НОУ "ПОИСК ЮНЫХ"

Элен Героевна Романцова

          В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в  школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются  с нашим недалеким прошлым. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия - одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание  школьников.[2] На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный  период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.[1,16] Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.[1,16] В настоящее время перед педагогическим коллективом ставится задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Одним из направлений работы школы, позволяющим решать данную задачу, является организация исследовательской работы.В течение 2-х лет четко прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно исследовательской деятельности. Этому способствовало участие ребят в районных  краевых конференциях, поэтому с сентября 2008 года было решено создать в школе научное общество школьников, целями которого является:

  • Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  • Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска;
  • Развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности.
  • Сохранять и преумножать достояние Родины.

В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края, с духовной и религиозной сферой жизни общества, философией. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, как правило, мало изучены. Особенно это касается населенных пунктов, учреждений. Изменения, происшедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "открытия" архивов, строительство храмов - все это делает исследования по краеведческой тематике актуальными и интересными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Планирование работы научного общества учащихся.

1. Заседания Совета научного общества учащихся.

 

месяц

                       тема

           цель

            ответственные

 Результаты работы

сентябрь

Подготовка и проведение организационного собрания НОУ.

Обсуждение и утверждение названия, эмблемы, девиза.

Руководители секций, совет НОУ.

Папка материалов.

октябрь

1.Обсуждение результатов диагностики учащихся.

2.Участие во Второй Осенней школе «Приморский край в истории Отечества».

3.Участие в  краевой религиоведческой школе «Православие  в отечественной истории и культуре».

Анализ диагностических материалов участия в НОУ.

Руководители секций.

Материалы диагностики.

ноябрь

1.Участие членов НОУ в школьных и районных олимпиадах; в олимпиаде по основам православной культуры.

2.Участие в краевой научно- практической конференции школьников «Религия.Культура.Человек.»

Анализ результатов участия членов НОУ в олимпиаде.

Учителя –предметники, руководители методических объединений.

Методический бюллетень.

декабрь

1.Работа научных секций. Содержание тематики секций.

2.Проведение ежегодной традиционной недели истории и обществознания.

Обсуждение тематики научных работ учащихся.

Руководители секций, совет НОУ.

Памятки по работе секций.

январь

1.Подготовка и проведение интеллектуального  марафона.

2.Подготовка к краевой молодёжной научно-практической конференции «Почитание российских новомученников и исповедников»

Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона; подготовка сценариев  мероприятий

Руководители секций,

учителя –предметники, руководители методических объединений.

Сборник материалов.

Февраль





1.Подготовительная работа к научно-исследовательской конференции «Я познаю мир» через общешкольное мероприятие «Масленица широкая».





2.Урок- исследование «Крещение Руси».

3.Проведение научно-исследовательской конференции « Я познаю мир».

4.Участие в краевой молодёжной научно-практической конференции «Почитание российских новомученников и исповедников»

Анализ готовности секций к проведению конференции, экспертиза проектов и рефератов.

Совет НОУ, руководители секций.

Составление рецензий.

март

1.Результаты школьной конференции и подготовка к районной.

2.Участие в краевой религиоведческой школе «Религия. Культура.Семья.»

Подведение итогов школьной конференции.

Совет НОУ.

Методический бюллетень.

апрель

Подготовка  к итогам.

Отчет секций о работе за год.

Руководители секций.

Методический бюллетень.

май

1.Итоги работы за год.

2.Участие во Всероссийском Форуме Дальневосточных образовательных чтений памяти святых Кирилла  и Мефодия.

3.Участие в поселковых мероприятиях, посвященных Дням славянской письменности и культуре.

Анализ результатов работы за учебный год.

Совет НОУ.

Выпуск газеты, награждение.

2.Познавательно-комуникативная работа.

месяц

               Содержание работы

             Ответственный

Результат работы

сентябрь

Подготовка диагностических материалов и собственная диагностика членов НОУ.

Совет НОУ.

Материалы диагностики.

октябрь

Встречи  с будущими руководителями секций.

Совет НОУ.

Создание буклетов.

ноябрь

Библиотечный урок. Как работать с научной литературой?

Сотрудники библиотек.

Записи у каждого ученика в тетради.

декабрь

Урок  научно-исследовательской деятельности. Как  оформить научную работу?

Руководители секций, члены НОУ.

Памятки.

январь

Обсуждение научных работ на заседаниях секций.

Руководители секций.

Экспертиза работ.

февраль

Научная конференция. Презентация работ

март

Занятие психолога. Развитие интеллектуального потенциала учащихся.

Руководитель НОУ, психолог.

Анализ интеллектуальных заданий.

апрель

Роль речевых  умений в представлении научной работы; умения использовать в презентации программ  PowerPoint, Publisher.

Руководитель НОУ, учителя – филологи, ИКТ.

Методический бюллетень

май

Подведение итогов работы за год.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА  ВСЕРОССИЙСКОМ ФОРУМЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ЧТЕНИЯ  ПАМЯТИ  СВЯТЫХ  КИРИЛЛА  И  МЕФОДИЯ (секция 1. «Обучение в области религиозной культуры.  Проблемы и задачи на современном этапе.» Май 2010 г. г. Владивосток)

                                                                                                            Е.Г.Романцова

Научно-исследовательская деятельность учащихся как одна из

форм духовно-нравственного и патриотического воспитания.

          В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в  школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются  с нашим недалеким прошлым. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия - одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание  школьников.[2] На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный  период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.[1,16] Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

  1. семейной жизни;
  2. культурно-регионального сообщества;
  3. культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  4. российской гражданской нации;
  5. мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.[1,16] В настоящее время перед педагогическим коллективом ставится задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Одним из направлений работы школы, позволяющим решать данную задачу, является организация исследовательской работы.В течение 2-х лет четко прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно исследовательской деятельности. Этому способствовало участие ребят в районных  краевых конференциях, поэтому с сентября 2008 года было решено создать в школе научное общество школьников, целями которого является:

  1. Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  2. Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
  3. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска;
  4. Развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности.
  5. Сохранять и преумножать достояние Родины.

В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края, с духовной и религиозной сферой жизни общества, философией. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, как правило, мало изучены. Особенно это касается населенных пунктов, учреждений. Изменения, происшедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "открытия" архивов, строительство храмов - все это делает исследования по краеведческой тематике актуальными и интересными.

          Наиболее распространенными направлениями являются:

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  5. Редактирование и издание ученических научных справочников.

          Деятельность НОУ в школе выстраивается в соответствии с этими направлениями. Исследовательская деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. С этой целью ребята - старшеклассники проводят беседы, классные часы у учащихся  младшего и среднего звена. На современном этапе развития  школы акцент с обучающей деятельности преподавателя должен переноситься на познавательную деятельность школьника, что требует внедрения технологий, способствующих активизации познавательной деятельности ученика. Особая роль уделяется самостоятельной учебно-исследовательской работе школьников на всех степенях обучения:

- познавательно-ознакомительный этап в начальной школе;

- частично-поисковый в среднем звене;

- научно-исследовательский этап для старших школьников.

В школе в 2009-2010 учебном году  продолжалась работа в данном направлении. План работы школы включал проведение предметных олимпиад, в том числе и в начальной школе; участие  во всероссийских конкурсах «Свой мир мы строим сами», «Религия. Человек. Культура», научно-практических конференциях муниципального и регионального уровня.  Работы учащихся были отправлены на краевые  конкурсы.  Ученики принимали участие во II краевой  религиоведческой  школе «Православие в отечественной истории и культуре X-XVII в.в.» (Ушакова Н., Почвирная Я., Артюхова А., Колмакова Т., Степанова М., Матафонова А.,) а  Рудакова Ульяна со своей работой  «Устройство и символика православного храма» заняла второе место. Мы были приглашены на Всероссийский форум X  Дальневосточных образовательных чтений, посвященных памяти святых Кирилла и Мефодия, VI краевую научно- практическую конференцию школьников «Религия. Культура. Человек»,  где заняли три призовых места: I место- Сухая Анна «Образ человека в мировых религиях», II место – Рудакова Ульяна «Женщина в церкви. Подвижницы милосердия», III место – Колмакова Татьяна «Колокольные звоны», на III краевой  молодёжной научно-практической конференции «Почитание российских новомученников и исповедников XX столетия»  Колмакова Татьяна заняла I место  со своей работой «Храмы  посёлка Сибирцево», Головко Ольга приняла участие; учащиеся 6-7 классов создали кроссворды на библейские сюжеты и приняли активное участие в краевом конкурсе «Библия в мировой и отечественной культуре». В результате: Макеева О. и  Коренчук Т.(7 класс) заняли первое место, Медведева А. (6-б класс) – второе место, Ювко А. и Сущенко Д.- третье место.

         С 11по 13 марта в г. Владивостоке проходила III краевая религиоведческая школа «Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрения в современной культуре» учащиеся нашей школы приняли активное участие в её работе, в результате заняли призовые места:II место Сухая Анна,  III место Степанова Марина, грамота за активное участие в круглом столе «Церковь и молодёжь» - Сапронова Виктория.

       В заключении хочу привести слова К.Д. Ушинского «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни…  Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному – вы не достигли цели воспитания».

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

 личности гражданина России.

  1. Из выступления Ирины Германовны Путинцевой, директора муниципальной гимназии № 6 «Горностай» г. Новосибирска на  XII  Новосибирских рождественских образовательных чтениях «Наука. Образование. Культура».



Предварительный просмотр:

    Урок - исследование  по теме: «Киевская  Русь при Владимире Святославиче».

                                                       6 класс, III четверть.

Урок подготовлен и проведён при активном участии учениц 11 класса,

членов НОУ «Поиск юных».

    Ход урока.

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления

Задачи урока:

  1. Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его духовного перерождения  и  деятельности для укрепления государства на Руси.
  2. Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян.
  3. Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
  4. Создать условия для развития  картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
  5. Способствовать воспитанию уважения к  истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
  6. Наглядно увидеть,  как можно использовать программу  Microsoft Office PowerPoint, познакомится с методикой написания реферата.

Материалы и оборудование:

компьютер, как средство обучения;

экран;

мультимедиа;

презентация;

карточки с индивидуальными заданиями;

индивидуальный  материал (кроссворд, тесты для индивидуальной работы);

учебник,  карта «Древнерусское государство в IX –XII в.в», контурные карты

индивидуальная карта учащегося.

Этапы урока        

1.Организационный момент.

Организует школьников к началу урока. Осуществляет эмоциональный настрой с помощью музыкального сопровождения.

2. Повторение изученного.

А) Исторический диктант. Дать определение словам- терминам: погосты, уроки, полюдье, князь, дань, язычество.

Б) Тест (каждому ученику выдаётся карточка, на решение теста отводиться 8 минут)

Выберите правильный ответ
1. Степные кочевники, с начала IXв. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.
2.Военные формирования, состоявшие из граждан и создаваемые на добровольных началах
в случае военных действий:
а) дружина; б) легион; в) народное ополчение; г) фаланга.
З.В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
а) князь; б) вече в) вервь; г) старейшина.
4.Князь Олег захватил Киев в:
а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г)900г.
5. Столицей своих земель князь Олег объявил:
а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк
6. Укажите верные утверждения:
а) главным занятием восточных славян было скотоводство
б) колонизация Восточно-Европейской равнины проходила, как завоевание земель
в) славяне использовали систему земледелия, которая называется подсечно-огневой
г) у славян было особое сословие - жрецы
д) в Нижнем Поволжье в VII в.находилась Волжская Булгария
е) столицу Византии Константинополь славяне называли Царьград
ж) людей, главным занятием которых является торговля называют купцами
з) новгородским князем после Рюрика стал Аскольд
и) главой Руси был киевский великий князь
к) общая военная опасность от соседних государств и племен способствовала созданию у восточных славян государства.
Выберите правильный ответы
7.Восточные славяне вывозили на продажу:
а) пушнину; б) ткани; в) мед; г) воск; д)булатные мечи; е) вина; ж) золото и серебро.
8. Установите правильное соответствие:
1)Ярило                                            а) повелитель ветра
2)Перун                                            б) бог света и неба
3)Стрибог                                         в) бог солнца
4)Волос(Велес)                                г) бог грома
5)Мокошь (Макошь)                       д) покровитель скотоводства
6)Сварог                                            е) божество плодородия
9. Вставьте вместо пропусков:
Названия восточнославянских племен было связано с местностью, в которой они жили.
Дреговичи от слова «дряга» - болото, трясина, поляне означало «___________ », древляне
-«__________ ».
10.По какому принципу образован ряд:
Охота, рыболовство, бортничество.
Ключи:1-б;2-в;3-б;4-б;5-б;6-в,д,е; 7-а,в,г,д;8=1-в;2-г;3-а;4-д;5-е;6-б;9- жившие в полях, жившие в лесах;10- занятие промыслами.

В) Опрос по карточкам.

      I уровень: Кто и каким образом сделал Киев столицей русского государства? Почему именно Киев, а не Новгород?

С кем подписал Олег  договор 907 г.?

Что такое полюдье, уроки, погосты? Как они возникали?

      II уровень: Какие задачи стояли перед Древнерусским государством в X-XI в.в.?

Каковы были внешнеполитические устремления Руси  в первой половине X в.? Почему так много времени первые князья уделяли  военным походам?

3. Изучение нового материала

План урока.

Задание на урок.

Слово учителя:

 Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил русскую землю между своими сыновьями (карта): Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве, был женат на христианке и, возможно сам принял крещение. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшего сына Святослава, Владимира, в раннем детстве воспитывала его бабушка – христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника. 972 г. -  погибает Святослав, и  братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга. Началась первая усобица на Руси.

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

980 г.- Владимир становится единовластным правителем Руси.  -  учащиеся отвечают на вопросы.  

  1. Работа со  слайдом «Князь Владимир и былины». Вы познакомились с некоторыми былинами. Подумайте и ответьте на вопрос: в чём заключался главный подвиг былинных героев?                       

                   

  1. Слайд «Оборона Руси от печенегов». Одной из важнейших проблем с самого начала  княжения Владимира была проблема укрепления государства, как внутри, так и вовне. Как и многие другие русские князья, много сил Владимир отдавал борьбе с кочевниками. По рекам Суле, Десне и Стругне (карта) были построены укрепления.
  2. Слайд «Оборона Руси от печенегов».На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Рассмотрите слайд. Опишите устройство и применение оборонительных укреплений.

     Слайд «Попытки религиозной реформы в 80-е г.г. X века.»

       Во второй половине Х века на Руси шла борьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимости обращались на север страны, и той частью знати (преимущественно южной, киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые могли бы приобщить тогдашнею Русь к наиболее цивилизованным странам Европы. К этому вели и реформы Ольги и, очевидно, Ярополка. Однако, время таких реформ тогда еще не наступило. Поэтому и Владимир, победив брата и утвердившись в Киеве, поначалу должен был следовать тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском престоле – язычникам. Следует добавить также, что на тот момент сам Владимир был убежденным язычником.Однако, христианство на Руси уже начало развиваться само собой, несмотря на политику великого князя. Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с христианством. Купцы и дружинники, ходившие в Царьград стали принимать там христианство и приносить на Русь новую религию. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Илии, так как по словам летописца, в Киеве “мнози бо христиане”. В дружине самого Игоря было много христиан. Жена князя, княгиня Ольга, также была христианкой. Таким образом, христианская вера была хорошо знакома киевлянам еще при первых князьях. Собственно говоря, править в полухристианском Киеве и чувствовать там себя уверенно язычник Владимир вряд ли мог.

  1. Слайд «Крещение Руси». В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой Страной».     Почему?(ответы учащихся) Язычество по ряду причин не удовлетворяло Владимира. Почему? (ответы учащихся)  Еще в 980 г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу.

В 983 году Владимир предпринимает попытку превратить язычество в государственную религию. Создается единый для всей Руси пантеон языческих богов во главе с Перуном. Была установлена иерархия языческих богов, которая соответствовала иерархии земной власти: один верховный правитель (киевский князь) и далее шли уже местные князья. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы главных божеств. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Были установлены идолы и в Новгороде, а возможно, и в других городах. Укрепить язычество пантеоном, однако, не удалось. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть и значительную часть киевской элиты, стремившихся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии. Учащиеся на основе материала учебника § 5 (стр. 37- 39), выделяют  основные  причины недовольства язычеством, записывая их в тетрадь.

  1. Слайд «Крещение Руси». Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов он отправил к ним своих людей. Прочитайте отрывок из  летописи. Определите, кто и какую веру предлагал киевскому князю и почему он в итоге выбрал православие? Отрывок из летописи: 

 Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Ответы учащихся.

    Задание ученикам:  прочитать на странице 40 учебника описание крещения Руси. «....В 988 г. по приказу князя киевлян загнали в воды Днепра и византийские священники разом их крестили. В Новгороде Добрыня крестил жителей «Огнем и мечом». Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и языческим богам.»

Слово предоставляется ученицам 11 класса из НОУ «Поиск юных». Выступления по темам рефератов «Князь Владимир.Крещение Руси», «Крещение Новгорода». (слайды по рефератам)

Из выступлений учениц «...Из летописи известно, что накануне крещения в реку был сброшен Перун и “плакухася ему невернии люди ”. Показательно обращение князя Владимира к тем киевлянам, которые не пожелают креститься:  “противник мне будет” или даже:  “Не будет пощажен”. Митрополит Илларион в “Слове о Законе и Благодати” откровенно писал: “И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира]  повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено”. Один из источников, включенных в “Историю” Татищева, так дополнил официальное повествование о крещении в Киеве: “Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глухо затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их»...

«...В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.»

   …«Вот и пошла к концу моя работа. К сожалению её объём очень мал, и поэтому я изложила лишьчасть того, что узнала. Самым интересным в этой работе является то, что мной не найдено ни одной книги, в которой изложена вся история христианизации Руси от начала и до конца. То есть пришлось покапаться в разных библиотеках и перерыть самые дальние полочки. Но, по моему мнению, это того стоило. В душе появилось удовлетворение оттого, что, если сказать образно, в духовном плане я стала на шаг ближе к свеому госудраству. Если пережить, пусть и теоретически, все изменения великой державы, то уже почувствуешь себя неотъемлемой ее частью.Главная цель моего иследования отнюдь не рассказ для общего развития, а пробуждение патриотизма и веры в ваших душах. Я надеюсь, что хоть немного у меня это получилось».

Учащиеся приобретают опыт работы с различными источниками, в том числе и историческими летописями, анализируют их и сравнивают, делают выводы, а также  могут наглядно видеть,  как используется  программа  Microsoft Office PowerPoint для презентаций своих публичных выступлений, знакомятся с методикой написания реферата.

 4. Рефлексия:

I.  Тест.

Соотнесите определения и понятия:

1. Размер дани князю – а)погост

2. Место сбора дани – б)урок

Кто из русских князей заключил договор с Византией в 945 году?

1). Олег  2). Игорь  3). Ольга  4). Святослав

Принятие христианства на Руси произошло при князе:

1). Владимире   2). Ярославе Мудром  3). Владимире Маномахе  4). Ольге

Соотнесите термины и определения:

1). Раб                                                                                А) Рядович

2). Человек, отрабатывающий долг                                 Б) Закуп

3).Человек, работающий по договору                               В) Холоп

Каково происхождение выражения: “ Путята крестил мечом, а Добрыня - огнём” ?

В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью.  Как вы  думайте почему?

II. Работа с контурной картой.

III. Работа в рабочей тетради.

5. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Прочитать параграф 9. Ответить на вопросы после параграфа.  Выписать в словарик новые слова. Составить кроссворд из новых слов (по желанию).

                             СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.  

ДАНИЛОВ А.А. КОСУЛИНА Л.Г. «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIв.» (учебник для 6 класса)-М.,- Просвещение, 2008 г.

Методическое пособие по истории России с древнейших времён до конца XVI в.  (поурочные планы по учебнику ДАНИЛОВ А.А. КОСУЛИНА Л.Г. .). – М., Просвещение, 2006 г.

НАЗАРЕНКО М.Н. ИСТОРИЯ РОССИИ. 6 КЛАСС. Поурочные планы по учебнику ДАНИЛОВА  А.А.,  КОСУЛИНОЙ  Л.Г. «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIв.»/ В 2 ч. Часть I. Волгоград.2003.

www.lesson-history.narod.ru

www.ssu.samara.ru

www.library.ru



Предварительный просмотр:

                                        МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ.

      (общешкольное мероприятие - представление для учащихся 1-8 классов, можно проводить по звеньям)

Авторы: руководитель НОУ «Поиск юных» Романцова Е.Г., члены НОУ.

Цель: познакомить учащихся с праздниками и традициями русского народа,

воспитать чувство патриотизма, причастности к историческому прошлому и настоящему  России.

Место проведения: актовый  зал, уличная спортивная площадка.

Длительность: 1,5-2 часа.

Что понадобится: блины, песни и прибаутки  встречи и проводов Масленицы, масленичных гуляний и хороводов, реквизит для конкурсов, сувениры-призы, плакаты «Блин брюха не портит», «Не все коту масленица, будет и Великий Пост», «Без блинов — не Масленица, без пирогов — не именины», «Не житье, а масленица».

I ВЕДУЩАЯ:      Здравствуйте люди добрые!

                              Почтенные и молодые,

                             Женатые и холостые,

                             Бойкие мальчишки,

                            Весёлые девчушки!

II ВЕДУЩАЯ:     К нам скорее сюда просим!

                             Подходи честной народ!

                            Шевелитесь, торопитесь –

                           Праздник всех сюда зовёт!

                                      Подходят дети участники.

I ВЕДУЩАЯ:   А собрались мы сюда чтобы отметить русский народный праздник – Масленицу, по церковному календарю - Масленица называется «сырной неделей».  Это была последняя неделя до Великого Поста. На этой неделе уже нельзя было есть мясо, а только молочные продукты, в том числе  и масло, которым обильно поливают  блины – отсюда и название праздника. На этой масличной, или сырной, неделе у православных людей принято ходить друг к другу в гости, угощать блинами, мириться с теми, кто обидел. Заканчивается Масленица, по православному обычаю, Прощеным воскресеньем, когда после службы в Церкви христиане просят друг у друга прощение.

 Праздник этот на Руси праздновали с играми, плясками, прибаутками да разными шутками.

УЧЕНИК: Первый день, понедельник – Встреча. В этот день изготавливали чучело Масленицы, дети строили ледяные горки, взрослые начинали печь блины.

УЧЕНИЦА: Душа ль ты моя, Масленица,

                      Перепелиные твои косточки,

                      Бумажное твоё тельце,

                      Сахарные твои уста,

                      Сладкая твоя речь.

                      Приезжай ко мне в гости

                      На широк двор,    

                      На горах покататься,

                      В блинах поваляться,

                      Сердцем потешиться.                  

УЧЕНИК:     Приезжай ко мне в тесовый дом,

                       Душою потешиться,

                       Умом повеселиться,

                       Речью насладиться.

 УЧЕНИК:    Эй,  народ честной,

                         Шире рот открой!

                         Два раза не повторяем,

                         Поэтому один раз объявляем.

                         Кто любит блины в сметане

                         Приходите без промедленья встречать Масленицу!

Выходят  участники  кружка художественной самодеятельности.

                                              ЧАСТУШКИ.

Вот и Масленка идёт,

Весела гуляночка.

Скоро, скоро заиграет

Звонкая тальяночка!

Девки Масленка идёт.

Кто нас покатает?

У Серёжки за двором

Сивка пропадает!

Я на Масленку катался

Трое санок изломал,

Ворона коня измучил

Но девчонок покатал!

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела,

Что же я наделала?

Купи, тятя, мне коня

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке!

У меня четыре шали

Пятая – пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

II ВЕДУЩАЯ: Вторник - Заигрыш. На второй день Масленицы начинались карнавальные шествия ряженных. Не потешиться, не повеселиться от души в широкую Масленицу – значит «жить в горькой беде».

 У Петровых, у ворот,

 Вьётся, вьётся хоровод

Вьётся, вьётся хоровод

Собирается народ!

Игра «Музыкальный стул». В середину зала выставляются стулья на один меньше, чем участников игры. Участники под музыку водят хоровод вокруг стульев, когда музыка останавливается, все должны успеть занять стул, тот, кто окажется без стула – выбывает из игры, унося с собой стул. Игра проводиться до тех пор, пока не останется один игрок и один стул.

I ВЕДУЩАЯ : Среда - Лакомка.

                         Без блинов – не масленица

                         Без пирогов не именины

                         Как на масленой неделе

                         Из трубы блины летели

                         Ой блины, блины мои,

                         Ой блиночки мои!

Конкурс «Пельмени». Для конкурса нужно: карамель- драже, бумага для заметок, табурет, кастрюля, спичечные коробки  и столовые ложки для катапульты. Лепильщикам выдают по горсти драже (количество драже в обеих горстях одинаковое), по стопке обычной бумаги для заметок разного цвета. Драже – это «фарш», бумага – «тесто». Лепильщик должен завернуть «фарш» в «тесто» и передать готовые «пельмешки» кидальщику. Каждый кидальшик с табурета при помощи катапульты должен забросить готовые изделия в кастрюлю, стоящую в метре от  него. Катапульту делают из спичечного коробка и столовой ложки, лежащей поперёк него. Кастрюля – общая для обеих команд. Как только одна из команд исчерпает запас «фарша»- конкурс останавливается. Подсчитывается количество  точных  попаданий у каждой команды и определяется победитель.

УЧЕНИК:  Мы давно блинов не ели,

                   Мы блиночков захотели!

                   В квашне новой растворили -

                   Два часа блины всходили!

УЧЕНИЦА: Моя старшая сестрица,

                     Печь блины-то мастерица,

                     Напекла она поесть,

                     Сотен пять наверно есть,

                     Гости,будьте вы здоровы,

                     Вот блины мои готовы!

                   (ставит на стол тарелку )

УЧЕНИК: А сейчас, гостюшки дорогие, отгадайте загадки.

                  Ток железный,

                  Посад яровой.

                  (блин на сковороде)

                  Берега железны,

                  Рыба без костей,

                  Вода дорога.

                  (сковорода ,блин и масло)

                  Сидит царь-птица на золотых яичках.

               (сковорода на углях)

                        Входят ученики 3 класса.

«Поздравляем весь честной народ с широкой Масленицей.

  Тин-тин-тинка,

  Подай блинка

  Оладышка –прибавышка,

  Масленый кусок.

  Тетушка не скупись

  Масленым кусочком поделись.

  Ах ты домнушко,

  Красно солнышко!

  Вставай с печи.

  Гляди в печь

  Не пора ль блины печь?

  Хором : Подайте широкой Масленице!

(ведущие дают ученикам 3 класса по блину).

II ВЕДУЩАЯ: Четверг – Разгуляй.

                         Четверток широкий, гулянье в самом разгаре

Игра «Пакралли». Для игры понадобится: целлофановые пакеты, пластмассовые бутылки. Для проведения любого ралли потребуется проложить дистанции. В качестве препятствий, через которые надо пройти, используются расставленные на полу бутылки (их можно огибать). Игра стартует по команде «Марш!», участники начинают дуть на пакетики, стараясь как можно быстрее пройти дистанцию с расставленными препятствиями. Сначала «туда»,  а потом «обратно», но уже без препятствий. Пакетиком можно управлять только дыханием, прикасаться к нему запрещено. Побеждает та команда, участники которой придут к финишу первыми.

I ВЕДУЩАЯ : Пятница – Тёщины вечера. В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. С почестями тёщу и её родню приглашали к обеду «Милости просим к нам о Масленице со своим добром, с честным животом».

Импровизация «Тёща».

                        Теща:У меня, у тёщи семеро зятьев.

                        Так к какому зятю в гости я пойду?

                        Старший зять, Андрюша, до чего сердит.

                        А второй Петруша, целый день ворчит

                        Третий зять, Степаша, до обеда спит.

                        А четвертый, Саша, все жену бранит.

                        Пятый зять, Алёша, калачи жует.

                        А шестой, Сережа, в гости не зовет.

                        А седьмой,  Ванюша, дудочку берет-

                        Песенки веселые на дуде поет.

                        Дудочку послушать,

                        Пироги покушать-

                        Сяду-ка я в сани да  поеду к Ване!

II ВЕДУЩАЯ: Суббота – Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа). Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.

Входят девочки с рукоделием.

1 девочка: Работа да руки   надежная в людях порука. От нечего делать и таракан на полати полезет.

2 девочка: Так работаем, что недосуг и нос утереть, а кто  в конкурсе поучаствует, тот награду получит.

Конкурс «Перепевки». Команды по очереди исполняют куплет песни на заданную тему, выбывает тот, кто остановился.

I ВЕДУЩАЯ: Воскресенье - Прощенный день, проводы. В этот день прощались с Масленицей и совершали обряд прощения всех обид, накопленных за год.

 УЧЕНИК:  Прощай масленица-вертушка.

                     Настает великий пост

                     На деревне всё проели,

                     Настает Великий Пост.

УЧЕНИЦА: На деревне всё проели

                     Падают селедки хвост,

                     Как на масленой недели

                     В потолок блины летели

II ВЕДУЩАЯ: Уж ты Масленица, ты обманщица, говорила в семь недель, а остался один день.

УЧЕНИК:    Масленица – ерзовка,

                      Обманула нас плутовка!

                      Оставила нас на кислый квас!

                     На постные щи

                     На голодные  харчи!

                     Прощай масленица!

I ВЕДУЩАЯ: Масленица весело с нами гуляла ,

                        Песни играла,

                        Наверно устала,

                        Пора ей в путь дорогу.

                        Давайте  проводим её на улицу.

I ВЕДУЩАЯ: А теперь просим всех к столу отведать угощение.

(все участники проходят в  столовую, где их ждёт чай с блинами.)

Литература

Афанасьев А.Н. Народные праздники. - М., 1982.

Гончарова Т.И.Основы православной культуры.- Владивосток ,2006.

Новиков С.Ю.Весёлые сценарии ко всем праздникам.- М.,2005

Петров В.М. Зимние праздники игры и забавы для детей. -М.,2001.                      

Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси.-М.,1995.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: