Воспитатель года города Красноярска

Ivanova Elena Vladimirovna

Опыт работы участника профессионального конкурса "Воспитатель года города Красноярска"

Визитная карточка - https://youtu.be/w3UZa-D_W5k

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами»

Астрид Линдгрен.

Мир детства – это яркий, насыщенный эмоциями и впечатлениями момент нашей жизни. По моему мнению, нет ни одного взрослого человека, которому в жизни не хотелось бы вернуться хоть на мгновение в удивительный мир детства. Хотя бы потому, что мир взрослых наполнен ежедневными сложными задачами, за решение которых приходится брать на себя ответственность. Мир детей тоже наполнен задачами, но дети подходят к решению своих задач проще, нежели взрослые, они только осторожно прощупывают мир своей деятельностью и, формируя вокруг себя пространство, они формируются сами. Таким образом, мир детства – это не только беззаботность и развлечения, это важнейшая пора, когда в маленьком человеке зарождается личность. Это время, когда ребенок учится быть взрослым через игру и пробует выстраивать отношения со всеми участниками его жизни: родителями, сверстниками, педагогами; учится эффективному взаимодействию, которое впоследствии станет его стратегией коммуникации.

Мир детства наиболее ярко открывается нам, воспитателям, так как наша профессия находится на границе между взрослыми и детьми. Лишь работая в этой профессии, я поняла всю ее важность для формирования личности ребенка. Один из главных принципов – «Не навреди!», ведь маленького человека так легко обидеть. Любое слово педагога должно быть взвешено и аргументировано, и, разумеется, никого не должно обижать и унижать.

Именно работая воспитателем, понимаешь важность игры как процесса. Мы все выучили то, что «игра - ведущий вид деятельности дошкольника», но убедиться в этом можно, только побывав внутри этой игры, став ее частью. В игре воспитатель может помочь ребенку прикоснуться к миру взрослых, показать особенности поведения в различных бытовых ситуациях, при этом не прибегая к менторскому тону и формату «урока». Ребенок учится играя, и играет учась. При совместной игре особое внимание я уделяю упорядоченности. Мария Монтессори в своих трудах указывает, что период развития чувства упорядоченности - это один из самых значимых моментов развития личности ребенка. Здесь кроется один тонкий момент: для ребенка упорядоченность означает нечто иное, нежели для взрослого. Для него упорядоченность – это открывающиеся новые логические связи, это связь между предметами и явлениями. Важно вместе с ребенком прийти к выводу: весь мир вокруг это упорядоченное целое. И я не случайно говорю – «важно вместе с ребенком», потому что мы иногда ошибочно полагаем, что знаем куда больше детей и умеем намного больше. Дети удивляют меня из года в год, справляются с такими задачами, которые не каждому взрослому под силу. Дети в своей простоте и наивности находят абсолютно гениальные решения поставленных задач, снова и снова заставляя взрослого испытывать инсайт.

И не зря в моем опыте описано, как мы с ребятами учимся планировать свой день. Ребята не только придумывают простые, но понятные обозначения действий – пиктограммы, они раз за разом становятся дальновиднее, планируют уже не только режимные моменты, но и самостоятельную деятельность. Не об этом ли как раз тема данного эссе? Да, для детей очень важно заводить порядок самостоятельно, это помогает им быть пунктуальными, последовательными, помогает настроится на результат, конечную цель. Поэтому абсолютно согласна с детской писательницей Астрид Линдгрен: мы пока только пробуем заводить свой порядок, но небольшие положительные результаты уже видны. А закончить свои мысли мне хотелось бы цитатой Тима Селдина, одного из последователей Марии Монтессори: «Попробуйте взглянуть на мир глазами ребенка, и вы вновь будете удивляться всему, как он».



Предварительный просмотр:

Развитие у старших дошкольников навыка планирования с использованием элементов мнемотехники

Актуальность, новизна, практическая значимость: Мнемотехники давно являются помощниками воспитателей в целях развития памяти и речи детей дошкольного возраста. Мы посчитали нужным пойти дальше – использовать элементы мнемоники не только для развития вышеупомянутых психических функций ребенка, но и предложить ребенку планировать деятельность через пиктограммы, обозначающие определенные действия. Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что детское планирование воспитывает у ребенка такие качества как ответственность, пунктуальность, помогает ребенку ориентироваться во времени и деятельности.

Цель: развитие способности планирования деятельности через использование элементов мнемотехники

Задачи:

  1. Формировать умение поставить и/или принять цель;
  2. Формировать умение обдумать путь к достижению цели;
  3. Формировать умение осуществлять свои замыслы и оценивать полученный результат.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Средства и формы для достижения образовательных результатов:

- развивающий диалог;

- активное слушание;

- наблюдение;

- творческая мастерская.

Образовательные результаты:

Основной образовательный результат нашей практики – сформированный навык планирования, и, как следствие использования вышеперечисленных средств и форм достижения:

- умение поддерживать беседу, высказывать свою точку здрения, согласие или несогласие с ответом товарища;

- умение аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, выскаывание сверстника;

- умение самостоятельно находить общие интересные занятия со сверстниками;

-  умение самостоятельно находить интересное для себя занятие;

- умение проявлять осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил;

- умение проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного  результата, способность сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут

Деятельность по реализации педагогического опыта: Проведение образовательной деятельности с использованием элементов мнемоники для детей дошкольного возраста. Проведение открытой образовательной деятельности с использованием мнемотехник для педагогов МАДОУ № 136



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

 Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующиезадачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

 • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому  направлению развития детей»

660068 г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий 84 «Б»,

тел. 262-01-91, det.sad136@ mail.ru

ОКПО 73994764, ОГРН 1042402095372, ИНН/КПП2462030123/246201001

Методическая разработка

по теме педагогического опыта

Конспект образовательной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

Тема: «Веселые картинки»

C:\Users\ДС\Desktop\Воспитатель\фото\Image-1.jpg

Автор-составитель:

Иванова Елена Владимировна, воспитатель МАДОУ № 136

Красноярск – 2021

АННОТАЦИЯ

Данная разработка посвящена проблеме формирования навыка планирования деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники, в частности созданных детьми самостоятельно пиктограмм. Создание собственного обозначения видов деятельности позволяет детям присвоить себе данный вид планирования, заранее настроиться на конечный результат, использовать выбранный план для достижения цели.

Данная практика может быть использована как педагогами дошкольных образовательных организаций, так и специалистами дошкольного образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность работы

Дошкольное образование никогда не стоит на месте, как меняются дети, приходящие в детские сады, так и постепенно образование в целом становится личностно ориентированным. Вместо развития конкретных знаний, умений и навыков перед нами теперь стоят целевые ориентиры, которые во многом зависят от тех базовых возможностей, которыми уже обладает ребенок. Особенно ценится та деятельность, которая направлена на успешность будущей личности: финансовая грамотность, профориентация, планирование. Основы, заложенные в дошкольном возрасте, могут стать крепким фундаментом будущей успешной личности.

Мнемотехники давно являются помощниками воспитателей в целях развития памяти и речи детей дошкольного возраста. Мы посчитали нужным пойти дальше – использовать элементы мнемоники не только для развития вышеупомянутых психических функций ребенка, но и предложить ребенку планировать деятельность через пиктограммы, обозначающие определенные действия. Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что детское планирование воспитывает у ребенка такие качества как ответственность, пунктуальность, помогает ребенку ориентироваться во времени и деятельности.

Цели и задачи методической разработки

Цель: развитие способности планирования деятельности через использование элементов мнемотехники

Задачи:

  1. Формировать умение поставить и/или принять цель;
  2. Формировать умение обдумать путь к достижению цели;
  3. Формировать умение осуществлять свои замыслы и оценивать полученный результат.

Основная идея педагогической деятельности

С помощью развивающего диалога выявить проблему: не всегда у ребят получается сделать то, что запланировано. Это происходит по множеству причин, но самая популярная из них, что ребята забывают то, что должны были сделать. Обсудили, что было бы здорово создать собственные мнемокарточки (пиктограммы), которые будут изображать виды деятельности. Впоследствии дети могут использовать выбранные обозначения для планирования общей деятельности группы на утреннем сборе. А так же, для планирования свободной деятельности.

Предварительная работа: ранее дети уже работали с уже готовыми мнемокартами, знакомы с процедурой запоминания по картинке.

C:\Users\ДС\Desktop\Воспитатель\фото\план.jpeg

Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Тема: «Веселые картинки»

Цель: создание условных обозначений режимных моментов для последующего формирования навыка планирования у детей.

Задачи:

- образовательные:

  • продолжать формировать представления детей о режиме дня,
  • формировать умение соотносить разные части суток с собственной деятельностью;
  • формировать умение отражать свой замысел в рисовании

- развивающие: 

  • развивать способность рассуждать и делать выводы;
  • развивать у детей умение с помощью графического рисунка планировать текущий день;

- воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы сверстников.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

воспитатель – группа детей,

ребенок – воспитатель,

ребенок – ребенок,

ребенок – подгруппа детей.

- средства обучения и воспитания:

вербальные средства: речь;

невербальные средства: визуальное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве;

средства стимулирования познавательной деятельности: помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

средства воспитания: положительный пример, одобрение;

- предметно-практическая среда:

материалы и оборудование: листы бумаги белой и цветной; цветные карандаши; ножницы, клей.

Предшествующая работа: просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука здоровья: распорядок», изготовление и использование мнемокарточек для описания предметов, пиктограмм для запоминания стихотворений.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приветствие:

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Мы друг к другу повернемся,

Мы друг другу улыбнемся,

Ты мой друг и я твой друг!

Вот какой наш крепкий круг!

Обсуждение:

Воспитатель просит поделиться своими впечатлениями о мультфильме «Смешарики. Азбука здоровья: распорядок», который они смотрели накануне с Ириной Борисовной (вторым воспитателем группы).

После чего задает вопрос: есть ли распорядок в детском саду?

Дети стоят в кругу, опустив руки, затем выполняют движения в соответствии с текстом

Делятся впечатлениями

Основной

Развивающий диалог «Есть ли распорядок в детском саду?»

- Какие дела делаем каждый день в детском саду?

- Какие дела случаются не каждый день?

- Что делаем утром? Днем? Вечером?

- Получается ли сделать то, что запланировали утром на день?

- Что может помочь нам помнить все запланированные дела?

Принятие решения нарисовать пиктограммы ежедневных дел.

Ситуация напоминания: что такое пиктограмма (простой схематичный рисунок).

Обсуждение того, кто какой режимный момент будет рисовать. Взрослый предлагает разделиться на три подгруппы: первая рисует пиктограммы для утренних дел, вторая – для дневных, третья - для вечерних.

Словесная игра с пиктограммами «Закончи фразу»

Рано утром не зевай,

Вместе с солнышком… (вставай).

Чтобы было все в порядке,

Начинаем день с… (зарядки).

После быстренько умылись,

Съели… (завтрак), подкрепились.

После завтрака друзья

Нам скучать никак нельзя.

Нужно много нам узнать

Будем ….(петь, рисовать)

Научились и узнали,

Только так и не играли.

Нужно воздухом дышать,

Отправляемся…(гулять).

Погуляли, утомились

Обедом вкусным подкрепились.

Захотелось деткам спать

Отправляемся в…(кровать).

Рассуждают, делают выводы.

Вспоминают.

Делятся на группы, рисуют.

Произносят окончание фразы, поднимая при этом вверх пиктограммы, которые обозначают данное действие.

Рефлексивный

Что нового вы сегодня узнали?

Есть ли что-то, что не получилось?

Что понравилось больше всего?

Когда можно использовать нарисованные пиктограммы?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения