Гудникова Светлана Викторовна

Многие отечественные психологи на протяжении многих лет изучают особенности психического развития младших школьников.

Психические способности – это устойчивые свойства отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной психологии.

В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов: специфические и неспецифические.

Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются: ощущение, восприятие, мышление.

Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность: память, внимание, воля, воображение.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль.

 Показателем произвольности служат приемы запоминания.

А. А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения).

А. Н. Леонтьев отмечает, что непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действий восприятия и мышления.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. Так, для детей 7 –8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» и т. д. - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением.  Однако к концу младшего школьного возраста учащиеся при правильном обучении способны перейти к следующей стадии – к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии.

В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже в отделенном от прямых его источников и ставшем абстрактным знанием.

К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. У ребенка и до овладения им системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. Существенное значение в мышлении ребенка приобретают родовые и видовые понятия, которые играют столь значительную роль в классифицирующих отраслях науки (систематика растений, систематика животных и т. д.), и соответствующая форма абстракции. Соответственно оформляются также индукция и дедукция.

Таким образом, учебная деятельность, предъявляющая новые требования к мышлению школьника, становится в младшем школьном возрасте ведущей. В ней формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                    Бабанский, Ю. К.  Педагогика./ Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2008.- С. 82-89.

2.                    Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепина – М.: «Академия», 2003.- С. 89-100.

3.                    Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1967.- С. 33-43.

4.                    Выготский, Л. С. Память т её развитие в детском возрасте / Л. С Выготский.// Лекции по психологии. – М.: Владос, 1999.- 125с.

5.                    Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский.// Вопросы психологии, 1972 - №2. – С. 114-124.

6.                    Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика/ C. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: АСТ, 2001.- 303с.

7.                    Дубровина И. В., Андреева А. Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /И. В. Дубровина, А. Д. Андреева.– М.. 2002.- С. 48-63.

8.                    Кулагин, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагин, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 309с.

9.                    Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1972.- С.12-38.

 

Особенности памяти и мышления детей раннего школьного          возраста.

Добавить запись

Защита от спам-роботов