Искусство
Предварительный просмотр:
Борис Акунин
(статья - эссе)
Необходимое предисловие
Итак, это продолжение серии статей (как и было обещано читателям редакцией), посвященная творчеству конкретного писателя. Ранее, в номере от 26 февраля 2012 года №8 - это были братья Стругацкие, ныне статья посвящена творчеству Бориса Акунина.
Основой же, если хотите первопричиной появления этих статей - послужила публикация в номере «Районной Витрины» от 9 января 2012 года №1 статьи под названием «О книгах. «Нельзя жить без радуги», где автор на своем примере рассказывает, сколь значимое влияние в его жизни оказали, да и продолжают оказывать книги.
Разумеется, уважаемый читатель, кому то нравится творчество описываемых писателей, кому то не очень. Кто то совсем не читает и не любит читать. Однако, коль скоро вы читаете эти строки, то уже можно надеяться, что как минимум вас заинтересует мнение автора и его цели. Суть проста - другие времена, другие приоритеты и проза, поэзия - литература в целом - становятся дальше больше не востребованными. Природа же не терпит пустоты и, соответственно, заполнение человеческих душ, а цель литературы в этом и только в этом, происходит чем то иным - плеером в уши, из которого льется что то разухабистое, наподобие, того, что «ты целуй меня везде я ведь взрослая уже», пивом из горлышка, (не в бане, где пиво по делу), а прямо на улице, причем и в жару и в мороз, ну а далее, самое страшное - наркотики. Это факт, факт очевидный, а от этого вдвойне страшнее.
Вот поэтому, если честно, еженедельник «Районная Витрина» и публикует серию статей, в которых без всякого морализаторства автор на примере творчества конкретных писателей показывает, как прекрасен мир книг. Насколько это получилось - судить вам, уважаемый читатель. Но согласитесь, что то все равно делать надо, ибо сигнал SOS - спасите наши души - уже реальность, а не выдумки яйцеголовой интеллигенции.
И последнее. Жанр статьи - эссе, выбран с той целью, что бы, не претендуя на профессиональную критику или научное исследование жизни и творчества того или иного писателя, честно рассказать об ощущениях от прочитанного, то удовольствие, если хотите наслаждение от сопереживания с героями.
Поэтому, я, пишущий эти строки, максимально стараюсь быть честным перед вами и пишу только о тех эмоциях и о тех знаниях, которые остались во мне после прочитаного, независимо от давности лет. Так сказать о том, что остается, образно говоря, «в сухом остатке». Редко, крайне редко прибегая к тем или иным цитатам из конкретной книги. Вот поэтому и выбран такой жанр - эссе, статья - впечатление, статья - эмоции. И если они не совпадут с вашими чувствами, ну что ж, зато возможно, у нас получится заочный диалог. А это уже хорошо.
Итак - писатель Борис Акунин.
Фандорин и Пелагия.
Эраст Петрович Фандорин, сын игравшего, а потому в пух и прах разорившегося дворянина. Кстати, принадлежавшего к стариннейшему роду, корни которого восходят еще к ближайшему окружению первого из Романовых, Алексею Михайловичу, прозванного в народе Тишайшим. Более подробно об основателе рода Фандоринов - Корнелиусе фон Дорне. военного наемника, волею судьбы осевшего навсегда в России читайте, уважаемые лискинцы, в первом романе Бориса Акунина «Алтын - толобас». Книге, ставшей своеобразным прологом серии романов, числом порядка десяти, посвященных жизни и деятельности вышеупомянутого главного героя.
Прочитать первую книгу из этой серии мне удалось в 2001 году. Я тогда еще жил в Нижневартовске, в Западной Сибири. Всерьез и надолго разочаровавшийся в современной литературе, поэтому практически ничего не читавший из всех тех новинок, что поступали в магазины этой своеобразной нефтяной столицы России. А тут как то в гости приезжает сын, читавший в дороге роман под названием «Азазель». Он то мне и посоветовал, оставив эту книгу у нас дома. Дескать, прочти, не пожалеешь. Я прочитал и понял, что великая русская литература жива несмотря ни на что, в первую очередь, происки окололитературных дам во главе с Донцовой, заполонивших наши книжные магазины произведениями, которые и литературой то, по большому счету назвать нельзя, а макулатурой воспитание не позволяет, как никак авторы - женщины.
Разумеется, автор этой статьи менее всего заинтересован обидеть поклонников упомянутой писательницы и иже с нею таких же «детективщиц», но исходя из предисловия мы с вами, уважаемый читатель, изначально договорились, что я буду писать искренне то, что думаю. Тогда и только тогда у нас с вами получится диалог и взаимопонимание. Кто то из великих сказал - мне глубоко чуждо ваше мнение, но за ваше право высказать его я готов отдать жизнь.
Может быть и несколько «с перебором», но сказано, на мой взгляд, в сути своей, абсолютно правильно. Вот из этого будем исходить и мы с вами, заочно соглашаясь или опровергая мнение всего того, что будет написано мною в этой статье. Да и в других тоже.
Немного отойдя от творчества Акунина, с удовольствием возвращаемся к нему. Итак, я то, что называется «залпом» прочитал «Азазель», а учитывая то, что уже был 2001 год, а первые издания о Фандорине появились уже в 1998 году, мне удается тут же купить и прочитать - «Турецкий гамбит, «Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Особые поручения», «Статский советник» и далее все, что издавалось о русском сыщике, дворянине, человеке чести, прожившего вместе с читателями всю свою жизнь, начиная с 18 лет и заканчивая возрастом далеко за пятьдесят - Эрасте Петровиче Фандорине.
Казалось бы, жанр - детектив, какая тут может быть высокая литература. Что называется - гони интригу - кто убийца? Вот и все что надо. Наверное, да, так оно и есть, но только не в случае с произведениями Бориса Акунина о Фандорине.
Блестящий сюжет, изысканность и, если хотите, вкусность русского языка на каждой странице каждого из романов.
Колоритнейшие и интереснейшие персонажи. Взять хотя бы только один роман «Смерть Ахиллеса» - Ахимас, князь Долгоруков Владимир Андреевич, Ванда, Масса, вновь появившийся герой балканской войны, Соболев, ранее бывший одним из главных персонажей «Турецкого гамбита», да и все остальные действующие лица романа, числом не менее дюжины, выписаны автором так колоритно, так изящно и в то же время так достоверно, что когда заканчивается последняя страница, первое же желание - перечитать заново. Не торопясь, не перескакивая через описания природы или иные отступления, сделанные автором, так и хочется, образно говоря умыться, как из родника чистой водой, таким красивым, умным, сочным русским языком. Бесспорно в мировой литературе в жанре - детектив - много королей и королев.
Агата Кристи, Жорж Сименон, Эдгар По, Джеймс Чейз. Плодовитые и талантливые писатели, спору нет. Да и персонажи у них, то, что надо. Один только Шерлок Холмс, рожденный фантазией Артура Конан Дойла чего стоит. Ведь до сих пор в Лондон, на Бейкер – стрит, поступают письма с просьбой к великому сыщику о помощи. Люди искренне верят в реальность этого вымышленного героя и его суперспособности сыщика.
Думаю, что русский читатель, то есть мы с вами, поумнее будем и писать лично Фандорину не станем - ума хватит. Но, то, что он по праву станет нашим любимцем, вплоть до желания подражать его манерам, образу жизни, принципам, которые он исповедует и, в первую очередь, принцип личной чести - это бесспорно.
Мне остается только добавить, так, как сказал в 2001 году мой сын - пап, прочти, не пожалеешь. И я вслед за ним приглашаю вас в магазин книг, что расположен в цокольном этаже торгового центра «Корона» на Коммунистической, благо там еще остались отдельные, правда, разрозненные тома Акунина о Фандорине. Причем есть на любой кошелек. И подарочные издания под четыреста рублей за книгу, но и карманные издания, так сказать, «дорожного» исполнения, а они почти в четыре раза дешевле, тоже имеются.
Теперь, хотя бы коротко, о другом герое, вернее героине Акунина, монахине Пелагии, в миру бывшей Полиной Андреевной Лисициной. Всего три романа. Называю в хронологическом порядке, их читать можно и не по порядку, но соблюдая последовательность, вы получите возможность лучше понимать и отслеживать мотивацию поступков героев, их целесообразность и естественность.
Итак, к сожалению, существуют только три романа - «Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух».
Уважаемый читатель, я все таки, не смогу удержаться, в рамках пусть и хвалебного, но сдержанного тона своих воспоминаний. Хочется написать восторженно (ведь Акунин по праву, заслужил восторженность мою нынешнюю, да и вашу, смею надеяться, будущую тоже). Более того, я искренне завидую вам, потенциальным читателям о Фандорине и Пелагии в том, что вам еще предстоит насладиться русским языком, доведенным до совершенства, а я, уже по несколько раз прочитавший эти романы, живу теперь только в ожидании продолжений, посвященных этим героям.
Понимаете, и Фандорин, и Пелагия - это не просто современные книги, тем более легкого жанра, каковым общепризнано считается детектив. Это живая классика русской литературы! Стоят наравне с Достоевским, Тургеневым, Куприным и другими нашими корифеями. Уровень написания, острота сюжета, интереснейшие герои и их судьбы, красота русского языка - все признаки великой литературы налицо!
Поверьте, вам понравится, очень понравится, не может не понравится русскому человеку русский язык, да еще в таком талантливейшем исполнении.
И все остальное.
Роман «Внеклассное чтение», серия книг «Смерть на брудершафт», «Инь и янь», «Сокол и ласточка», романы - жанры, а именно - фантастика, шпионский и т.п., к сожалению, это тоже произведения Бориса Акунина.
Почему к сожалению? Да потому, что все они написаны в стиле «а ля Донцова»! Поразительно, но это факт. Невыразительный, а иной раз вычурный язык изложения, надуманный сюжет, который, вместо того чтобы интриговать, утомляет, а иной раз и просто раздражает своей искусственностью и элементарной не интересностью.
Единственно, на мой взгляд, особняком от упомянутых книг стоит роман Акунина - «Ф. М.» Он во времени является, как бы, продолжением одной из линий, развернутых в «Алтын - толобасе» и посвящен приключениям современного отпрыска Фандорина - Николаса. Вот этот роман, пожалуй, стоит прочитать. Он интересен и в плане, на каком хорошем языке он написан, и в плане сюжета, включая суть интриги - неожиданная возможность обнаружения чернового варианта романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», отличного от официально изданной книги. Остроумное, любопытное и с интересом читаемое произведение.
Вот ходят в народе домыслы, что якобы существует понятие «литературных негров» - молодых, но никому неизвестных литераторов, студентов гуманитарных вузов и т.п., которые, по заказу мэтра, за определенную плату, пишут «под знаменитого автора», так сказать, работают на него и все это чтиво выпускается под его фамилией, ставшим в литературе брендом, фактором бесспорного качества.
Не знаю, не знаю. Но то, что перечисленное мною никак не попадает под те, суперлестные, отзывы, которые я давал ранее в этой статье произведениям Акунина, написанных о Фандорине и Пелагии - это бесспорно.
Да что там я, все литературные критики всевозможных изданий пишут о них в превосходной степени, потому и хочется закончить эту статью, пусть длинноватой, но абсолютно точной цитатой одного из таковых - «Читатель, взявший в руки труд Акунина, должен знать наперед, что никаких дел он не переделает, никаких телепрограмм не увидит, и ко сну не отправится ровно на тот отрезок, что потребуется ему для прочтения детектива до последней строки. Будто черт какой свил гнездо свое на неутомимом пере писателя и заставляет его выписывать нечто такое, что и не видано было никогда в природе. Написано и впрямь так, да еще таким чистым филигранным русским, что изготовители и гонители макулатурных волн, каковые самозвано дерзают именоваться писателями, должны либо покончить собой путем выстреливания из пистолета «Лепаж» в висок, либо зарыдать, очиститься и начать другую жизнь. Труд Бориса Акунина - живое напоминание о том, что нет высоких и низких жанров, а есть хорошая и плохая литература. Эхо Москвы». Данная цитата напечатана в виде эпиграфа к роману Акунина «Левиафан», посвященный Фандорину. Лучше и сказать невозможно. Хотя, как всегда, уважаемый читатель, последнее слово за вами.
Следующая статья будет посвящена Михаилу Юрьевичу Лермонтову
Август 2014г.