Выступление на метод. объединении.
Выступление педагога дополнительного образования "Художественное творчество как средство педагогической поддержки детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metod._obedinenii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В начале нашего разговора предлагаю вспомнить слова
мудреца о том, что «ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Помочь в этом может художественное творчество, ведь оно, являясь универсальным способом выражения чувств, настроений, личностных отношений. В процессе выполнения творческих заданий каждый ребенок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, самостоятельно находит разнообразные художественные образы, выразительные средства, обобщает и формулирует свои представления о красоте, добре, о вечных ценностях. В этом и заключается педагогическая поддержка, которая так необходима каждому ребенку
Раздражение, злость, вина, обида, отвращение, презрение, разочарование... Целая палитра негативных эмоций, которая может проявиться в самых разных ситуациях. А если это изо дня в день, то жизнь превращается в череду ссор и перебранок, порождая враждебные чувства к самому себе, окружающим людям и миру в целом.
Возможно, кто-то заметит, что раздражительность — это одна из особенностей подросткового возраста. А мне видится, что это примета нашего времени. Злимся мы, злятся наши дети, и даже природа зачастую «гневается». Но задача воспитания в том и заключается, чтобы прийти на помощь ребенку, научив его справляться с негативными эмоциями, ради сохранения здоровье в целях развития его индивидуальности. В этом суть педагогической поддержки — самоценной деятельности учителя по созданию благоприятных условий для развития ученика. И здесь на первый план выступают его внутренний мир, желания и чувства. Педагогическое уважение и внимание к перечисленным категориям развивают способность ребенка к самооценке, самоанализу, самопониманию, а значит, и пониманию другого.
Цель педагогической поддержки — становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо решать собственные проблемы, понимая, почему они происходят.
Н.Михайлова, Н.Касицина рассматривают позицию поддержки как восстановление взрослым человеческих отношений с ребенком. «Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь» [1].
Мы рассматриваем педагогическую поддержку еще и как условие эмоционального благополучия детей и подростков, которое во многом зависит от складывающихся отношений со взрослыми (родителями, учителями, администрацией и др.). Поэтому знать принципы и применять методы педагогической поддержки обязан каждый педагог
Оказать поддержку — значит откликнуться на реальную проблему ребенка.
Но задача педагога состоит не только в том, чтобы заметить наличие какой-либо проблемы у конкретного ученика. Надо еще помочь ему самому увидеть и понять причины ее появления. А это — путь к самопониманию, для развития которого я предлагаю организовать занятие и затронуть следующие вопросы.
- Ребята, кто может объяснить, что такое гнев? Как вы думаете, что чувствуют мальчик или девочка, когда они злятся? Как они выглядят, когда очень сердиты? Кто может показать, как выглядит разгневанный мальчик (девочка)? (Ответы детей.)
- Гнев — это одна из эмоций, которую может испытывать каждый человек. Вы когда-нибудь испытывали чувство гнева? Назовите слова, которые вы произносили или которые возникали в ваших мыслях в состоянии гнева. (Ответы учащихся.)
-Закройте глаза и постарайтесь как можно яснее вспомнить случай, когда вы испытывали острое чувство гнева. Вы очень злились на кого-то или на что-то. Вспомните причину гнева. Что вам сделали? Что вы сделали? Как все происходило? В каком месте тела вы почувствовали гнев? Какого он цвета? Как выглядит гнев? Вспомнили? Теперь постарайтесь передать это чувство на бумаге.
Из ответов детей.
Ксения С.. (7 лет): «Гнев — это когда сильно злишься. Я испытываю гнев каждый день, даже сейчас, но я терплю. Я хотел сделать маме подарок, а она все материалы бросила в игрушки, я долго их искал, а когда нашел, стукнул по столу. Когда я злюсь, у меня в голове разные видения — я их рисую».
Алина В. (7 лет): «Моя мама каждый день злится. А я злюсь, когда я что-то хочу (игрушку, игру...), а мне отказывают».
- Что ты чувствуешь в этот момент?
- Бессилие...
Маша, Юля, Света четко представляют себе чувство гнева. Они могут его описать, вспомнить конкретный случай и очень натурально изобразить. На вопрос, где зарождается чувство гнева, Юля показывает на сердце и говорит, что потом гнев распространяется по всему телу. Некоторые девочки в затруднении. Маша, тихая, спокойная девочка, так и не нашла свой образ гнева (боится думать о возможности существования таких чувств или никогда не злится?).
Гнев — это прежде всего результат неумения справиться с самим собой. Мир и люди в нем не всегда соответствуют нашим представлениям и желаниям. Если это происходит, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не удается — мы гневаемся. Но от нашего гнева тоже ничего не меняется. Разве что настроение становится еще хуже. Гнев в ответ на гнев порождает ненависть. Ненависть оставляет рубцы на душе, уродуя личность человека.
После рисования нужно посоветоваться с ребятами, что делать с рисунком, с образом гнева. Предложите детям символически расправиться с гневом, разорвать, растоптать, а остатки сложить в общий мешок, туго завязать и выкинуть в мусорный бак. А может быть, кто-то пожелает оставить свой рисунок себе. Здесь не должно быть давления.
У Светы получился очень выразительный образ гнева. Предлагаю разорвать рисунки с изображением гнева, а сама наблюдаю за мальчиком. Вижу: Юле жалко, и Маше, и Свете. «Ребята, вы можете не рвать свои рисунки. Но я их заберу и буду хранить у себя. Так что вы — в безопасности!» — объясняю детям.
Завершить занятие важно рисунком своих ощущений без чувства гнева. Что осталось? Какие цвета, какие эмоции! Данила, старательно топтавший рисунок гнева, заверяет, что второй рисунок — свои радостные, солнечные чувства — он рвать не будет, а оставит на память.
Хотелось бы отметить значимость беседы в подобной работе. Дети имеют возможность не только рассказать о своих эмоциях, но и послушать других: запреты на проявление чувства гнева не помогут ребенку преодолеть его. Гнев, злость, ненависть превратятся в психологические зажимы или в страх перед наказанием. Важнее научить ребенка понимать, что с ним происходит, направить проявление эмоций в социально приемлемую форму.
Материалы для беседы в классе с мальчиками-подростками на эту же тему предлагает И. Соковня [2].
Поддержать ребенка — это значит дать ему возможность выразить себя, показать и утвердить собственную уникальность.
Поддержать его надежду, веру, мечту, поиск. Как нельзя лучше в этом снова поможет рисование. Чтобы зафиксировать на бумаге чудесный миг бытия, не обязательно обладать неординарными художественными способностями. В нашей культуре изобразительное искусство считается занятием, требующим специальной подготовки. Поэтому учителя (социальные педагоги, классные руководители, воспитатели) зачастую не решаются использовать рисование как средство воспитания, как возможность взаимодействия и взаимной радости от творчества. Это неверно. Будьте смелее и на одном из классных часов предложите детям порисовать в круге. Его можно заранее приготовить, обведя бумажную тарелку на листе бумаги или попросить школьников проделать то же самое самостоятельно. Кроме бумаги, предложите пастель, краски, цветные карандаши или фломастеры. Но самое главное — найти мотивирующие слова, вдохновляющие ребят и объясняющие суть работы. Например, такие.
Сегодня — особый день (первый день весны — «пробуждение» жизни, День учителя, Последний звонок и др.). Мне бы хотелось запечатлеть этот миг нашего совместного бытия, кусочек нашей общей жизни. Я предлагаю вам порисовать в круге, потому что круг — это символ космического порядка и того порядка, который присутствует в самом человеке. Круг как некая целостность, гармония, равновесие.
Найдите в круге центральную точку, которая вызвала бы у вас ощущение равновесия. Начните рисовать с этого центра, изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой. Не думайте о том, красиво или некрасиво получается, правильно или неправильно, позвольте своей руке рисовать то, что захочется, не задумываясь о результате. Итак, в добрый путь!
Если вы рисуете с подростками, то обязательно найдутся ребята, которым их работы не понравились. Важно помочь ученику осознать, что факт самовыражения важнее, чем эстетические показатели. На рисунке отразились частичка души, внутреннее состояние, ощущение этого конкретного мига существования — и в этом его ценность. Рисунок не повторится никогда, он уникален.
Такая работа подразумевает прежде всего утверждение ценности каждого ребенка и формирование у него отношения к рисунку как к зеркалу своего состояния, самовыражению внутренней Вселенной. Значит, критическая оценка своей или чужой работы здесь неуместна. Важно то, что учитель не учит ребят рисовать, а помогает найти свой способ коммуникации.
После рисования следует этап обсуждения.
Учитель. Что вы чувствовали, когда начали рисовать в круге? (Было хорошо или плохо, комфортно и легко или тягостно и неприятно?)
Мешал ли вам круг?
Что хотелось изобразить в круге, какие передать чувства, эмоции?
Каким стало настроение после завершения рисунка?
Обсуждая рисунок в круге, дети учатся прислушиваться к себе, к своим чувствам, ощущениям, настроению, а также лучше понимать окружающих.
В конце занятия предложите детям обвести простым карандашом контуры правой или левой руки на листе бумаги. Получившуюся форму можно разукрасить любимым цветом, дополнить узорами, линиями, геометрическими формами и т.д. Затем пусть каждый ребенок вырежет и наклеит контур своей руки на общий большой лист бумаги. Так получится коллективное панно, где все голосуют единогласно. Осталось определиться с названием картины и выяснить, за что мы будем голосовать все вместе (за мир, доброту, счастье).
Важно проконтролировать размещение «рук» на общем листе так, чтобы не оказалось явных «изгоев». Подобная работа является своего рода социометрией и связана с удовлетворением потребности ребенка в принадлежности к коллективу. Мы вместе! Но «мы» — это не безликая масса (каждый рисунок индивидуален), а богатство наших «я». Главная ценность для всех нас — Человек!
Сюрпризы как демонстрация любви
А.Маслоу в качестве фундаментальной потребности человека выделяет потребность в безопасности. Она является необходимым условием для удовлетворения потребностей второго уровня — потребностей развития.
Потребность в безопасности выражается в проявлении заботы взрослого о ребенке, у которого возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта и привязанность к взрослому, обеспечивающему этот комфорт. Таким образом, в ребенке формируется уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.
Наглядным проявлением заботы, любви, хорошего отношения станут небольшие сюрпризы, приготовленные учителем для конкретного ребенка или для всех детей в классе. Ведь это закономерно: если любишь человека, хочется сделать ему что-нибудь приятное, порадовать его, удивить, вдохновить. Для подготовки сюрпризов потребуются не столько материальные затраты, сколько желание, фантазия и, конечно, немного времени.
Предлагаем несколько вариантов.
1. Начать учебный день можно с карточки с надписью, которую каждый ребенок вытащит из «волшебного мешочка». Прочтет и задумается, а может быть, увидит в изречении свой смысл.
Например:
«Вера в себя, Надежда на будущее, Любовь к жизни способны делать чудеса!». «Желание — это тысяча возможностей, нежелание — это тысяча причин». «Во мне есть некто, с кем я борюсь, чтобы расти» (А. де Сент-Экзюпери).
- В особые, праздничные, дни будет замечательно, если каждый ребенок
унесет что-нибудь из школы в ладошке: записочки с пожеланиями от учителя и
одноклассников, портрет или рисунок, выполненный кем-то из детей, журав
лика (или что-то еще), сложенного в технике оригами, вырезанное из цвет
ной открытки сердечко и т.п. - Сюрпризами могут стать и организованные групповые игры в конце
учебного дня или чтение учителем трогательной лирики о любви. Атмосферу
таинственности создаст свеча в центрекруга. А можно, передавая ее из рук в
руки, произносить слова благодарности друг другу в конце учебного года.
.
Литература
- Михайлова П., Касицина Н. Педагогичес
кая поддержка: гарантия права на риск // На
путях к новой школе. — 2001. — № 2. - СоковняИ. Гнев лечится, если лечить...//
Практический журнал для учителя и адми
нистрации школы. — 2002. — № 10.
МБОУДОД « Инсарский районный Дом детского творчества»
Художественное творчество как средство педагогической поддержки детей.
Выступление на метод. объединении
подготовила педагог Прохорова О.Е.
Инсар