Искусство

Саенко Геннадий Александрович

Кино, музыка, литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akunin_-_f.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Борис  Акунин

                                                                      (статья  -  эссе)

                                                            Необходимое  предисловие

               Итак,  это  продолжение  серии  статей  (как  и  было  обещано  читателям  редакцией),   посвященная  творчеству  конкретного  писателя.  Ранее,  в  номере  от  26  февраля  2012  года  №8  -  это  были  братья  Стругацкие,  ныне  статья  посвящена  творчеству  Бориса  Акунина.

               Основой же,  если  хотите  первопричиной  появления  этих  статей  -  послужила  публикация  в  номере «Районной  Витрины»  от  9  января  2012  года  №1   статьи  под  названием  «О  книгах.  «Нельзя  жить  без  радуги»,  где  автор  на  своем  примере  рассказывает,  сколь  значимое  влияние  в  его  жизни  оказали,  да  и  продолжают  оказывать  книги.

               Разумеется,  уважаемый  читатель,  кому  то  нравится  творчество  описываемых  писателей,  кому  то  не  очень.  Кто  то  совсем  не  читает  и  не  любит  читать.  Однако,  коль  скоро  вы  читаете  эти  строки,  то  уже  можно  надеяться,  что  как  минимум  вас  заинтересует  мнение  автора  и  его  цели.  Суть  проста  -  другие  времена,  другие  приоритеты  и  проза,  поэзия  -  литература  в  целом -   становятся  дальше  больше  не  востребованными.  Природа  же  не  терпит  пустоты  и,  соответственно,    заполнение  человеческих  душ,   а  цель  литературы  в  этом  и  только  в  этом,  происходит  чем  то  иным  -  плеером  в  уши,  из  которого  льется  что  то  разухабистое,  наподобие,  того,  что  «ты  целуй  меня  везде  я  ведь  взрослая  уже»,   пивом  из  горлышка, (не  в  бане,  где  пиво  по  делу),  а   прямо  на  улице,  причем  и  в  жару  и  в  мороз,  ну  а  далее,  самое   страшное  -  наркотики.  Это  факт,  факт  очевидный,  а  от  этого  вдвойне  страшнее.

                 Вот  поэтому,  если  честно,  еженедельник  «Районная  Витрина»  и  публикует  серию  статей,  в  которых  без  всякого  морализаторства   автор  на  примере  творчества  конкретных  писателей  показывает,   как  прекрасен  мир  книг.  Насколько  это  получилось  -  судить  вам,  уважаемый  читатель.  Но  согласитесь,  что  то  все  равно  делать  надо,  ибо  сигнал  SOS  -  спасите  наши  души  -  уже  реальность,  а  не  выдумки  яйцеголовой  интеллигенции.

                 И  последнее.  Жанр  статьи  -  эссе,  выбран  с  той  целью,  что  бы,  не  претендуя  на  профессиональную  критику  или  научное  исследование жизни  и  творчества  того  или  иного  писателя,  честно  рассказать  об  ощущениях  от  прочитанного,  то  удовольствие,  если  хотите  наслаждение  от   сопереживания  с  героями.  

                  Поэтому,  я,  пишущий  эти  строки,  максимально  стараюсь  быть  честным  перед  вами  и  пишу  только  о  тех  эмоциях  и  о  тех  знаниях,  которые  остались  во  мне  после  прочитаного,  независимо  от  давности  лет.  Так  сказать  о  том,  что  остается,  образно  говоря,  «в  сухом  остатке».  Редко,  крайне  редко  прибегая  к  тем  или  иным  цитатам  из  конкретной  книги.  Вот  поэтому  и  выбран  такой  жанр  -  эссе,  статья  -  впечатление,  статья  -  эмоции.  И  если  они  не  совпадут  с  вашими  чувствами,  ну  что  ж,  зато  возможно,  у  нас  получится  заочный  диалог.  А  это  уже  хорошо.

             Итак  - писатель Борис  Акунин.

                                                                               Фандорин  и  Пелагия.

             Эраст  Петрович  Фандорин,  сын  игравшего,  а  потому  в  пух  и  прах  разорившегося  дворянина.  Кстати,  принадлежавшего  к  стариннейшему  роду,  корни  которого  восходят  еще  к  ближайшему  окружению  первого  из  Романовых,  Алексею  Михайловичу,  прозванного  в  народе  Тишайшим.  Более  подробно  об  основателе  рода  Фандоринов  -  Корнелиусе  фон  Дорне.  военного  наемника,  волею  судьбы  осевшего  навсегда  в  России  читайте,  уважаемые  лискинцы,  в  первом  романе  Бориса  Акунина  «Алтын  -  толобас».  Книге,  ставшей  своеобразным  прологом  серии  романов,  числом  порядка  десяти,  посвященных  жизни  и  деятельности  вышеупомянутого  главного  героя.

           Прочитать  первую  книгу  из  этой  серии  мне  удалось  в  2001  году.  Я  тогда  еще  жил  в  Нижневартовске,  в  Западной  Сибири.  Всерьез  и  надолго  разочаровавшийся  в  современной  литературе,  поэтому  практически  ничего  не  читавший  из  всех  тех  новинок,  что  поступали  в  магазины  этой  своеобразной  нефтяной  столицы  России.  А  тут  как  то  в  гости  приезжает  сын,  читавший  в  дороге  роман  под  названием  «Азазель».  Он  то  мне  и  посоветовал,  оставив  эту  книгу  у  нас  дома.  Дескать,  прочти,  не  пожалеешь.  Я  прочитал  и  понял,  что  великая  русская  литература  жива  несмотря  ни  на  что,  в  первую  очередь,  происки    окололитературных  дам   во  главе  с  Донцовой,  заполонивших  наши  книжные  магазины  произведениями,  которые  и  литературой  то,  по  большому  счету  назвать  нельзя,  а  макулатурой  воспитание  не  позволяет,  как  никак  авторы  -  женщины.

            Разумеется,  автор  этой  статьи  менее  всего  заинтересован  обидеть  поклонников  упомянутой  писательницы  и  иже  с  нею  таких  же  «детективщиц»,  но  исходя  из  предисловия  мы  с  вами,  уважаемый  читатель,  изначально  договорились,  что  я  буду  писать  искренне  то,  что  думаю.  Тогда  и  только  тогда  у  нас  с  вами  получится  диалог  и  взаимопонимание.  Кто  то  из  великих  сказал  -  мне  глубоко  чуждо  ваше  мнение,  но  за  ваше  право   высказать   его  я  готов  отдать  жизнь.

             Может  быть  и  несколько  «с  перебором»,  но  сказано,  на  мой  взгляд,  в  сути  своей,    абсолютно  правильно.  Вот  из  этого  будем  исходить  и  мы  с  вами,  заочно  соглашаясь  или  опровергая  мнение  всего  того,  что  будет  написано  мною  в  этой  статье.  Да  и  в  других  тоже.

           Немного  отойдя  от  творчества  Акунина,  с  удовольствием  возвращаемся  к  нему.  Итак,  я  то,  что  называется  «залпом»  прочитал  «Азазель»,  а  учитывая  то,   что  уже  был  2001  год,  а  первые  издания  о  Фандорине  появились  уже  в  1998  году,  мне  удается  тут  же  купить  и  прочитать  -  «Турецкий  гамбит,  «Левиафан»,  «Смерть  Ахиллеса»,  «Особые  поручения»,  «Статский  советник»  и  далее  все,  что  издавалось  о  русском  сыщике,  дворянине,  человеке  чести,  прожившего  вместе  с  читателями  всю  свою  жизнь,  начиная  с  18  лет  и  заканчивая  возрастом  далеко  за  пятьдесят  -  Эрасте  Петровиче  Фандорине.

          Казалось  бы,   жанр  -  детектив,   какая  тут  может  быть  высокая  литература.  Что  называется  -  гони  интригу  -  кто  убийца?  Вот  и  все  что  надо.  Наверное,  да,  так  оно   и  есть,  но  только  не  в  случае  с  произведениями  Бориса  Акунина  о  Фандорине.

          Блестящий  сюжет,  изысканность  и,  если  хотите,  вкусность  русского  языка  на  каждой  странице  каждого  из  романов.

           Колоритнейшие  и  интереснейшие  персонажи.  Взять  хотя  бы  только  один  роман  «Смерть  Ахиллеса»  -  Ахимас,  князь  Долгоруков  Владимир  Андреевич,  Ванда,  Масса,  вновь  появившийся   герой  балканской  войны,  Соболев,  ранее  бывший  одним  из   главных  персонажей  «Турецкого  гамбита»,  да  и  все  остальные  действующие  лица  романа,  числом  не  менее  дюжины,  выписаны  автором  так  колоритно, так  изящно  и  в  то  же  время  так  достоверно,  что  когда  заканчивается  последняя  страница,  первое  же  желание  -  перечитать  заново.  Не  торопясь,  не  перескакивая  через  описания  природы  или  иные  отступления,   сделанные  автором,  так  и  хочется,  образно  говоря  умыться,  как  из  родника  чистой  водой,  таким  красивым,  умным,  сочным  русским  языком.  Бесспорно  в  мировой  литературе  в  жанре  -  детектив  -    много королей  и  королев.

         Агата  Кристи,  Жорж  Сименон,  Эдгар  По,  Джеймс  Чейз.  Плодовитые  и  талантливые  писатели,  спору  нет.  Да  и  персонажи  у  них,  то,  что  надо.  Один  только  Шерлок  Холмс,  рожденный  фантазией  Артура  Конан  Дойла  чего  стоит.  Ведь  до  сих  пор  в  Лондон,  на   Бейкер – стрит,  поступают  письма  с  просьбой  к    великому  сыщику  о  помощи.  Люди  искренне  верят  в  реальность  этого  вымышленного  героя  и  его  суперспособности  сыщика.

         Думаю,  что  русский  читатель,  то  есть  мы  с  вами,  поумнее  будем  и  писать  лично  Фандорину  не  станем  -  ума  хватит.  Но,  то,  что  он  по  праву  станет  нашим  любимцем,  вплоть  до  желания  подражать  его  манерам,  образу  жизни,  принципам,  которые  он  исповедует  и,  в  первую  очередь,  принцип  личной  чести  -  это  бесспорно.

         Мне  остается  только  добавить,  так,  как  сказал  в  2001  году  мой  сын  -  пап,  прочти,  не  пожалеешь.  И  я  вслед  за  ним  приглашаю  вас  в  магазин  книг,  что  расположен  в  цокольном  этаже  торгового  центра  «Корона»  на  Коммунистической,  благо  там  еще  остались  отдельные,  правда,  разрозненные  тома  Акунина  о  Фандорине.  Причем  есть  на  любой  кошелек.  И  подарочные  издания  под  четыреста  рублей  за  книгу,  но  и  карманные  издания,  так  сказать,  «дорожного»  исполнения,  а  они  почти  в  четыре  раза  дешевле,  тоже  имеются.          

          Теперь,  хотя  бы  коротко,  о  другом  герое,  вернее  героине  Акунина,  монахине  Пелагии,  в  миру  бывшей   Полиной  Андреевной  Лисициной.  Всего  три  романа.  Называю  в  хронологическом  порядке,  их  читать  можно  и  не  по  порядку,  но  соблюдая  последовательность,  вы  получите  возможность  лучше  понимать  и  отслеживать   мотивацию  поступков  героев,   их  целесообразность  и  естественность.

         Итак,  к  сожалению,  существуют  только  три  романа  -  «Пелагия  и  белый  бульдог»,  «Пелагия  и  черный  монах»,  «Пелагия  и  красный  петух».

         Уважаемый  читатель,  я  все  таки,  не  смогу  удержаться,  в  рамках  пусть  и хвалебного,  но  сдержанного  тона  своих  воспоминаний.  Хочется  написать  восторженно  (ведь  Акунин  по  праву,  заслужил  восторженность  мою  нынешнюю,  да  и  вашу,  смею  надеяться,   будущую  тоже).  Более  того,  я  искренне  завидую  вам,  потенциальным  читателям  о  Фандорине  и  Пелагии  в  том,  что  вам  еще  предстоит  насладиться  русским  языком,  доведенным   до  совершенства,  а  я,  уже  по  несколько  раз  прочитавший эти  романы,   живу  теперь  только  в  ожидании  продолжений,  посвященных  этим  героям.

          Понимаете,  и  Фандорин,  и  Пелагия  -  это  не  просто  современные  книги,  тем  более  легкого  жанра,  каковым  общепризнано  считается  детектив.  Это  живая  классика  русской  литературы!  Стоят  наравне  с  Достоевским,  Тургеневым,   Куприным  и  другими  нашими  корифеями.  Уровень  написания,  острота  сюжета,  интереснейшие  герои  и  их  судьбы,  красота  русского  языка  -  все  признаки  великой  литературы  налицо!

        Поверьте,  вам  понравится,  очень  понравится,  не  может    не  понравится  русскому  человеку  русский  язык,  да  еще  в  таком  талантливейшем  исполнении.

                                                                         И  все  остальное.

             Роман  «Внеклассное чтение»,  серия  книг    «Смерть  на  брудершафт»,  «Инь  и  янь»,  «Сокол  и  ласточка»,  романы  -  жанры,  а  именно  -  фантастика,  шпионский  и    т.п.,  к  сожалению,  это  тоже  произведения  Бориса  Акунина.  

           Почему  к  сожалению?  Да  потому,  что  все  они  написаны  в   стиле  «а  ля  Донцова»!   Поразительно,  но  это  факт.  Невыразительный,  а  иной  раз  вычурный  язык  изложения,  надуманный  сюжет,  который,  вместо   того  чтобы интриговать,  утомляет,  а  иной  раз  и  просто  раздражает  своей  искусственностью  и  элементарной  не  интересностью.

             Единственно,  на  мой  взгляд,  особняком  от  упомянутых  книг  стоит  роман  Акунина  -  «Ф. М.»  Он  во  времени  является,  как  бы,  продолжением одной  из  линий,  развернутых  в  «Алтын  -  толобасе»   и  посвящен  приключениям  современного  отпрыска  Фандорина  -    Николаса.  Вот  этот  роман,  пожалуй,  стоит  прочитать.  Он  интересен  и  в  плане,  на  каком  хорошем  языке  он  написан,  и  в  плане  сюжета,  включая  суть  интриги  -  неожиданная  возможность  обнаружения  чернового  варианта  романа  Федора  Михайловича  Достоевского  «Преступление  и  наказание»,  отличного  от  официально  изданной  книги. Остроумное,  любопытное  и  с  интересом  читаемое  произведение.

            Вот  ходят  в  народе  домыслы,  что  якобы  существует  понятие  «литературных  негров»  -  молодых,  но никому   неизвестных  литераторов,  студентов   гуманитарных  вузов  и   т.п.,  которые,   по  заказу  мэтра,   за  определенную  плату,  пишут  «под  знаменитого  автора»,  так   сказать,  работают   на  него  и  все  это  чтиво  выпускается  под  его фамилией,   ставшим  в  литературе  брендом,  фактором  бесспорного  качества.

            Не  знаю,  не  знаю.  Но  то,  что  перечисленное  мною  никак  не  попадает  под  те,   суперлестные,  отзывы,  которые я  давал  ранее   в  этой  статье  произведениям  Акунина, написанных  о  Фандорине  и  Пелагии  -  это  бесспорно.

          Да  что там  я,  все  литературные  критики  всевозможных  изданий  пишут  о  них  в  превосходной  степени,  потому  и  хочется  закончить  эту  статью,  пусть  длинноватой,  но  абсолютно  точной  цитатой  одного  из  таковых  -  «Читатель,  взявший  в  руки  труд  Акунина,  должен  знать  наперед,  что  никаких  дел  он  не  переделает,  никаких  телепрограмм  не увидит,  и  ко  сну  не  отправится  ровно  на  тот  отрезок,  что  потребуется  ему  для  прочтения  детектива  до  последней  строки.  Будто  черт  какой  свил  гнездо  свое  на  неутомимом  пере  писателя  и  заставляет  его  выписывать  нечто  такое,  что  и  не  видано  было  никогда  в  природе.  Написано  и  впрямь  так,  да  еще  таким  чистым  филигранным  русским,  что  изготовители  и  гонители  макулатурных  волн,  каковые  самозвано  дерзают  именоваться  писателями,  должны  либо  покончить  собой  путем  выстреливания  из  пистолета  «Лепаж»  в  висок,  либо  зарыдать,  очиститься  и  начать  другую  жизнь.  Труд  Бориса  Акунина  -  живое  напоминание  о  том,  что  нет  высоких  и  низких  жанров,  а   есть  хорошая  и  плохая  литература.  Эхо  Москвы».  Данная  цитата  напечатана  в  виде  эпиграфа  к  роману  Акунина  «Левиафан», посвященный  Фандорину.  Лучше  и сказать  невозможно.  Хотя,  как всегда, уважаемый  читатель,  последнее   слово  за  вами.

                 Следующая  статья  будет  посвящена  Михаилу  Юрьевичу  Лермонтову

                                                                                                                                                                                   Август  2014г.