Дистанционное обучение
Данная страница предназначена моим ученикам, которым нужна помощь во внеурочное время. Здесь вы всегда можете получить консультацию и скорректировать свои знания.
Обсуждать задания можно на форуме http://tsoy-dina-valerevna.forum2x2.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_sochinenie.ppt | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования. В основе проблемы лежит некое столкновение интересов, конфликт. взаимоотношения отношение влияние роль взаимосвязь противоречие выбор
РАЗЛИЧАЕМ! Тема – это то, о чем пишет автор. Проблема – волнующее автора противоречие, несовершенство; то, что автора заставляет размышлять, обращаться к читателю. Например: тема детства, тема войны, тема любви. Например: взаимоотношения матери и ребенка, влияние детства на становление личности, проблема позднего взросления, роль взрослых в воспитании ребенка и т.д; проблема раннего взросления на войне, неоправданной жестокости, столкновения личных и общественных интересов, проблема выбора; проблема неразделенной любви, проблема определения истинных ценностей и т.д.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА – СЕРДЦЕ СОЧИНЕНИЯ Позиция – ответ на проблемный вопрос, разрешение проблемной ситуации, программа действий. Например: Детство – важный период в жизни любого человека, так как в это время идет активное формирование личности: закладывается система нравственных ценностей, определяется отношение к миру и себе, активно развивается мышление. Самопожертвование, по мнению автора, заключается в том, что человек способен поступиться своими интересами ради другого, ради высшей цели, не думая о своем благополучии. Это самоотречение, проявление силы духа и сострадания.
ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ Комментарий Проблема Позиция
СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА Человечество без облагораживания его животным и растением погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве. А.Платонов Позиция : Природа делает человека человеком. Воспитывает в нем чувство прекрасного, являя образец гармонии и соразмерности; дает духовные силы и помогает жить. Автор подчеркивает нерасторжимую связь человека и мира природы . «Облагораживание» людей, т.е. их эстетическое, нравственное, духовное развитие, в конце концов сам факт существования Homo sapiens , писатель видит в тесном общении с окружающим миром . А. Платонов с отчаянием замечает , что человечество «оскудеет, впадет в злобу отчаяния» , если не будет руководствоваться законами природы . В конечном итоге потеряет свой человеческий облик, лишиться смысла жизни и начнет разрушительную войну с самим собою. Такая позиция трагична по сути, так как заводит в тупик цивилизацию.
ПРОБЛЕМА БЫСТРОТЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен? А. Ахматова Лирическая героиня Анны Ахматовой чувствует себя абсолютно бессильной перед быстротечностью времени. Ее не страшат ни войны, ни чума , так как эти бедствия можно прекратить. Уверенность слышна в каждой строке: «конец им виден скорый…», «приговор почти произнесен». Слово «ужас» передает невыразимое отчаяние, опустошенность , оцепенение, подавленность героини перед «бегом времени». Именно «бегом», потому что оно ускользает от нас, мы не можем его ни догнать, ни остановить. Позиция: Время неподвластно людям, мы не можем управлять им по своему усмотрению. И в этом трагедия всего человечества.
КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО КОММЕНТАРИЯ Комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять содержание. Каждое суждение в комментарии должно быть связано с проблемой (Как микротема, предложение, изобразительно-выразительное средство доказывают, что именно эта проблема поднята в тексте). Комментарий помогает сформулировать позицию автора.
АРГУМЕНТЫ=ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Почему я соглашаюсь с позицией автора? Реальные факты Законы природы Официальные документы Примеры из жизни Примеры из художественной, научной и публицистической литературы Мнения выдающихся людей Цитаты из авторитетных источников Мнения очевидцев событий Пословицы, поговорки, афоризмы
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА ОТРАЖАЕТ ЛОГИКУ РАССУЖДЕНИЯ
(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника... (2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт... (7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца... (11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город. (13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку. — (14)Ваш абонент не отвечает,— сказала она. — (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились... (17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую». — (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить! (19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала: — А я вас уже видела... (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете. (22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке. — (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге... далеко. — (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она. (25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога. — (27)Есть! — торжествующе воскликнула она. (28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю». (30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась... (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её. (34)Но она уже была далеко. — (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — возвещала она в микрофон. (38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? (39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...
СИСТЕМАТИЗИРУЕМ 1. Вступление - тезис Что сближает людей на нашей маленькой планете Земля? Что заставляет чувствовать нас нужными, любимыми, значимыми? Безусловно, теплота, отзывчивость, внимание, забота, простое человеческое участие.. И это дорогого стоит. Актуальную проблему человеческих взаимоотношений поднимает русский писатель, публицист А. Алексин.
ТЕКСТ 2. Комментарий (доказательства) Неслучайно автор обращает внимание на то, что геолог в свой день рождения лишен общения с родными людьми, а единственным собеседником становится девушка-телефонистка, совершенно чужой человек. Глядя на ее деловитость и серьезность , он даже не надеялся на душевный отклик, когда на другом конце провода шли долгие, равнодушные гудки. Увидев волнение и тревогу героя, она «засуетилась» и даже припомнила, как он получал в соседнем окне письма до востребования. Что ей, вчерашней школьнице, до чужой боли и одиночества? Она могла просто ограничиться безликой информацией, отгородившись стеклянной перегородкой. Но для нее оказалось важнее помочь человеку: «прекратить разлуку», «соединить человеческие сердца». А. Алексин обращает внимание на то, как она «шустро вскочила со своего стула», «побежала к соседнему окошку», «быстро-быстро» стала перебирать письма. Сколько в этой стремительности желания помочь человеку, успокоить его! Действительно, найденная ею телеграмма объясняла молчание на другом конце провода: жена-геолог отправилась в командировку, - и еще: «девочка-телефонистка «вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…» Она вернула уверенность в том, что его любят, ждут, дорожат им.
ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ С ЧУЖИМ ТЕКСТОМ 3. Вывод - позиция Писатель уверен: даже чужие друг другу люди должны откликаться на боль и отчаяние, должны помогать другому обрести умиротворение и преодолеть одиночество. В этом основа человеческих взаимоотношений.
НАЧИНАЕМ ПРОВЕРКУ ЗРЕЛОСТИ 4. Согласен или нет? Почему? Невозможно не согласиться с А. Алексиным. Взаимопонимание, уважение, забота и поддержка способны вернуть человека к жизни! Это и есть проявление истинной доброты и человеколюбия.
БУДЬ УБЕДИТЕЛЕН В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ! 5. Аргументы - доказательства Вспоминается в связи с этим эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», когда Лебезятников, обнаружив подлог Лужина, защитил честь и достоинство Сони Мармеладовой, хотя она была абсолютно чужим человеком и вовсе не рассчитывала на такой жест правды и сострадания. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - Андрей Соколов –взял на воспитание Ванечку, хотя тот и не был его родным сыном. Сколько нежности, отеческой заботы и теплоты оказалось в этом суровом с виду человеке! А ведь он спасает ребенка от одиночества, «безбудущности» и зла.
ОТКРЫТИЕ ДЛЯ СЕБЯ 6. Вывод (твоя новая позиция на основе анализа) Мне кажется, для того чтобы проложить мост от одной души к другой, не нужно много слов. Пусть каждый начнет с себя и вспомнит, как когда-то и на его пути встретись люди, которые подарили надежду, уверенность, силы, и тем самым спасли жизнь, продлив эстафету любви и добра на земле.
Задумывались вы когда-нибудь над, тем, что случится с человеком, если отнять у него память?. Трудно представить такое неприкаянное существо, потерявшее связь с прошлым: со своим родом, семьей, отчизной, в конце концов. С самим собой. Страшно подумать, Что в одночасье, словно компьютерной клавишей, удаляются файлы, архивирующие нравственные ценности, способы взаимодействия с людьми, пространственные и временные ориентиры, имена близких и дорогих сердцу людей. Каким образом память влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задается талантливый писатель Ч.Т. Айтматов. Его рассказ о манкуртах, рабах, лишенных напрочь памяти жуанжуанами, поражает жестокостью и бесчеловечностью. Оказывается, потеряв память, человек уподобляется домашнему скоту, сторожевой собаке. Он начинает жить, руководствуясь только низшими потребностями: «Все его помыслы сводились к утолению голода». «Беспамятный раб» - удобная, бесплатная и безропотная рабочая сила. Для него повеление хозяина превыше всего. Зависимость, полное подавление воли, безответственность – следствие беспамятства. Писатель рисует манкуртов, не прибегая к таким понятиям, как честь, достоинство, благородства: они вне нравственных категорий, вне добра и зла. В словах матери, чей сын стал манкуртом. Слышится приговор беспамятству: «Можно отнять у человека землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто посмел покусится на память человека?» Ч. Айтматов убежден: потеря памяти – «самое тяжелое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний». Именно память делает человека человеком. Она является основой личности.
Не могу не согласиться с авторской позицией. Действительно, людей, потерявших память, разорвавших поневоле связь с историей, культурой, отечеством, семьей, вряд ли можно назвать полноценными членами общества. Мир без памяти создан в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Жители Макондо заболевают сначала бессонницей, потом наступает вторая стадия болезни – забывчивость. Сначала у них стираются воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем они перестают узнавать друг друга . Они живут в мире постоянно ускользающей действительности. И лишь одно удерживает их от последней стадии беспамятства – надписи на предметах. Но как обозначить любовь, сострадание, нежность, благородство, которые составляют основу человеческой личности? Нельзя не вспомнить легенды и мифы древней Греции. Недаром в античности Мнемозина являлась матерью девяти муз, так как именно память закрепляет достижения науки искусства, фиксирует опыт человечества. А происхождение памяти древние греки связывали с именем Прометея, который одарил человечество не только огнем, но дал память, «число изобрел, и буквы научил соединять, и память дал» (Эсхил). Память, подобно огню, освещает жизненный путь, дает направление развития, помогает решить трудные проблемы, опираясь на опыт человечества. Кроме того, недаром в народе часто говорят вместо «разлюбил» «позабыл». Именно память связывает нас с людьми, помогает удерживать в воображении образы любимых и близких , не дает разорвать связь с самим собой. В русском языке есть немало слов, характеризующих память: долгая, короткая, добрая, девичья, родовая, генетическая… Память определяет не только наше прошлое – она является хранилищем опыта человека, его нравственных, духовных и культурных ценностей.