Дистанционное обучение

Посетите мою страничку, и вы сможете найти много интересного по дистанционному курсу "Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы

Паспорт программы        

Введение        

Основное содержание деятельности        

Основное содержание курса        

Ожидаемый результат        

Методическое обеспечение программы        

Список литературы        


Паспорт программы

Предмет   история

Автор    Горбунова Наталья Николаевна

Уровень образования   Дополнительное образование

Целевое назначение Учебный ресурс. Курс предназначен для углубленного изучения разделов истории. Курс содержит информационный материал, тренажеры, практикум, которые позволяют учащимся значительно расширить свои знания и опыт выходящие за рамки школьной программы.

Вид ресурса    Учебный факультатив

Формат представления   Набор связанных файлов.

Тип доступа    Сетевой (HTML, PHP).

Форма доступа   Бесплатный доступ (анонимный или с регистрацией)

Уровень входных знаний    История Руси с древнейших времен до XIX  века.

Категория обучающихся     Учащиеся 7-8  классов.

Количество часов      72 часа.

Используемые сервисы и ресурсы   Материалы данного ресурса, электронная почта, другие web-ресурсы Интернет, печатные учебные издания и справочники.


Введение

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, процессы перестройки, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование.

Важнейшей стороной этих перемен является акцент на развитие сотрудничества самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса "Учитель - Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-методической системы непрерывного образования (как учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства. Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится этот тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.

Сегодня актуальной проблемой становится стремление многих школьников продолжить свое образование в тех учебных заведениях, которые могли бы обеспечить им высокий уровень подготовки. Совершенно очевидно, что назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь на своем микроучастке, получить полноценное образование нужного уровня. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими школами.

Развитие дистанционного обучения - это возможный ответ на поставленные вопросы. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

 Целью внедрения ДО  является модернизация образовательной среды школы через создание организационно-педагогических условий, при которых возможно построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий учащимися, получающими образование в различных формах, в процессе дистанционного обучения.

 И наступление новой технологической эры, и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Одним из решений этой проблемы является олимпиада.

Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одарённые дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одарённых детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с различной  информацией.

Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении подростков.

 Поэтому участие в олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличать верную версию от ложной. Для этого необходимо развивать критическое мышление. Готовясь к олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимания. Нужно не упустить ни одной мельчайшей подробности, которую предлагает нам источник.

Основные направления данной программы:

  • Подготовка школьников к олимпиадам различных уровней по истории;
  • Консультационная поддержка учеников.

Реализация основных направлений данной программы, конкретизированных в системе мероприятий, позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения.

Цель программы: Предметная подготовка к участию в олимпиаде по истории.

Задачи:

  • Выявлять и развивать у обучающихся творческие способности и интерес к научно-исследовательской работе;
  • Создавать необходимые условия для поддержки одаренных детей;
  • Формировать творческое мышление в области истории  путем решения заданий повышенной сложности;
  • Умело использовать комплекс мероприятий патриотической направленности на получение знаний по истории нашего Отечества и подготовке к олимпиаде по истории.
  • Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в исторических конкурсах, детских научных работ в различных отраслях знании, в том числе по истории.

 Условия обучения:

  • Форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий;
  • Обучение проводится на бесплатной основе;

Кто может обучаться:

  • Учащиеся 7-8 классов средних общеобразовательных школ.

Основное содержание деятельности

В качестве технологии обучения по данной программе используется дистанционное обучение.

В рамках дистанционного обучения применяются методы следующих педтехнологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения);
  • компьютерных технологий создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;
  • традиционная технология;
  • технологии дифференцированного обучения.

При обучении учащихся по данной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации, лекции, тестирование и т.д.);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всей группой в едином темпе с общими задачами);

При реализации данной программы используются различные организационные формы обучения:

  • лекции;
  • практические занятия.
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории, работу с ресурсами Интернет).

Система контроля  за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной программы включает  самостоятельные и  контрольные работы, тестирование, устные опросы, зачеты, а также защиту практических работ, проектов.

 Занятия проводятся по определенной структуре, которая может быть предложена следующей схемой.



Основное содержание курса

Тема 1. История России с древнейших времен до конца XVII в. (32 часа)
теоретические занятия (20  часов)

1. Вводная лекция: Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории. 

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. 

2. Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. 
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы. 
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города. 

4. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. 

6. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества. 
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства. 

7. Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. 

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. 

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. 

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина. 

8.   Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. 

Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. «Слово о полку Игореве».

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Культура народов Российского государства во второй половине ХV-ХVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте людей. Крестьянский и городской быт. 

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. 

практические занятия (12 часов)

3. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда», Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы. 

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей. 

5. Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси, Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель. 

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. 

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. 

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель. 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. 

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в странах Запада и в России. Свержение золотоордынского ига.

Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва - третий Рим». Ереси на Руси.

Тема II. История России XVIII в. (14 ч.)

теоретические занятия (4 часа)

10. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство. 

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. России и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства. 

 практические занятия (10 часов) 

9. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества.

Провозглашение империи. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе.

11. Новый характер взаимодействия русской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности русского Просвещения: Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Тема III. Россия в XIX в. (25 ч.)

теоретические занятия (21 час)

12. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. 

13. Особенности экономического развития России б первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества. 

15. Культура народов России первой половины XIX в. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики, «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве. 

16. Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения. 

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

17. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

 практические занятия (4 часа)

14. Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Участие России в создании Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия. 

16. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в. 



Учебно-тематический план

Содержание учебного материала

Всего часов

Формы организации деятельности, методы, приемы работы

Предполагаемый результат

Форма контроля

Материал для самостоятельного изучения

1. История России с древнейших времен до конца XVII в. (20/12)

Вводная лекция: История России — часть всемирной истории

4/0

Индивидуальные интерактивные лекции с последующими дискуссиями

Знать особенности становления и развития российской цивилизации.

Уметь вести дискуссию о роли и месте России в мировом развитии. 

Тестирование 

http://www.fcior.edu.ru/

дополнительная литература

Народы и древнейшие государства на территории России

4/0

Семинар

Иметь представление об освоении человеком восточных и северных регионов Евразии.  

Уметь характеризовать сущность и значение прародины славян.

Работа с историческими документами

www.hist.msu.ru

работа с документами

Киевская Русь

0/6

Дискуссия

Знать о возникновении государственности у восточных славян, о начале династии Рюриковичей.

Уметь дискутировать  о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь», составлять генеалогическое древо.  

Составление генеалогического древа

 Рюриковичей

http://school-collection.edu.ru

Древнерусские княжества в XII – начале XIII в.

4/0

лекции

Знать причины распада Древнерусского государства.  

Уметь систематизировать исторический материал в таблицах и схемах. 

Тестирование

www.hist.msu.ru

Русские земли и княжества в XIII - XV в.

0/6

Практикум

Знать об образовании Монгольского государства.

Уметь выделять причины военного поражения русских княжеств.   

Зачет

http://www.fcior.edu.ru/

Московское государство в XVI в. 

2/0

Лекции

Иметь представление об установлении царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.  

Уметь понимать причинно – следственные связи.

Тестирование

http://www.fcior.edu.ru/

Политическое и социально-экономическое развитие 
России в XVII в.

2/0

Групповые интерактивные лекции с последующими дискуссиями

Знать о пресечении правящей династии,  о начале династии Романовых.

Уметь анализировать исторические явления.

Контрольная работа

http://school-collection.edu.ru

работа с документами

Культура Руси IX – XVII в.

4/0

Дискуссия

Знать даты и причины принятия христианства на Руси.  

Уметь дискутировать и находить причинно-следственные связи. 

Эссе

http://www.fcior.edu.ru/

2. История России XVIII в. (4/10)

Эпоха Петра I

0/4

Индивидуальные лекции

Знать о преобразованиях в эпоху Петра I.

Уметь давать характеристику и оценку исторической личности. 

Работа с историческими документами

www.hist.msu.ru

Российская империя в 1725 – 1801

4/0

Групповые лекции

Знать о периоде дворцовых переворотов, о расширении прав и привилегий дворянства. Уметь анализировать исторические явления.

Тестирование

http://school-collection.edu.ru

Культура и быт народов России XVIII в.

0/6

Практикум

Знать особенности русского Просвещения.

Называть имена представителей русского Просвещения и их труды.

Эссе

www.hist.msu.ru

3. Россия в XIX в. (21/4)

Общественно-политическое развитие России в правление Александра I и Николая I.

6/0

Дискуссия

Изучить попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.

Уметь систематизировать изучаемый материал.

Контрольная работа

http://school-collection.edu.ru

http://www.fcior.edu.ru/

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

4/0

Групповые интерактивные лекции с последующими дискуссиями

Знать особенности экономического развития России в первой половине XIX вв.  

Уметь дискутировать и находить причинно-следственные связи. 

Тестирование

www.hist.msu.ru

Внешняя политика первой половины XIX в.

0/2

Практикум

Знать о России в системе международных отношений в первой половине XIX в.  

 Уметь систематизировать исторический материал в таблицах и схемах. 

Составление хронологической таблицы

http://www.fcior.edu.ru/

Культура России в первой половине XIX в.

4/0

Самостоятельная подготовка материала

Иметь представление о культуре народов России первой половины XIX в.  

Уметь выделять главное, систематизировать. 

Эссе

www.hist.msu.ru

Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ. Россия в царствование Александра III – контрреформы.

4/2

Практикум

Знать об отмене крепостного права.  

Иметь представление о «Восточном вопросе» во внешней политике Российской империи.   

Тестирование

http://school-collection.edu.ru

Культура России во второй половине XIX в.

4/0

Групповые  интерактивные лекции с последующими дискуссиями

Изучить духовную жизнь российского общества во второй половине XIX в.  

Уметь дискутировать и давать оценку и характеристику исторической личности.

Итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений

http://www.fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

Всего:

72 часа (теория – 46 часов, практика – 26 часов)


Ожидаемый результат

Олимпиады призваны дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений учащихся. В частности выявляют, в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.

Таким образом, курс подготовки к олимпиадам включает задания, проверяющие сформированность следующих умений:

— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта элементы его описания;

— сравнивать исторические объекты, выделяя их общие черты и различия;

— оценивать суждения с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать историческую информацию, представленных в таблицах, диаграммах, схемах;

— распознавать понятия и их составляющие;

— устанавливать соответствия между существенными признаками и чертами исторических явлений;

— различать в исторической информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию исторической информации из текстов;

— формировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Макиявелли говорил в свое время: «Для достижения своей цели все методы хороши». Для того, чтобы подготовить к историческим Олимпиадам учащихся любые пути хороши — будут ли эти знания получать учащиеся через патриотическое воспитание, через работу с историческими источниками, через видеоматериалами, индивидуально. Лишь бы они полюбили историю и изучали ее. Наша задача преподавателей заинтересовать детей, привить им любовь к истории родного Отечества, малой родины, поощрять детей, заставлять самостоятельно искать вопросы и находить на них ответы.  

Чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являлась знакомой и значимой для ребенка.  Роль преподавателя здесь заключается в своевременной подсказке новых источников информации, или просто направить мысль ученика в нужное русло.  

Цели любой программы дистанционного обучения — воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления. Привлечение учащихся к дистанционному обучению повышает их интерес к учебе.

Внедрение дистанционного образования позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и всех остальных учащихся в условиях профилизации образования. Учащихся старших классов школы получат возможность разработки индивидуальных образовательных траекторий и реализации их в дистанционном образовании. Кроме того, получение образования в форме экстерната с использованием технологий дистанционного обучения позволит этой категории обучающихся получить доступное и качественное образование.

В ходе реализации данной программы предстоит знакомство с 200 важнейшими документами, в которых отразились 11 столетий российской истории. Подавляющее большинство из них - документы нормативного характера (внутренние правовые акты, международные договоры и соглашения). Вторую группу представляют собой письма и проекты известных исторических деятелей, посвященные важным политическим, экономическим и культурным проблемам и событиям, а также документы общественно-политического характера: программы политических партий, речи и обращения государственных деятелей, материалы судебных процессов. Подавляющее большинство документов приводится без сокращений, в том числе все важнейшие источники отечественного права: Русская правда, Псковская судная грамота, Судебники Ивана III и Ивана IV, Соборное  уложение, конституционные проекты XIX  столетия, Основные законы Российской империи, Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

В разделе «Методика работы с историческими документами»  содержатся методические рекомендации по проведению занятий с использованием исторических документов.

В процессе изучения курса подготовки к олимпиадам по истории учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Методическое обеспечение программы

Литература:

  1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
  2. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005
  3. Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006
  4. Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008

 

Ресурсы Интернета:

  1. Обширная электронная библиотека и коллекция ссылок на различные материалы исторического содержания в Интернете имеется на сайте Исторического факультета: www.hist.msu.ru
  2. Коллекция ЭОР на сайте http://school-collection.edu.ru
  3. Коллекция ЭОР на сайте http://www.fcior.edu.ru/

Список литературы

  1. http://school-8.ucoz.ru/index/0-21
  2. http://www.alleng.ru/d/hist/hist163.htm
  3. http://festival.1september.ru/articles/310032/
  4. http://shkola.tsu.ru/olympics/
  5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/programma-podgotovki-uchashchikhsya-k-olimpiadam 
  6. http://rudocs.exdat.com/docs/index-354006.html
  7. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html