"Учитель года - 2021"

Лоскутова Ольга Александровна

На данной странице представлены материала, подготовленные для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2021".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание эссе «Я – учитель»

«Ура! Я – учитель!» – эта мысль и переживание восторга, счастья от осознания правильности своего выбора в жизни посещали меня не раз: и в момент получения диплома, дающего право работать в школе, и при устройстве в образовательное учреждение, и когда видела перед собой заинтересованные взгляды ребят, стремящихся к новым знаниям. Сейчас, когда у меня уже есть определенный опыт в этой профессии, я могу с уверенностью сказать, что быть учителем – это здорово!

«Сложно, непрестижно, неприбыльно, тяжело», – скажете вы. «Но невероятно ИНТЕРЕСНО!» – отвечу я, потому что эта профессия самая творческая. И я, как человек пишущий, пробующий себя в серьезной литературе, прикипела к ней всей душой, стремлюсь развивать литературные таланты в своих подопечных, формировать нестандартный, креативный взгляд на мир, воспитывать не только созидателей, но преобразователей окружающей действительности!

Я считаю, что быть творческим человеком не менее важно, чем обладать знаниями, умениями и применять их на практике. Ведь будущее нельзя запланировать, запрограммировать, оно требует от нас находчивости, гибкости, вариативности. Быть творческим – значит быть особенным, смышленым, всегда искать что-то новое и дарить его людям. Быть творческим – значит украшать нашу жизнь, видеть новые грани реальности.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ составляет ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗЕРНО МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА. Я полагаю, что именно те знания, которые осваивались учениками в процессе творческой работы, намного прочнее, глубже тех, с которыми они работали по привычным схемам. Да и сами предметы филологического цикла – русский язык и литература – располагают к творчеству, со-творчеству с известными поэтами, писателями, драматургами. В творчестве ученики познают себя, открывают в себе новые, порой неожиданные стороны, приобретают уверенность в своих силах, смелость, находчивость.

Свое ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО я формулирую следующим образом:

«БУДЬ СМЕЛЫМ – ТВОРИ!».

Несмотря на то что уроки русского языка и литературы предусматривают элемент творчества, например, при написании сочинений, часто это занятие превращается в рутину, отпугивает ребят строгим контролем, объективными и субъективными трудностями в создании совершенных текстов – они мало читают, порой косноязычны, лишены богатого жизненного опыта… Поэтому первостепенную задачу своей работы я вижу в том, чтобы привить интерес и стремление к творчеству. Я объясняю, как важно пробовать, искать, сеять ошибки и исправлять их, шаг за шагом совершенствоваться в своих способностях.

Педагогическое кредо я раскрываю в ряде ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ СВОЕЙ РАБОТЫ, которые реализую определенным образом на практике.

Идея 1. ТВОРЧЕСТВО РОЖДАЕТ ТВОРЦА. Часто использую задания творческой направленности. Буквально на каждом уроке, отводя на них по 10-15 минут. Главное здесь последовательность и регулярность, формирование привычки к творчеству, потребности в такой работе.

Идея 2. ГДЕ НЕТ ПРОСТОРА ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, ТАМ НЕТ И СПОСОБНОСТИ. Придумываю нестандартную форму работы, совмещаю различные виды искусства, учитываю актуальную для учеников коммуникативную среду.

Например, я предлагаю не только написать сюжет для нового ролика полюбившегося видеоблогера, но и отснять такой материал, потренировать себя в публичной речи, оценить свои недостатки при выступлении на широкую публику.

Всем известный жанр рекламы, который настолько «затерт» в массмедийной среде, что вызывает закономерное отторжение у школьников при обращении к нему в учебных целях, я превращаю в жанр антирекламы и рекомендую написать сочинения подобного характера по остросоциальной проблематике.

Идея 3. СПОСОБНОСТЬ ДОЛЖНА СТАТЬ УМЕНИЕМ. Современные дети мало читают, это факт, который невозможно опровергнуть, равно как и устранить причины такого отношения к книге в нашем компьютеризированном обществе. Но для творчества нужна соответствующая языковая личность. Поэтому я придумываю специальные тренажеры для развития образности и выразительности ученической речи.

Например, ТРЕНАЖЕР ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, весьма продуктивный в работе с кинофрагментами, шедеврами скульптуры, архитектуры, живописи, словом, с любыми произведениями искусства, образной наглядностью, столь часто используемой на занятиях. Сначала ребята выписывают их опорные элементы – то, что подвергается художественному осмыслению. Например, на картинах Алексея Саврасова это деревья, дороги, птицы, небо, деревенские дома, снег, проталины… Остальные столбцы таблицы заполняются существительными, прилагательными, глаголами, которые характеризуют наши опорные элементы, раскрывают их суть, отражают специфику их художественного восприятия автором. Например, НЕБО – это палитра, свод, плат, купол, плита, перина; оно серое, тяжелое, свинцовое, акварельное, теплое, холодное, равнодушное, прозрачное, ледяное; давит, лежит, тяготит, нависает, грозит, радуется, смеется, манит, горит, дышит, туманится, светится, переливается. В результате у детей получается целый каскад образных средств – метафор, эпитетов и олицетворений, которые не только станут хорошим материалом для будущих сочинений, но научат творческому взгляду на мир, повысят креативность работы и самостоятельность мышления учеников в целом.

Другой вид тренажера – ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТРОПОВ – предусматривает изменение известного образного выражения всеми возможными способами. Вспомним толстовское описание внешности Анны Карениной: «Она покраснела, слегка нагнулась, подставила свое лицо губам графини, опять выпрямилась и с тою же улыбкой, волновавшеюся между губами и глазами, подала руку Вронскому». «Улыбкой, волновавшеюся между губами и глазами»… А как еще можно описать внешность героини в минуту сильного смущения?!

ГЕНЕРАТОР АФОРИЗМОВ направлен на создание по примеру широко растиражированных сегодня броских выражений собственных емких высказываний о счастье, смысле жизни, вере. Возможно, вы удивитесь, но школьники любят пофилософствовать, и я с радостью даю им эту возможность. Наблюдая за их творчеством, сама заражаюсь этой страстью, многому учусь, поражаюсь их немного детскому, но очень мудрому восприятию реальности.

Закончить выступление о своей профессии и собственном видении педагогической деятельности я хочу словами Николая Васильевича Гоголя: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». И прочитать четверостишие Льва Болеславского:

«Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят,

– Он из души их достает».

Спасибо за внимание!