Конкурс имени Л.С. Выготского
Предварительный просмотр:
Лаборатория для маленьких исследователей
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований лаборатория, оснащённая специальным оборудованием и разнообразными материалами для экспериментирования.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В каждой группе созданы центры экспериментирования. А в конце зимы на подоконнике появляется «огород». На «грядках» чудесного «огорода» прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития.
Свои результаты дети фиксируют в дневниках наблюдений, рисуют рисунки, составляют схемы.
Реализация поставленных задач в полной мере была возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Работу с родителями мы ведем параллельно с подготовкой детей к исследованию.
Родители принимают активное участие в пополнении лаборатории необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, является одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Список литературы
1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание.- №6.- 2007.
2. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-пресс, 2007.
3.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
4.Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
5. Венгер Л.А. Психология/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988.
6. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3 – С. 12.
7. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой – М.: Аркти, 2004.