Образовательные технологии в детском саду
Образовательные технологии в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
месяц | Познавательно – исследовательская деятельности | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал |
сентябрь | Куда тянутся корни? (исследование + опыт) | Проблемная ситуация Наблюдение Рассматривание Беседа | Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Познавательное развитие | Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. |
сентябрь | Какие корни у растений тундры? (опыты) | Моделирование Опыт Наблюдение Рисование | Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. | Познавательное развитие Художественно - эстетическое развитие | Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости. Листы белой бумаги, карандаши. |
октябрь | Как появились острова, материки. (исследование) | Моделирование Проблемная ситуация Наблюдение Опыт | Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний | Познавательное развитие | Емкость с почвой, камешками, залитая водой |
октябрь | Изобретаем прибор для вскапывания почвы. (исследование) | Проблемная ситуация, Рассматривание Беседа Моделирование | Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. | Познавательное развитие Художественно - эстетическое развитие | Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры. |
ноябрь | «Растущие малютки» (исследование) | Моделирование Наблюдение Рисование Экспериментирование | Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познавательное развитие | Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы. Карандаши, тетради. |
ноябрь | Свечка в банке. (опыт) | Проблемная ситуация Опыт Наблюдение | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара. | Познавательное развитие | Свеча, банка, бутылка с обрезным дном. |
декабрь | Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу? (исследование) | Опыт Моделирование Проблемные ситуации Создание макета «Пустыня» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны) | Познавательное развитие | Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета. |
декабрь | Почемучкины вопросы. (опыты) | Моделирование Конструирование Опыт Беседа | Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло. | Познавательное развитие | Папиросная бумага, подставка с иглой. |
январь | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | Познавательное развитие | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
февраль | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования. | Познавательное развитие | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости |
февраль | Зеленые витамины для птиц. (эксперимент) | Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации. | Систематизировать представления о птицах; Закрепить знания об особенностях зимующих птиц; Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста. | Познавательное развитие | Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли. |
март | Почему растаяла избушка лисы? (опыт со льдом) | Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки. | Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни. | Познавательное развитие | Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон. |
март | Земля – магнит (опыт) | Моделирование Игровая ситуация Проблемная ситуация Беседа | Выявить действие магнитных сил. | Познавательное развитие | Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки. |
апрель | Почему в пустыне мало воды? (исследование) | Рассматривание карты Эксперимент Беседа | Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли. | Познавательное развитие | Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина. |
апрель | Быстрые растения. (исследование) | Труд в уголке природы Наблюдение Беседа | Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. | Познавательное развитие | Луковицы тюльпанов, почва. |
май | Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
познавательно – исследовательской деятельности
в средней группе
месяц | Познавательно – исследовательская деятельность | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал |
сентябрь | Цветочная клумба. (наблюдение) | Проблемная ситуация Беседа наблюдение | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Познавательное развитие | Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода. |
сентябрь | Такие разные фрукты и овощи (исследование) | Проблемная ситуация Дидактические игры Моделирование Рассматривание | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Познавательное развитие | Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. |
октябрь | Почему птицы могут летать? (исследование) | Рассматривание Беседа Моделирование Чтение познавательной литературы | Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Познавательное развитие | Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных. |
октябрь | Сыпучие барханы. (рассматривание + опыт) | Проблемная ситуация Рассматривание Опыт | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Познавательное развитие | Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
ноябрь | Как звери меняют шубку? (исследование) | Беседа Проблемная ситуация Рассматривание | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познавательное развитие | Кусочки меха (старого), кора деревьев. |
ноябрь | «Воздух – невидимка. (опыты) | Проблемная ситуация Беседа Опыты | Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах. | Познавательное развитие | Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина. |
декабрь | Зачем зайчику другая шубка? (исследование) | Проблемная ситуация Беседа Экспериментирование Рисование | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
декабрь | Пузырьки – спасатели» (наблюдение + опыт) | Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыты | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Познавательное развитие | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. |
январь | Цветные льдинки. (исследование + опыт) | Рассматривание Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | Познавательное развитие | Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки. |
февраль | Домашние и дикие животные. (рассматривание + исследование) | Проблемные ситуации Чтение художественной литературы Рассматривание | Уточнить с детьми признаки домашних животных. | Познавательное развитие | Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме» |
февраль | Снег и лед. (опыт) | Моделирование Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт | Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность , текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Познавательное развитие | Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки. |
март | Кто живет в воде? (рассматривание + эксперимент) | Рассматривание иллюстраций Проблемная ситуация Эксперимент | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Познавательное развитие | Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки ( внутри груз, чтобы держались в воде). |
март | «Волшебная рукавичка». (опыты) | Проблемная ситуация Рассматривание Опыты | Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Познавательное развитие | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
апрель | Из чего птицы строят гнезда? (экскурсия + исследование) | Целевая прогулка, Наблюдение, речевые ситуации, рисование. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.
|
апрель | Где будут первые проталинки? (исследование) | Наблюдение, целевые прогулки, рисование | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие | Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона. |
май | Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема Цель опыта или эксперимента | Описание | Вывод |
Сентябрь 2 неделя Тема: «Вода и её свойства» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Сосуды разной формы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Стаканы с водой, краска гуашь разного цвета |
В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? | Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено. |
Сентябрь 4 неделя Тема: «Вода и её свойства» Эксперимент «Фильтрование воды» Цель: дать детям представление об очистке воды. Материалы и оборудование: два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, стакан, воронка. | Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут? Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты), чтобы она стала чистой. - А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов. | Прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды. |
Октябрь 2 неделя Тема: «Воздух» Свойства воздуха Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. Опыты по обнаружению воздуха Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Октябрь 4 неделя Опыт «Почему появляется ветер» Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Материалы и оборудование: полоски бумаги. «Опыт Вертушка» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: вертушка, материал для её изготовления на каждого ребенка – бумага, ножницы, палочки, гвоздики. |
Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом.
Зажечь свечу и подуть на нее.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой.
Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги).
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Взрослый предлагает детям изготовить вертушку, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. | Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе. Если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «сильный ветер», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха. Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). |
Ноябрь 2 неделя Тема: «Стекло» Эксперимент «Необычные кораблики» Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Материал и оборудование: две стеклянные бутылки, пробка, ванночка с водой, салфетка. | Ты плыви кораблик, по речке, ручейку, Ты вези кораблик песенку мою. - Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? - Хотите, чтобы они стали корабликами? 1. Опустить одну бутылку на воду. Что с ней происходит? (Постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет) 2. Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погружают её в воду. Почему она всплывает? | Легкая бутылочка может плавать, а тяжёлая нет |
Ноябрь 4 неделя Тема: «Мыло и её свойства» Эксперимент «Мыло-фокусник» Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материалы и оборудование: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани. | - Хотите поиграть с мылом? Дети трогают и нюхают мыло. (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду. (Тёплая, прозрачная) Делают быстрые движения руками в воде. - Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. - Что происходит? (В воде появилась пена) Играют с пеной. Набирают в ладони воды и дуют. (В воде появляются большие пузыри) Опускают в воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. Что происходит? (Из трубочки появляются пузыри) Вывод: мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть. | Мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть. |
Декабрь 2 неделя «Измерительные приборы» Эксперимент «Температура. Как согреть руки», «Термометр» Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла). . Познакомить детей с термометром и уличным градусником, выяснить от чего зависят их показания. Материалы и оборудование: варежки тонкие и толсты, термометр, градусник Декабрь 4 неделя Эксперимент «Чудесный мешочек» Цель: научить определять температуру веществ и предметов. Материалы и оборудование: предметы из металла, дерева, мешочек. |
Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно). Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны? (Из железа) Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева. Взрослый предлагает подержать предметы в руках. - Каким они стал? Если предметы долго держать на улице, то предметы, из какого материала станут холоднее? | Предметы могут согреваться при трении и движении. Предметы из металла холоднее, чем деревянные. |
Январь 4 неделя Тема: «Свет, тень» Опыт №1 «Передача солнечного зайчика» Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Материалы и оборудование: зеркала. |
Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (Солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы. | |
Февраль 2 неделя Тема: «Магнит» Цель: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Опыт №1 «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материалы и оборудование: тазик с водой железные предметы.
Февраль 4 неделя Опыт №2 «Магнитный театр» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей); развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. Материалы и оборудование: магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей). | - Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом? После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Детям предлагается подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита. После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: рисуют и вырезают;− делают аппликацию;− изготовляют способом оригами и др.− | Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой. В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны). |
Март 2 неделя Опыт №2 «Разноцветные огоньки» Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. Материалы и оборудование: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования. Март 4 неделя
Опыт «Теневой театр» Цель: учить определять и сравнивать, при каких условиях образуется чёткая тень. Материалы и оборудование: настольная лампа, ватман, игрушки. |
Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Закрепить источник света так, чтобы на листе ватмана чётко обозначилась тень. Дети по своему желанию и по показу воспитателя играют и экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов, разыгрывая мини-спектакли. | Свет можно многократно отразить, увидеть его там, где его не должно быть; солнечный луч можно разделить на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран); свет движется по прямой линии; когда что-либо преграждает путь световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень. |
Апрель 2 неделя Тема: «Природные явления» Цель: развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Апрель 4 неделя
Тема: «Наша Земля» Цель: познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле; развивать представления о многообразии природных сообществ; воспитывать бережное отношение к природе, животным. Опыт №1 «Земля – магнит» Цель: выявить действия магнитных сил Земли обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы. Материалы и оборудование: шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло. | Презентации о природных явлениях, подготовленных детьми совместно с родителями Презентации Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане. | Земля – большой магнит. |
Май 2 неделя Опыт №2 «День и ночь» Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь. Материалы и оборудование: фонарик, глобус. Май 4 неделя Тема: «Солнечная система» Опыт №1 « Солнечная система» Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца. Материалы и оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков. |
Создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом. Представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. Вывод: если Солнце не будет двигаться, вся система распадётся, и не будет действовать это вечное движение. Опыт №2 «Солнце и Земля» Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли. Материалы и оборудование: большой мяч и бусина. Описание. Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. - Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину. |
Благодаря вращению планеты Земля вокруг своей оси, наступает ночь и день. Солнце – большая звезда |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей
в средней группе
Сентябрь
Тема: «Человек. Звук и слух»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.
Тема «Человек. Звук и слух»
Беседа- игра: «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
На прогулке:
Игра: «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка
Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.
Опыт: «Какая бывает земля?»
Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
Материал: совочки, формочки, вода.
Октябрь
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Волшебная водица»
Цель:Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.
Опыт: «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.
На прогулке:
Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи
Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество. Камни»
Занятие: «Домики для камешков»
Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях
Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»
Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)
Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Опыт: «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.
Ноябрь
Тема: «Измерение.Вес»
Занятие: «Зачем нужны весы?»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.
Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.
Тема: «Вещество. Бумага»
Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.
Опыт: «Волшебное сито»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.
Декабрь
Тема: «Вещество. Резина»
Занятие: «На чем полетят человечки?»
Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»
Занятие: «Почему дерево плавает?»
Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.
Беседа: «Приключение карандаша»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.
Январь
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Разноцветные шарики»
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)
Занятие: «Свет вокруг нас»
Опыты: «Волшебный луч», «Тень»
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.
Опыт: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.
Тема: «Вещество.Жидкость. Вода и ее свойства»
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Февраль:
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.
Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Опыт: «Взаимодействие воды и снега»
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки
Март
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Где спрятался воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?»
Цель:Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.
Тема: «Движение. Инерция»
Занятие: «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.
Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.
Наблюдение за черепахой
Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.
Материал: живая черепаха
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.
Материал: емкости с водой и снегом
Апрель
Тема: «Растительный и животный мир»
Занятие: «Посадим фасоль»
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.
Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)
Тема: «Вещество. Ткань»
Занятие: «Такая разная ткань»
Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.
Опыт: «Тепло-холодно».
Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.
Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой
Май
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Курочка Ряба»
Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.
Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Незнайкин клад»
Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)
Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.
Опыт: «Испарение воды»
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.
Материал: блюдце, вода, мокрая ткань
Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»
Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.
Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.
На прогулке:
Наблюдение за насекомыми. «Где живут насекомые?»