.
-С какими веществами, телами, явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
- Назовите как можно больше явлений, которые могут происходить с каждым из этих тел и веществ (птица-тело, явления биологические: пение птицы, рост птицы, размножения птиц и т.д.)
2. Изучение новой темы.
Знаете ли вы?
1. Что такое рельеф?
2. Что называют Мировым океаном?
3. Что такое горные породы?
4. Какая наука это изучает?
Тема урока (формулируем вместе с детьми) – «География – наука о природе»
Работа в тетради:
- Что означает слово «география»?
- Что изучает география?
- Выполнить задание в тетради 1, 2
Работа с учебником:
- Развитие географии, её связь с другими науками привели к созданию целой группы взаимосвязанных наук (более 80). Познакомимся с некоторыми из них (с. 18-20 рис.12).
- Используя текст учебника, заполните таблицу в тетради задание 3.
- Какие два раздела выделяют в семье «географических наук»? (найдите в учебнике)
Запись в тетрадь – география делится на два раздела:
- Физическая география – изучает природу земной поверхности: геоморфология, климатология, биогеография, картография, геология, океанология
- Социально – экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство - военная, политическая, историческая география, демография, медицинская география.
3. Работа с электронным справочником – закрепление.
4. Подведение итога урока.
Домашнее задание: повторить п.3, проверить свои знания, используя вопросы на стр.21
Предварительный просмотр:
Урок №4 в 5 классе
Тема урока: «Методы географических исследований».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока: Закрепить знания о ветвях географической науки. Познакомить с методами географических исследований; формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Технологии: образовательные, воспитательные, здоровьясбережения.
Решаемые проблемы: Что отражают фенологические наблюдения? Что называют вторым языком географии?
Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в тетради, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований», работа с электронным приложением.
Планируемые результаты:
- Предметные – научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.
- Метапредметные результаты:
- Коммуникативные УДД: добывать недостающую информацию с помощь карт атласа.
- Регулятивные УДД: применять методы информационного поиска.
- Познавательные УДД: показывать ценность географической информации для человечества.
- Личностные результаты – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний (д/з):
- Что означает слово «география»? (землеописание, наука о Земле)
- Что изучает география? (планету Земля, на ней океаны, материки, озёра, реки, горы, страны, народы и т.д.)
- На какие разделы делится наука география? (физическая и социально-экономическая)
- Что изучает физическая география? (природу Земли)
- Что изучает социально-экономическая? (людей и хозяйство)
- Установите соответствие между разделами географии и объектами их изучения (на доске)
Науки | Что изучает? |
1.Физическая география | Процессы, происходящие в Мировом океане |
2.Социально – экономическая | Население Земли |
Климаты земного шара | |
Рельеф земной поверхности (горы, равнины, впадины, низменности, возвышенности) | |
Состав и строение земной коры. | |
Влияние территории на состояние здоровья населения | |
Развитие сельского хозяйства |
- Приведите примеры географических объектов изучения на территории нашего района, являющиеся объектом изучения:
а) физической географии (погода, климат, водоёмы, экологические проблемы, природа.)
б) социально – экономической географии (строительство домов, новых посёлков, дорог). - Развитие географии, её связь с другими науками (какими?) привели к созданию целой группы взаимосвязанных наук, назовите некоторые из них и предмет изучения (задание в тетради).
- Укажите, какие из этих географических наук относят к физической географии, а какие - к социально-экономической?
- Изучение новой темы
- Вводная беседа:
-На предыдущих уроках мы узнали, что такое география, мы знаем науки, с которыми она связана, узнали основные разделы географии, знаем, что изучает география. А каким образом учёные изучают природу, какие приёмы способы они использовали и используют? Вы знаете? А хотите знать?
-Пути исследования, способы, приёмы изучения природы можно обозначить одним словом – методы исследования.
- Определение темы урока: давайте определим тему сегодняшнего урока (Методы географических исследований)-записать на доске, дети открывают рабочие тетради, учебники.
- Цель нашего урока - познакомиться с методами географических исследований. А что нам поможет добиться нашей цели, откуда мы будем брать знания? (источники: учитель, личные знания, карты, атласы, учебник;
умения: работать с учебником, анализировать, сравнивать, находить нужную информацию)
- Работа с учебником, тетрадью:
-Прежде чем перейдём к изучению методов географического исследования, ответьте на вопрос - Что такое метод? Найдите в учебнике и запишите в тетрадь (задание 1).
-Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них. (работа с учебником)
Методы:
- Географическое описание (приведите примеры)
- Картографический метод (изучение по тексту учебника, обсуждение различных карт по атласу и учебнику; вопрос – в чем значение карт?)
- Сравнительно – географический метод (сравниваем по карте два океана и делаем выводы)
- Аэрокосмический метод (важнейший метод в настоящее время, а почему? Работа с текстом учебника)
- Статистический метод ( анализируем таблицу №1 , рисунок 17 стр.25, работа с картами
атласа)
Физкультминутка
- Закрепление:
Выполнение предложенных заданий:
-Используя текст учебника, заполните таблицу «географические методы исследования», задание 2 в тетради. - Подведение итогов урока:
-И так, что вы сегодня узнали, чему научились?
(методы, учились работать с учебником, добывать недостающую информацию с помощью карт, анализировать карты, таблицы учебника, сравнивать)
-Цель урока достигнута?
-Рефлексия (оценить работу на уроке по методу светофора).
Домашнее задание: п.4, задание в тетради №3, вопросы и задания, повторить раздел «Что изучает география», основные понятия и термины раздела; подготовиться к итоговому уроку по данному разделу.
Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Урок № 5 в 5 классе
Тема урока: Обобщение по разделу «Что изучает география»
Тип урока: Урок обобщающего контроля
Технологии: здоровьясбережения, проблемного обучения, развития навыков самопроверки и самоконтроля.
Решаемые проблемы: Какие признаки характеризуют понятие география?
Виды деятельности: Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» (устный опрос, выполнение тестовых заданий, проведение игры «Без географии мы никак».
Планируемые результаты:
- Предметные - Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мира.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
- Результативные – уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
- Познавательные – уметь объяснять роль географии в изучении Земли
- Личностные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
- Как называется раздел, изучение которого мы с вами закончили? (Что изучает география).
- Подумайте - какая тема нашего урока? Сможете вы её назвать.
Итак, тема нашего урока: Обобщение по разделу «Что изучает география».
-Какие цели мы с вами будем преследовать? (определить уровень усвоения знаний учащихся, основных понятий и терминов раздела).
-Что необходимо сделать для того, чтобы определить уровень ваших знаний?
(проверить знание терминов и понятий, проверить знания основных вопросов)
-Какие вопросы раздела мы уже изучили?
(что составляет мир живой и неживой природы, что такое явления природы и какими они бывают, науки о природе и что они изучают, что такое география, что изучает и на какие разделы делится, какие методы использует).
-Все эти вопросы повторите в течение 5 минут.
3. Проверочная работа.
Сегодня на уроке вы будете выполнять проверочную работу, состоящую из 3-х заданий, за которые вы получите оценки, итоговая оценка за урок выставляется как средняя оценка из трёх. У вас на столах лист оценок на уроке, подпишите свою фамилию, имя.
1)Вопросы - задания:
1.Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?
2.Какие свойства отличают живую природу от неживой природы?
3. Приведите по два примера живой и неживой природы.
4. (у доски) Установите соответствие (живая и неживая природа, объекты) Стрелками покажите связи между ними. (Живая природа. Неживая природа. Объекты природы: берёза, луна, горы, человек, заяц, моря).
5. Приведите примеры разрушительных явлений неживой природы.
6. Приведите примеры положительного влияния человека на живую и неживую природу (посадка деревьев, борьба со свалками, охрана редких животных, восстановление популяций редких животных)
7. Приведите примеры отрицательного влияния человека на живую и неживую природу (пожары, выбросы в воздух и в водоёмы вредных веществ, вырубка леса, истребление редких растений и животных).
8. Назовите науки о природе и каким одним словом их называют?
9. Что такое география, что изучает?
10. Какие два раздела географии выделяют и что они изучают?
11.Установите соответствие (работа у доски):
1. физика а) небесные тела
2. химия б) взаимоотношения между организмами
3. астрономия в) взаимоотношения человека и природы
4. экология г) разнообразные явления природы
5. биология д) живая природа
6. география е) планета Земля
12. Назовите методы географических исследований.
13.В чём заключается метод географического описания?
14. Какую роль играет в наше время картографический метод?
15. Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
Физкультминутка.
2)Проверка знаний терминов и понятий:
(получают листочки с заданиями по вариантам, выполняют самостоятельно, затем обмениваются, выполняют взаимопроверку, оценивают, выставляют оценки в оценочный лист.)
1 вариант 1.Что изучает география? планету Земля 2.География в переводе с греческого означает «землеописание» 3. Явления природы бывают: физические и биологические. 4.Физические явления происходят в неживой природе. 5.Биологические явления происходят в живой природе. |
2 вариант 2.Процессы, происходящие в природе, называют явлениями природы. |
3.Два раздела географии – это физическая и экономическая география. 4.Способы, приёмы, пути исследования – это методы исследования. 5.Естественные науки изучают природу. |
3) Задания в рабочей тетради по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся выполняют задания в тетради, затем выполняют самопроверку и ставят оценки в оценочный лист. Выставляют итоговую оценку.
4. Итог урока.
-Достигнута ли цель урока?
-Задания для проверки знаний были сложные, доступные, правильные?
-Как вы оцениваете работу на уроке?
5.Оценки за урок (собрать оценочные листы).
Домашнее задание:
Для удовольствия – составить кроссворд по желанию на любую тему раздела «Что изучает география».
Предварительный просмотр:
Урок № 6 в 5 классе
ТЕМА: «Географические открытия древности и Средневековья»
Тип урока: урок общеметодической направленности
Технологии: информационно – коммуникационная, развивающего обучения, здоровьясбережения.
Решаемые проблемы:
Где проходили маршруты путешественников древности и средневековья
Виды деятельности: работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Бартоломея Диаша, Васко да Гамы)
Планируемые результаты:
- Предметные: научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло
- Метапредметные УУД:
а) Коммуникативные – добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.
б) Регулятивные – применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).
в) Познавательные – уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. - Личностные УУД: Формирование целостного мировоззрения.
Ход урока:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Важнейшие географические открытия древности и Средневековья.
Задание 1: Используя текст учебника п.5, заполнить таблицу
Ученые - путешественники | Географические открытия |
Финикийцы | |
Геродот | |
Пифей | |
Эратосфен | |
Марко Поло | |
Бартоломео Диаша | |
Васко да Гама |
Задание 2:
Подпишите на контурной карте название всех материков и океанов, известных в древности и средние века. Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.
Закрепление:
- Какие путешествия совершили финикийские моряки?
- В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?
- Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?
Домашнее задание: п. 5, задания электронного приложения и рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
УРОК № 7
Предмет: география
Тема урока: «Важнейшие географические открытия»
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Технологии: здоровьясбережения, информационно – коммуникационные.
Решаемые проблемы: Какое значение имели Великие географические открытия для человечества.
Цель урока: Познакомить учащихся с важнейшими географическими открытиями: материков (Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида), первым кругосветным путешествием Ф. Магеллана.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать основные географические открытия, название всех материков и океанов, известных в древности и после эпохи Великих географических открытий; уметь показывать маршруты путешественников, называя материки и океаны.
- Метапредметные:
Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке, уметь находить информацию в учебнике, атласе.
Познавательные: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли, добывать недостающую информацию в электронном приложении.
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свои ошибки.
- Личностные: обладать ответственным отношением к учебе, на основе формирования познавательных мотивов, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Виды деятельности: Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географические открытия), анализ презентации, выполнение заданий из электронного приложения.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер с установленным программным обеспечением, программой для работы с интерактивной доской.
Дидактический материал: презентация для проведения урока, электронное приложение к учебнику, карта мира, атласы для учащихся.
Ход урока:
- Организационный этап урока.
Приветствие учащихся, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся.
-Перед тем как мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Какая была тема на прошлом уроке?
-По маршруту путешествия определите, плавание какого народа изображено на карте. Что показало это плавание?
-Что было открыто финикийцами?
-Мы с вами знаем, что кроме финикийцев в древнем мире был сделан ряд важных географических открытий и описаний. Давайте вспомним, что это за открытия, и кто их сделал?
Работа с контурной картой.
-Выполним задание №4 в тетради на стр.14.
Организация тестового контроля знаний учащихся по вариантам.
- По какому морю плавали финикийцы?
а) Балтийское в) Черное б) Средиземное г) Азовское - Какие острова открыли финикийцы?
а) Канарские в) Гавайские б) Курильские г) Японские - Какую страну поручил финикийцам изучить египетский фараон Нехо?
а) Турцию в) Грецию б) Италию г) Ливию - Какой материк называли Ливией?
а) Евразию в) Австралию б) Африку г) Антарктиду - Кто впервые из ученых употребил термин «география»?
а) Эратосфен в) Геродот б) Пифей г) Аристотель
- Мотивация к учебной деятельности.
-Итак, какой вывод мы можем сделать по географическим открытиям древности и Средневековья? Где они осуществлялись?
-Поэтому не удивительно, что первые карты мира не похожи на современные, в них нет остальных частей света, которые к тому времени еще просто не были открыты.
-Хотите ли вы узнать как, кем и когда были открыты другие материки?
- Определение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как и кем были открыты остальные части света: Америка, Австралия, Антарктида. Так мы с вами и назовем тему сегодняшнего урока – «Важнейшие географические открытия».
-Какова цель нашего урока?
Обобщает и корректирует ответы учащихся.
Использует затемнение экрана для самоконтроля учащихся.
- Изучение нового материала.
Рассказ с элементами беседы.
Используя презентацию, знакомит с путешествиями и путешественниками.
-С начала XV века европейские путешественники в поисках богатств и источников товаров открывают новые Земли и морские маршруты.
-В истории этот период называется – эпохой Великих географических открытий.
- Физкультминутка.
Групповая работа. Выполним Задание №1 в рабочей тетради на стр16. Заполните таблицу «Важнейшие географические открытия»
- Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
-Сегодня мы познакомились с важнейшими географическими открытиями.
-По пройденному материалу выполним задания электронного приложения к учебнику.
Работа с контурной картой.
-Выполним задание №4 в тетради на стр.17.
- Рефлексия.
Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.
Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Всё ли было понятно на уроке?
-Поднимите руку, кому было интересно на уроке, материал понятен?
-У кого были трудности? Предлагает приём «Нарисуй своё настроение»
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Прочитайте § 6.
Выполните задание в рабочей тетради №2,3.
Задание №6 по желанию.
Литература:
- И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс: учебник/И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2016. – 140 с.
- Н.И.Сонин, С.В. Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс».- М.: Дрофа, 2015 г.
- И.И.Баринова, Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». М.: Дрофа, 2015 г.
- Атлас. География. 5 класс. - М.: Дрофа, 2016 г.
- Интернет- ресурсы.
- Электронное приложение к учебнику.
Предварительный просмотр:
Урок № 8 – 9.
Тема: «Открытия русских путешественников»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично – поискового метода.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, портреты путешественников
Предметные результаты: познакомиться с историей географических открытий сделанными русскими путешественниками. Научиться работать с атласом, учебником, прослеживать по картам маршруты путешествий.
Личностные УУД: воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, прошлому России. Формирование собственного целостного мировоззрения, умения работать с атласом, анализировать, сопоставлять.
Познавательные УУД: объяснять вклад русских путешественников в открытие материков и новых земель, роль русских землепроходцев в изучении Сибири.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, составлять план решения проблем.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- Кто из учёных первым ввёл термин «география»? (Эратосфен)
- Какие путешествия совершили финикийские моряки? (первыми обогнули Африку)
- Какой вклад в развитие знаний о Земле внес Марко Поло? (Составил описание стран Индии, Китая)
- Кому удалось доплыть до Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама)
- Кем была открыта новая часть света - Америка?
- Кто впервые совершил кругосветное плавание? ( Ф.Магеллан)
- Днём открытия Америки считается…(12 октября 1492)
- Кто открыл Тихий океан? ( Ф.Магеллан)
- Кто первым добрался до материка Австралия? (Виллем Янсзон)
- Он открыл и исследовал восточные берега Австралии? (Дж. Кук)
- Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду? ( М.П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен)
Проверка домашнего задания в рабочей тетради.
2. Актуализация знаний. Обучающиеся отвечают на вопросы перед параграфом 7 (страница 35) и подходят к формулировке темы урока, определяют цель урока записывая её в тетрадь.
-Что мы знаем о нашей стране? Кто сможет показать ее на карте?
- Какая наша страна?
-Что мы знаем о путешественниках России? Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе?
- Изучение нового материала
Рассказ учителя: Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Разнообразно ее природа: необъятные степи и высочайшие горы, болотистая тундра и непроходимые леса. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественниковНе жалея сил, а часто и жизни, они открывали, изучали, описывали новые земли. Российские исследователи многое сделали и для изучения нашей страны и для изучения нашей планеты. Русские путешествовали в основном по нашей стране. Как вы думаете, почему? (Россия огромна, она нуждалась в открытии, изучении и нанесении на карту. Для того чтобы территория нашей страны была изучена, потребовалось несколько столетий). Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.
Задание учащимся: прочитать пункт 1 параграфа, заполнить таблицу.
Далее рассматривается путешествие А. Никитина.
-Какой вклад внёс в развитие науки А. Никитин? Заполним таблицу.
-За какие 3 моря ходил А. Никитин? Как они назывались в древности? (Чёрное, Каспийское, Аравийское)
Рассматриваем путешествия С. Дежнева, В. Беринга прослушивая сообщения и заполняя таблицу.
Обучающиеся делают вывод, отвечая на вопросы:
- В чем заслуга Семена Дежнева?
-Что открыла его экспедиция? (пролив между Азией и Америкой, путь из Северного Ледовитого океана в Тихий океан).
-Какие географические объекты носят его имя?
-В чем заслуга В. Беринга?
-Какие географические объекты носят его имя?
- Что было открыто благодаря экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова?
- Почему Экспедиция под руководством В.Беринга и А.Чирикова называлась Камчатской? (Корабли вышли из Петропавловска, заложенного на Камчатке).
Работа с учебником стр. 36 рис. 30.
Изучение маршрутов русских землепроходцев в 17 веке. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют маршруты путешествий.
- Закрепление нового материала.
- Итог урока. Рефлексия.
Обучающиеся возвращаются к цели урока.
Учитель задает вопросы:
Кто достиг цели?
Кому что- то не удалось?
Каковы причины?
Домашнее задание: параграф 7.
Предварительный просмотр:
Урок № 10
Тема урока: Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю»
Тип урока: Урок обобщающего контроля
Технологии: здоровьясбережения, проблемного обучения, развития навыков самопроверки и самоконтроля.
Решаемые проблемы: Какие признаки характеризуют понятие география?
Виды деятельности: Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (устный опрос, выполнение тестовых заданий).
Планируемые результаты:
- Предметные – формирование представлений о путешественниках и их открытиях.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Результативные – уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.
- Познавательные – уметь объяснять роль открытий в изучении Земли.
- Личностные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
- Как называется раздел, изучение которого мы с вами закончили?
- Подумайте - какая тема нашего урока? Сможете вы её назвать.
-Какие цели мы с вами будем преследовать? (определить уровень усвоения знаний учащихся, основных понятий и терминов раздела).
-Что необходимо сделать для того, чтобы определить уровень ваших знаний?
(проверить знание терминов и понятий, проверить знания основных вопросов)
-Какие вопросы раздела мы уже изучили?
3. Проверочная работа.
1) Устный опрос. Вопросы - задания:
-Кто впервые ввёл термин «География»?
-Какая часть света была открыта по ошибке: А) Европа Б) Африка В) Австралия Г) Америка
-Кто совершил первое кругосветное путешествие: А) Х.Колумб Б) Дж.Кук В) Ф. Магеллан
-Какой голландский мореплаватель, подобно Колумбу, до конца жизни не узнал о том, что стал первооткрывателем нового континента?
-В каком году мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду?
-Кто написал книгу «Хождение за три моря»: А) Ф. Магеллан Б) А. Никитин
-Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор, исследовал северные и восточные берега России. Кто это?
-Васко да Гаме удалось доплыть до: А) Африки Б) Индии В) Америки Г) Кубы
-Какие три моря преодолел на пути туда и обратно Афанасий Никитин?
-Днем открытия Америки считается…(12 октября 1492)
-Купец, который странствовал по Индии и Китаю: А) Х. Колумб Б) Магеллан В)Марко Поло
Физкультминутка.
2) Задания в рабочей тетради по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
4. Итог урока
-Достигнута ли цель урока?
-Задания для проверки знаний были сложные, доступные, правильные?
-Как вы оцениваете работу на уроке? (Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось)
5.Оценки за урок
(Учитель выставляет оценки, с комментариями).
Предварительный просмотр:
УРОК № 11
Тема урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной
Технологии: информационно – коммуникационные, технология здоровьясбережения, продуктивного чтения.
Решаемые проблемы: Чем отличались представления древних людей о Вселенной?
Виды деятельности: работа в тетради, работа с текстом учебника (продуктивное чтение).
Планируемые результаты:
- Предметные – научиться определять основной смысл текста, отвечать на вопросы по теме урока.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные – уметь отображать информацию в графической форме, уметь работать в парах, слушать собеседника.
- Результативные – самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные – уметь объяснять представления древних людей о Вселенной.
- Личностные УДД – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля; стимулировать любознательность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, мультимедиа презентация.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайды и попытайтесь определить, о чём идёт речь.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.
II. Постановка учебной задачи, цели урока.
-И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной».
Тысячелетиями люди восхищались звёздами, небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. Людей всегда волновал вопрос, как устроена Вселенная? Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно.
-Что сейчас известно вам о Вселенной, о нашей планете? Откуда эти знания?
-А всегда ли представления о Вселенной били такими, как сейчас.
-Хотите узнать, как представляли в древности Вселенную?
-Какова будет тема урока?
Задание в рабочей тетради.
Ответ на вопрос - что такое Вселенная вы найдёте в учебнике, выполнив задание № 1. в рабочей тетради.
-На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке? (ответы учащихся, задачи на урок)
III.Открытие новых знаний
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.
-Как же разные народы древности представляли Вселенную.
- Древние Греки.
- Древние Египтяне.
- Древние Индийцы.
- Жители Вавилона.
Работа с учебником, иллюстрации в учебнике стр. 41-42. Дополнительная информация-Приложение к уроку.
Выступление учащихся
IV. Первичное закрепление. Задание на закрепление первоначальных знаний: Соотнесите древний народ и представления о Вселенной.
V. Физминутка.
А сейчас немного отдохнём.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились ну-ка, ну-ка.
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка.
Отдохнули мы слегка.
-Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека.
Работа с учебником
Сегодня мы, познакомимся с представлениями древнегреческих учёных о Вселенной, используя учебник с. 42 - 44 и задание № 4 в рабочей тетради.
- Пифагор, - Аристотель, - Птолемей. Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?
Какие небесные тела были известны древним грекам? С помощью каких приборов изучали Вселенную?
VI. Закрепление.
Откройте рабочие тетради и выполните самостоятельно № 2,3.
А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока.
- Что такое Вселенная.
- Какие учёные изучали строение Вселенной.
- Каковы современные представления о строении Вселенной.
VII. Домашнее задание: п. 8, прочитать, ответить на вопросы;
На выбор:
1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.
2. Нарисовать рисунок, как вы себе представляете строение Вселенную.
VIII. Рефлексия
Я запомнил…
Я узнал…
Мне понравилось…
Приложение
1. Представления древних индийцев Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир. | |
К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката. | |
3. Воззрения древних вавилонян Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море. Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить. | |
4. Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу. |
Предварительный просмотр:
УРОК № 12
Тема урока: «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Цель урока: познакомить учеников с деятельностью Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея, а также с их вкладом в науку.
Технологии: информационно – коммуникационные, технология здоровьясбережения, продуктивного чтения.
Решаемые проблемы: Чем отличались представления учёных о Вселенной?
Виды деятельности: работа в тетради, работа с текстом учебника (продуктивное чтение).
Планируемые результаты:
- Предметные – научиться читать и определять основной смысл текста, отвечать на вопросы по теме урока.
- Метапредметные УУД:
- Коммуникативные – формирование навыков учебного сотрудничества.
- Результативные – самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные – уметь объяснять представления учёных о Вселенной, сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
- Личностные УДД – формирование навыков организации своей деятельности в группе, осознание необходимости изучения окружающего мира.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы вселенной по Птолемею, Копернику, современного представления о Вселенной, мультимедиа презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.
- Ребята, какой раздел географии мы с вами начали изучать?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Что такое Вселенная?
- Как представляли себе Вселенную древние народы?
- Чем интересны взгляды Аристарха Самосского?
- С моделями каких ученых мы познакомились на прошлом уроке?
- В чем сходство и различие этих систем?
- Как вы думаете, почему система мира Птолемея господствовала в науке в течении 13 столетий?
- А какие события привели к изменению взглядов о строении Вселенной? Посмотрите на портреты ученых. Этих ученых, которые изменили взгляды о строении мира, называли «ученые, перевернувшие мир». Как вы думаете, почему?
- Что мы сегодня будем изучать?
- Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
II. Постановка учебной задачи, цели урока.
- Как вы думаете, что сегодня мы должны узнать на уроке? Какова наша цель?
III. Открытие новых знаний
Долгое время преобладала система мира, которую предложил Клавдий Птолемей. Но благодаря развитию мореплаванья в XIV – XVI веках изменилась карта мира. Так, Фернан Магеллан доказал, что планета шарообразная.
- Система мира по Н.Копернику
Чем отличались представления о системе мира Птолемея и Коперника? (задание №1 в раб. тетради)
- Представления о Вселенной Дж. Бруно.
Какой вклад в развитие учения Н.Коперника внёс Дж.Бруно? (задание №2 в рабочей тетради)
- Изучение Вселенной Галилео Галилеем.
Какие открытия сделал Галилео Галилей? Какой прибор использовал в своих исследованиях? (задания №3 в рабочей тетради)
- Современные представления о строении Вселенной. Выполните задание №4 в рабочей тетради.
IV. Физминутка.
V. Закрепление.
VI. Домашнее задание: п. 9, ответить на вопросы; выполнить задание в рабочей тетради №5.
VII. Рефлексия: Я запомнил… Я узнал… Мне понравилось…