проект «Использование театрально- игровой деятельности и логосказок в коррекционной работе с детьми на музыкальных занятиях»
Педагогический проект
«Использование театрально-
игровой деятельности и логосказок в
коррекционной работе с детьми на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель:
Китова Я.А.
2018 год
I. Актуальность
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.
Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.
Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).
II. Методическое обоснование
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка — значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
III. Цель. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостатки развития речи, через использование театральной деятельности и сказкотерапии.
IV. Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
6. Привлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
7. Повысить культурный уровень дошкольников.
V. Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.
VI. Участники проекта.
Музыкальный руководитель Морозова Я.А.
Логопед : Астаева Н.Н.
Рабочая группа: воспитатели старшей и подготовительной групп (для закрепления материала).
VII. Сроки реализации.
В течение учебного года
VIII. Ожидаемые результаты.
Развитие речи дошкольников – логопатов:
• успешное овладение грамотной и связной речью.
• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
• использование образных выражений при пересказе сказок;
• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• усиление интереса к занятиям;
• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;
Повысится культурный уровень дошкольников.
Подготовительный этап.
• Создание рабочей группы.
• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
•Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников.
• Диагностика детей с нарушениями речи.
• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.
• Анкетирование родителей.
• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
• Определение личного вклада каждого участника проекта.
•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации; книги - по развитию театральной деятельности в детском саду.)
• Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы
• Лексико-грамматические категории
• Связанная речь
• Общая и мелкая моторика
Основной этап.
• Показ театрализованных представлений или игр для детей;
Заключительный этап.
- Итоговое мероприятие - показ театрализованного представления для родителей в конце учебного года.
- Анализ достигнутых результатов.
Результативность.
• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Улучшилось звукопроизношение.
• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
• Родители вовлечены в единое пространство «Семья - детский сад».
• Повысился культурный уровень дошкольников.
Выводы.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.
Используемые источники.
Методическое
1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.
2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.
3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.
4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004
6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.
10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
11. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.
12. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.
13. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.
14. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.
Дидактическое
- Планы - конспекты театрализованных игр;
- Консультации для родителей;
- Информационные ресурсы
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности
http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»
http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».
План реализации проекта
Ноябрь
Давайте знакомиться!
Что такое театр? А сказка?
Сказка К.И.Чуковского «Муха - цокотуха»
Декабрь
Игры с воображаемыми объектами.
Загадки без слов.
Январь
Стихотворение – мини – сценка по ролям
«Вежливые слова»
Э. Машковская
Февраль
Сказка – игра по С.Я Маршаку
«Кто колечко найдет»
Март
Рассказ сказки Суетеев «Под грибом»
Апрель
Игра на имитацию движений
«Как варили суп»
Май
Логопедическое развлечение: "Зоопарк"
Приложение 1.
Диагностика развития театральной деятельности детей
Методика № 1. Художественно-речевая активность детей
Цель: Оценить художественно-речевые способности детей, дикцию, эмоциональность, умение точно и последовательно передать смысл сказки.
Методика выполнения: Ребёнку читается сказка «Волк и семеро козлят» и логопед просит пересказать её.
Критерии оценки:
условно высокий уровень – ребёнок пересказывает последовательно-, эмоционально условно средний уровень – ребёнок рассказал без особого интереса по шаблону.
Условно низкий уровень – ребёнок пытался, но не смог пересказать, отказался от выполнения задания.
Методика № 2. Мастерство актёра
Цель: Выявить раскрепощённость, эмоциональность умение перевоплотиться в заранее предложенный образ.
Методика выполнения: Ребёнку предлагается перевоплотиться в его любимую игрушку, а потом попробовать стать куклой и роботом.
Критерии оценки: условно высокий уровень – ребёнок показал внешние особенности образа без закомплексованности условно средний уровень – ребёнок показал со смущением, без конкретных особенностей условно низкий уровень – ребёнок от показа отказался.
Методика № 3. Наполненность театрального словаря.
Цель: В игровой форме выявить сообразительность ребёнка. Методика выполнения: Ребёнок должен знать слова: артист, зритель, аплодисменты, роль, театр, фланелеграф.
Критерии оценки: условно высокий уровень – ребёнок назвал все слова условно средний уровень – ребёнок назвал половина слов условно низкий уровень – ребёнок не назвал ни одного слова.
Приложение 2.
«Веселый зоопарк»
Логопедическое развлечение
Цель: Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.
Задачи:
Образовательные. Закреплять навык правильного произношения звуков (Ш), (Ж) в словах и фразах; учить выразительно читать стихи, стараясь передать образ героев сказки.
Развивающие. Активизировать словесно-логическое мышление, память; развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные. Формировать интерес к занятию, любознательность.
Сценарий развлечения
Под музыку из-за занавеса появляется Язычок (взрослый).
Язычок. Здравствуйте! Меня зовут Язычок. Я принес письмо от животных из зоопарка. Прочитаем его? «Приезжайте к нам в гости в зоопарк. Нам грустно и хочется повеселиться, и поиграть. Мы вас очень ждем». Ну что, хотите навестить зверей в зоопарке? (Ответы).
Звучит фонограмма.
Язычок. На улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко.
Проводится гимнастика для глаз «Солнышко».
Солнышко утром встало,
Солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх,
Посмотрело вниз,
Вправо, влево (соответствующие движения глазами).
Глазками поморгало
И закрыло глазки,
Не хочется солнышку просыпаться.
Пока у детей глаза закрыты, появляется ребенок, исполняющий роль Солнышка, здоровается со зрителями.
Язычок. Посмотрите, какое яркое, красивое Солнышко к нам пожаловало!
Язычок, Солнышко и дети делают массаж лица.
Личико солнце согрело.
Потеплело, потеплело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей).
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись (потянуться руками вверх, улыбнуться).
Язычок. А на чем же мы отправимся в зоопарк? (предложения детей) Весной пригревает солнышко, возвращаются в родные края птицы, просыпаются майские жуки. На них – то я и предлагаю полететь в зоопарк.
Организуется игра «Жучки» (по сигналу муз рук) «День!» дети под быструю музыку бегают по залу, издают звук (Ж); по сигналу «Ночь!» -ложатся на спину, под медленную музыку выполняют упражнение «Велосипед»). После игры занавес раскрывается. На сцене-декорации, изображающие вольеры, а в них дети в костюмах животных.
Язычок. Вот мы и в зоопарке. Кто же нас встречает?
Дети. Животные.
Язычок. Посмотрите, в пруду кто-то сидит, огромный, как гора, и широко открывает рот. Кто же это? (Бегемот)
Язычок. Давайте поиграем с бегемотиком. Проводится упражнение для пальчиков.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот. (Все, о чем говорится в тексте, дети показывают пальцами).
Язычок. Слышу кваканье лягушек.
Лягушки.
Подходите к нам, лягушкам,
Тяните губки прямо к ушкам.
Язычок.
Улыбнулись нам подружки-
Большеглазые лягушки.
Давайте поупражняемся вместе с лягушками.
Артикуляционное упражнение «Лягушки».
Растяните свои губки-
Мы увидим ваши зубки.
Потяните-потяните,
Нисколько не устанете.
Язычок. А теперь изобразим лягушек пальчиками. (выполняют). Молодцы! Посмотрите!
Нас встречает добрый слон,
Длинный хобот тянет он,
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
Слон.
Я водичку набираю
И ребяток поливаю.
Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».
Буду подражать слону-
Губы «хоботом тяну»,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Далее Язычок вместе с детьми пальчиками показывает слона.
Язычок. Полюбовались мы слоном, теперь идем дальше. В этой клетке никого нет, только длинный резиновый шланг шевелится и шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш!». Давайте и мы пошипим: «Ш-ш-ш!». Сначала громко, потом тише.
Змея.
Подражайте вы змее,
С нею будьте на равнее.
Высунем язык и спрячем!
Только так, а не иначе.
Язычок вместе с детьми пальчиками показывает змею (упражнение «Змея»)
Язычок. Молодцы! А теперь отгадайте загадку.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он… жираф.
Жираф.
Я-Жираф! Тяну вверх шею,
От души горжусь я ею.
Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Жираф» и пальчиками показывает жирафа.
Язычок. Слышу цоканье копыт.
1-я зебра. Зебры-резвые лошадки!
Бойко скачут по площадке.
2-я зебра. Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко.
Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Зебра» и пальчиками показывает зебру.
Язычок.
В зоопарке побывали,
Ох, ну как же мы устали!..
Сейчас мы все играть пойдем,
Хорошо мы отдохнем!
Проводит динамическое упражнение: дети произносят слова вместе с Язычком и изображают названных животных.
Язычок.
У жирафа вот так шея!
Зато маленькие ушки.
А змея ползет быстрее,
Чем прыгают лягушки.
Слон-толстяк,
Он слышит все.
Бегемот наш лежебока,
Ест траву,
Глядит он в оба,
Нам кивает головой,
Приглашает нас домой.
Давайте угостим наших новых друзей. (Показывает угощения.) Фрукты для кого? Трава для кого? Мышь для кого? Комар для кого?
Дети отвечают и под музыку вручают угощения животным. Язычок и животные благодарят детей и приглашают еще приходить в зоопарк.
Приложение 3
Сценарий по театрализованной деятельности
для детей логопедической группы
старшего дошкольного возраста
«В гостях у трех медведей»
Цель: обобщение представлений воспитанников о русских народных сказках как итог проекта «В мире сказок».
Задачи: - создать радостное настроение у детей и взрослых;
- развивать интонационную выразительность речи;
- совершенствовать диалогическую речь;
- закреплять умения согласовывать движения и слова;
- развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- продолжать учить взаимодействию в игре при исполнении ролевых действий;
- формировать уважительное, заботливое, доброжелательное отношение к старшим, друг к другу;
- развивать творческие способности, артистичность.
Действующие лица: Ведущий – взрослый.
Дети: Бабушка, Дед, Машенька, Подружки, Друзья, Курочки, Зайчата, Ежики, Лиса, Месяц, Звезды, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка.
Материалы и оборудование: домик, плетень, ведра с коромыслом, пенек с топором, грядка, лейка, скамейка, клубок с нитками, котик, курица, корзинки, грибы, бабочка, цветы, деревья, стол, 3 миски, 3 стула, 3 кровати, ширма, стулья по количеству детей.
Предварительная работа: разучивание ролей и игр с детьми; изготовление костюмов и декораций к спектаклю.
Ведущий выходит в зал под музыку «Песня о сказках», приветствует гостей и приглашает детей.
(Из домика выходят бабка и дед. Звучит русская народная музыка. Дед начинает колоть дрова, а бабка садится на лавку и вяжет.)
Ведущая:
На полянке, на лесной
Стоит домик расписной,
Стоит на самой опушке,
Живут в нем: Машенька, дед и старушка.
Бабка (заглядывая в домик):
Внученька, пора вставать!
По хозяйству помогать!
(Из домика выходит Маша, потягивается. Поливает грядки, поет песенку.)
Песня Маши: (Песня «Жили-были», сл. Ю.Черных, муз. А.Пахмутовой)
Встану рано поутру и в лесок пойду я,
Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!
В лес зеленый побегу – ягод наберу я,
Их в корзинку положу, с ними потанцую!
Бабка:
Маша, внученька, иди,
Во дворе все прибери!
Котенка надо напоить,
Молока ему налить.
(Маша идет и наливает игрушечному котенку молока, гладит его).
Дед (ворчливо):
Куры сели на забор
И ведут там разговор.
Надо кур вернуть во двор…
(Маша идет к курам…)
Куры:
1-я: Может кто-то удивиться,
Что красивые две птицы
Так взлетели высоко –
Было это нелегко…
2-я: Высоко теперь сидим,
Свысока на всех глядим…
Танец – шутка «Сели куры на забор»
Маша:
Кыш - кыш!.. (уходит в дом)
(Входят подружки и друзья.)
Танец друзей.
1-я подружка:
Ну, подруженька, скорей,
Собирайся веселей.
2-я подружка:
В лес зеленый мы пойдем,
Грибов, ягод наберем!
Дед (грозя пальцем):
Ты по сторонам гляди,
От друзей не отходи!
(Маша берет корзинку и уходит с друзьями)
(Подружки, друзья и Маша встают друг за другом и идут в лес, напевая хороводную песню «Как пошли наши подружки»)
Ведущая:
Малину Маша собирала,
От друзей своих отстала…
Глядь она по сторонам,
Только елки тут и там!
(Маша садится на пенек.)
Маша:
Я одна в лесной глуши,
Тихо, тихо, ни души.
Вот и вечер настает,
Кто-то, кажется, идет (прислушивается).
(Появляются зайчата. «Танец зайчат», муз. С Бодренкова)
1-й заяц:
Мы – зайки - побегайки,
Наш домик у ручья!
Мы зайки - побегайки(замечает Машу)…
Ой, девочка, ты чья?
Маша:
Я живу в лесной избушке
С бабушкой и дедом.
За друзьями я в лесок
Побежала следом.
Я малину собирала,
От друзей своих отстала.
Вы по лесу пробегали,
Мою избушку не видали?
2-й заяц:
Там, где тишина лесная,
Стоит избушка расписная.
Мы тебя проводим к ней,
Ну, пойдем, ступай смелей!
Маша:
Проведем сейчас игру,
А потом уже пойду.
Ведущий:
Выходите поскорей, играть всем вместе веселей!
Ὑ Логоритмическая игра:
Дети: - Мы не девочки и мальчики,
А мы – солнечные зайчики.
Солнечные зайчики скачут по дорожке.
Солнечные зайчики, берегите ножки.
Тучка: Если только догоню, всех зайчат защекочу!
( Все «зайчики» прячутся в домике: приседают и делают руками «крышу»)
Ведущий:
Мы все вместе поиграли,
Сказку нашу продолжаем.
(Зайцы показывают дорогу)
Ведущий:
Маша с зайками спешит
И по сторонам глядит. (Маша увидела гриб и остановилась возле него)
Маша много отвлекалась
И одна опять осталась.
( Зайцы убегают. Появляется лиса. Маша прячется за елку. Звучит мелодия «Лиса», муз. Е.Тиличеевой)
Ѱ Песня Лисы.
Лиса:
Не бойся, Машенька, лису, –
Лисятам рыбку я несу (показывает рыбку).
Почему ты без подруг?
Может, заблудилась вдруг?
Маша:
Я живу в лесной избушке
С бабушкой и дедом.
За друзьями я в лесок
Побежала следом.
Я малину собирала,
От друзей своих отстала.
Ты по лесу пробегала,
Мою избушку не видала?
Лиса:
Там, где тишина лесная,
Стоит избушка расписная,
Провожу тебя я к ней,
Ну, пойдем, ступай скорей!
Маша:
Проведем сейчас игру,
А потом уже пойду.
Ведущий:
Выходите поскорей, играть всем вместе веселей!
Ὑ Логоритмическая игра с Лисой:
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась, лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала.
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!
А потом ладошками похлопала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Ведущий:
Мы все вместе поиграли,
Сказку нашу продолжаем.
(Лиса провожает Машу до следующей дороги и убегает).
Ведущий:
Маша с Лисонькой спешит
И по сторонам глядит. (Маша увидела цветок и остановилась возле него)
Снова Маша отвлекалась
И одна опять осталась.
(Появляются Ежики).
1-й Еж:
Я – Ежик симпатичный,
Иголками оброс.
Воспитан я прилично,
Позволь задать вопрос?..
Почему ты без подруг?
Может, заблудилась вдруг?
Маша:
Я живу в лесной избушке
С бабушкой и дедом.
За друзьями я в лесок
Побежала следом.
Я малину собирала,
От друзей своих отстала.
Вы по лесу пробегали,
Мою избушку не видали?
2-й Еж:
Там, где тишина лесная,
Стоит избушка расписная.
Мы тебя проводим к ней,
Ну, пойдем, ступай смелей!
Маша:
Проведем сейчас игру,
А потом уже пойду.
Ведущий:
Выходите поскорей, играть всем вместе веселей!
Ὑ Логоритмическая игра с Ежом:
С барабаном ходит ёжик: Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно: Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ведущий:
Мы все вместе поиграли,
Сказку нашу продолжаем.
(Ежи провожают Машеньку).
Ведущий:
С ежами Машенька спешит
И по сторонам глядит. (Маша увидела ягоды и остановилась)
Снова Маша отвлекалась
И одна опять осталась.
(Ежи уходят, Маша остается одна).
(Выходит Месяц)
Ведущий:
Вот и Месяц появился…
Месяц, Месяц, наш дружок,
Позолоченный рожок,
Подскажи, где Машин дом,
Мы все ищем – не найдем!
Месяц:
Вам дорогу покажу и до дома доведу!
(Звезды выбегают)
Звезды будут нам светить,
Звездный танец заводить!
Звезды (вместе):
На небе мы сияем, и путь всем освещаем!..
Ψ «Танец Звездочек»
(После танца все вместе с Машей уходят за кулисы. Месяц и Маша возвращаются, и идут по тропинке).
Месяц: Вот стоит какой-то дом,
Но никого не видно в нем…
Быть удаче, быть добру,
Ну а я домой пойду…
Маша:
Кто здесь в домике живет?
Кто мне двери отопрет?
(Входит. На столе стоит свеча.)
Ведущий:
Дверь открыта, горит свет,
Только вот хозяев нет.
Маша в домике одна,
Маша очень голодна.
На столе стоят три чаши:
Из одной поела Маша…
(Маша ест из большой чаши.)
Из остальных хлебнула мало,
Маша: - Ох, ну как же я устала.
(Маша встает, роняет стул и идет к кроватям.)
Ведущий:
На большой топчан легла девчушка,
Не понравилась подушка.
(Маша переходит к другой кровати.)
На среднюю легла кровать –
Неудобно ей лежать.
Огонек она задула
(Маша задувает свечу.)
И крепко в маленькой уснула.
(Звучит песня «Колыбельная», сл. С.Свириденко, муз. Р.Паулса.)
Ведущий (прислушиваясь):
Шаги послышались в тиши –
Вот и хозяева пришли.
(Входят три медведя. Звучит мелодия «Медведь», муз. Е.Тиличеевой)
Михаил Потапович (принюхиваясь и прислушиваясь):
У меня отличный нюх,
У меня прекрасный слух!
Кот-то в доме нашем был,
Кто-то здесь и ел и пил…
(подходит к миске и заглядывает в нее).
Кто хлебал из моей чашки
И все выхлебал?
Настасья Петровна:
Кто хлебал из моей чашки?
Мишутка:
Кто хлебал из моей чашки?
(Подходят к стульям).
Михаил Потапович:
Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна:
Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка:
Кто сидел на моем стуле и уронил его?
(Подходят к кроватям).
Михаил Потапович:
Кто лежал в моей постели
И помял ее?
Настасья Петровна:
Кто лежал в моей постели
И помял ее?
Мишутка (испуганно):
Посмотрите, – неужели
Кто-то спит в моей постели?
(Маша просыпается и прячется за кровать).
Маша: Ой, как страшно! Ой-ой-ой!
Михаил Потапович (подходит к ней): Ты не бойся, я не злой!
Настасья Петровна (угощает ее медом):
Вот попробуй мед лесной,
Он душистый и густой.
Мишутка:
Хочешь, будем мы дружить?
Будешь в гости приходить,
Будем вместе кашу есть,
Будем вместе песни петь.
Михаил Потапович:
Позовем мы всех друзей, вместе будет веселей!
Ведущий:
Медведи рады, Маша рада,
Веселись, лесной народ!
Нам сплясать всем вместе надо,
Собирайтесь в хоровод!
(Танец всех участников сказки).