Информационная карта урока технологии по теме конструирование швейных изделий
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.
В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы .
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном их рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.
Цели: приобщить учащихся к традиционному русскому наследию, воспитать у учащихся, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;
раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Основные задачи курса .1.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства.
2.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.
3.Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.
4.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.
Учет возрастных особенностей учащихся.
Данная программа курса составлена с учетом возраста учащихся; (11-15 лет) опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.
Методика работы.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделия.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках.
Предполагаемый результат
Обучающиеся должны знать и уметь:
Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства
Историю возникновения народной игрушки.
Основы цветоведения.
Виды и свойства тканей, ниток и других материалов.
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, клеенки и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
На занятиях рукоделия учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Содержание
Тема 1. Ручные стежки.
Теоретическая часть. Беседа по технике безопасности труда и личной гигиены при работе, перенесение рисунка на ткань различными способами. Практическая часть. Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.
Тема 2. Вышивка лентами.
Теоретическая часть. Различные способы выполнения вышивки. Беседа о лентах, как и для чего, подбирают ленты по толщине, цвету и назначению.
Практическая часть. Выполнение вышивки лентами.
Тема 3. Работа с бисером.
Теоретическая часть: Экономный расход бисера. Беседы о видах бисера. Различные техники работы с бисером.
Практическая часть : выполнение объемных работ.
Тема 4. Основы лоскутного шитья.
Теоретическая часть. Традиции народного ремесла, простейшие традиционные композиции, ритм цвета и силуэтов, тональный и световой контраст. Практическая часть. Изготовление прихватки.
Тема 5. Виды вышивок: крест, гобеленовый шов. Теоретическая часть. История вышивки, виды вышивки, материалы и инструменты для вышивки. Композиции рисунка, цветовое решение, оформление вышитых работ.
Практическая часть. Выполнение вышивки по выбранному рисунку.
Тема 6. Мягкая игрушка.
Теоретическая часть. История возникновения и виды тряпичных кукол, куклы на чайник и т.д. Рассказ об украшении одежды вышивкой, бисером, аппликацией. Игрушки из меха, правила работы с мехом, изготовление лекал и выкроек для игрушек. ТБ при работе с иглой и ножницами,
Практическая часть: Изготовление игрушки по выбору.
Методическое обеспечение программы
Процесс обучения должен строиться по принципу «от простого к сложному». На начальном этапе обучающиеся учатся выполнять ручные стежки, переносить рисунок на ткань и только потом выкраивают самостоятельно по схемам, трафаретам, шаблонам, выкройкам детали из ткани, меха для изготовления объемной игрушки.
-дидактический материал по перечисленным темам;
-лекционный материал по различным темам;
-наглядный материал на электронных носителях;
- эскизы в масштабе и натуральную величину;
-цветовой круг;
Разработки технических рисунков;
-образцы изделий из различных материалов.
Материально-техническое обеспечение программы
- Мультимедийная установка.
-Ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетические и т.п.),искусственный мех.
-Нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные);
-Иголки, нитковдеватель;
-Ножницы, мел, калька, карандаш,
-Лекало, трафареты, выкройки, см.лента, синтепон;
-Клей ПВА, лента-скотч;
-предметы для отделки (пуговицы, бисер, цветная клеенка и др.)
-Бумага, кисти, краски, линейка металлическая, циркуль.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Ручные стежки. Беседы о технике безопасности труда и личной гигиены при работе. | 10 | 4 | 6 |
2 | Вышивка лентами. | 22 | 4 | 18 |
3 | Работа с бисером. | 24 | 4 | 20 |
4 | Основы лоскутного шитья. | 18 | 2 | 16 |
5 | Виды вышивки: крест, гобеленовый шов. | 28 | 2 | 26 |
6 | Мягкая игрушка. | 20 | 2 | 18 |
7 | Творческая работа по выбору | 28 | 4 | 24 |
8 | Экскурсии | 2 | 2 | |
9 | ИТОГО: | 152 | 24 | 128 |
№ Занятия | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание работы | ||
1 | Вышивка как вид декоративно прикладного искусства. | 1 | Беседа . | |||
Виды простейших швов | 1 | ПР.р Перевод рисунка на ткань. | ||||
2 | Виды сложной вышивки: крест. | 2 | Подбор материалов и рисунков. | |||
3 | Гобеленовый шов, гладь. | 2 | Работа с изделием | |||
4 | Особенности вышивки крестом. | 2 | Выполнение упражнений. | |||
5 | Особенности вышивки крестом. | 2 | Работа по схеме | |||
6 | Вышивка крестом. | 2 | Работа с изделием. | |||
7 | Вышивка крестом. | 2 | Работа с изделием. | |||
8 | Вышивка крестом. | 2 | Работа с изделием. | |||
9 | Вышивка крестом. | 2 | Работа с изделием. | |||
10 | Вышивка крестом. | 2 | Работа с изделием. | |||
11 | Гобеленовый шов | 2 | Работа с изделием. | |||
12 | Вышивка крестом и гобеленовым швом. | 2 | Работа с изделием. | |||
13 | Вышивка крестом и гобеленовым швом. | 2 | Работа с изделием. | |||
14 | Оформление работ. | 2 | Изготовление паспарту. | |||
15 | Оформление работ. | 2 | Изготовление рамки | |||
16 | Вышивка бисером. | 2 | Работа по образцу. | |||
17 | Вышивка бисером. | 2 | Работа с изделием. | |||
18 | Вышивка бисером. | 2 | Работа с изделием. | |||
19 | Оформление работы. | 2 | Оформление работ. | |||
20 | Исторические сведения о лоскутном шитье. | 1 | Беседа. | |||
Подготовка деталей к работе. | 1 | Изготовление шаблонов. | ||||
21 | Цветовое и композиционное решение работ. | 2 | Беседа. | |||
22 | Изготовление деталей по лекалам. | 2 | Подбор деталей в цвете. | |||
23 | Аппликация. | 2 | Изготовление рождественского подарка. | |||
24 | Аппликация. | 2 | Изготовление рождественского подарка. | |||
25 | Аппликация. | 2 | Работа с изделием. | |||
26 | Аппликация. | 2 | Работа с изделием. | |||
27 | Аппликация. | 2 | Завершение работы. | |||
28 | Аппликация. | 2 | Оформление изделия. | |||
29 | Исторические сведения о вышивке. | 2 | Экскурсия в краеведческий музей. | |||
30 | Технология выполнения простейших швов. | 2 | Упражнения по оброзцам. | |||
31 | Метки монограммы. | 2 | Изготовление образцов, простейшими швами. | |||
32 | Вышивка лентами. Особенности вышивки. | 2 | Беседа. | |||
33 | Материалы и приспособления. | 2 | Подбор материалов и рисунков. | |||
34 | Виды швов. | 2 | Упражнение по образцам. | |||
35 | Технология выполнения. | 2 | Работа по выбранным рисункам. | |||
36 | Вышивка лентами | 2 | Работа с изделием. | |||
37 | Вышивка лентами | 2 | Работа с изделием. | |||
38 | Вышивка лентами | 2 | Работа с изделием. | |||
39 | Вышивка лентами | 2 | Работа с изделием. | |||
40 | Вышивка лентами | 2 | Работа с изделием. | |||
41 | Вышивка лентами | 2 | Завершение работы | |||
42 | Оформление работ. | 2 | Работа с образцами. | |||
43 | История возникновения мягкой игрушки. | 2 | Беседа. | |||
44 | Работа с готовыми выкройками. | 2 | Выбор изделия. | |||
45 | Особенности работы с мехом. | 2 | Изготовление шаблонов и выкроек. | |||
46 | Особенности работы с мехом. | 2 | Изготовление шаблонов и выкроек. | |||
47 | Раскрой деталей игрушки. | 2 | Работа с изделием. | |||
48 | Пошив изделия. | 2 | Работа с изделием. | |||
49 | Пошив изделия. | 2 | Работа с изделием. | |||
50 | Пошив изделия. | 2 | Работа с изделием. | |||
51 | Правила набивки изделия. | 2 | Работа с изделием. | |||
52 | Окончательная работа с изделием. | 2 | Работа с изделием. | |||
53 | Выполнение работы по индивидуальному выбору. | 2 | Подготовка к работе. | |||
54 | Выполнение работы по индивидуальному выбору. | 2 | Работа с изделием | |||
55 | Выполнение творческой работы. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
56 | Выполнение творческой работы. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
57 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
58 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
59 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
60 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
61 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
62 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
63 | Работа с выбранным образцом. | 2 | Индивидуальная работа. | |||
64 | Подготовка к выставке. | 2 | Оформление работ. | |||
65 | Подготовка к выставке. | 2 | Оформление работ. | |||
66 | Подготовка к выставке. | 2 | Оформление работ. | |||
67 | Плетение бисером. | 2 | Подбор материалов | |||
68 | Плетение бисером. | 2 | Выполнение упражнений. | |||
69 | Элементы бисерного набора | 2 | Набор и соединение деталей | |||
70 | Элементы бисерного набора | 2 | Набор и соединение деталей | |||
71 | Плетение по схеме | 2 | Плетение броши | |||
72 | Плетение по схеме | 2 | Плетение броши | |||
73 | Плетение по схеме | 2 | Плетение броши | |||
74 | Плетение по схеме | 2 | Завершение работы | |||
75 | Экскурсия в школу ремесел. | 2 | ||||
76 | Обсуждение и подведение года | 2 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Библиография для учителя:
1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007
2. Журнал «Сделай сам». 1999г.
3. Рондели Л.Д. Народное декоративно- прикладное искусство. М.2003г.
4. Ханашевич Д.Р. Подружки- рукодельницы. М., 1993г.
5.М. В. Максимова. «Незабытые ремесла»
6.В.Ф. Куличенко «Умелые руки»
7.В. Головин «Сто затей двух друзей»
8.Н.Д. Беляков «Внеклассные занятия»
Библиография для обучающихся:
1.Д.Р. Ханашевич « Подружки- рукодельницы». М. , 1993г.