Образовательные проекты

Гарнатка Анастасия Александровна

Проектная деятельность с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в дошкольном образовательном учреждении предусматривает тесное взаимодействие воспитателя, ребёнка и учителя-логопеда на всех этапах работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №52

«САМОЛЁТИК»

Проект

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

C:\Users\User\Desktop\picture.jpg

Автор разработки:

учитель-логопед

Гарнатка А.А

Нижневартовск

2022

Аннотация проекта.

Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.

Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.

Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

   

Паспорт проекта.

Тема проекта

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Срок проекта:

долгосрочный

Участники проекта:

воспитатели группы, дети, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Цель проекта

Формирование у дошкольников

уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории.

Задачи проекта

1.Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

 2.  Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне.

3.  Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей. Интереса и уважения к славной жизни наших предков

4.  Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

5.Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6.Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества

Сроки реализации проекта

октябрь-декабрь  

Руководитель проекта

воспитатели группы

Ожидаемые результаты проекта

Дети имеют представление о былинах, как жанре народного творчества

Знают названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина.

Умеют находить причинно-следственные связи, развивать мышление, речь.

Оформлена книга самостоятельно придуманых сказок  о Богатырях.

Содержание работы

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

· Вызвать у детей интерес к проекту.

· Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.

· Сбор дидактического и методического материала.

· Подбор аудио и видео материалов.

· Создание предметно-развивающей среды.

· Разработка плана работы по реализации проекта.

· Привлечение родителей к проекту: оформление книг о богатырей, изготовление костюмов богатырей, участие в вечере развлечение «Богатырская наша сила».

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ

1.Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по данной теме.

2.Беседы: «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской», «Россия и ее защитники», «Кто защищал нашу Русь в древние времена?», «Богатыри нашего времени», «Былины – кладезь народной мудрости».

3.  Дидактические игры: « Четвертый лишний», «Меморина», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Было, не было», «Славянская семья родство и занятия», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел», «Что может пригодиться в бою богатырю».

4.  Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря», «Богатыри охраняют русскую землю», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Защитники земли русской»

5.  Рисование: «Портрет богатыря», раскраски, «Змей Горыныч», «Богатырь на коне», «Бой богатыря со змеем».

6. Лепка: «Богатырский конь», «Богатырь».

7.  Аппликация: «Щит богатыря», «Шлем богатыря», «Сторожевая башня».

8.Подвижные игры: «Пустое место», «Не попадись», «Меткий стрелок», «Перетяни канат», «Поймай хвост».

9.Чтение художественной литературы: Мифы русского народа, Е.А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской», «Илья Муромец и Соловей разбойник», сказки и былины о русских богатырях, Н.А. Гурьева «Моя родина – Россия», О.В. Колпакова «Славяне», энциклопедии, «Защитники Отечества» школа семи гномов, Г. Шторм «На поле Куликовом», словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений.

 Слушание музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, М.Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата», пение «Наша Родина сильна», музыкальные отрывки из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальные отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)

10. Рассматривание картин: ««Богатыри» В. М. Васнецова, «Три богатыря» Васнецов, «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов, «Илья Муромец» Рерих, «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь)

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Оформление выставки «Не перевелись богатыри на земле русской».

2. Изготовление афиши к вечеру развлечению «Богатырская наша сила».

3. Вечер развлечения «Богатырская наша сила».

4. Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему: «Богатыри Земли Русской».

5. Составление совместно с детьми и родителями сказку о богатырях.

6. Презентация проекта для детей и родителей.

Используемая литература:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  2. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина.  Издательский дом «Истоки»,  2014.  
  3. Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе  дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Издательский дом «Истоки», 2014
  4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.  
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие.   – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Основные интернет-ресурсы:

1. http://www.wikipedia.ru/ - сетевая библиотека;

2. http://google.com/ - сетевой ресурс.

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8 – википедия о богатырях

4. http://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html - художественные тексты былин

5. http://nsportal.ru/polezhaeva-yuliya-aleksandrovna - личный сайт педагога Полежаева Ю.А.    

6.http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14147/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D   1%80%D0%B8 – энциклопедический словарь о богатырях

7.http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/03/02/stsenariy-fizkulturnogo-razvlecheniya-dlya-detey-starshego

8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/18/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-bogatyri-zemli-russkoy

9. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-bogatiri-zemli-russkoy-1062627.html



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД № 52 «САМОЛЁТИК»

ПРОЕКТ

«Алгоритмика, как средство  формирования пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжёлыми нарушениями речи»

Подготовила:

учитель-логопед

Гарнатка А.А.

Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

4 стр.

Актуальность

7 стр.

Обоснование разработки проекта

8 стр .

Цели и задачи

9 стр.

Планируемые результаты

10 стр.

Направление реализации

11 стр.

Основное  содержание

11 стр.

Этапы реализации проекта

15 стр.

Итоги реализации проекта

17 стр.

Литература и информационные ресурсы

18 стр.

Приложения

19 стр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

проекта

«Алгоритмика, как средство  формирования пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Территория

город Нижневартовск

Учреждение-исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52  «Самолётик»

Юридический адрес

Учреждения

628624, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск  ул. Ханты-Мансийская, дом 35а

Электронная почта: samoletik@mail. ru

Телефон

8 (3466)49-15-11

Разработчик

проекта

учитель-логопед  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Самолётик» Гарнатка Анастасия Александровна.

Нормативно-правовые документы

федерального и регионального уровня

- статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и

развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»;

- ФГОС ДО определили единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов;

-акт  регулирующим процесс образования детей с ОВЗ и инвалидностью, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий создавать условия для получения без дискриминации качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет, в том числе возможность для самореализации и развития талантов,а также достойный, эффективный труд каждого;

- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственногот кризиса современного российского общества;

- программама: «Развитие образования города Нижневартовска на 2015–2020 годы»;

- программама «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2016-2020 годы»;

- государственная  программа  ХМАО-Югры «Развитие образования» на 2019-2025 и на период до 2030 года.

Цель

проекта  

формирование  пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами технологии «Алгоритмика».

Задачи проекта

-создать условия для педагогический  поддержки сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);

-исследовать уровень сформированности пространственных представлений  у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи;

-расширять пространственные представления детей с тяжелыми нарушениями речи средствами технологии «Алгоритмика»;

ормировать и развивать навык словообразования, расширить запас активного и пассивного словаря;

азвивать умения определять пространственные отношения символов, предметов размещенных на схеме или игровом поле;

-развивать умения работать в команде;

оспитывать самостоятельность, инициативность, стремление к достижению цели в деятельности.

Вид  проекта

долгосрочный.

Участники проекта

учитель-логопед, воспитатели, родители и воспитанники 6 -8 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Сроки реализации проекта

1 год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня перед современным педагогом  стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала.
      Работая  
с детьми имеющими  тяжелые нарушения речи (ТНР) и  стойкие специфические нарушения в формировании всех компонентов речевой функциональной системы, я использую модель  взаимодействия:

- «учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» (педагогическая и психологическая поддержка ребенка, создание условий для реализации  индивидуального образовательного маршрута, повышение мотивации к учебному процессу и улучшение результатов, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в дошкольном  коллективе, воспитание самостоятельности, инициативности, стремление к достижению цели в деятельности.)

Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у ребенка с тяжелыми нарушениями речи,  повышение мотивации к обучению  и улучшение  результатов, разносторонняя поддержка ребенка  с особыми образовательными или социальными потребностями либо помощь в адаптации к новым условиям обучения.

              Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь, поэтому педагоги обновляют и добавляют новые приемы и технологии в образовательный процесс. Одной из таких технологий является «Алгоритмика», с помощью, которой можно формировать пространственные представления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  

         У детей  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) снижена ориентировочная деятельность: ориентировка в схеме собственного тела, определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделирование пространственного расположения предметов, определение направления движения, ориентировка на листе бумаге.

 Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные пространственные представления ребенка влияют  на его  интеллектуальное развитие. К концу дошкольного возраста это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Проблема пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что формирование первичных

представлений о пространстве должно обязательно включаться в содержание

образовательной программы.

     Изучением вопросов развития восприятия и формирования пространственной

ориентировки занимались многие психологи и педагоги – исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко Е.Ф, Н.Я. Семаго, М. М. Семаго, А.М. Леушина,Е.И. Щербакова, и др.).

    Несформированность пространственных представлений проявляется в   различных сферах деятельности ребенка в школе:

При обучении письму – в зеркальном написании букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании и/или написании.

При обучении чтению – замедлении беглого чтения, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логических конструкций.

В математике – в ошибочном написании цифр  (не может запомнить, например, как пишется та или иная цифра), в перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел под диктовку, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду  (как правило, это выражается в сложностях обратного счета), глазомерных ошибках неумении расположить симметрично записи примеров в тетради.

В рисовании – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях в рисунке; трудности в соблюдении пропорций.

При выполнении двигательных упражнений – сложности при правильном выполнении движений под команду (вправо/влево, ориентировка, вверх/вниз), трудности переключения с одного направления движения на другое.

              Развитие пространственных представлений для детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью «Алгоритмики» осуществляется как составная часть занятия или путём включения в занятие отдельных её приёмов. На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются задания, упражнения, игры по формированию пространственных представлений что, является профилактикой— дисграфии и дислексии.

Цель проекта: формирование  пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами технологии «Алгоритмика».

Для достижения намеченной цели, необходимо решить следующие задачи:

-создать условия для педагогический  поддержки сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);

-исследовать уровень сформированности пространственных представлений  у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи;

-расширять пространственные представления детей с тяжелыми нарушениями речи средствами технологии «Алгоритмика»;

-формировать и развивать навык словообразования, расширить запас активного и пассивного словаря;

-развивать умения определять пространственные отношения символов, предметов размещенных на схеме или игровом поле;

-развивать умения работать в команде;

-воспитывать самостоятельность, инициативность, стремление к достижению цели в деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

-  созданы  условия для педагогический  поддержки сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);

- исследован  уровень сформированности пространственных представлений  у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи;

- сформированы  пространственные представления детей с тяжелыми нарушениями речи средствами технологии «Алгоритмика»;

- сформирован  навык словообразования, расширить запас активного и пассивного словаря;

- у ребенка развивито  умение определять пространственные отношения символов, предметов размещенных на схеме или игровом поле;

- у ребенка развивато  умение  работать в команде;

- ребенок проявляет  самостоятельность, инициативность, стремление к достижению цели в деятельности.

Новизна

Новизна заключается в том, что «Алгоритмика» впервые применяется, как средство формирования пространственных представлений и внедряется в образовательный процесс с детьми 6-8 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

               Технологию «Алгоритмика» можно использовать в реализации ООД, в формировании пространственных представлений, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. Такие задания, повышают инициативность, самостоятельность, развивают воображение, логическое и творческое мышление. У детей с тяжелыми нарушениями речи   познавательная и коммуникативная деятельность.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.Создание учебно-методического пособия: рабочая тетрадь для индивидуальных работы «Веселая алгоритмика» по формированию пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи.

2. Создание предметно-развивающей среды для реализации задач образования по формированию пространственных представлений в ДОУ.

3.  Нетворкинг  (педагогическая и социальная   деятельность, направленная на то, чтобы с помощью родителей  и педагогов  максимально быстро и эффективно решать задачи по формированию  пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами  технологии «Алгоритмика».

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

      В дошкольном возрасте процесс формирования пространственных представлений является наиболее сложным, так как данная  категория представляет собой абстрактное понятие. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве.

             Коррекционную работу по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо реализовывать следующими этапами:

 1. Развитие соматогностических, тактильных, кинестетических процессов. (от 1,6 г до 3 лет).

 2. Формирование представлений о «схеме собственного тела». (3 года)

 3. Ориентация в трёхмерном пространстве. ( от 4лет  до 5 лет)

 4. Ориентация в двухмерном пространстве. ( от 5 до 8 лет)

             В дошкольной педагогике и детской психологии доказан потенциал знаково-символической деятельности в развитии пространственных представлений, наглядно-образного мышления, познавательных интересов, творческих способностей детей. Именно поэтому технология «Алгоритмика» является наиболее перспективной в формировании пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи.

             Что такое «Алгоритмика»? Это технология, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм в свою очередь, это нескольких связанных между собой действий – движений (право, лево, вперед, назад), направленных на решение поставленной цели. Составление алгоритма проводится в игре, что приводит к повышенному интересу ребенка дойти до поставленной цели.

Компоненты составления алгоритма :

• постановка цели, выделение проблемы;

• определение исходной ситуации, исходных данных;

• установление последовательности действий, шагов по ее выполнению;

• достижение требуемого результата путем выполнения установленной последовательности действий.

Формы организации работы по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами технологии «Алгоритмика»

 

Принципы реализации проекта

Принцип систематичности. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному»).

Принцип доступности и посильности реализуется в подаче учебного материала небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям детей.

Принцип активности. Этот принцип предполагает самостоятельное и творческое выполнение детьми заданий.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем образовательной работы.

               Для исследования уровня сформированности пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи нами были подобраны диагностические материалы Семаго Н. Я., Семаго М. М.

 (Приложение 1)

 Полученные данные диагностики по выявлению уровня сформированности пространственных представлений  у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи, позволяют придерживаться следующих выводов, у большинства детей на начало учебного года   (средней уровень 70 %, 9 детей) наблюдается недостаточно сформированный уровень пространственных представлений, эти дети  допускали  ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога. Низкий уровень выявлен у 4 детей (30%) эти дети не различают ориентировочные характеристики даже после озвучивания их взрослым, ребенок выполняет малую часть задания. Высокий уровень не выявлен. (Приложение 2)

Анкетирование родителей (Приложение 3) и педагогов (приложение 4) ДОУ показало заинтересованность данной темой, потребность в проведении мастер-класса по формированию пространственных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи средствами технологии «Алгоритмика».

       

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

             Реализация проекта по формированию пространственных представлений у детей 6-8 лет с ТНР средствами технологии «Алгоритмика» осуществлялось в три этапа:

1. Подготовительный этап ( сентябрь 2021 г.) :

-изучение  психолого-педагогической  литературы  по формированию    пространственных представлений у детей  6-8  лет с тяжелыми нарушениями речи;

-проведение диагностики (изучение, выявление, анализ полученных данных о пространственных представлениях детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи);

-подведение результатов диагностики;

-разработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей

воспитанников  для обеспечения целостного педагогического процесса;

-  разработка основных этапов реализации проекта, составление перспективного плана реализации проекта;

- подготовка дидактического, демонстрационного и интерактивного материала.

Ожидаемые результаты   1 этапа:

Разработка  проекта «Алгоритмика, как средство  формирования пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми  нарушениями речи».

2 . Основной (практический) этап (октябрь- апрель 2022г.):

-  реализация перспективного   плана реализации   проекта; (Приложение 5)

-организовать взаимодействие всех участников проекта в рамках его реализации.

Ожидаемые результаты 2 этапа:

 Оптимальное функционирование системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей  по  формированию  пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи. Позитивная динамика  сформированности пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами технологии «Алгоритмика».

3. Заключительный этап ( май 2022г.) :

-проведение повторной диагностики с целью выявления уровня сформированности пространственных представлений, динамики развития ребенка,

- анализ реализации всех этапов проекта;

- анализ деятельности всех участников проекта;

- информирование участников проекта о полученных результатах, представления опыта.

Ожидаемые результаты 3 этапа:

Позитивная динамика  сформированности пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами технологии  «Алгоритмика». Высокая степень  удовлетворенности всех участников проекта.

Перспективы  распространения проекта:

Проект может быть востребован организациями ДОУ города   по совершенствованию образовательно – коррекционной работы направленной на   формирование пространственных представлений у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Проект будет опубликован  на сайте http://logopedgarnatkaaa.tilda.ws, на сайте ДОУ.

Трансляция педагогического опыта на муниципальных мероприятиях.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Данные диагностики на конец учебного года по выявлению уровня сформированности пространственных представлений  у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи, позволяют придерживаться следующих выводов, у  9  детей на начало учебного года   (высокий уровень 70 % ), воспитанники правильно понимают  различные ориентировочные характеристики, с легкостью определяют  пространственное расположение  предмета, отвечают достаточно быстро не задумываясь. Средний  уровень выявлен у 4 детей (30%) наблюдается недостаточно сформированный уровень пространственных представлений, эти дети  допускали  ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога. Низкий уровень отсутсвует. (Приложение 2)

     Таким образом, используя модель наставничества «учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» созданы  сотвествующие условия  для педагогический  поддержки детей с тяжелыми нарушениями речи. Технология «Алгоритмика» позволила  интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Дети стали проявлять инициативу и самостоятельность, проявлять   умение определять пространственные отношения символов, предметов размещенных на схеме или игровом поле. Это позволяет детям принимать участие во Всероссийском  чемпионате между дошкольными образовательными учреждениями  «Соревноватедьная алгоритмика».


                               Литература и информационные ресурсы


1. Дыба, Л. И. Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 40-49.

2. Семаго, Н. Я. «Методика формирования пространственных представле-

ний у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго».— М.: Айрис-пресс, 2007.

3.«Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход», СПб, «Питер Пресс», 2008 г.

4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Диагностика развития зрительно — вербальных функций», М., «Академия», 2020 г.

5.  «Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией», М., «Творческий центр Сфера», 2006 г.

6. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. «Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма», М.,«Аркти»,2007 г.

7. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфий у детей», СПб, «Союз», 2019 г.

8.  Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Елецкая О. В., Горбачевская Н. О. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи», СПб, «Речь», 2018 г.

9.  Новотворцева Н. В. «Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду», СПб, «Каро», 2019 г.

10. Мещерякова Н. П., Жуковская Л. К., Терешкова Е. Б. «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры», Волгоград, «Учитель», 2009 г.

11. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий», М., «Гном и Д», 2021  г.

12.Москаленко В. В. «Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений»,Волгоград,«Учитель»,2009 г.

13. Кушниренко А.Г.., Рогожкина И.Б., Леонов А.Г.»Пиктомир: Пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников); http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2012 09 25.htm 

14. Статья: «Знакомим  дошкольников и младших школьников с азами алгоритмики с помощью систем ПиктоМир и КуМир» (А.Г.Кушниренко, А.Г.Леонов, М.А.Ройтберг).; http://mo-info.ru/images/piktomir kumur/azy algoritmiki.pdf 

15. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б.Кушнеренко А.Г. , Леонов А.Г, Ройтберг М.А. Издательство «Альянс Медиа Стратегия»,2016 г.

16.  www.wiseparents.ru

17. raormail@gmail.com

18. urok@1sept.ru

19. doshkolnik@list.ru

20. ulibka@lbt.yanao.ru

приложение 1

Диагностика пространственных представлений ребенка

Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Диагностируемые параметры

Инструментарий

Критерии оценивания

сформированность представлений о формах, способность произвести их анализ (расчленить фигуры на отдельные составляющие их элементы) и синтезировать в единое целое, умение обозначить формы соответствующим термином. 

Задание 1. Детям предлагается построить по вербальной инструкции геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат — и назвать каждую из них;

Задание 2. Построение более сложных фигур из палочек (домика, двух надстроенных друг на друга ромбов) по памяти. Педагог строит фигуру за ширмой, предъявляет ее ребенку, затем разрушает или закрывает ее, и ребенок должен воссоздать образец по памяти. Обязательно выявляется умение словесно обозначить построенные фигуры.

построение фигур по вербальной инструкции: 

2-ребенок правильно выполнил задание, если  допустил ошибки, то исправил их сам;

1-ребенок ошибался при выполнении задания, была необходима помощь взрослого;

0–ребенок не справился с заданием даже с помощью взрослого.

построение фигур по памяти: 

2-ребенок правильно выполнил задание, если  допустил ошибки, то исправил их сам;

1-ребенок ошибался при выполнении задания, была необходима помощь взрослого;

0 –ребенок не справился с заданием даже с помощью взрослого.

ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя.

Задание 1.Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела.

Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Где у тебя находится живот?», «Что у куклы сзади?», «Возьми карандаш в правую руку» и т.д.;

Задание 2. Выявляется знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки.

Ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи флажком вперёд, направо,…», «Пройди направо, повернись и пройди назад,…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т.д.

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

ориентировка по отношению к собственному лицу, ориентировка по отношению к телу в целом, ориентировка относительно собственных рук.

Задание1.Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п. Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь. Виды помощи. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем педагога, а затем, если это не помогло, собственным). Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо педагога или вертикально расположенное изображение лица. Выполняет задание, глядя в зеркало. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо.  

Задание 2. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. 

Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной.  

Инструкция. Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п. Оценка производится при различном положении каждой руки.  

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.  

умения определять пространственные отношения предметов между собой, отражать их в речи; способность словесно обозначать пространственные отношения.

Задание 1. Ребенок по вербальной инструкции педагога перемещает ручку относительно вазы, помещая ее последовательно “в вазу”, “на вазу”, “справа от вазы”, “слева от вазы”, “над вазой”, “перед вазой”, “под вазу”, “за вазу”.  

Задание 2. Манипуляции с предметами совершает педагог в той же последовательности, что и ребенок в предыдущей серии. Ребенок определяет взаиморасположение этих двух предметов и словесно обозначает пространственные отношения между ними.

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, если допустил ошибки, то исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

2-ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, если допустил ошибки, то исправил их сам;

1- ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0-ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Оценка уровня сформированности пространственных представлений ребенка определяется по следующим уровням:

высокий уровень (6б-8б): относятся дети, которые правильно понимали различные ориентировочные характеристики, с легкостью определяли пространственное расположение  предмета, отвечали достаточно быстро не задумываясь;

средний уровень (2б-6б): относятся дети, которые правильно понимали  ориентировочные характеристики, но допускали незначительные ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога;

низкий уровень (0б-2б): относятся дети, которые не различают ориентировочные характеристики даже после озвучивания их взрослым, ребенок не выполняет задание.

приложение 2

Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности пространственных представлений у детей 6-8 лет

 с тяжёлыми нарушениями речи

Диагностика 1 (подготовительный этап )

Имя ребенка

сформированность представлений о формах, способность произвести их анализ (расчленить фигуры на отдельные составляющие их элементы) и синтезировать в единое целое, умение обозначить формы соответствующим термином. 

ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя.

ориентировка по отношению к собственному лицу, ориентировка по отношению к телу в целом, ориентировка относительно собственных рук

умения определять пространственные отношения предметов между собой, отражать их в речи; способность словесно обозначать пространственные отношения.

Итоги

Мила Б

1

2

0

1

4 (с)

Ислам Б

2

2

1

1

5 (с)

Ева Л

1

1

0

0

2(н)

Настя Т

1

2

1

1

5 (с)

Богдан К

1

2

1

1

5(с)

Илья С

1

1

0

1

2 (н)

Саша К

1

1

1

1

4(с)

Дарина К

2

2

1

0

5(с)

Божена К

0

1

0

0

1 (н)

Никита Р

1

2

1

1

5(с)

Матвей Г

1

1

1

1

4 ( с)

Саша М

1

2

1

1

5(с)

Коля К

2

2

1

0

5( н)

        Высокий – о  Средний – 9 детей ( 70 %) Низкий - 4 детей ( 30 %)

Диагностика 2  (заключительный этап )

Имя ребенка

сформированность представлений о формах, способность произвести их анализ (расчленить фигуры на отдельные составляющие их элементы) и синтезировать в единое целое, умение обозначить формы соответствующим термином. 

ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя.

ориентировка по отношению к собственному лицу, ориентировка по отношению к телу в целом, ориентировка относительно собственных рук

умения определять пространственные отношения предметов между собой, отражать их в речи; способность словесно обозначать пространственные отношения.

Итоги

Мила Б

2

2

1

1

6 (в)

Ислам Б

2

2

2

1

7(в)

Ева Л

2

2

1

1

6 (с)

Настя Т

2

2

2

2

8 (в)

Богдан К

2

2

2

1

7(в)

Илья С

2

2

1

1

6(с)

Саша К

2

2

1

1

6(с)

Дарина К

2

2

2

1

7(в)

Божена К

2

2

1

1

6 (с)

Никита Р

2

2

2

1

7(в)

Матвей Г

2

2

2

1

7 (в)

Саша М

2

2

2

1

7(в)

Коля К

2

2

2

2

8(в)

Высокий –  9 ( 70 %)   Средний – 4 детей ( 30 %)  Низкий -0 детей

Полученные данные диагностики заключительного этапа, позволяют придерживаться следующих выводов, у большинства детей  (высокий  уровень 70 %, 9 детей) наблюдается  достаточно  сформированный уровень пространственных представлений, дети  правильно понимали различные ориентировочные характеристики, с легкостью определяли пространственное расположение  предмета, отвечали достаточно быстро не задумываясь.

Средний уровень выявлен у 4 детей  (30% ), дети допускали незначительные ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога. Низкий уровень не выявлен.

приложение 3

Анкета для родителей

« Отношение родителей к процессу формирования  пространственных  представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи »

Просим вас отвечать на вопросы искренне и максимально полно.

1. Как  Вы думаете ,что такое пространственные представления?

_____________________________________________________________________

2.Считаете ли Вы важным формирование пространственного   представления  у детей старшего дошкольного возраста? ____________________________________

3. На что влияет формирование пространственных представлений у дошкольников в обучении?____________________________________________

 4. Беседуете ли Вы с ребенком по поводу его будущего? Какие временные термины вы при этом  используете?

____________________________________________________________________________________                                                                       

5. Можно ли сказать, что в выходные дни режим ребенка дома организован?

Знает ли  ребенок что он   должен  делать в определенное время? ______________________________________________________________

 6 . Есть ли в Вашей семье традиции, связанные с определенными временами года?  Какие?

_____________________________________________________________________

7. В какой форме Вы осуществляете развитие пространственных представлений детей в семье?

- ориентироваться на листе бумаги;

- упражнения на пространственные отношения (влево, направо, вперед, назад и т.д.)

- определять направление от себя;

- обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

- ориентироваться по плану, схеме;

- другое____________________________________________________

Спасибо за ответы!

приложение  4

Анкета для педагогов

« Формирование пространственных представлений

у детей  старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи »

 1.Считаете ли Вы важным компонентом развитие пространственных представлений дошкольников?  Нужное подчеркнуть.

Да                 Нет                   Не знаю

2.  Продолжите фразу : «Ориентировка в пространстве»  является одной из задач познавательного развития дошкольников и актуальной задачей при подготовке ребёнка к ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________


3.Требуется ли системность в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников ?

Да                 Нет                   Не знаю

4.Как вы думаете, с  какого возраста необходимо начинать работу по формированию пространственных представлений у дошкольников ?

__________________________________________________________________

5. Расскажите, где в образовательном процессе   можно использовать приемы формированию пространственных представлений у дошкольников?

__________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

                     приложение  5

Перспективный    план   реализации   проекта с детьми 6-8 лет с ОВЗ  

Лексическая тема

Рабочая тетрадь

Сентябрь

1

Диагностика»  

Диагностика

«Осень»

«Что нам осень подарила?  Овощи-огород»

2

3

стр.2

4

стр.3

Октябрь

5

«Фрукты - сад»

стр.4

6

«Деревья, кустарники, лес»                                                            

стр.5

7

«Дары леса. Грибы, ягоды»

стр.6

8

«Перелетные птицы»                                          

стр.7

Ноябрь          

    9

 «Люди разных народов»                                                                    

стр.8

10

 «Безопасность»                                                  

стр.9

11

«Моя семья, моя родословная»                                          

стр.10

12

«Дикие животные»          

стр.11

13

«Домашние животные»

стр.12

Декабрь

14

«Зима, признаки зимы»                                                                  

стр.13

15

«Зимующие птицы»                                                

стр.14

16

«Домашние птицы »                                    

стр.15

17

«Встречаем новый год»                                                    

стр.16

                                                    Январь                

18

«Зимние забавы.  Зимние виды спорта»            

стр.17

19

«Животные Севера»                

стр.18

20

«Мебель»      

стр.19

                                                 Февраль                      

21

«Одежда, обувь, головные уборы»

стр.20

22

 «Транспорт. Военные профессии»                                                                  

стр.21

23

«День защитника Отечества»                                            

стр.21

24

«Животные жарких стран»                                                                    

стр.22

                                     Март              

25

«Мамин праздник. Женские профессии »                          

стр.23

26

«Моя малая Родина -Нижневартовск»                              

стр.

27

 «К нам весна шагает»                                                          

стр.24

28

«Посуда. Продукты»                                                              

стр.25

Апрель

29

«Если хочешь быть здоровым. Мои помощники»              

стр.

30

 «Космос»                                        

стр.26

31

«Рыбы-обитатели  аквариумов, рек, морей»                                                

стр.27

32

«Инструменты»                    

стр.28

Май  

33

«9 мая -День Победы»                  

стр.29

34

 «Насекомые»                                                          

стр.30

35

«Цветы-комнатные, полевые, садовые»  Диагностика                                                

стр.31

36

Диагностика                                        

Перспективный план реализации проекта  с родителями

Форма работы

Месяц

1

Анкетирование родителей « Отношение родителей к процессу формирования  пространственно  представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  »

Октябрь

2

Мастер-класс «Формирование  пространственных  представлений у детей  6-8  средствами технологии «Алгоритмики » в домашних условиях у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

3

Конкурс для родителей с детьми  «Соревновательная алгоритмика»

Февраль

4

Чек лист «Алгоритмика или я познаю простанство»

Май

Перспективный план реализации проекта  с педагогами

Форма работы

Месяц

1

Анкетирование  педагогов« Формирование пространственных представлений  у детей тяжелыми нарушениями речи  старшего  дошкольного возраста средствами технологии «Алгоритмика» »

Октябрь

2

Мастер-класс «Формирование  пространственных  представлений в у детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи    средствами  технологии  «Алготритмика» » .

Декабрь



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52

«САМОЛЁТИК»

ПРОЕКТ

«Волшебный мир театра»

Авторы разработки:

Гарнатка А.А

г.Нижневартовск

Творческий, групповой

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Продолжительность — долгосрочный (январь-март)

Актуальность:

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально- волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Проблема — Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель — развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 -Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;

 -Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;

-Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

-Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

-Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Развивающие:

- Развивать интонационный строй речи детей;

- Развивать речь детей как средство общения;

- Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;

-Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Воспитательные:

-Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
  • Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • Раскроется творческий потенциал детей;
  • У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Этапы работы над проектом:

1 этап:  Подготовительный

Задачи:

  • Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
  • Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
  • Составить план деятельности для достижения цели;
  • Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

1. Деятельность воспитателя:

- Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта.

- Планирование деятельности.

- Подбор информационных источников для реализации проекта;

- Проведение предварительных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;

-Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления;

- Создание презентации  «Знакомство с театром» .

2. Деятельность детей:

- Чтение художественной литературы (» Кукушка» — немецкая сказка; «Кот, петух и лиса»,  Три поросенка«- сказка в переводе С.Я. Маршака и др).

- Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.

- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики.

- Знакомство детей с искусством театра, его историей и видами.

3. Деятельность родителей:

- Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта.

-Помощь в  изготовлении атрибутов, костюмов .

- Помощь в изготовлении  различных видов театра.

- Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».

2 этап. Основной

Задачи:

  • Развитие монологической речи посредством различных видов театра
  • ( кукольный, игры- драматизации, игры-имитации);
  • Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров;
  • Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек;
  • Формирование интонационной выразительности речи;
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение;
  • Развивать память и фантазию детей.

1.Деятельность воспитателя:

- Организация работы, помощь;

-Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев, работа над сольными номерами.

2. Деятельность детей:

-Разыгрывание разнообразных песен, стихов и сценок (« Медведь»- по стихотворению Г. Виеру ,этюды: «В лесу», «Кот Васька», «Медвежата»

- Игры- имитации и импровизации ( неуклюжий медведь идет к домику, гуси-лебеди летят, маленькая мышка прячется, веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево;

- К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами».

- Элементы сказотерапии: Придумывание начала, середины или окончания произведения ( сказка, рисование)

-  Создание  альбома  « Мы артисты»;

- Разработка и рисование афиши к театрализованной постановке

«Глупый мышонок »;

-  Разыгрывание разнообразных сказок при помощи различных видов кукольного театра: « Колобок», » Репка», «Теремок », «Глупый мышонок».

3. Деятельность родителей:

-Творческая гостиная   «Театр как средство развития речи »

2.Разыгрывание сказки «Колобок»,показ постановки детям.

3 этап. Заключительный

  • Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку;
  • Закреплять умение последовательно излагать мысли. Используя в речи сложноподчиненные предложения;
  • Закрепление представлений детей о театре;
  • Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках.

1.Деятельность воспитателя:

- Организация театрализованного представления «Глупый мышонок»  для воспитанников детского сада;

 - Показ театрализованного представления «Глупый мышонок»  на родительском собрании  в канун празднования Международного женского дня.

-Презентация полученных результатов

2. Деятельность детей:

- Участие в театрализованном представлении «Глупый мышонок»   для воспитанников детского сада;

- Участие в показе театрализованного представления  «Глупый мышонок»  на родительском собрании.

3. Деятельность родителей

- Анализ полученной информации;

- Оценка проведенной работы.

Продукт проектной деятельности:

— Альбом «Мы артисты»;

— Презентация «Знакомство с театром»;

— Театрализованная постановка «Глупый мышонок»;

— Афиша к театрализованной постановке «Глупый мышонок»;

— Презентация проекта.

Список используемой литературы:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой;

2. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. Сада Артемова Л. В.;

3. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дет. Садов Маханева М. Д.;

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» -Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. Е А Антипина, 2009г.;

5. Сценарии с нотным приложением Е. А. Антипина, Москва, » Сфера«, 2010г.


Предварительный просмотр: