Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку «Личные местоимения»

Малугина Любовь Ильинична

Изучение данного раздела учащимися способствует развитию интереса к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством. В работе представлены упражнения, тесты, которые я использую при изучении личных местоимений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка58.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела

образовательной программы

по русскому языку

«Личные местоимения»

                                                                                         Работу выполнила:

  учитель МОУ Сеченовской СШ

                                                                                          Малугина Л.И.  

                                                                                         

Сеченово – 2016

Содержание

         1.Пояснительная записка---------------------------------------------------3

         2. Цели и задачи раздела----------------------------------------------------5

         3.Ожидаемые результаты---------------------------------------------------6    

         4.  Технология и формы организации  деятельности ----------------7
        5.  Планирование раздела--------------------------------------------------22
        6.  Разработка урока---------------------------------------------------------23
        Список  литературы---------------------------------------------------------28






















                        1.Пояснительная записка
Программа курса русского языка разработана на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики  включает в себя изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объём сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.
Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
Работа по развитию речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей речевой культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что с приходом в школу ученики уже владеют  родным языком. Однако их речь требует совершенствования. Особенно, как показывает практика, с точки зрения употребления в речи местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка. Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др.

Одна из задач изучения раздела «Личные местоимения» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.

Немаловажное значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной и большой темы «Глагол».

          Сознательное усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3-го лица                                              служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их   правописания.








                  2. Цели и задачи раздела
Цель:
развитие  умений заменять имя существительное местоимением соответствующего ему лица и рода, осознанно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Задачи:
1.Формировать представление о местоимении как части речи,
которая не называет предметы, а только указывает на них.
2. Познакомить учащихся с ролью местоимений в нашей речи, развивать их осознанное употребление.
3. Познакомить с особенностями личных местоимений .
4. Дать представление о склонении местоимений 1, 2 и 3-го лица.
5. Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
6.Развивать орфографическую зоркость.
7. Формирование элементарных лингвистических компетенций.
8. Воспитание  интереса к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством.
9. Полноценное  интеллектуальное развитие каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям.
10. Обеспечение необходимой и достаточной грамматической подготовки для дальнейшего обучения.
                     










3. Ожидаемые результаты

К концу обучения по теме «Личные местоимения» учащиеся
должны знать:
личные местоимения, склонение местоимений; предлоги перед местоимениями; правописание местоимений с предлогами;
должны уметь:
распознавать местоимения, определять их число и лицо; писать раздельно местоимения с предлогом; употреблять местоимения
в устной и письменной речи.




















4. Технология и формы организации деятельности
Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы нам приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения? Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Стараюсь создать обстановку сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное выполнение заданий. Я выбираю такие методы и приёмы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).
При изучении темы «Личные местоимения» в основном я использую в своей работе следующие группы методов:
1) Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2) Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
3) Практические методы: устные и письменные упражнения.
При отборе содержания сочетаю и меру трудности, и меру доступности. Стараюсь, чтобы на каждом уроке присутствовала новизна. Также использую и коллективные формы работы: групповая, парная и фронтальная
работа.
Так как развивающая система Л.В.Занкова предполагает самостоятельное добывание знаний учащимися, то ведущим методом в своей работе считаю частично- поисковый. При организации такой работы класс делится на группы, каждая из которых получает задание, затем делаются выводы. Добиваюсь от детей самостоятельности в суждениях, доказательствах.
Я работаю по учебно- методическому комплекту «Система Л.В.Занкова», где ученики знакомятся с личными местоимениями в начале 4 класса.
 Грамматическое своеобразие местоимений в отличии от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками. В школьном учебнике местоимение определяется так: «Слова: я, ты, он, она, мы, вы, они – местоимения. Местоимения указывают на предметы, но не называют их». Наряду со значением предметно- личных местоимений я знакомлю детей с их грамматическими особенностями: лицом, числом, изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам, сообщаю им, что местоимения (как и имена существительные) изменяются по вопросам (т.е. по падежам), употребляются как с предлогами, так и без предлогов.

Незначительное количество часов, отводимых программой, а также небольшой объём знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путём постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями.

 Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» я организую следующим образом. Предлагается следующий текст:
 «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!»

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», - весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать её каждый год».
Для анализа данного текста  предлагаю вопросы и задания:

- Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? ( С. Михалков «Ёлочка»)

- Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о ёлочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении?

- К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты)

- Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

-Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени?
 Далее обучающиеся прочитывают выделенные слова в тексте, над которыми работали на уроке. Я сообщаю, что часть речи, к которой относятся эти слова, называется местоимением.
Содержание сообщаемых сведений можно выразить в таблице:




                                                                             


                        Местоимение  


Тот, кто сообщает или спрашивает


- я




1-е лицо


Я и другие


- мы


Тот, к кому обращаются с речью


- ты




2-е лицо


Ты и другие


- вы


Тот, о ком говорят


- он (она, оно )



3-е лицо


Все, о ком говорят


- они

Составленную в процессе ознакомления таблицу со значением местоимений 1, 2, 3 лица  полезно оставить в классе на несколько дней. На первых уроках изучения местоимения как части речи  большое внимание уделяю подбору самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, включающих в себя местоимения разного лица и числа, а также составлению с местоимениями предложений. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника. Определяя лицо и число местоимений, обучающиеся постепенно запоминают личные местоимения единственного и множественного числа, что имеет существенное значение для понимания лица глаголов ( при первом знакомстве с изменением глагола по лицам и числам глагол берётся вместе с личным местоимением).
 Чтобы дети научились узнавать местоимения,  провожу систематические упражнения не только в часы, отведённые программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями. После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме. 
Серьёзное внимание  уделяю правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами…), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часты у четвероклассников. Объясняются эти ошибки тем, что обучающиеся не знают местоимений. В таких случаях даю задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений 1-го лица вторым или третьим грамматических норм в речевой практике. Часто обучающиеся нарушают эти нормы:  а) говорят «подошёл к ей, к ему», вместо к ней, к нему, опуская звук н;
б)  при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже единственного числа с предлогами типа у неё, от неё, для неё дети пользуются разговорно-просторечными формами: у ней, от ней, возле ней и др.;
в)  допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления: говорят «любоваться на закат» вместо любоваться закатом, «беспокоиться за отца» вместо беспокоиться об отце, «беспокоиться за него» вместо беспокоиться о нём, «любоваться на него», вместо любоваться им и т.д. Поэтому при изучении местоимений  использую специальные устные и письменные упражнения, требующие от детей правильного употребления предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдения этих норм в устной и письменной речи. Особое внимание следует обратить на появление звука н у местоимений 3-го лица после глаголов.

В школьном учебнике для 4-го класса дано такое правило: «В начале местоимений его, ему, им, ей, её, ею, их, им, ими после предлогов прибавляется н: подошел к нему, спросил у него».

Обучающиеся работают над этим правилом, закрепляя его практически.

Это правило не является орфографическим, оно касается устной речи: если в употреблении с н после предлогов обучающиеся не делают ошибок в устной речи, то не будет их и в письменной. Поэтому большое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи обучающихся не только на уроках грамматики и орфографии, но и на других, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира.

В учебнике имеется достаточное количество упражнений, способствующих осознанию смыслового значения местоимения, закреплению у обучающихся умений правильно образовывать предложно-падежные формы местоимений 3-го лица и соблюдать их в устной и письменной речи.

Дополнительно к учебнику по теме «Местоимение»  использую следующие виды упражнений:

Упражнение 1.

Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении.

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе: … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
Упражнение 2.

Прочитайте. Разберите предложение по членам предложения.

Ты играешь в шахматы?

Перестройте устно предложение так, чтобы в качестве подлежащего было местоимение я ( вы, он, она, они). Прочитайте перестроенные предложения с правильной интонацией.

Упражнение 3.

Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.

Строители построили в селе новый клуб. Клуб красивый, светлый, просторный.  Учитель читал школьникам рассказ Л.Н.Толстого. Рассказ всем понравился . Ребята в конце учебного года пойдут в поход по родному краю. Ребята соберут коллекцию растений для кабинета природоведения.

Упражнения, которые способствуют практическому осознанию способов изменения и правописания личных местоимений.

Упражнение 1.

Прочитайте. Устно поставьте вопросы к местоимениям 1-го лица. Спишите, подчеркивая местоимения.

Спросить у меня, приготовить для меня, подойти ко мне, увидел меня, встретился со мной, беспокоился обо мне.
В данных словосочетаниях заменить местоимение 1-го лица местоимением
2-го лица единственного или множественного числа. Прочитайте составленные словосочетания.
Упражнение 2.

Запишите отрывок из стихотворения, употребляя вместо вопроса местоимение ты в нужном падеже. Объясните правописание местоимений.

(Кто?) по стране идешь. И все свои дороги перед (кем?) раскрыла мать-земля, (кому?) коврами стелются под ноги широкие просторные поля. (М.Исаковский).

Упражнение 3.

Прочитайте.

Скоро мамин праздник. Подумайте, как бы вы написали маме поздравительную открытку. Как обратитесь к ней? С чем поздравите? Что вы ей пожелаете?

Составьте текст поздравительной открытки маме или бабушке. Запишите. Подчеркните местоимения.

Упражнения на правильное соотношение имен существительных и местоимений, заменяющих эти существительные в той или иной падежной форме.

Упражнение 1.

К следующим глаголам припишите местоимения 3-го лица единственного или множественного числа, употребляя их с предлогами. Объясните правописание написанных местоимений.

Подошёл (к кому?), возвратился (с кем?), посмотрел (на кого?), вспомнил (о ком?), говорил (при ком?), спросил (у кого?).

Упражнение 2.

Спишите. При списывании вместо точек впишите подходящие по смыслу местоимения в нужном падеже. Подчеркните местоимения.

Лена сидела за столом. Краски лежали перед  …  .  Павлик подошёл к сестре, потянул  …  за рукав и, глядя  …  в глаза, сказал:
- Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.
- Какую тебе?

-Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал  …  в руках, походил с  …  по комнате и отдал сестре.  …  не нужна была краска. Он думал теперь о волшебном слове. (По В.Осеевой.)

Упражнение 3.

Прочитайте загадки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните местоимения, укажите их лицо.

Ты за ней, а она от тебя, ты от н.ё, а она за т.бой. (Тень). У н.ё стальные зубы. С нею дружат лесорубы. (Пила). Кто м.ня тронет, тот заплачет. (Лук). На празднике я его несу. Я с н.м шагаю и пою. (Флажок).

Прочитайте местоимения сначала так, как они написаны, затем так, как мы говорим. Объясните разницу между произношением и написанием некоторых местоимений.

Упражнение 4.

При списывании в нужной форме вместо точек вписать местоимение.

Мама.

Мама – самый светлый, самый дорогой  …  человек. Мама учит  …  добру, первым играм, объясняет всё, что  …  непонятно. Когда  …  болен, она ночами сидит возле  …  . Везде и всегда со  …  мама. (Г.Цыферов.)

Упражнение 5.

Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения 1,2,3-го лица. Написать отгадки.

В горах блуждаю за т.бой, откликнусь я на зов любой. Все м.ня слыхали, но не видел м.ня никто.

Ты за ней, она от т.бя, ты от н.ё, она за т.бой.

У н.ё стальные зубы, с нею дружат лесорубы.

Упражнение 6. 
Составить и записать словосочетания (местоимения с предлогом).
Спросить у (я, он, она, они).
Подойти к (он, она, они).

Встретиться с (мы, он, она, они).

Написать о (мы, вы, они).

На этапе закрепления и систематизации знаний учащихся о местоимении необходимы упражнения и в создании текста речевого высказывания. Такие упражнения заставляют детей задуматься над правильным употреблением местоимений в собственном высказывании, учат логически правильно излагать мысли. Вот некоторые примеры таких упражнений, которые я использую в своей работе.

Упражнение 1.
 Составьте небольшой рассказ (3-4 предложения) по любой иллюстрации, помещенной в учебнике чтения. В тексте составленного рассказа подчеркните местоимения.

Упражнения 2. 
Напишите письмо кому-нибудь из товарищей или родственников. Сообщите в письме о своей школе, товарищах, о том, как вы учитесь, отдыхаете. В предложениях употребите местоимения.

Упражнение 3.

Напишите сочинение по сюжетной картинке с использованием местоимений. 

ЗАГАДКИ

Утром -

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей…

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)

 И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они - морские ...
(Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)

 Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)

Изучение местоимения  нужно связывать с работой над речью учащихся. Каждый учитель знает, что учащиеся в своих письменных работах творческого характера затрудняются в замене имён существительных местоимениями. В каждом предложении повторяется одно и то же имя существительное, что делает речь учащихся тяжёлой; речь теряет свою ясность, её трудно воспринимать. В учебнике имеются специальные упражнения, в которых требуется заменить имена существительные местоимениями. Однако там задание облегчено тем, что вместо имён существительных стоят точки. Я даю и такие предложения, при чтении которых учащиеся сами заметили бы, какое слово повторяется и в каких случаях его нужно заменить местоимением, например:
У меня есть сестра. Я хожу с сестрой гулять, читаю сестре книги. У сестры бывают подруги. Они любят сестру и хорошо с сестрой играют.
Особенно тщательно за этим слежу при письме изложений и сочинений. В тексте изложений отмечаем  имена существительные, которые учащиеся могут повторить, и подбираем подходящие местоимения.
И ещё один вид работы следует вспомнить при изучении местоимения.
На уроках чтения проводятся пересказы с изменением лица героя. Учащиеся
заменяют местоимение
я местоимением он, местоимение он местоимением я, т.е. заменяют первое лицо третьим и наоборот. Я провожу и письменные изложения с изменением лица. Учащиеся, развивая свою письменную речь, закрепляют знания о местоимении, упражняются в их правильном употреблении.


Местоимение (экспресс- опрос.) Ф.И._________________________

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы        2) ты, вы             3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1)я, мы         2) ты, вы             3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени  существительного;             2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;                      2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения.  Укажи их лицо.

 Целый день он занят делом,

Двух минут не отдохнет:

То он парту мажет мелом,

То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л.

 


4 класс

Тест .  Местоимение.
I  вариант

1. Запиши  определение.

    Местоимение – это ________________________________________________________   ________________________________________________________

2. Подчеркни  местоимения.

   Он,  как, нас,  без,  она,  у,   я,  их,  до,  от,  они,  перед,  при,  мы,  ими, в.

3. Замени  существительные  местоимениями.

   Пошёл  к  товарищу – пошёл  к  нему,

   был  у  товарища - ________________,

   виделся с  товарищем - __________________,

   вспоминаю  о  товарище - ___________________,

   дружила  с  подругой - ______________________,

   ходила  к  подруге - _________________________,

   была  у  подруги - ________________________,

   играла  с  подругами - _____________________.

4. Составь  и  запиши  с  каждым  местоимением  словосочетание.

    Образец:   Ими -  рисую  ими,         ними - ____________________,  

                  ей - __________________,  ней - __________________,

                  их - __________________,   них - __________________.

5. Подчеркни  местоимения,  определи  лицо,  падеж.

   Если  у  тебя  есть  друг,  советуйся  с  ним.
 Одна  у  человека  мать,  одна  у  него  Родина.

  Мы  бережём  Родину-мать, за  неё  готовы  и  жизнь  отдать.

6. Поставь  местоимения  в  нужном  падеже.

    Горжусь (она) – горжусь  ей,  
   посмотрел  на (они) - _____________________,

    подошёл  к (он) - _________________,    
   спросил  про (он) - ______________________,
 люблю (он) - _____________________,    
позвонил (она) - _________________________.

7. Впиши  в  предложения  подходящие  по  смыслу  местоимения.

  Валя  встала  у  ворот  крепости.  Огромный  пёс  нёсся  прямо  на  ______. Вот  совсем  близко  _____   клыкастая  пасть.  Валя  бросила  в ______  сковороду,  потом  совок.

   

II  вариант

1. Подчеркни  местоимения.

  Для,   они,   вы,   к,  про,  вас,  ты,  около,  она,  им,  без,  при,  за,   я,   до.

2. Замени  существительные  местоимениями.

   Пошёл  к  товарищу – пошёл  к  нему,

   принёс  для  дедушки - _______________________,

   думала  о  щенке - ______________________,

   переживаю за  бабушку  - ___________________,

   играла  с  сестрой - ______________________,

   ходила  к  подруге - _________________________,
  купила  для   мамы - ________________________,
  жил  у  брата - _____________________.

3. Составь  и  запиши  с  каждым  местоимением  словосочетание.

   Образец:   Её -  рисую  её,               неё - ____________________,

                  им - __________________,       ним - __________________,

                  его - _______________ ,           него - __________________.

4. Запиши  определение.

    Местоимение – это ________________________________________________________   ________________________________________________________

5. Подчеркни  местоимения,  определи  лицо,  падеж.

    В  наряде  хорош,  а  без  него  на  пень  похож.

  Человека  узнаешь, когда  с  ним  пуд  соли  съешь.

  Велик  океан,  но  и  капля  для  него  прибыль.

6. Поставь  местоимения  в  нужном  падеже.

    Горжусь  (она) – горжусь  ей,        
   говорить  обо (я) - _____________________,

    идти  к (ты) - _________________,    
   пойти  к  (они) - ______________________,

    думает  о (мы) - __________________,  
    ругать  (они) - _________________________.

7. Впиши  в  предложения  подходящие  по  смыслу  местоимения.

 Павлик  взял  краску, подержал _____  в  руках,  походил  с  _____  по  комнате  и  отдал  сестре .  _____  не  нужна  была  краска.  _____  думал  теперь о  волшебном  слове.





5. Планирование  раздела

4 класс. Раздел 2. Местоимение (12 часов)

1

Местоимение. Общее понятие

2

Личные местоимения

3

Личные местоимения

4

Сочинение «Мои летние каникулы»

5

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

6

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица

7

Склонение местоимений 3 лица

8

Предлоги перед местоимениями

9

Правописание местоимений с предлогами.

10

Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте

11

Проверочная работа по теме «Правописание местоимений»

12

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе









6.Разработка урока        
 Урок-зачет по теме: «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (4 класс)

Цель:    1. Создать условия для различения местоимений 1, 2, 3   лица.  

   2. Создать условия для отработки умения писать предлоги  с местоимениями,

 находить в предложениях словосочетания, определять падеж имен существительных и

 прилагательных.

3. Воспитывать умение работать в парах, в группе, оценивая свою работу и работу това-рищей.            

Оборудование: карточки с тестами, с таблицей, с названиями личных местоимений, со словарными словами, с критериями оценивания.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Вы знаете, кто такие студенты? Это учащиеся, которые учатся в институтах, колледжах, техникумах и других учебных заведениях. Там они, изучив определенную тему, сдают своим педагогам зачет. Зачёт – это вид проверочного испытания (в учебных заведениях, в спорте), а также отметка, удостоверяющая, что такие испытания выдержаны. Вот и вы мне будете сегодня сдавать зачет, а по какой теме узнаем позже. На уроке вы будете работать в парах и в группе. Но для начала я назначаю своих помощников-командиров, которые будут оценивать товарищей в своей группе. Перед вами, мои помощники, лежат листы-оценивания, где вы будете за каждый вид работы на уроке выставлять оценку каждому из группы.

  1. Словарная работа

      Учитель: Начнем наш урок со словарной работы.

      (Учащиеся работают устно в парах по карточкам. Один ученик называет слово, другой объясняет, как оно пишется. Потом они меняются ролями. После данной работы школьники оценивают друг друга.)

       -Командиры групп, выставьте своим товарищам оценку за словарную работу в листы оценивания. 
Вывод:
 - Что повторяли?

  1. Определение темы  и целей урока

        Учитель:- Прочитайте на доске слова. Какое из них лишнее? ( На доске написаны слова:      

         сорока, библиотека, береза, соловей, мы) Докажите.

   - Так с какой частью речи мы будем сегодня работать? (с местоимением)

      Я о себе такого мнения: огромна роль местоимения!

      Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

- Так чему каждый из вас будет продолжать учиться? (определять и различать лицо местоимений)

- Какое умение будем отрабатывать? (писать предлоги с местоимениями)

IV. Повторение 1, 2, 3 лица местоимений

№1. Работа с тестами

Учитель:- Давайте вспомним, что такое местоимение. Для этого я предлагаю вам тесты. Каждый работает самостоятельно на карточках и сдает их командиру для оценки.

-Итак, командиры оценивают.

№2. Заполнение таблицы

Учитель: - Вспомнить правило о личных местоимениях в каждом лице вам поможет таблица, которую следует правильно и быстро заполнить.

- Итак, чья группа быстрее и правильнее заполнит таблицу? Командиры, не забывайте проверять работу  товарищей.

Вывод: - Что вспомнили?

V. Различение местоимений по лицам. Физминутка

Учитель:- Сыграем в игру «Определи лицо местоимений» Ваша задача: взять одну карточку с названием местоимения и положить в тот столбик, где указано его лицо.

-Итак, чья группа быстрее и правильнее выполнит это задание?

Вывод: - Какие умения отрабатывали?

VI. Написание предлогов с местоимениями. Письмо под   диктовку.

Учитель: - Будем отрабатывать умение писать предлоги с местоимениями. Какое нужно помнить правило? (предлоги с местоимениями пишутся раздельно)

(Ученики пишут под диктовку слова: за ней, через нас, со мной, для них, перед тобой, после меня, про него, при мне, к тебе, во мне, к вам)

- Определите число и лицо местоимений. Работайте в группах.

-Командиры проверяют и оценивают работу своих товарищей.
 Вывод: - Какие умения отрабатывали?

VII. Нахождение местоимений в предложениях и определение их лица. Работа с      тестами.  Работа в учебнике.          

Учитель:- Продолжаем работать с тестами. В них отрабатываем умение находить местоимения в предложениях. Каждый работает с простыми карандашами на карточках самостоятельно.

Учитель:- Продолжаем отрабатывать умение находить местоимения в предложениях. Откройте учебники на стр. 51-ой, найдите упр.377. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать предложения, найти в них личные местоимения и определить их лицо.)

- Выполните это задание самостоятельно.

-Командиры проверяют и оценивают работу своих товарищей. 

Вывод: - Какие умения отрабатывали?

VIII. Нахождение речевой ошибки. Работа со словосочетаниями.

Учитель:- Прочитайте на доске предложения. Найдите в  них ошибки. Работайте в группах. (На доске написаны предложения: «В новом дом.  открылся книжный магазин. В магазин.  можно купить книги  открытки  журналы.»)

-Итак, какие здесь ошибки? (речевая ошибка - повторятся слово «магазин», пропущены запятые в однородных дополнениях)

-Спишите правильно предложения, вставляя пропущенные буквы в окончаниях. Докажите их написание.

-Дайте характеристику 1-ому предложению по цели высказывания, по интонации, по наличии второстепенных членов.  Выпишите из него все словосочетания, определив род, число и падеж имен существительных и прилагательных. 

Вывод: - Какие умения отрабатывали?

IX. Итог урока

Учитель:- Чему продолжали учиться? Какие умения отрабатывали?

X. Оценивание.

Учитель: - Командиры, поставьте итоговую оценку каждому товарищу в своей группе.






       Заключение
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно
в это время происходит становление личности ребёнка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет развитие умения
заменять имя существительное местоимением соответствующего ему лица и рода, осознанно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Изучая личные местоимения, я стараюсь на уроках использовать разнообразные приёмы, формы и методы работы. Сообщение новых знаний
часто осуществляю при создании проблемных ситуаций, которые ставят детей в ситуацию поиска правильного ответа на поставленный вопрос.
Всё это помогает ребятам успешно усвоить данную тему, обеспечивает осознанное написание ими местоимений с предлогами.
При написании изложений и сочинений учащиеся не допускают повторов, заменяя имена существительные соответствующими местоимениями.
На уроках чтения пересказы с изменением лица героя тоже не вызывают больших затруднений. Я провожу и письменные изложения с изменением лица.
 Учащиеся, развивая свою письменную речь, закрепляют знания о местоимении, упражняются в их правильном употреблении.
Изучение данного раздела способствует  развитию интереса к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством.



























Список литературы
1. Андрианова Т.М. Творческий поиск учителей начальной школы.- Москва, 1993г
2. Горецкий В.Г., Сунцов Н.С. Обучение в 3 классе.- М.,1983
3.Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа.-1986.-№3.
4.Кустарева В.А., Никитина Н.К., Рождественский. Методика грамматики и орфографии в начальных классах.- Москва, 1979
5.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.
6.Малахова М.М. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой. 4 класс- Волгоград 2010
7. Полякова А.В. Русский язык 4 класс (учебник) -М., Просвещение, 2009
8. Стрезиказин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. – Москва, «Просвещение», 1980г.