социальная педагогика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально опасное положение семьи Семейное консультирование (детско-родительские отношения ) Семьи зависимые от алкоголя Малообеспеченные семьи С детьми находящимися под опекой и попечительством Многодетные семьи
1. Успешная социализация детей 2. Обеспечение психологического комфорта 3. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка
1. Обеспечение эффективной помощи семьи в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков . 2. В случае необходимости проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации
1. По структуре: Полные семьи Неполные семьи 1) с одним ребенком; 1) одинокая мама; 2) с 2 (однополыми); 2) родители разведены; 3) с 2 (разнополыми); 3) одинокий отец; 4) с 3 детьми; 4)опекун. 5) многодетная (с 4 детьми и более); 6) дети сводные; 7) дети неродные; 8) в том числе с бабушкой, дедушкой.
2. По материальной обеспеченности семьи: с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком; нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи: социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении - воспитательно сильная 2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении - воспитательно неустойчивая; - воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними 3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении - воспитательно слабая с постоян но конфликтной атмосферой; - воспитательно слабая с агрессив но негативной атмосферой 4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении - маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); - вступающая в конфликт с законом; - преступная; - психически отягощенная
4. По взаимоотношениям: -гармоничная; -компромиссная; -неустойчивая; -мнимая; -конфликтная; -резко конфликтная; -потребительская;
5. По семейной ориентации: -на деятельность; -общение; -самоудовлетворение (эгоистические). Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу: Позиция семьи Отношение родителей Последствия в формировании личности 1 2 3 1. Педагогически оправданная позиция Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности Нормальное развитие личности, адекватная самооценка 2. «Залюблен-ное детство» Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок - центр семьи, неоправданная идеализация его родителями Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь^ завышенная самооценка 3. «Равнодушное детство» Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход, в собственный мир (девушки -секс, юноши - наркотики) 4. «Задавленное детство» Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации,грубость в проявлениях родительской власти Проблемы в социализации, -подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка
Семейное благополучие : Родители трудоустроены , имеем желание и способность обеспечивать права ребёнка ; В семье существует привязанность между родителями и детьми ; - В семье выстроена система взаимодействия ; Семья осознаёт возникающие проблемы , находит кардинальные пути решения ; В семье не существует негативной зависимости ( алкоголь , наркотики , социальная распущенность )
Семейное неблагополучие : Отсутствие привязанности между родителями и детьми ; Отсутствие восприятия семьи как базы , где дети могут уверенно приобретать новый опыт; Отсутствие или сильное нарушение взаимодействие между родителями ;
Организация работы с семьёй оказавшейся в социально опасном положении . Медицинский аспект Социально-административный аспект Психолого-педагогический аспект
Наблюдается медико-биологические отклонения у членов семьи , или ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи .
Условия и уровень жизни семей расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей .
Нарушение внутрисемейных и внешних социальных связей ведет к личностной деформации членов семьи .
Работа социально педагога с семьями зависимых от алкоголя должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами , а также органами опеки и попечительства .
Прежде всего социальный педагог должен начинать свою работу с изучения семьи . Составляет карту семьи ( даты рождения всех членов семьи , знаменательные даты ) В зависимости от характера проблем в семье социальный педагог оказывает образовательную , психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы
Цель-раскрыть родителям и учащимся отрицательные влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми , в том числе на семейные отношения , показать ущерб , который пьянство наносит семье . Основная задача социального педагога в работе с семьёй зависимых от алкоголя – укрепление взаимодействия с ними , использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми , развитие ответственности за воспитание за воспитание, воздействия на состояние подростка, корректировка его поведения . Задачей социального педагога также является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий
Выявление семей , наблюдение , изучение их потребностей , внутрисемейные отношения . Оказание юридической помощи : Помощь в предоставление возможных услуг в предоставлении возможных услуг , защита прав . Направление в службу психологической помощи в случае необходимости . Трудоустройство несовершеннолетних .
Знать Указ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992 г. ) – льготы для этой категории семей ; Выявление и учёт многодетных семей ; Предоставление информации о пособиях и социальных; Консультирование членов семьи, социально- педагогическая поддержка; Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования 1. Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации , диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический ликбез, помощь в правовых вопросах); 2. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (содействие в решении внутрисемейных конфликтов); 3. Пропаганда здорового образа жизни (профилактика алкоголя, наркомании и табакокурения )
4. Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи, и т. п.); 5. Организация жизнедеятельности ( привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства и т. п.);
РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ Принципы отношений взрослых и детей 1. Принцип равенства . Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека. 2. Принцип сосуществования . Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне. 3. Принцип свободы . Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей. 4. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ 1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе? 2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относиться в большей степени. 3. Оценивайте уровень развития ребенка. 4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком. 5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
Комментарии
соальная педагогика