Методика оценки планируемых результатов
Анкета для изучения художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений.
Мониторинг и методика по Е.Н. Шиянову, И.Ф. Исаеву, В.А. Сластениной
Тест на определение уровня развития воображения у детей по методике О. Дьяченко.
Диагностика уровня творческого развития обучающихся
Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otsenki_planiruemyh_rezultatov.docx | 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно – коммуникационных технологий, для оценки планируемых результатов
Диагностика уровня творческого развития участников коллектива хореографии (анкеты, тесты, опросы)
Анкета для изучения художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений
1.Вам нравится слушать музыку? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
2.Вам нравится смотреть танцевальные выступления? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
3.Какие жанры музыки вы знаете?
1)________________ 2) ___________ 3) ____________
4.Какие виды танцев вы знаете?
1)________________ 2) ___________ 3) ______________
5.Назовите, какие музыкальные произведения, кроме вышеперечисленных, вы знаете?
1)____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3) ____________________________________________________
6.Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца?
1)______________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________
7. Назовите ваши любимые песни и танцы?
1)_____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3)______________________________________________________
8. Объясните, почему вы сделали тот или иной выбор?
9. Как вы думаете, ваше будущее будет каким-нибудь образом связано с музыкальным или танцевальным искусством?
Спасибо за участие в опросе.
Распределение ответов на вопрос «Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения»
Примечание:
а) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
б) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
в) выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
г) выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
д) не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Выделено пять уровней:
1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Выделено 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:
высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;
средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;
низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.
Мониторинг и методика его проведения
Как и во всяком другом творческом объединение в хореографическом коллективе творческий процесс сложно переплетен с другим, не менее важным и взаимодополняющим педагогическим процессом. Каждое «повышение планки» в творческом процессе – это прежде всего педагогический эксперимент, и для того, что бы понять их динамику развития и результативность, необходимо постоянно отслеживать каждый этап этой работы.
В «Педагогике» В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова предлагается следующая методика проведения мониторинга – метод опроса (беседа, интервью, анкетирование):
– беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
– интервьюирование (привнесено из социологии). При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, во время интервью ответы записываются открыто;
– анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.
Педагогический эксперимент
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Диагностика и методика ее осуществления
При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще всего и наиболее успешно используется метод тестирования.
Тесты разделяются на два вида – индивидуальные и групповые, что дает возможность диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом, что дает более развернутую картинку исследуемой проблемы.
Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического коллектива несколько отличается от общепринятой. Кроме тестов на бумаге здесь применяются тест – игра, тест – движение, тест – импровизация.
Тест на определение уровня развития воображения у детей по методике
О Дьяченко.
Материал для проведения диагностики: один комплект карточек для каждого ребенка, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек.
Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ход обследования: Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того. Как ребенок дорисовал, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Обработка и оценка результатов: Для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (К ор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и одиночного круга, и пары кругов в снеговика считается повторением, и оба этих рисунков не засчитывается ребёнку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают круг в шарик, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, К ор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у ребенка и у детей из группы.
Имя Ф реб | ||||||||||
Маша | лицо | … | шарик | .. | ||||||
Ваня | ||||||||||
Саша | .. | … |
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – К ор каждого ребенка. Затем выводят средний К ор по группе.
Низкий уровень выполнения задания – К ор меньше среднего по группе на 2 балла и более, Средний уровень – К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего, высокий уровень К ор – выше среднего по группе на 2 балл и более.
Диагностика уровня творческого развития обучающихся
- Тест «Солнышко» на выявление уровня развития воображения. На предложенной картинке необходимо выявить и устранить несоответствие. При обработке данных низкому уровню соответствует формальное устранение несоответствия, среднему – более содержательное устранение несоответствия, высокому – сложный ответ.
- Танцевальные тесты на выявление уровней артистизма и способности к импровизации.
- Тест на выявление артистических данных. Каждому тестируемому в индивидуальном порядке предлагается под специально подобранный музыкальный материал, применяя в качестве основных выразительных средств только пантомиму и мимику, изобразить любой из заданных персонажей или ситуаций (например, муха на варенье, кошка, охотящаяся на птичку, ловля кузнечика) на выбор.При обработке показателей низкому уровню соответствует формальный подход с использованием общепринятых шаблонов, без использования мимики. Среднему уровню соответствует почти тот же шаблон, но с попыткой добавить что то свое и использование мимики. Высокий уровень – изображение образа или ситуации нестандартно с богатой мимикой.
- Тест на импровизационные возможности.
Для проведения теста желательно поделить группу на более мелкие подгруппы по 4 – 6 человек, и тестировать эти подгруппы отдельно (изолированно) от остальных. Это необходимо для того, что бы дети не копировали лексику друг друга, что даст более точные показатели в ходе теста. Тем не менее, в ходе испытания нужно как можно больше поддерживать детей, подбадривать, что бы помочь им преодолеть робость и максимально показать свои возможности.
Детям предлагается музыкальное произведение и для облегчения задачи, которая будет поставлена, коллективно обсуждаются темп, ритм, характер и эмоции, которыми насыщен музыкальный материал.
Перед тестируемыми ставится задача – в движении, танцем передать эмоциональную окраску музыки. Предполагается полная импровизация, однако, в случае затруднения разрешается пользоваться ранее проученным материалом.
Для оценки результатов следует использовать следующие показатели:
– высокий уровень: весь танец построен на собственной импровизации, лишь изредка видны вкрапления изученного материала, импровизация богата лексикой, эмоционально выразительна;
– средний уровень: исполнение построено на ранее проученном материале, лишь изредка встречается собственная лексика, танец маловыразителен;
– низкий уровень: полное отсутствие собственной импровизации, неумелое использование ранее проученного материала, частые остановки, отсутствие выразительности.
Повышение уровня творческого развития участников хореографического коллектива имеет большое значение как в образовательном так и в воспитательном процессах, так как влияет на качественное улучшение исполнительских и личностных показателей воспитанников.
Для развития детского творчества предлагаются следующие методики.
- Сюрреалистическая игра. (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
- Игра «Волшебные кляксы»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Приведенные выше игры помогают развить ассоциативное мышление, облегчают этот процесс, расширяют горизонты детской фантазии, учат детей мыслить образно.
Для развития артистизма предлагается игра «Угостить соседа». Практика показала, что эта игра, проходящая в легкой и веселой форме, раскрепощает играющих, хорошо и достаточно быстро развиваются жестикуляция и мимика. Несколько уроков с включением этой игры, к тому же, заметно увеличили и выразительность в исполнении хореографических элементов в частности и в работе над образами в целом.
Для развития импровизационных способностей достаточно хороший эффект может дать на данном этапе применение различных приемов контактной импровизации. Для начинающих можно порекомендовать следующее.
Игра в уровни.
Вся группа произвольно разбивается на пары. В качестве музыкального сопровождения использовать спокойную, ненавязчивую музыку, которая позволяет не торопясь обдумывать свои действия и не «гнать» темп.
Задание заключается в следующем. В каждой паре один из участников придумывает высокую позу и застывает в ней, второй участник должен дополнить эту высокую позу своей низкой. После небольшой фиксации композиции из двух поз уже второй участник строит высокую позу, а первый дополняет ее своей низкой. И так далее до конца музыкальной композиции.
Следует пояснить, что не стоит ограничивать участников каким то одним танцевальным направлением, все движения и позы должны быть абсолютно произвольными и естественными.
Данный прием хорошо раскрепощает детей, снимает психологическую и физическую скованность, появляется начальный опыт взаимодействия партнеров в танце. Этот прием хорошо использовать на уроке на стадии разогрева перед растяжкой, так как попеременное использование разно уровневых поз дает эффект мягкого стрэтча.
Заполнение пространства.
Группа разбивается на пары. Музыкальное сопровождение – спокойная красивая композиция, настраивающая на спокойное обдумывание своих действий.
Один из каждой пары участников задает любую позу. Ограничение в уровнях нет. Второй участник, используя все части своего тела и свои возможности, заполняет все «пустые» места в заданной позе. Первый участник, не нарушая ответную позу второго, высвобождается и теперь по своему заполняет пустоты этой ответной позы. И так продолжается без остановки до конца музыкального сопровождения.
Данный прием помогает воспитанникам исследовать свои физические возможности, развивает неординарность решения поставленных задач, так как необычность пространственной позы партнера, требует необычность ответа. Кроме всего прочего «заполнение пространства» повышает личностную самооценку собственной креативности участников, так как применение этого приема порой рождает совершенно новые движения и позы, ранее нигде и ни кем не использованные.
Кроме вышеприведенных приемов для детей 10 – 11 лет можно применить приемы «Зеркало» и «Танец рук». Данные приемы прекрасно развивают как импровизационные, так и актерские способности, способствуют развитию творческой активности и навыков эмоционального взаимодействия с партнером или с группой в целом.
После проведения подобного комплекса методических приемов дети очень уверенно, с большим удовольствием, нестандартно подходят к решению творческих задач, которые в процессе урока или постановочной работы педагоги ставят перед ними. Находя особый интерес в подобном процессе, повышая свой творческий уровень, получая удовольствие от сотворчества с одногруппниками и педагогами, воспитанники становятся соавторами не только в решении отдельных хореографических отрывков, но и постановки целого хореографического произведения.
Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
Бланк карты
Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1 | Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Научился получать информацию из разных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Структура вопросов:
Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.
Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.
Пункты 5, 6 – опыт творчества.
Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.
Обработка результатов:
Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
| Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); - минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование |
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении заданий | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период); - минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературе Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | - минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 | Анализ Исследовательские работы Наблюдение |
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения___________________________________________
Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________
Дата начала наблюдения_______________________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | |
а) б) в) и т.д. 1.2.Владение специальной терминологией | ||||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) б) в) и т.д. 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки | ||||||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) умение подбирать и анализировать специальную литературу б) умение пользоваться компьютерными источниками информации в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение выступать перед аудиторией в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее (учебное) место б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности в) умение аккуратно выполнять работу | ||||||
|
Схема самооценки
Тема, раздел | Что мною сделано? | Мои успехи и достижения | Над чем мне надо работать? |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
I. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - терпения хватает меньше чем на ½ занятия - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие -волевые усилия ребенка побуждаются извне - иногда – самим ребенком - всегда – самим ребенком - ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
II.Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребенку извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетирование Тестирование |
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - периодически провоцирует конфликты - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 0 5 10 0 5 10 | Тестирование, метод незаконченного предложения Наблюдение |
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________
Ф. И. О. педагога____________________________________________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
| ||||||
2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | ||||||
3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества | ||||||
|