Дополнительное образование " Театральный фургон"
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_teatralnyy_furgon_2021-2022.docx | 272.52 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус,
способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Программа составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы начального образования и общего образования. Программа дополнительного образования «Театральный фургон» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
− Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
− Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Целью данного курса является развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации. Логика освоения учебных тем определяется задачами обучающими, развивающими, воспитательными, а именно:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Отличительной особенностью программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Совместная деятельность выстраивается от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Основными формами занятий кружка «Театральный фургон» являются просмотр спектаклей; беседы; тренинги, сюжетно-ролевые игры; игры драматизаций; репетиции и выступления.
Организация и проведение театрализованных представлений не может существовать без творчества, поэтому большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Ученик на практике узнает о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Рабочая программа «Театральный фургон» рассчитана на 2 года обучения. В соответствии с учебным планом дополнительного образования МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой, программа курса рассчитана на 4,5 часа в неделю. Периодичность занятий 3 раза в неделю по 1,5 часа.
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться:
-сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные);
-участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, мини-спектаклях);
-самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений;
- участие в школьных мероприятиях с театральными постановками, миниатюрами;
-оформление портфолио объединения дополнительно образования «Театральный фургон».
II. Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу.
Режим и план работы творческого объединения. Техника безопасности.
Раздел 2.История театра.
Теория: Общественно-воспитательная роль театра. Особенности театрального искусства
сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры театральной драматургии.
Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиями с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки Заочная экскурсия по современному театральному зданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно- иллюстративный.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
Раздел 3. Театральный образ актёра
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: объяснительно – иллюстративный
Форма подведения итогов: Этюды.
Раздел 4 Технология работы над спектаклем
Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления.
Практическая работа: Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Раздел 5.Сценическая деятельность
Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Форма подведения итогов: анализ пьес
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы. Темы и содержание занятий. | Количество учебных часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием данной программы. | 1,5 | 02.09 |
2 | Театральная игра «С чего начинается театр?» | 1,5 | 03.09 |
3 | Эволюция театра. Знакомство с театром как видом искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр | 1,5 | 06.09 |
4 | Современная драматургия. Литературное наследие. Место театра в жизни общества. | 1,5 | 09.09 |
5 | Беседы о выдающихся мастерах художественного слова, поэтах, писателях. | 1,5 | 10.09 |
6 | Заочная экскурсия по современному театральному зданию. | 1,5 | 13.09 |
7 | Просмотр видео-спектакля. Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля. | 1,5 | 16.09 |
8 | Создатели спектакля. Актёр и режиссер Афиша к спектаклю. Показ спектакля. | 1,5 | 17.09 |
9 | Игры на развитие артистических способностей. Игра «Мы – артисты», театрализованные игры. | 1,5 | 20.09 |
10 | Ритмопластика. | 1,5 | 23.09 |
11 | Учебные театральные миниатюры. Сценическая речь | 1,5 | 24.09 |
12 | Игры на развитие артистических способностей. Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп». | 1,5 | 30.09 |
13 | Бутафория - бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. Драматург в театре. | 1,5 | 01.10 |
14 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. | 1,5 | 04.10 |
15 | Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки «Маша и медведи». | 1,5 | 07.10 |
16 | Репетиция сказки «Маша и медведи» Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми. | 1,5 | 08.10 |
17 | Репетиция сказки «Маша и медведи». Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом | 1,5 | 11.10 |
18 | Прочтение сценки «У врача». Обсуждение сценки. Распределение ролей сценки «У врача» | 1,5 | 14.10 |
19 | Репетиция сценки «У врача» | 1,5 | 15.10 |
20 | Репетиция сценки «У врача» | 1,5 | 18.10 |
21 | Игры на развитие артистических способностей. | 1,5 | 21.10 |
22 | Инсценировка веселых стихов детских поэтов. | 1,5 | 22.10 |
23 | Инсценировка веселых стихов детских поэтов. | 1,5 | 25.10 |
24 | Конкурс чтецов. Стихи о школьной жизни. | 1,5 | 28.10 |
25 | Искусство декламации. | 1,5 | 29.10 |
26 | Мастерство актёра. | 1,5 | 01.11 |
27 | Пластика. | 1,5 | 04.11 |
28 | Инсценирование сказки « Гуси – лебеди» | 1,5 | 05.11 |
29 | Инсценирование сказки « Гуси – лебеди». Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. | 1,5 | 08.11 |
30 | Инсценирование сказки « Гуси – лебеди» | 1,5 | 11.11 |
31 | Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского | 1,5 | 12.11 |
32 | Выразительное чтение стихов русских поэтов | 1,5 | 15.11 |
33 | Культура и техника речи | 1,5 | 18.11 |
34 | Культура и техника речи. Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». | 1,5 | 19.11 |
35 36 | Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». | 3 | 22.11 25.11 |
37 | Играем в рифмы | 1,5 | 26.11 |
38-40 | Инсценирование сказки « Дело мастера боится» | 4,5 | 29.11 02.12 03.12 |
41 | Прочтение новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!" Обсуждение сценария. Распределение ролей музыкального спектакля "Снегу намело!" | 1,5 | 06.12 |
42 | Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!" | 1,5 | 09.12 |
43 | Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!" | 1,5 | 10.12 |
44 | Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!" | 1,5 | 13.12 |
45 | Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье» | 1,5 | 16.12 |
46 | Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье» | 1,5 | 17.12 |
47 | Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье» | 1,5 | 20.12 |
48 | Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье» | 1,5 | 23.12 |
49 | Рождество | 1,5 | 24.12 |
50-52 | Разыгрывание этюдов | 4,5 | 27.12 10.01 13.01 |
53 | Сценическая речь. | 1,5 | 15.01 |
54 | Сценическая речь. | 1,5 | 17.01 |
55 | Мастерство актёра. | 1,5 | 20.01 |
56 | Играем в сказку. | 1,5 | 21.01 |
57 | Играем в сказку. | 1,5 | 24.01 |
58 | Играем в сказку. | 1,5 | 27.01 |
59 | Выступление перед учениками 1-2 классов | 1,5 | 28.01 |
60 | Изображение различных эмоций: страх, восторг, гнев | 1,5 | 31.01 |
61 | Изображение различных эмоций: удовольствие, тоска | 1,5 | 03.02 |
62 | Изображение различных эмоций: радость, грусть, любовь | 1,5 | 04.02 |
63 | Игровой урок. Упражнение в интонировании диалогов. | 1,5 | 07.02 |
64 | Театральная игра. Инсценирование сказки С.Я Маршака « Сказка о глупом мышонке» | 1,5 | 10.02 |
65 | Инсценирование сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» | 1,5 | 11.02 |
66 67 68 | Инсценирование сказки С.Я. Маршака « Сказка о глупом мышонке» | 4,5 | 14.02 17.02 18.02 |
69 | Импровизация. Викторина по сказкам | 1,5 | 21.02 |
70 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1,5 | 24.02 |
71 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1,5 | 25.02 |
72 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1,5 | 28.02 |
73 | Выступление перед учениками 1-2 классов | 1,5 | 03.03 |
74 | Чтение стихов о маме | 1,5 | 04.03 |
75 | Чтение стихов о маме | 1,5 | 10.03 |
76 | Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон». Распределение ролей. | 1,5 | 11.03 |
77, 78 | Инсценирование сказки К. Чуковского «Телефон». | 3 | 14.03 17.03 |
79 | Инсценирование сказки К. Чуковского «Телефон». | 1,5 | 18.03 |
80 | Этюд «Знакомство» и «Ссора» | 1,5 | 21.03 |
81 | Этюды «В театре», «Покупка театрального билета» | 1,5 | 24.03 |
82 | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». | 1,5 | 25.03 |
83 | Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». | 1,5 | 28.03 |
84 | Инсценировка веселых стихов детских поэтов | 1,5 | 31.03 |
85 | Инсценировка веселых стихов детских поэтов | 1,5 | 01.04 |
86 | Этюд. Я- продавец. Я-учитель. Я-водитель. | 1,5 | 04.04 |
87 88 | Работа над беспредметными этюдами. | 3 | 07.04 08.04 |
89- 91 | Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. | 4,5 | 11.04 14.04 15.04 |
92 93 | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» | 3 | 18.04 21.04 |
94 | Герои военных лет. | 1,5 | 22.04 |
95 | Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти» | 1,5 | 25.04 |
96 | Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти» | 1,5 | 28.04 |
97-99 | Ко Дню Великой Победы Литературно – музыкальная композиция « Этих дней не смолкнет слава» | 4,5/3 | 29.04 30.04 05.05 |
100 | Выступление перед учениками и родителями | 1,5 | 06.05 |
101 | Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». | 1,5 | 12.05 |
102 | Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | 1,5 | 13.05 |
103-104 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | 3 | 16.05 |
105 | Генеральная репетиция | 1,5 | 19.05 |
106 | Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учащимися). | 1,5 | 20.05 |
107 | Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | 1,5 | 23.05 |
108 | Анализ работы за год. | 1,5 | 23.05 |
Итого | 162 |
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
При реализации программы «Театральный фургон» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты.
Предположительный результат детей:
1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами
хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
2.Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
V. Список литературы
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград: Детская литература, 1986.
2. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации. Сборник. Серия "Дополнительное образование". Волгоград: Учитель, 2009.
3. Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей. М.: Баласс, 2012.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. М.: Просвещение, 1998.
5. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М., 1965.
6. Захава В.Е. Мастерство актера и режиссера. Воспоминания, спектакли и роли. Статьи. М., 1982.
7. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. СПб, 1997.
8. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999
9. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,
сценарии. Серия "Дополнительное образование". Волгоград: Учитель, 2009
10. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970.
11. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. М., 1981.
12. Козлянинова И.П. Сценическая речь. Учебное пособие. М., 1976.
13. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы. Волгоград, 2009.
14. Наш друг театр. ТЮЗ. Л., 1982
15. Русские народные сказки. Росмэн-Пресс, 2012
16.Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство Часть 3. Музыка, театр, кино. М., 1999