Дистанционное обучение

Цой Дина Валерьевна

Данная страница предназначена моим ученикам, которым нужна помощь во внеурочное время. Здесь вы всегда можете получить консультацию и скорректировать свои знания.

Обсуждать задания  можно на форуме http://tsoy-dina-valerevna.forum2x2.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_sochinenie.ppt1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ? (ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ) Умею ли я слышать другого человека? Понимаю ли я его? Насколько верно улавливаю его позицию? Могу ли вступит в диалог или дискуссию? (работа с текстом) Насколько я могу быть убедительным в своих суждениях? Умею ли находить параллели между данным текстом и жизненным опытом, приобретенными знаниями? Насколько я эрудирован разных сферах ? Хорошее сочинение=работа с информацией + личностная зрелость+ знание языка

Слайд 2

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования. В основе проблемы лежит некое столкновение интересов, конфликт. взаимоотношения отношение влияние роль взаимосвязь противоречие выбор

Слайд 4

РАЗЛИЧАЕМ! Тема – это то, о чем пишет автор. Проблема – волнующее автора противоречие, несовершенство; то, что автора заставляет размышлять, обращаться к читателю. Например: тема детства, тема войны, тема любви. Например: взаимоотношения матери и ребенка, влияние детства на становление личности, проблема позднего взросления, роль взрослых в воспитании ребенка и т.д; проблема раннего взросления на войне, неоправданной жестокости, столкновения личных и общественных интересов, проблема выбора; проблема неразделенной любви, проблема определения истинных ценностей и т.д.

Слайд 5

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – СЕРДЦЕ СОЧИНЕНИЯ Позиция – ответ на проблемный вопрос, разрешение проблемной ситуации, программа действий. Например: Детство – важный период в жизни любого человека, так как в это время идет активное формирование личности: закладывается система нравственных ценностей, определяется отношение к миру и себе, активно развивается мышление. Самопожертвование, по мнению автора, заключается в том, что человек способен поступиться своими интересами ради другого, ради высшей цели, не думая о своем благополучии. Это самоотречение, проявление силы духа и сострадания.

Слайд 6

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ Комментарий Проблема Позиция

Слайд 7

СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ

Слайд 8

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА Человечество без облагораживания его животным и растением погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве. А.Платонов Позиция : Природа делает человека человеком. Воспитывает в нем чувство прекрасного, являя образец гармонии и соразмерности; дает духовные силы и помогает жить. Автор подчеркивает нерасторжимую связь человека и мира природы . «Облагораживание» людей, т.е. их эстетическое, нравственное, духовное развитие, в конце концов сам факт существования Homo sapiens , писатель видит в тесном общении с окружающим миром . А. Платонов с отчаянием замечает , что человечество «оскудеет, впадет в злобу отчаяния» , если не будет руководствоваться законами природы . В конечном итоге потеряет свой человеческий облик, лишиться смысла жизни и начнет разрушительную войну с самим собою. Такая позиция трагична по сути, так как заводит в тупик цивилизацию.

Слайд 9

ПРОБЛЕМА БЫСТРОТЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен? А. Ахматова Лирическая героиня Анны Ахматовой чувствует себя абсолютно бессильной перед быстротечностью времени. Ее не страшат ни войны, ни чума , так как эти бедствия можно прекратить. Уверенность слышна в каждой строке: «конец им виден скорый…», «приговор почти произнесен». Слово «ужас» передает невыразимое отчаяние, опустошенность , оцепенение, подавленность героини перед «бегом времени». Именно «бегом», потому что оно ускользает от нас, мы не можем его ни догнать, ни остановить. Позиция: Время неподвластно людям, мы не можем управлять им по своему усмотрению. И в этом трагедия всего человечества.

Слайд 10

КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО КОММЕНТАРИЯ Комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять содержание. Каждое суждение в комментарии должно быть связано с проблемой (Как микротема, предложение, изобразительно-выразительное средство доказывают, что именно эта проблема поднята в тексте). Комментарий помогает сформулировать позицию автора.

Слайд 11

АРГУМЕНТЫ=ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Почему я соглашаюсь с позицией автора? Реальные факты Законы природы Официальные документы Примеры из жизни Примеры из художественной, научной и публицистической литературы Мнения выдающихся людей Цитаты из авторитетных источников Мнения очевидцев событий Пословицы, поговорки, афоризмы

Слайд 12

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА ОТРАЖАЕТ ЛОГИКУ РАССУЖДЕНИЯ

Слайд 13

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника... (2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт... (7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца... (11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город. (13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку. — (14)Ваш абонент не отвечает,— сказала она. — (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились... (17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую». — (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить! (19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала: — А я вас уже видела... (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете. (22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке. — (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге... далеко. — (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она. (25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога. — (27)Есть! — торжествующе воскликнула она. (28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю». (30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась... (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её. (34)Но она уже была далеко. — (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — возвещала она в микрофон. (38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? (39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...

Слайд 14

СИСТЕМАТИЗИРУЕМ 1. Вступление - тезис Что сближает людей на нашей маленькой планете Земля? Что заставляет чувствовать нас нужными, любимыми, значимыми? Безусловно, теплота, отзывчивость, внимание, забота, простое человеческое участие.. И это дорогого стоит. Актуальную проблему человеческих взаимоотношений поднимает русский писатель, публицист А. Алексин.

Слайд 15

ТЕКСТ 2. Комментарий (доказательства) Неслучайно автор обращает внимание на то, что геолог в свой день рождения лишен общения с родными людьми, а единственным собеседником становится девушка-телефонистка, совершенно чужой человек. Глядя на ее деловитость и серьезность , он даже не надеялся на душевный отклик, когда на другом конце провода шли долгие, равнодушные гудки. Увидев волнение и тревогу героя, она «засуетилась» и даже припомнила, как он получал в соседнем окне письма до востребования. Что ей, вчерашней школьнице, до чужой боли и одиночества? Она могла просто ограничиться безликой информацией, отгородившись стеклянной перегородкой. Но для нее оказалось важнее помочь человеку: «прекратить разлуку», «соединить человеческие сердца». А. Алексин обращает внимание на то, как она «шустро вскочила со своего стула», «побежала к соседнему окошку», «быстро-быстро» стала перебирать письма. Сколько в этой стремительности желания помочь человеку, успокоить его! Действительно, найденная ею телеграмма объясняла молчание на другом конце провода: жена-геолог отправилась в командировку, - и еще: «девочка-телефонистка «вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…» Она вернула уверенность в том, что его любят, ждут, дорожат им.

Слайд 16

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ С ЧУЖИМ ТЕКСТОМ 3. Вывод - позиция Писатель уверен: даже чужие друг другу люди должны откликаться на боль и отчаяние, должны помогать другому обрести умиротворение и преодолеть одиночество. В этом основа человеческих взаимоотношений.

Слайд 17

НАЧИНАЕМ ПРОВЕРКУ ЗРЕЛОСТИ 4. Согласен или нет? Почему? Невозможно не согласиться с А. Алексиным. Взаимопонимание, уважение, забота и поддержка способны вернуть человека к жизни! Это и есть проявление истинной доброты и человеколюбия.

Слайд 18

БУДЬ УБЕДИТЕЛЕН В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ! 5. Аргументы - доказательства Вспоминается в связи с этим эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», когда Лебезятников, обнаружив подлог Лужина, защитил честь и достоинство Сони Мармеладовой, хотя она была абсолютно чужим человеком и вовсе не рассчитывала на такой жест правды и сострадания. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - Андрей Соколов –взял на воспитание Ванечку, хотя тот и не был его родным сыном. Сколько нежности, отеческой заботы и теплоты оказалось в этом суровом с виду человеке! А ведь он спасает ребенка от одиночества, «безбудущности» и зла.

Слайд 19

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ СЕБЯ 6. Вывод (твоя новая позиция на основе анализа) Мне кажется, для того чтобы проложить мост от одной души к другой, не нужно много слов. Пусть каждый начнет с себя и вспомнит, как когда-то и на его пути встретись люди, которые подарили надежду, уверенность, силы, и тем самым спасли жизнь, продлив эстафету любви и добра на земле.

Слайд 20

Задумывались вы когда-нибудь над, тем, что случится с человеком, если отнять у него память?. Трудно представить такое неприкаянное существо, потерявшее связь с прошлым: со своим родом, семьей, отчизной, в конце концов. С самим собой. Страшно подумать, Что в одночасье, словно компьютерной клавишей, удаляются файлы, архивирующие нравственные ценности, способы взаимодействия с людьми, пространственные и временные ориентиры, имена близких и дорогих сердцу людей. Каким образом память влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задается талантливый писатель Ч.Т. Айтматов. Его рассказ о манкуртах, рабах, лишенных напрочь памяти жуанжуанами, поражает жестокостью и бесчеловечностью. Оказывается, потеряв память, человек уподобляется домашнему скоту, сторожевой собаке. Он начинает жить, руководствуясь только низшими потребностями: «Все его помыслы сводились к утолению голода». «Беспамятный раб» - удобная, бесплатная и безропотная рабочая сила. Для него повеление хозяина превыше всего. Зависимость, полное подавление воли, безответственность – следствие беспамятства. Писатель рисует манкуртов, не прибегая к таким понятиям, как честь, достоинство, благородства: они вне нравственных категорий, вне добра и зла. В словах матери, чей сын стал манкуртом. Слышится приговор беспамятству: «Можно отнять у человека землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто посмел покусится на память человека?» Ч. Айтматов убежден: потеря памяти – «самое тяжелое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний». Именно память делает человека человеком. Она является основой личности.

Слайд 21

Не могу не согласиться с авторской позицией. Действительно, людей, потерявших память, разорвавших поневоле связь с историей, культурой, отечеством, семьей, вряд ли можно назвать полноценными членами общества. Мир без памяти создан в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Жители Макондо заболевают сначала бессонницей, потом наступает вторая стадия болезни – забывчивость. Сначала у них стираются воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем они перестают узнавать друг друга . Они живут в мире постоянно ускользающей действительности. И лишь одно удерживает их от последней стадии беспамятства – надписи на предметах. Но как обозначить любовь, сострадание, нежность, благородство, которые составляют основу человеческой личности? Нельзя не вспомнить легенды и мифы древней Греции. Недаром в античности Мнемозина являлась матерью девяти муз, так как именно память закрепляет достижения науки искусства, фиксирует опыт человечества. А происхождение памяти древние греки связывали с именем Прометея, который одарил человечество не только огнем, но дал память, «число изобрел, и буквы научил соединять, и память дал» (Эсхил). Память, подобно огню, освещает жизненный путь, дает направление развития, помогает решить трудные проблемы, опираясь на опыт человечества. Кроме того, недаром в народе часто говорят вместо «разлюбил» «позабыл». Именно память связывает нас с людьми, помогает удерживать в воображении образы любимых и близких , не дает разорвать связь с самим собой. В русском языке есть немало слов, характеризующих память: долгая, короткая, добрая, девичья, родовая, генетическая… Память определяет не только наше прошлое – она является хранилищем опыта человека, его нравственных, духовных и культурных ценностей.