Конкурсные материалы Имангуловой Жанны Геннадьевны,г. Усинск, Республика Коми для участия в республиканском этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года 2017"

Имангулова Жанна Геннадьевна

Конкурсные материалы

Видеоролик "Визитная карточка"  http://nsportal.ru/video/2017/04/vizitnaya-kartoch...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интернет - портфолио42.54 КБ
Файл Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста36.96 КБ
PDF icon Подборка стихов по проведенным опытам1.04 МБ
Файл Авторские стихи "Времена года"1.5 МБ
Файл Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима" в старшей группе679.89 КБ
Файл Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие капельки" в старшей группе831.55 КБ
Файл Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе501.58 КБ
Файл Опытно - экспериментальная деятельность "Как увидеть ветер"1.32 МБ
Файл Опытно - экспериментальная деятельность совместно с родителями в старшей группе "Любознательный котенок"2.26 МБ
Файл Игра - соревнование "Мы экспериментаторы" в подготовительной группе1.53 МБ
Файл Совместное развлечение детей и родителей в старшей группе "В гостях у сказки"1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Портфолио

Имангуловой Жанны Геннадьевны, воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска

по теме: «Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»

г. Усинск

2017 год

Содержание

Содержание

страница

1.

Введение

3

1.1.

Актуальность педагогического опыта

3

1.2.

Цели и задачи педагогического опыта

5

1.3.

Основная идея педагогической деятельности

5

1.4.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога

6

2.

Основная часть

7

2.1.

Создание условий для осуществления познавательно – исследовательской деятельности

9

2.2.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

9

2.3.

Перспективное планирование и организация познавательно-исследовательской деятельности

11

2.4.

Процесс создания макетбука

14

3.

Заключение

16

3.1.

Выводы и оценка продуктивности педагогического опыта

16

Список используемой литературы

17


Введение

  1.  Актуальность педагогического опыта

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Передо мною, как педагогом, встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно – действенное, наглядно - образное и логическое мышление, поэтому, познавательно - исследовательский метод, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) выделяется основная особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между игрой и познавательно - исследовательской деятельностью нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, через исследование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Именно на это направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного возраста является: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». * Представленный педагогический опыт является актуальным. Инновационная значимость опыта заключается в создании и использовании макетбука, как модели формирования у воспитанников целостной картины окружающего мира. Через совместную деятельность педагога с детьми по заполнению макетбука происходит систематизация знаний, установление причинно – следственных связей, что является целевым ориентиром Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Создание макетбука не требует больших материальных затрат, удобен в использовании, что подчеркивает его практическую значимость. Знания об окружающем мире, полученные в ходе его создания и дальнейшего использования, носят осознанный, системный, длительный характер. В процессе совместной деятельности у воспитанников формируется способность договариваться со сверстниками и взрослыми, учитывать их интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, умения разрешать конфликты. Происходит успешная социализация детей. Важно, что знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, воспитанники смогут применить в определенной жизненной ситуации. В то же время организация образовательной деятельности в вариативных формах таких, как: эвристические беседы, дискуссии, проблемно-практические ситуации, эксперименты, занятия-путешествия и другие позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, специфику их образовательных потребностей и интересов.  

_____________________________________________

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 стр.29        

  1. Цель и задачи педагогического опыта

                        Цель педагогического опыта: использование инновационных педагогических технологий в познавательно – исследовательской деятельности для повышения качества образования дошкольников.

Задачи:

  1. Создать условия для осуществления познавательно – исследовательской деятельности.
  2. Наладить тесное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
  3. Разработать перспективный план по организации познавательно-исследовательской деятельности.
  4. Организовать познавательно-исследовательскую деятельность в пределах реализуемой образовательной программы.
  5. Систематизировать результаты познавательно-исследовательской деятельности.

  1.  Основная идея педагогической деятельности

                В практике своей работы широко применяла использование макетов по разным тематикам. Изготовив макеты по всем временам года, возникла проблема, как сформировать у детей понимание круглогодичной смены времен года. Решение проблемы натолкнуло на мысль создания единого макета. В процессе создания была организована познавательно – исследовательская деятельность, в том числе экспериментальная. Результаты опытов, наблюдений, исследований, поисков необходимой информации были оформлены в лэпбуки по отдельным свойствам окружающего мира. Детям, несмотря на большой познавательный материал, было трудно установить взаимосвязь между объектами природы так, как материал размещался на отдельных макетах и лэпбуках. Создание макетбука помогло в решении данной проблемы. Таким образом,  основная идея моей педагогической деятельности в том, что использование макетбуков позволит решить задачи, поставленные государством, в том числе   Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно,  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.

1.4. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога

                Полученные результаты превзошли ожидаемые. Педагогическая диагностика показала значительную динамику показателей индивидуального развития каждого воспитанника моей группы. Совместная деятельность с детьми по созданию макетбука способствовала не только систематизации знаний по отдельным темам, но и проявления ярко выраженного познавательного интереса, и познавательных действий, понимания целостной картины окружающего мира.

                Таким образом, новизна педагогического опыта в том, что использование макетбука позволяет получать более высокие результаты как по отдельно изучаемым темам, так и познавательной деятельности в целом. Данная модель отражает новую идею формирования целостности изучаемого объекта.  


Основная часть

2.1. Создание условий для осуществления познавательно – исследовательской деятельности

Макетбук создается и наполняется постепенно, по результатам образовательной деятельности: в ходе наблюдений, проведения опытов, экспериментов, продуктивной деятельности. Для этого необходимо создать развивающую предметно пространственную среду в группе. Я создала в своей группе среду, которая содействует тому, чтобы дети были активными инициаторами игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. Наполнила среду различными материалами для игры и экспериментирования: строительными, мягкими модулями и другим оборудованием для крупной моторики и развития пространственного видения; глиной, песком, красками, бумагой, маркерами и другими материалами для самовыражения; игровыми аксессуарами, костюмами, бутафорией, атрибутами; настольно-печатными играми, мозаиками, играми-головоломками, сборными игрушками, конструкторами (включая Лего); принадлежностями для сюжетно-ролевых игр, таких как домашняя утварь, транспортные средства, медицинское оборудование, прилавки и кассы; оборудованием для изучения живой и неживой природы; книгами и дидактическими материалами; аудио и видеозаписями, слайдами http://nsportal.ru/albom/2016/12/07/imangulova-zhanna-gennadevna/my-igraem-1. Оборудование постоянно дополняю, меняю, вношу разнообразие с учетом индивидуальных потребностей, темпов развития и интересов детей.  В группе создала условия, которые обеспечивают возможность выбора материалов, игр, игрушек и оборудования, свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок, познавательной и исследовательской деятельности. Для организации, которой в группе совместно с родителями оборудовала стеллаж - мини – лабораторию, в которой разместила специальные инструменты и простые приборы        http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/23/material-i-oborudovanie-v-mini-laboratorii-moey-gruppy. Тема познания или исследования может быть подсказана фантазией ребенка, возникшей ситуацией, появлением нового предмета на «Полочке удивления»         http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/05/polochka-udivleniya-v-ugolke-eksperimentirovaniya.  Создание Полочки было вызвано поиском педагогической идеи для формирования познавательной мотивации воспитанников. Это может быть обыкновенная настенная полка, часть пустой коробки, например, из – под конфет или обуви. Я же остановила свой выбор на высвобождении места в мини – лаборатории.  На «Полочке удивления» размещаю предметы, которые способствуют наиболее полному освоению основной образовательной программы. Ребята тут же замечают предмет, интересуются его назначением, а у меня появляется повод в доступной, ненавязчивой форме рассказать о нем. Внимательно рассматриваем появившиеся предметы, вместе выясняем их назначение, свойства. Вместе с детьми определяем место для этого предмета в предметно-развивающей среде группы.  Каждый новый инструмент и прибор также через «Полочку удивления» поступает в лабораторию. Не только предметы, находящиеся в мини – лаборатории или на «Полочке удивления», могут служить целью познания, но и любой предмет в окружающей обстановке. Тем не менее, считаю, что наличие специально оборудованного уголка, в частности мини лаборатории, обязательно, с целью обеспечения безопасного использования оборудования для экспериментирования, его исправности и сохранности.  

Для решения государственной задачи по обеспечению качественного дошкольного образования важным условием является компетенция педагога, поэтому постоянно занимаюсь самообразованием через различные источники: средства массовой информации, Интернет, изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта, участие в городских методических объединениях, творческой группе по внедрению современных технологий внутри учреждения.

Таким образом, для эффективной работы по созданию макетбука и организации образовательной деятельности на его основе созданы необходимые условия, в том числе предметно пространственная развивающая образовательная среда.

2.2. Взаимодействие с участниками образовательного процесса

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию дошкольной образовательной организации с родителями, статья 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гласит «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Анкетирование родителей и многолетний опыт показывает, что родителям не хватает психолого - педагогической грамотности, поэтому важное место в своей работе отвожу взаимодействию с семьями воспитанников по ее повышению. Осуществляю дифференцированный подход с учетом социального статуса и микроклимата семей, а также родительских запросов и степени их заинтересованности в воспитании своих детей. Считаю главной задачей - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников и повышение компетентности родителей моей группы, содействие установлению доверительных отношений между ними и детским садом.

__________________________________________

* Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", стр. 54

        Чтобы повысить психолого - педагогическую грамотность семей воспитанников использую устные, письменные, традиционные и современные формы работы http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/23/formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami. Родители не просто пассивные получатели образовательных услуг, а активные участники образовательного процесса, в том числе познавательно – исследовательской деятельности и создания макетбука http://nsportal.ru/albom/2017/01/14/imangulova-zhanna-gennadevna/tvorchestvo-detey-i-ih-roditeley. Родители оказывают помощь в пополнении среды различными материалами для продуктивной и игровой деятельности, участвуют в изготовлении карточек для описания опытов, карточек с литературными произведениями по тематике познавательной деятельности, проводят наблюдения и эксперименты в домашних условиях, экскурсии в мир природы. Традиционным в группе стало проведение познавательных встреч с родителями, рассказывающими детям познавательные истории, совместные просмотры и обсуждение передач познавательного характера, создание различных коллекций, проведение опытов http://nsportal.ru/video/2017/03/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost 

В целях повышения эффективности образовательной деятельности тесно взаимодействую со специалистами и педагогами учреждения. Совместное участие в педагогических советах, методических мероприятиях, презентациях педагогического опыта способствует повышению моего профессионализма. Считаю, что всегда есть чему поучиться у другого педагога. С удовольствием делюсь своими личными достижениями в профессиональной деятельности, в частности по организации познавательно – исследовательской деятельности и созданию макетбука.

Взаимодействие с воспитанниками строю с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, потребностей и интересов. В работе с детьми занимаю позицию не «над», а «рядом, вместе». Дети не боятся обратиться ко мне с любым вопросом так, как уверены, что получат всегда на него ответ. Считаю, что ни один детский вопрос не должен оставаться без ответа, что важно в познавательном развитии детей. Стараюсь давать не готовый ответ, а способ его получения. Воспитанников моей группы отличает умение самостоятельно добывать знания, что пригодится в последующей школьной и взрослой жизни.

Таким образом, тесное взаимодействие с родителями, специалистами, педагогами и самими детьми необходимо для получения положительных результатов образовательной деятельности.

2.3. Перспективное планирование и организация познавательно-исследовательской деятельности

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. В соответствии со статьей 47 пунктом 3 подпунктами 2, 3, 4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагог имеет право на использование педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы. Поэтому организую познавательно – исследовательскую деятельность для успешной реализации основной образовательной программы, реализуемой в учреждении. В перспективный план познавательно – исследовательской деятельности включила: образовательную деятельность

_____________________________________________

* Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", стр. 58

в соответствии с календарно - тематическим планированием, опытно-экспериментальную деятельность, образовательную деятельность в режиме дня (наблюдения, рассматривание, беседы,  работа в мини лаборатории, по созданию и организации работы с лэпбуком, макетбуком) http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/27/prespektivnyy-plan-poznavatelno-issledovatelskoy Строго соблюдаю общедидактические принципы, в том числе принцип последовательности: от простых наблюдений к более сложным видам познавательно – исследовательской деятельности. Но не всегда удается придерживаться запланированной тематики, часто деятельность строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте или исходя из ситуации.  Например, во время завтрака произошла ситуация-ребенок разлил чай. Возникла проблема - как убрать жидкость со стола. Соответственно, была организована опытно-экспериментальная деятельность. Используя разные материалы: писчую бумагу, бумажные салфетки, ветошь и губку, дети определили для себя, чем легче убрать воду, как это пригодится им в последующей жизни. Применяю вариативные формы организации образовательных ситуаций, мероприятий, занятий такие, как эвристические беседы, дискуссии, проблемно-практические ситуации, эксперименты, занятия-путешествия и другие, в ходе которых использую разнообразные формы организации с дошкольниками: индивидуальные, работа в парах, тройках, подгрупповые, коллективные. Считаю важным в своем педагогическом опыте, чтобы знания, полученные через познавательно - исследовательскую деятельность, воспитанники могли применить в определенной жизненной ситуации. Использование следующих методов в работе с воспитанниками: объяснительно – иллюстрированного, репродуктивного, эвристического, исследовательского; элементов теории развития изобретательных задач; метода игрового проблемного обучения позволяют вызывать повышенный интерес у воспитанников. Например, при проведении занятий. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/31/stsenariy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-poznavatelnomu-0 Использование пролонгированных форм организации образовательной деятельности: коллекционирования, проектов, исследований и наблюдений, позволяют менять организацию детской активности, вовлекать ребенка в разные ситуации, учить его добывать знания самостоятельно, систематизировать и актуализировать их. Дети начинают не только понимать, что вокруг много нового и интересного, но проявлять инициативу в добывании знаний. На протяжении десяти лет в практике своей педагогической деятельности использую модели – макеты, как форму систематизации знаний детей об окружающем мире. Макетирование направлено на освоение социального пространства, чувственное познание мира. Использую макеты различной тематикиhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/23/prezentatsiya-sozdanie-maketov.  В процессе их реализации решаю несколько задач: закрепляю и обобщаю знания детей по той или иной теме, активизирую лексический словарь, развиваю монологическую и связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, фантазию, общую и мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. В поисках инновационных технологий использовала лэпбук, который создали совместно с детьми http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/08/lepbuk-voda. В процессе использования пришла к выводу, что лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/17/lepbuk-sneg-snezhinka-led.

Таким образом, планирование и организация образовательной деятельности, выбор обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания способствуют достижению качественных результатов образовательной деятельности.  

2.4. Процесс создания макетбука

Практика педагогической работы показала необходимость создания новой модели макетов – макетбука, которую считаю своей педагогической находкой. Макетбук может иметь различные конструкции, в зависимости от тематики и творчества самого изобретателя http://nsportal.ru/video/2017/03/protsess-sozdaniya-maketbuka  Конструкцию макетбука изготавливает взрослый, а непосредственное наполнение содержания происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми. http://nsportal.ru/video/2017/03/prezentatsiya-maketbuk-eto-interesno  Например, при заполнении времени года «Зима» проводился эксперимент «Цветные льдинки», в ходе которого дети совместно с воспитателем закрашивали воду разными цветами с помощью гуаши. Затем разливали цветную воду по тарелкам. Предварительно в тарелку поместили нитку. Воду налили так, чтобы часть нитки оставалась снаружи. Тарелку вынесли на мороз или можно было поместить в морозильную камеру. После заморозки тарелку со льдом опустили в теплую воду на 2 – 3 секунды. Замороженные льдинки готовы. В ходе эксперимента был сделан вывод, что вода может быть в жидком и твердом состоянии, результаты зафиксировали на карточке и поместили в макетбук. Для закрепления знаний на макетбук, вместе с детьми, были изготовлены льдинки из крупной морской соли, раскрашенные цветной гуашью. Дети получили возможность вспоминать проделанный опыт и его результат, а главное учитывать знания о состоянии воды в жизненной ситуации (при создании ледяной горки, снежной скульптуры).   Постепенно, от шага к шагу, на каждом занятии, в режимном моменте, при проведении игр http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/12/05/igra-sorevnovanie-my-eksperimentatory-dlya-detey   в ходе любой познавательно – исследовательской деятельности происходит наполнение макетбука. А результат превосходит все ожидания.

Таким образом, использование макетбука позволяет добиваться не только более прочного усвоения основной образовательной программы дошкольного образования, но и более полного.


Заключение

3.1. Выводы и оценка продуктивности педагогического опыта

Использование инновационных технологий привело к качественному изменению знаний детей, что подтверждается результатами педагогической диагностики. 100 % воспитанников моей группы проявляют инициативность, самостоятельность, у детей ярко выражены познавательный интерес и познавательные действия. Развиты воображение, логическое мышление, любознательность. По отзывам учителей начальных классов, дети любознательны, активны, инициативны, умеют взаимодействовать друг с другом, общаться. По отзывам родителей, дети самостоятельны, тянутся к знаниям, умеют сами их добывать. Дошкольники с удовольствием посещают детский сад, отсутствуют пропуски без уважительных причин. Макетбук прост и удобен в использовании, не требует больших финансовых вложений, может использоваться педагогами не только дошкольного, но и общего образования.  


Список используемой литературы

  1. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. В., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
  2. Венгер Л. А. Психология/ Венгер Л. А., Мухина В. С. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3.
  4. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
  5. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание. - №6.- 2007.
  6. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3 – С. 12.
  7. Леонтьев А. Н. О формировании способностей/ А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996.
  8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М.: Аркти, 2004.
  9. Паршукова Н. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1.
  10. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.
  11. Савенков А. И. Развитию исследовательских способностей детей//Дошкольное образование -2004. - №7.
  12. Савенков А. И. Исследовательское обучение - возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
  13. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.
  14. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб. Питер, 2004.
  15. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-пресс, 2007.
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.



Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе (5-6 лет)

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

Тема: Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Знакомство с осенью.

Цель: расширять представления об осени, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Познавательное развитие

Тема: Осень в лесу. В гости к лесовичку. Цель: знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов.

Познавательное развитие

Тема: Вкусные дары щедрой осени.

Цель: закреплять знания о местных и экзотических фруктах, овощах.

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Золотая осень. Цель:

воспитывать умение чувствовать и понимать красоту окружающей природы, желание принимать участие в ее охране и защите.

Тема: Как природа рисует красками.

Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.  Активизировать словарь: листопад, златоцвет, рябинник, пернатые друзья.

Тема: Приметы осени.

Цель:

обобщить и систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.

Тема: Осенние месяцы.

Цель: формировать представление о каждом осеннем месяце, их названии в народе.

Рассматривание репродукций картин

И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Дерево» В. Поленов «Золотая осень», А. Жуков «Утро в старом парке», С. Жуковский «Ясная осень»

Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родного края.

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений: А.Н. Плещеев «Скучная картина»,

И. А. Бунин «Осень». Чтение: А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованья…», А. Фет «Осень», И. Токмакова, «Деревья», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Про ягоды», А. Н. Толстой «Желтухин».

Цель: через художественное слово раскрыть образ осени

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Времена года», «Когда это бывает», «Такой листик лети ко мне», «Осенние приметы», «Собираем осенние листочки».

Цель: развивать знания о приметах осени, наблюдательность, сообразительность, смекалку, память, связную речь

Художественное творчество

Рисование: «Осенний натюрморт», «Осень в городе», «Овощи и фрукты оранжевого цвета»

Лепка: «Алеют ягоды рябины», «Осень хоть дождлива, но сыта», «В осенний лес за грибами»,

Аппликация и конструирование: «Венок из листьев», «Осеннее дерево», «Осенний лес», «Лесовичек»

Создание лэпбука «Осень расписная».

Цель: систематизировать знания путем организации продуктивной деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Ветер – это движение воздуха»

Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха

«Мокрый песок принимает нужную форму»

Цель: доказать, что мокрый песок может принимать любую форму

«Лепим из песка»

Цель: показать, что мокрый песок после высыхания рассыпается

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Зима, изменения в природе.

Цель: расширять представление о зиме, о взаимосвязях между живой и неживой природой.

Познавательное развитие

Тема: Зимующие птицы.

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, изучить их особенности, вызывать желание помогать в трудное для них время.

Познавательное развитие

Тема: Зимние забавы.

Цель: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Ура! Зима.

Цель: вызвать эмоциональный отклик детей на наступление нового времени года.

Тема: «Первый снег»

Цель: закреплять свойства снега.

Тема: Как дикие звери готовились к зиме.

Цель: показать приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.

Тема: Зимний спорт.

Цель: расширять представление о зимних видах спорта.

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Цель: закреплять знания о взаимосвязи между явлениями природы.

Рассматривание репродукций картин

К. Юона «Русская зима», И. Шишкин «Сосна», «Первый снег»,

И. Бродский «Зимний пейзаж», А. Саврасов «Зима»

Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа

Чтение художественной литературы

С.Есенин «Береза», И. С. Никитин «Встреча зимы», В. Даль «Старик – годовик», Н. Носов «На горке», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Чтение и разучивание загадок, пословиц, поговорок, закличек о зиме.

Цель: через произведения обобщать и систематизировать знания о зиме.

Просмотр презентации, мультфильмов о зиме.

Рассматривание альбомов: «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Цель: развивать познавательный интерес, формировать способность видеть красоту окружающего мира.

Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры

«Времена года», «Назови птицу», «Разрезные картинки», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Снежинки и ветер», «Попади в цель»

Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях природы, развивать мышление, речь, ловкость, целенаправленность движений.

Художественное творчество

Рисование: «Здравствуй зимушка – зима», «Снеговик», «Снежный лес», «Весело зимой»

Аппликация и конструирование: «Зимний пейзаж», «Снегири на ветках»,

«Елочка – пушистая», «Сугробы»

Лепка: «Образ матушки – зимы», «Зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о зимних явлениях, развивать творческие способности.

Создание лэпбука «Снег, лед, снежинка»

Опытно – экспериментальная деятельность

«Цветные льдинки».

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым.

«Лед и соль»

Цель: показать, как под воздействием соли лед начинает быстро таять.

«Нужен ли растениям зимой снег?»

Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

«Почему снег мягкий?»

Цель: совершенствовать знания детей о снеге.

«Получение инея»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

«Северное сияние»

Цель: с помощью молока и пищевых красителей показать имитацию северного сияния.

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Весна

Март

Апрель

Май

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Весна пришла.

Цель: уточнять

и  обобщать представления о характерных признаках весны.

Познавательное развитие

Тема: Весна, весна в лесу.

Цель: познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период.

Познавательное развитие

Тема: Вестники весны.

Цель: обогащать и расширять знания детей о жизни перелетных птиц в весенний период.

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Весна пришла? Докажите.

Цель: учить обоснованно, доказывать приход весны.

Тема: Первый месяц весны.

Цель: обобщить представления о ранней весне, типичных весенних явлениях в природе.

Тема: Весенние праздники.

Цель: расширять представления о весенних праздниках.

Рассматривание репродукций картин, прослушивание музыкальных произведений

А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», К.Ф Юон «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день»

Цель: развивать умение замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», В. Моцарт «Весенняя».

 Детские песни: С. Соснин «Солнечная капель», Л. Козлова «Весенняя капель», «Солнечные зайчики» (из мультфильма «Маша и медведь»).

Цель: учить определять характер, темы, настроения музыкальных произведений.

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Март», А. Плещеев «Апрель», Ф. Тютчев «Весна»,

А. Барто «Весна идет», Г. Скребицкий «Апрель», В. Бианки «Три весны»,

С. Маршак «Круглый год», И. Тютчев «Зима недаром злится», Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы».

Цель: через художественные произведения продолжать знакомить с приметами весны, расширять представления о писателях и поэтах.

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Я начну, а ты продолжи», «Лишнее слово». «Скажи наоборот», «Животные весной», «Когда это бывает», «Веснянка», «Хлопни в ладоши», «Живая природа».

Цель: развивать интерес к природе весной, закреплять полученные знания.

Художественное творчество

Рисование: «Ранняя весна. Прилет грачей», «Весна пришла», «Каким цветет весна», «Весеннее небо».

Лепка: «Подснежник», «Весенний пейзаж», «Дерево», «Цветущая весна»

Аппликация и конструирование: «Весеннее дерево», «Воробьи в лужах», «Тюльпаны», «Ранняя весна».

Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности.

Создание лэпбука «Вода».

Опытно – экспериментальная деятельность

«Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

«Таяние сосульки»

Цель: показать, что в теплом помещении лед превращается в воду.

«Плавает ли лед?»

Цель: узнать, может ли лед плавать

«Вода жидкая,  может течь»

Цель: показать, что вода – это жидкость.

«Тонет, не тонет»

Цель: закреплять знания свойств разных материалов.

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Лето

Июнь

Июль

Август

Беседы

Тема: Лето – лето, какого оно цвета?

Цель: Уточнить представление об изменениях, происходящих в природе летом.

Тема: Солнце – друг и враг.

Цель: формировать представление о солнце, о его влиянии на живую и неживую природу.

Тема: Для чего нужна вода.

Цель: систематизировать знания о значении воды в жизни человека.

Наблюдение в природе

Наблюдение за неживой природой: солнцем, небом и облаками, ветром дождем, почвой

Цель: обобщить и углубить представления о летних признаках, учить замечать изменения, упражнять в определении состояния погоды.

Наблюдение за живой природой: за насекомыми, растениями, деревьями и кустарниками, цветами на клумбе, птицами.

Цель: сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых, показать связь явлений природы и жизни живых организмов.

Рассматривание репродукций картин

К. Ф. Юон «Июль. Купание», Ф. А. Васильев «Летний жаркий день», «Рожь», А. М. Васнецов «Летний день», Е.Е. Волков «Цветочное поле».

Цель: Приобщать детей к прекрасному миру живописи, видеть и понимать выразительные средства, которые используют художники, расширять знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Чтение художественной литературы

А. Барто «Липа зацвела», В. Берестов «Веселое лето», «Луговые цветы», Е. Трутнева «Колокольчик», К. Д. Ушинский «Летом в лесу», «На поле летом», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ю. И. Коваль «Бабочки»,

Н. И. Сладков «Лесные сказки». Разучивание загадок, пословиц, потешек, стихотворений о лете.

Цель: познакомить с произведениями о лете, выявить и обобщить знания детей о признаках лета.

Художественное творчество

Выставка творческих работ «Солнышко лучистое».

Цель: развивать творческие способности путем создания творческих работ разными способами нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования.

Рисование: «Чем пахнет лето?», «Я рисую море», «Фантастические цветы»

Аппликация и конструирование: «Подводный мир», «Загадки с грядки», «На лугу».

Лепка: «Бабочка на листе», «Летний ковер», «Дикие животные».

Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности.

Создание лэпбука «Разноцветное лето».

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Что где растет?», «Найди насекомого», «Живая, неживая природа», «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Времена года», «Овощи и фрукты»

Цель: Систематизировать знания о характерных признаках лета, о жизни растительного и животного мира.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь в облаках»

Цель: показать, как образуется дождь в облаках.

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»

Цель: узнать, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет (песок, сахар, мука, масло, краска).

«Испарение воды»

Цель: дать представление о том, что вода превращается в водяной пар – испаряется.

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности

в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

Тема: Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Осень золотая.

Цель: закреплять представления об осени, сезонных изменениях.

Познавательное развитие

Тема: Осенние посиделки.

Цель: расширять представления о жизни домашних и диких животных, подготовки их к зиме.

Познавательное развитие

Тема: Мой край поздней осенью.

Цель: уточнять представления об изменениях, происходящих  в природе поздней осенью в нашем крае.

Эвристические беседы

Тема: Чем отличается осень от других времен года?

Цель: уточнять представления об отличительных признаках осени, учить сравнивать, делать выводы.

Тема: Осенние приметы.

Цель: продолжать закреплять знания об осени, уточнять ее приметы.

Тема: Если б не было осени.

Цель: закреплять знания о сменяемости времен года, о важности каждого из них в природе.

Рассматривание репродукций картин, альбомов, презентаций, видео, фотографий. Прослушивание музыкальных произведений.

И. Левитан «Осень. Дорога в деревне», А. М. Герасимов «дары осени»,

И. И. Бродский «Опавшие листья», И. С. Остроухов «Золотая осень».

Цель: учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Осень»,

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь»

Детские песни: О. Осипова «Наступила после лета осень», С. Насауленко «Осень – непогодушка, З. Левина «Что нам осень принесла»,

М. Парцхаладзе «Дождик».

Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках.

Просмотр презентаций, видео, мультфильмов об осени в разные периоды.

Рассматривание альбомов: «Осень», «Что нам осень принесла».

Цель: систематизировать знания о времени года, развивать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Фет «Осень», К. Ушинский «Спор деревьев», А. Толстой «Осень», Н. Носов «Огурцы», «Огородники»,

 В. Катаев «Грибы», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Синичкин календарь», Л. Толстой «Дуб и орешник».

Цель: закреплять и расширять представления об осени через знакомство с произведения поэтов и писателей, воспитывать чуткость к художественному слову, бережное отношение к природе.

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Не ошибись», «Подбери картинки», «С какого дерева листок?», «Что перепутал художник?», «Времена года», «Собери листочки», «Собери урожай», «Подбери слово», «Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью, об их причинах.

Художественное творчество

Рисование «Осенний букет», «Волшебные краски осени», «Осенняя береза», «Такая разная осень».

Аппликация: «Осенний ковер», «Волшебный лес осенью», «Веточка рябины».

Лепка: «Грибы в корзинке», «Дары осени», «Птицы на пруду».

Конструирование: «Осенний лист», «Ежик в осеннем лесу».

Выставка творческих работ «Осенний лес»

Цель: учить передавать образ осени, отражать свои эмоции в собственной изобразительной деятельности.

Пополнение лэпбука «Осень расписная»: стихами, пословицами, загадками приметами осени, информации об осенних месяцах, играми «Собери грибы в корзинку», «Разрезные картинки», «Что надеть осенью?».  

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь в пакете».

Цель: формировать представление детей об испарении воды и превращении ее в дождь.

«На мокром песке остаются следы»

Цель: выяснить, на каком песке остаются следы, мокром или сухом.

«Какой песок тяжелее?»

Цель: с помощью весов определить вес сухого и мокрого песка.

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Образовательная деятельность

Тема: Здравствуй, зимушка – зима!

Цель: закрепить и обобщить знания о зимнем времени года.

Тема: Волшебница зима.

Цель: систематизировать знания о зиме, зимних приметах, явлениях и забавах.

Тема: Зимние праздники.

Цель: расширять представления о зимних праздниках, формировать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Эвристические беседы

Тема: Почему зима холодная?

Цель: побуждать называть основные приметы зимнего периода, развивать умение рассуждать, устанавливать связи между временем года и погодой.

Тема: Как зимуют лесные звери?

Цель: обогащать представления об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период.

Тема: Что вы знаете о снеге?

Цель: закреплять свойства снега, учить отвечать на проблемные вопросы.

Беседы

Тема: Как не заболеть зимой?

Цель: актуализировать представление детей о правилах безопасного поведения, здоровьесбережения в зимний период.

Тема: Осторожно, гололед.

Цель: познакомить детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осмотрительного и бережного  отношения к своему здоровью.

Тема: Зимнее утро.

Цель: учить детей по результатам наблюдений отвечать на вопросы, активизировать в речи названия природных явлений, объектов природы.

Рассматривание репродукций картин, просмотр презентаций, видео

И. Левитан «Зимой в лесу», А. А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Волшебница – зима», И. Э. Грабарь «Зимнее утро», Н.П. Крымов «Зимний вечер»; рассматривание сюжетных картин: «Зимние забавы», «Покормим птиц», «Скоро Новый год».

Цель: вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин, развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

Просмотр видео, презентаций о зимних явлениях, забавах, животном и растительном мире в зимний период, о новогоднем празднике.

Цель: расширять представления детей о зиме, помочь почувствовать красоту и многообразие природы.

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз»,

А. Толстой «Декабрь»

Чтение: А. Блок «Снег да снег кругом», С. Михалков «Зяблик», В. Бианки «Синичкин календарь», Н.А. Некрасов «Мороз воевода», Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», Е. Трутнева «С новым годом!», И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерев».

Цель: показать детям на примерах произведений русских поэтов и писателей, воспевающих зиму, красоту и величие русской зимы, воспитывать интерес к поэзии.

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Так зимой бывает или нет», «Подбери картинку», «Кто где живет», «Времена года», «Поймай снежинку», «Мороз – красный нос», «Хорошо – плохо», «Чьи следы», «Зимующие птицы», «Отгадай загадку».

Цель: закреплять знания о зиме, как о времени года, развивать логическое мышление, память, внимание.

Художественное творчество, прослушивание музыкальных произведений

Выставки детских рисунков: «Что такое новый год?», «Зимние забавы», «Деревья в снегу», «Птицы зимой».

Аппликация: «Зимний пейзаж», «Снегирь», «Снеговик».

Лепка: «Лепим снежную бабу», «Дети нам прогулке зимой», «Зимние узоры Деда Мороза».

Конструирование: «Снежинка», «Новогодняя елочка», «Дворец зимушки зимы.

Цель: расширять представления о сезонных изменениях зимой посредством нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования.

Пополнение лэпбука «Снег, снежинка, лед»: альбомами «Откуда берутся снег и лед?», «Интересные факты про лед», раскрасками, опытами и экспериментами о снеге.

Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Зимнее утро», А. Вивальди «Зима», Г. Свиридов «Метель»,

В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет», Е. Тиличеева «Метель».

Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках.

Опытно – экспериментальная деятельность

 «Откуда берется иней?»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

«Получение снега»

Цель: показать разные способы получения снега: из пены для бритья, мыла, муки и крахмала.

«Морозные узоры»

Цель: познакомить со способом получения морозных узоров при помощи желатина.

«Северное сияние»

Цель: познакомить с «хроматографией» на ткани.

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Весна

Март

Апрель

Май

Образовательная деятельность

Тема: Весна – красна.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, связи между явлениями живо и неживой природы.

Тема: Весну выручаем.

Цель: способствовать обобщению представления о весне как о времени года, о жизни животных и птиц в весеннее время.

Тема: Весенние первоцветы.

Цель: формировать представление о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Беседы

Тема: Весенние месяцы.

Цель: учить различать признаки времен года, весенних месяцев.

Тема: Пришла весна. Прилетели птицы.

Цель: закреплять знания о перелетных птицах.

Тема: А вы любите весну?

Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Рассматривание репродукций картин

С. А Виноградов «Весна идет», А. Грицай «Половодье», И. С. Остроухов «Первая зелень», И. Э. Грабарь «Мартовский снег», И. Бродский «Апрель», Ф. А. Васильев «Оттепель», Р. М. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитан «Весна большая»

Цель: продолжать знакомить детей с пейзажами русских художников, учить видеть красоту родной природы при рассматривании картин,

закреплять знания весенних признаков.

Чтение художественной литературы

А. Блок «На лугу», А. Плещеев «Уж тает снег», А. Фет «Уж верба вся пушистая», С. Есенин «Черемуха», И. Токмакова «Весна», М. М. Пришвин «Весенняя»,  Я, Колас «Подснежник», Н. Сладков «Весенние радости»,  р.н.с. «Как весна зиму поборола». Разучивание стихотворений: Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», пословиц, поговорок, примет.

Цель: учить воспринимать поэтический образ весны средствами художественной выразительности, продолжать знакомить с фольклорными произведениями о весне.

Просмотр презентаций, видео, мультфильмов

Просмотр презентаций, видео, мультфильмов о весенних явлениях, жизни растений, животных, птиц в весенний период.

Цель: систематизировать знания весенних признаков, простейших природных закономерностей.

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Времена года», «Опиши, я отгадаю», «Четвертый лишний», «Раз, два, три к дереву беги», «На что похожа льдинка», «Весеннее путешествие», «Это правда или нет», «Пустим кораблик»

Цель: закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в весенний период, развивать память, умение устанавливать причинно – следственные связи.

Художественное творчество

Оформление творческих альбомов: «К нам весна шагает теплыми шагами», «Времена года. Весна.»

Рисование: «Весна на улице», «Весенние мелодии», «Весенняя капель».

Лепка: «Весенний букет», «Сорока – белобока», «Грачи», «Первоцветы на проталинках».

Аппликация: «Птицы на лужайке», «Ласточка», «Лесной ручеек», «Портрет весны», «Цветы для мамы».

Конструирование: «Первые подснежники», «Вестники весны», «Скворечник».

Цель: через продуктивную деятельность систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе весной.

Пополнение лэпбука «Вода»: интересными фактами, карточками «Для чего нужна вода?», «Правила поведения на воде», «Берегите воду», опытами и экспериментами с водой.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Таяние сосульки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, обратить внимание грязную воду после таяния сосульки.

«Облако»

Цель: показать образование облака с помощью льда.

«Таяние сосульки»

Цель: показать рост сосульки в чистой и соленой воде, закреплять знания о причинах таяния сосульки.

«Растения, выращенные в тени и на свету»

Цель: формировать представления о факторах необходимых для жизни растений.

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Лето

Июнь

Июль

Август

Беседы

Тема: Веселое лето.

Цель: закреплять приметы лета, названия летних месяце.                  

Тема: Насекомые. Какие они?

Цель: закреплять знания о цикле развития насекомых, способах питания, образе жизни.

Тема: Безопасность в лесу

Цель: познакомить с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл.

Тема: Что летом родится, зимой пригодится.

Цель: Познакомить с заготовками овощей и фруктов, формировать навыки здоровьесбережения.

 

Рассматривание репродукций картин

Е. Е. Волков «Летний пейзаж с девочкой», А. И. Куинджи «Березовая роща», «После дождя. Радуга», А. К. Саврасов «К концу лета», А. А пластов «Сенокос», И. Левитан «Лесное озеро», И. И. Шишкин «Сосны освещенные солнцем»

Цель: учить понимать содержание картины, замечать выразительные средства использованные художником для изображения летнего пейзажа.

Наблюдение

Темы: Пасмурная и ясная погода, Облака и тучи, Грибной дождь, Радуга после дождя, Лужи, Комары, Роса на траве, Ромашки

Цель: Развивать наблюдательность, познавательную  активность в процессе ознакомления с летними явлениями в природе.

Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры

«Когда это бывает», «Отвечай быстро», «Кузовок», «Что растет в лесу», «Да или нет», «Живая не живая природа», «Насекомые», «Хорошо, плохо», «Собери картинку», «Найди цветок», «Разрешается – запрещается», «Лес, луг, огород»

Цель: систематизировать знания о характерных признаках лета, развивать внимание, логическое мышление, любознательно.

Художественное творчество

Рисование: «Солнышко улыбнись», «Летний ковер», «Как я отдыхаю», «Любимые ягоды».

Лепка: «Божья коровка», «Летний лужок», «Фрукты».

Аппликация: «Солнышко нарядное», «Нарядная бабочка», «На цветочной полянке», «Летняя фантазия».

Конструирование: «Лягушка – квакушка», «Воздушный змей».

Цель: учить самостоятельно и творчески отражать представление о лете разными изобразительными средствами.

Пополнение лэпбука «Разноцветное лето»: загадками, приметами о лете, информацией о летних месяцах, картинками с летними видами спорта, игрой «Составь радугу».

Чтение художественной литературы

А. С. Пушкин «Утро», В. Жуковский «Летний вечер», А. Майков «Летний дождь», С. Маршак «Круглый год», М. Ивенсен «Лето», Г. Ладонщиков «В знойный день», С. Черный «Летом», А. Н. Толстой «Летний вечер», Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Репейник», К. Г. Паустовский «Летние грезы», «Цветы»

Цель: через творчество русских поэтов и писателей, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, видеть красоту русской природы в летний период

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь»

Цель: показать появление «дождика» с помощью льда и горячей воды

«Куда исчезла вода?».

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий – открытая и закрытая поверхность воды.

«Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить с круговоротом воды при помощи льда и пакета.

«Радуга на салфетке»

Цель: продолжать знакомить с методом «Хроматография»- разделения цвета на салфетке.

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

D:\Docx\Desktop\фото для НОД Зима\DSC_0545.JPG

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию подготовительной группе

Тема: Зима

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме

Задачи: Образовательные

1. Закреплять характерные признаки зимних явлений в неживой природе

2. Учить устанавливать связи, между тем как деревья, птицы, животные и люди приспосабливаются к особенностям времени года

3.Формировать представление о погоде в феврале

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции: обобщение, закономерность

2. Развивать зрительную память, внимание

3. Развивать речевую активность

4. Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий

5. Развивать воображение, фантазию

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к зимним явлениям природы

2. Воспитывать заботливое, бережное отношение к лесу

3. Воспитывать инициативность, активность, организованность, сплоченность

4. Воспитывать умение работать в коллективе

5. Формировать навыки оценивать себя и других

6. Воспитывать в детях чувство прекрасного

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие

Материал и оборудование: картинки животных, птиц, деревьев, явлений природы, клей, вата, картинки диких животных, снежки, телевизор, медали

Ход образовательной деятельности:

Разговор идет о полочке красоты, которая в данный момент пустует, ребята рассказывают о том, что может быть красивым и стоять на полочке.

Воспитатель предлагает подойти к столу, где разложены картинки животных,

птиц, животных, природных явлений зимой, дети догадываются, что сегодня мы будем создавать картину на тему «Зима».

В: Мы будем с вами вспоминать о зиме и по ходу создавать картину. А помогать вам будут наши мамы. А сейчас предлагаю поиграть, тот, кто назовет зимнее природное явление, тот сможет пройти на стульчик.

(дети называют и садятся на стульчики).

 После ребята вспоминают еще не названные явления. Воспитатель рассказывает о передаче на телевидении «Умницы и умники», где ведущий за ответы на сложные вопросы раздает медали с изображением буквы «У», демонстрирует медали и предлагает детям тоже их заработать.

В: Какое явление отличает зиму от других времен года? А что образуется от большого количества снега?

Двое ребят отправляются приклеивать сугробы на будущую картину под руководством мам.

А сейчас внимание, сложные вопросы: Почему наступает зима?

Зачем приходит зима? Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Почему снег хрустит под ногами? (детям раздаются медали).

После проводится словесная игра «На что похоже»:

- Белый снег похож на …

- Земля покрыта снегом, как…

- Снежок сверкает, как…

- Снежинки кружатся, как…

- Лед блестит, как…

Воспитатель изображает дерево и предлагает детям догадаться, что мы дальше будем изображать на картине.

В: Что происходит с деревьями зимой? Какие они?

А зачем деревьям зимой нужен снег? Мы с вами вчера на прогулке проводили эксперимент, выносили емкости с водой и ставили их на снег и под снег. Что же произошло с водой? (Дети рассказывают и делают выводы нужен ли снег деревьям зимой и что случится с ним без снега). Предлагаю зафиксировать результаты эксперимента на карточке, нарисуйте в стакане лед в том случае, когда вода замерзла, и воду, где не замерзла. (После дети размещают карточку на макетбуке).

D:\Docx\Desktop\фото для НОД Зима\20170323_120300.jpg

Двое детей отправляются размещать деревья на картине. А в это время проводится игра на внимание: «Посчитай деревья». Воспитатель произносит разные слова, а каждый ребенок считает сколько было названо деревьев, после дети озвучивают свое число и определяются самые внимательные.

В: а сейчас я предлагаю угадать, кто изображен на картинке (воспитатель

закрывает картинку, оставляя только какую-нибудь часть в кружочке, дети угадывают медведя, белку, барсука, ежика, далее определяют из них лишнюю картинку и называют еще животных, которые спят зимой, и у которых прерывистый сон.) Трое детей идут размещать животных на картине, с остальными проводится игра «Чей след».  На полу размещаются картинки с животными, ребята определяют чей след и прикладывают его к определенному животному. Затем проверяют друг у друга.

В: а сейчас внимание, сложные вопросы: Как спит еж? Почему заяц не мерзнет зимой? Чем он питается? Кого в лесу ноги кормят? Чем питается лиса? Почему у лисы кончик хвоста белый? Зачем волки собираются в стаи? Почему лосю тяжело зимой бежать по снегу? Чем он питается? Почему медведь сосет лапу? (за ответы детям раздаются медали).

-Что мы еще можем изобразить на картине? Как называются птицы, которые остаются на зиму? А которые всегда живут на одном и том же месте? (за ответы получают медали).  Дети идут размещать птиц.

D:\Docx\Desktop\фото для НОД Зима\DSC_0534.JPG

Проводится игра «Зимующая птица». Ребята, передавая снежок, называют птицу. За медаль определяют на картинке щегла и глухаря, а также отвечают на вопросы: Чем питаются птицы зимой? Что страшнее для птиц холод или голод? Как спасаются от холода синицы? Кто питается сосновыми шишками?

В: а какие развлечения бывают зимой? (дети называют). Я вам предлагаю на выбор- музыкальную физминутку «А на улице мороз» или игру в снежки, забрасывая их в обруч. (дети выбирают, приглашаются и родители).

- Ребята, а зима владычица каких трех месяцев? Какой сейчас месяц? А какой скоро праздник?  О чем мы говорим на этой неделе? Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Не допустим мы войну».

- Не допустим мы войну, защитят свою страну:

Пограничник, вертолетчик, врач военный и танкист

А еще десантник, летчик, снайпер и артиллерист.

А еще давайте порадуем присутствующих здесь пап

стихотворением. А какой еще праздник в конце февраля?

Я вам предлагаю посмотреть короткий фильм о погоде в феврале месяце.

После просмотра дети отвечают на вопросы: почему февраль называют

-ветродуй, вьюговей, бокогрей. (раздать медали за ответы).

В: а на нашей картине будет метель, вьюга или спокойная снежная погода?

Давайте пройдем к картине и каждый разместит на ней красивую блестящую снежинку.

D:\Docx\Desktop\фото для НОД Зима\DSC_0536.JPG

После готовая картина демонстрируется гостям, обсуждается, достойна ли она занимать место на полочке красоты и выставляется на ней, а воспитатель обращает внимание на то, что мы не только будем любоваться картиной, но и закреплять по ней знания о зиме.

Дальше проводится рефлексия, дети отвечают на вопросы:

- Что мы сегодня делали?

- Зачем мы это делали?

- Что больше всего понравилось делать детям?

Воспитатель обращает внимание на полученные медали детьми, желает в следующий раз заработать их еще больше и быть умницами и умниками.



Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

«Путешествие капельки» в старшей группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний о воде      

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепить и продолжить знакомить со свойствами воды.
  • Уточнить представление о том, что вода – источник жизни.
  • Закрепить умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Упражнять в подборе слов ассоциаций.
  • Показать способы очищения воды
  1. Развивающие:
  • Развивать умение обобщать результаты и делать выводы.
  • Уточнять, активизировать и развивать словарный запас.
  • Закреплять навыки в подборе родственных слов.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
  • Развивать связную речь.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение слушать, дополнять высказывания товарищей.
  • Формировать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование.

      1. Значки в виде капелек.

  2. Стаканчики одноразовые, прозрачные.

    3. Вата, бинт, ватные диски, бумажные салфетки.

    4. Воронки. Активированный уголь (для закрашивания воды).

Интеграция: познавательное, речевое, социально – коммуникативное

развитие.

   

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Мы уже много раз с вами путешествовали. Но сегодня путешествие совсем необычное. Попробуйте отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ...

Я вам предлагаю отправиться путешествовать в мир воды. Вы согласны?

Дидактическая игра «Слова- родственники».

- Ребята, у слова «вода» есть слова- родственники. Давайте их назовем

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_094314.jpg

Дидактическая игра «Слова- друзья».

- Но у слова «вода» есть не только слова – родственники, но и слова – друзья.

Найдите картинки, где живет вода и прикрепите их на доску. (дети ищут картинки росы, снега, сосульки, болота, ручейка, тумана, тучи).

Игровой момент.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (заходит Капелька).

Воспитатель: Здравствуй. Ты кто

Капелька: Я – капелька.

Воспитатель: а зачем ты к нам пришла?

Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам- капелькам, которые живут у вас в группе.

В: Ребята, а вы знаете, где живут сестрички – капельки?

- Тогда давайте покажем и расскажем, что они делают у нас в группе и какую пользу они нам приносят.

- Каждой капельке мы подарим значок.

(Дети обходят группу и наклеивают капельки).

-  Ну, вот, капелька, сколько живет у нас в группе твоих сестричек и приносят нам пользу.

- Спасибо вам за это. Но вы иногда и вредничаете. И от вас, капелек, может быть большая беда. Давайте пройдем к плакату.

- Когда вода может принести нам вред? (дети находят и показывают явления природы).

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_093849.jpg

- Ребята, а грязную воду можно пить?

А можно ли ее очистить? А как?

- Давайте попробуем и посмотрим, очистится вода или нет.

- Сначала повторим правила проведения эксперимента (дети называют правила). Присаживайтесь парами за стол.

Исследовательская деятельность.

- Перед вами два стакана с водой. Посмотрите, вода в них одинаковая?

- Какую бы вы хотели выпить?

- Как вы думаете, грязную воду можно очистить?

- На столе вы видите разные предметы: вата, бинт, ватные диски, бумажные салфетки. Эти предметы помогут вам очистить воду, будут фильтрами.

- Определите. Какая пара, с каким фильтром будет работать?

- Возьмите воронку, вложите в нее фильтр и начните пропускать воду. Куда делась грязь? Какая стала вода? Какой сделаем вывод?

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_094640.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_094741.jpg

- Это самый простой способ очищения воды.

Давайте зафиксируем результаты на карточке, приклейте предметы, очищающие воду, и разместите карточку на макетбуке.

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_095104.jpg

- Ребята, для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, есть специальная водоочистительная станция, на которой установлен фильтр. Давайте посмотрим видео об этом.

 Воду нужно экономить. Как?

Капелька: Смею вам я доложить

                  Без воды вам не прожить.

                  Вы меня в пруду найдите

                  И в сыром, лесном болоте.

                  В море, в речке, в океане

                  И в водопроводном кране.

                  Путешествует всегда

                  Ваша спутница – вода.

- Вот если бы ты отправилась в путешествие, то очень скоро бы выплыла в море.

 Капелька: Как?      

- А мы тебе покажем и расскажем.  

Потешка- «Капелька за капелькой».

 Итог: Капелька прощается с детьми.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Смогли бы вы такой опыт показать дома родителям?

Что интересного хотели бы узнать в следующий раз?



Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства воды»

Цель: Формирование представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода- источник жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Ознакомить детей со свойствами воды:

- отсутствие собственной формы,

- вода может растворить предметы.

          - развивать навыки проведения лабораторных опытов;

          - закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной);

  • Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  1. Воспитательные:

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

- вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

  1. Развивающие:

- развивать собственный познавательный опыт;

- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им, и подарим и им, и себе хорошее настроение, а теперь, пожалуйста, садитесь на стульчики. Ой, ребята, а что это?

Воспитатель: И правда, письмо. Давайте его прочтем, что же там написано. Ребята, к вам обращаются африканские дети. Где они живут?

Воспитатель: а почему они просят рассказать им именно о воде?

Правильно, в Африке мало воды, а готовы ли вы помочь детям? А как же мы им поможем? Давайте мы им расскажем о воде, о ее свойствах и напишем ответ в письме. Я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Воспитатель: Сначала давайте вспомнить правила поведения при проведении опытов. (показать схему, дети называют правила).

Воспитатель: Раз вы уже все вспомнили, все знаете. Мы можем с вами отправляться в путь, в лабораторию. Для этого закроем глаза и посчитаем до трех. Раз, два, три, открываем. Вот мы с вами в лаборатории.

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти в первую лабораторию. Будем выполнять опыты и фиксировать результаты, чтобы поскорее отправить ответное письмо африканским детям. Ребята, а есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос. Проведем опыт. Будем наливать воду в разную по форме посуду. Самостоятельная работа детей за столом. Итак, что происходит с водой?

Воспитатель: Вода приняла форму того предмета, в который вы ее налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Давайте теперь зафиксируем наши результаты. А теперь поспешим во вторую лабораторию. Посмотрите, что находится в каждой из банок (дети рассматривают, нюхают, определяют, что где находится).

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_100147.jpg

Проведем следующий опыт и посмотрим, что произойдет с сахаром, песком и мукой, если мы их опустим в воду. Возьмите один стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в нее ложечку песка. Размешайте ее. Что теперь произошло?

Воспитатель: Да, вы у меня, ребята, настоящие ученые! Давайте проведем следующий опыт, добавляем в третий стакан с водой ложку муки. Что произошло?

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_100316.jpg

Молодцы ребята. Проведя сейчас опыт с сахаром, песком и мукой, с какими же новыми свойствами воды мы познакомились?

(Сахар и мука в воде растворись, песок сел на дно).

Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Проведя сейчас опыты с сахаром, песком и мукой мы познакомились с новыми свойствами воды. Вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет. Вы согласны со мной, ребята?

Воспитатель: Давайте скорее зафиксируем и этот результат, нарисуйте в одном стакане кусочки сахара, в другом песок, а теперь нарисуйте, что произошло с сахаром, а что с водой. (После фиксации карточка размещается на макетбуке).

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_100451.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_100620.jpg

 

Воспитатель: Все наши результаты мы с вами сложим в конверт и напишем письмо в Африку. Ребята, скажите, а вода хорошо или плохо?

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?» Другая команда отвечает на вопрос «Вода – это хорошо. Почему?». Итак, начали (ответы детей).

Воспитатель: Да, вы у меня большие знатоки. Отлично справились с этим заданием.

Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. А чем мы сегодня занимались? Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

 Воспитатель: Как вы думаете, помогли мы африканским детям? Достаточно узнали они о воде, о её свойствах? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что вам было сложно? Что вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Вода – добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А теперь, ребята, угостим наших гостей волшебной водой и сами тоже выпьем. Спасибо, ребята. Вы все были сегодня молодцы!

C:\Users\Пользователь\Desktop\20170324_100451.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: