мастер-класс для родителей
Мастер-класс «С пальчиками играем – речь развиваем»
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.
Каковы основные принципы пальчиковых игр?
Игры следует подбирать такие, с которыми ребенок может справиться. Для начала ему нужно подробно продемонстрировать все действия, а потом попросить его повторить или сделать это вместе со взрослым, используя пальчики малыша. Если он пока не может справиться с игрой самостоятельно, ее нужно упростить. Все игры сопровождаются потешками и специальными стишками (всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока» и пр.). Забавные простенькие стишки родители могут сочинять самостоятельно и сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В возрасте до трех лет главным героем таких игр может быть сам детский пальчик. Например: «палец толстый и большой в сад за сливами пошел», «этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать…». Начиная с трёх лет пальчики «становятся» поросятами, козлятами, рыбками и т.д.
В игре обязательно должен быть задействован каждый пальчик, и он должен двигаться не только вместе с другими, но и самостоятельно. Игры нужно подбирать таким образом, чтобы кисть малыша поочередно то сжималась, то раскрывалась. Симметричные и несимметричные движения рук следует чередовать. С наиболее сложными играми, где правая и левая руки одновременно производят разные действия, ребенка следует знакомить примерно к пяти годам. Играть в пальчиковые игры с малышом нужно часто, но понемногу, чтобы дольше сохранялся интерес к ним. Для некоторых игр можно использовать различные колпачки, или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Используя пальчиковых кукол и зверей, можно устроить маленький театр - это будет способствовать развитию речи, стимулировать творческие спобности и воображение малыша.
Как знакомить ребенка с пальчиковыми играми?
Пальчиковыми играми можно заниматься как в группе, так и дома — это не требует материальных затрат или специальных условий. Перед началом игры лучше «разогреть» пальчики ребенка легким массажем или упражнениями. Для начала мама сама должна выучить текст и движения, рассказать малышу о новой игре. Произносить текст нужно не торопясь, с паузами, выразительно, понижая-повышая голос, делая акцент на ключевых словах. Большое значение имеет соответствующая мимика взрослого. При неоднократном повторении уже известных слов малыш начнет подпевать маме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchiki.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «С пальчиками играем – речь развиваем»
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.
Каковы основные принципы пальчиковых игр?
Игры следует подбирать такие, с которыми ребенок может справиться. Для начала ему нужно подробно продемонстрировать все действия, а потом попросить его повторить или сделать это вместе со взрослым, используя пальчики малыша. Если он пока не может справиться с игрой самостоятельно, ее нужно упростить. Все игры сопровождаются потешками и специальными стишками (всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока» и пр.). Забавные простенькие стишки родители могут сочинять самостоятельно и сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В возрасте до трех лет главным героем таких игр может быть сам детский пальчик. Например: «палец толстый и большой в сад за сливами пошел», «этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать…». Начиная с трёх лет пальчики «становятся» поросятами, козлятами, рыбками и т.д.
В игре обязательно должен быть задействован каждый пальчик, и он должен двигаться не только вместе с другими, но и самостоятельно. Игры нужно подбирать таким образом, чтобы кисть малыша поочередно то сжималась, то раскрывалась. Симметричные и несимметричные движения рук следует чередовать. С наиболее сложными играми, где правая и левая руки одновременно производят разные действия, ребенка следует знакомить примерно к пяти годам. Играть в пальчиковые игры с малышом нужно часто, но понемногу, чтобы дольше сохранялся интерес к ним. Для некоторых игр можно использовать различные колпачки, или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Используя пальчиковых кукол и зверей, можно устроить маленький театр - это будет способствовать развитию речи, стимулировать творческие спобности и воображение малыша.
Как знакомить ребенка с пальчиковыми играми?
Пальчиковыми играми можно заниматься как в развивающей группе, так и дома — это не требует материальных затрат или специальных условий. Перед началом игры лучше «разогреть» пальчики ребенка легким массажем или упражнениями. Для начала мама сама должна выучить текст и движения, рассказать малышу о новой игре. Произносить текст нужно не торопясь, с паузами, выразительно, понижая-повышая голос, делая акцент на ключевых словах. Большое значение имеет соответствующая мимика взрослого. При неоднократном повторении уже известных слов малыш начнет подпевать маме.
Как играть в пальчиковые куклы?
Они бывают тряпичные, вязаные, деревянные, бумажные. Можно купить готовые куклы или сделать их самостоятельно. Пальчиковую куклу надеваются на один палец, поэтому в домашних условиях ее можно сделать из старой перчатки, отрезав пальчики, сделав из ниток «волосы», пришив «глазки» из пуговиц или бисера. Сначала мама показывает на собственном пальце, как двигается кукла, потом надевает ее на детский пальчик, и, манипулируя его ручкой, изображает движение игрушки, пока он не научится делать это самостоятельно.
Пальчиковые куклы могут легко поместиться в кармане или в сумке, ими легко будет развеселить ребенка в дороге, на прогулке; скрасить время ожидания в очереди к врачу или в общественном транспорте. Дома для игр с пальчиковыми играми можно использовать любую импровизированную ширму – край стола, дверцу шкафа, спинку стула или кресла. С малышами можно разыграть стихи или потешки, дети постарше могут сами исполнить роль какого-нибудь героя в сказке.
Есть ли книги, посвященные пальчиковым играм?
Упражнения как для самых маленьких, так и для детей постарше подробно описаны в работах отечественных авторов: Лены Даниловой , Е. Пименовой «Пальчиковые игры», И. Ермаковой «Развиваем мелкую моторику у малышей», Жени Кац; и зарубежных, например, Джеки Силберг «Занимательные игры с малышами от рождения до года», Марты и Уильяма Сёрз «Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет».
Игры на развитие мелкой моторики у детей 1, 2, 3 лет.
Развивать мелкую (тонкую) моторику нужно начинать как можно раньше — с грудничкового возраста. Элементарный массаж пальчиков, воздействие на активные точки кистей рук и стоп дают свои положительные результаты.
Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее должны быть игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Не надо изобретать велосипед! Дайте ребенку ботинки со шнурками или кофту с пуговицами. Поверьте, ему будет, чем заняться!
Почему так важно развивать мелкую моторику?
Ученые доказали, что центры головного мозга, отвечающие за мелкие двигательные и речевые навыки, находятся рядом. Если мы стимулируем работу пальчиков, значит, активируем зону, отвечающую за развитие речи ребенка. Все взаимосвязано.
Сделаем ручки умелыми!
Исследования физиологов, психологов и педагогов говорят о том, что у современных детей навыки мелкой моторики гораздо слабее по сравнению с предыдущими поколениями. Особенно это касается городских детей. Информацию о мире малыши получают в основном с помощью слуха и зрения, и в меньшей мере — с помощью тактильных ощущений. Руки — главнейший познавательный инструмент нашего тела — оказываются не у дел (в прямом и переносном смысле).
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. Все игры, связанные с нанизыванием и собиранием мелких предметов, хорошо развивают работу пальчиков. Вы можете использовать пуговицы, бусы, фасоль, горох, грецкие орехи. Побеспокойтесь о мерах безопасности. Если малышу сказать: «Нельзя брать в ротик!», он непременно возьмет и сделает это неосознанно. Не оставляйте ребенка без присмотра, если в его руки попадают мелкие предметы!
◈ Месим тесто. Насыпьте в миску горох и фасоль. Попросите «пекаря» замесить хлеб. Пусть малыш активно сжимает ручками «Тесто».
◈ Собери бусы. Предложите малышу крупные бусинки и шнурок. Пусть он сделает украшение для мамы.
◈ Игры со спичками. Высыпьте спички из коробки. Выложите с их помощью дорожки, железную дорогу, геометрические фигурки.
◈ Рисуем по мелкой крупе. Насыпьте манку (или другую мелкую крупу) на поднос. Пальчиком ребенка проведите по ней линию, нарисуйте вместе дом, дерево, человека.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Хитом возрастного сезона, который длится от полугода до шести лет, станут пальчиковые игры. Начинайте с самых простых пальчиковых «образов», узнаваемых предметов и животных, которые можно показать с помощью пальцев. Сегодня достаточно книг, посвященных этой теме. Нравятся детям и стишки, которыми сопровождаются пальчиковые игры. Используйте также народные потешки во время этих забав или сочиняйте текст экспромтом. Обратите внимание, чтобы ребенок выполнял упражнения правой и левой рукой по очереди, потом одновременно.
«Коза». Выпрямите указательный палец и мизинец. Покрутите рукой, покажите, как «коза» бодается.
«Зайчик». Поднимите вверх указательный и средний пальцы. Кончики безымянного пальца и мизинца соедините с кончиком большого пальца, это будет «мордочка» зайца.
«Пальцы здороваются». Соедините пальцы левой и правой руки. Расскажите малышу маленькую сказку о том, как пальчики пришли друг к другу в гости. Называйте всех братцев по именам: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.
«Деревья». Поднимите ладони вверх, широко расставив пальцы. Можете изобразить, как ветер качает деревья.
«Корни». Соедините ладони тыльной стороной, опустите их вниз, растопырив пальцы.
«Цветок». Соедините ладони. Покажите, как цветок «распускается», раскрывая ладони.
Игры-шнуровки Монтессори
Вы можете приобрести подобные игры в магазине. А можете сделать своими руками: в плотном картоне сделайте несколько крупных отверстий и предложите малышу протягивать через них шнурки. Мария Монтессори, например, предлагала своим воспитанникам кусочки кожи с дырочками и шнурки. Игры-шнуровки просто незаменимы в этом возрасте.
Они увлекают самых заядлых непосед, развивают усидчивость и терпение, творческие способности, логику, пространственную ориентацию и сенсорную координацию, глазомер и, конечно, мелкую моторику.