КОНЦЕРТНО - ЛЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Концерт - презентация " Магия романса". Предлагаю вашему вниманию текстовый материал для презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция - концерт " Магия романса" | 39.31 КБ |
Коллаж из слайдов к лекции - концерту "Магия романса" | 355.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Магия романса – тема сегодняшней нашей встречи.
Сегодня я не хочу говорить об истории происхождения слова романс, а хочу предложить свою версию - романс однокоренное слово от РОМАНА, т.е. литературного произведения, в котором присутствует все, от описания природы, до человеческих страстей и чувств. И, когда РОМАН интересен, мы перечитываем его неоднократно в течении всей своей жизни. Может и поэтому мы так любим русский романс уже не одно столетие. Как подметил «бард в прозе» М.М.Жванецкий «Есть песни наверх. Они поются вверх лицом и в тех же словах. Есть песни для заработка. Они хорошо танцуются с дамой. Есть песни для людей».Эти песни переживают своих создателей, кочуют из поколения в поколение, обретают статус «старинных» и « народных». Давайте сегодня сочиним свой РОМАН, с большим количеством действующих лиц и событий. ОТКРЫВАЕМ 1 страницу.
И, так, романс «ИЗУМРУД», автор стихов – поэт-сатирик, переводчик Д’Актиль1890-1942), нет данных кому он посвятил поэтические строки и если бы не музыка Б.ФОМИНА может мы бы и не знали это стихотворение. Романс композитор написал для исполнения Изабелле Юрьевой, можно только догадываться по какой причине она отказалась его петь .Хочется сказать несколько слов о композиторе. «Счастливый неудачник», как называли Б.И.Фомина его друзья. Его творчество, за его короткую жизнь, то было востребовано, то отвергнуто государством, что сказалось на здоровье композитора, но мелодиям его романсов уготована судьба духовных ценностей длительного порядка.
Предлагаю вашему вниманию романс « Изумруд», в сопровождении РОМАНА Курочкина им же сочиненного, исп. Дорогова О.Ф. преп. КДШИ.
Давайте начнем читать следующую страницу нашего романа. Присутствуя на вокальных концертах и слушая старинные романсы и народные песни любимых исполнителей, можно услышать такое объявление об исполнении ими очередного музыкального произведения: «Абаза - стихи И.С. Тургенева. Романс «Утро туманное»». И тут же невольно задумываешься: «Что касается И.С. Тургенева - он хорошо всем известен. Тургеневу на момент написания было 25 лет, кстати оно называлось «В дороге», однако часто у читателя (или слушателя романса) создаётся ощущение, что оно было написано уже пожилым человеком, прожившим долгую жизнь. Стихотворение с опорой на биографический план с одной стороны, представляет собой исповедальное прощание с возлюбленной Татьяной Александровной Бакуниной (сестрой русского философа и революционера Михаила Бакунина), а с другой стороны, на его написание повлиял факт совсем недавнего знакомства с французской исполнительницей Полиной Виардо во время поездки певицы в Санкт-Петербург осенью 1843 года, где на сцене оперного театра её впервые увидел Тургенев. Таким образом, И. С. Тургенев создал это стихотворение под впечатлением от расставания с одной любимой девушкой, но уже будучи вдохновлённым встречей с другой, будущей любовью, поэтому произведение вовсе не несёт в себе отпечаток безнадёжной тоски, а, скорее, передаёт ощущение просветлённости и размышлений, раскрываемое в последних строфах («глядя задумчиво в небо широкое»). . А вот• Абаза?!. Кто же такая (или такой) Абаза?» Композитором могли быть:
Аркадий Максимович Абаза (1843 - 1915), Виктор Абаза (1861 - 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, певицы Юлия и Варвара Абаза.
Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: “Музыка братьев Абаза”.
Жена одного из них — Юлия Федоровна Абаза (1830-1915). была певицей и опубликовала большое количество романсов, которые любила исполнять, закрепив таким образом за собой их авторство, которое как бы возникало при переиздании, когда гриф «из репертуара» пропускался. И все же.. В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб 10 мая 1855 года в сражении у Корабельной бухты, защищая Кладбищенскую высоту - северный отрог Рудольфовой горы. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию "Утро туманное", помнили его красивый баритон.
Получив известие о гибели Эраста Агеевича, Тургенев писал П.В.Анненкову: “Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный”.
Авторство Э.Абазы музыки романса подтверждено журналом «Кругозор» 1971 года и выгравированной нотной строкой «Утра туманного» на могиле Эраста Агеевича.
Стихотворение «Утро туманное» неоднократно перекладывалось на музыку, в частности, композиторами Александром Фёдоровичем Гедике, Яковом Фёдоровичем Пригожим и Георгием Львовичем Катуаром, Впрочем, одним из самых известных переложений в романсовой форме является версия, которая была подписана «музыка Абаза» .
Исп. романс «Утро туманное», Сапожникова Анастасия, учен.6 кл, преп. Ощепкова А.А., конц. Макейкина Н.К.
Следующая страница нашего РОМАНА объединяет не только разные жанры искусства, но и авторов, между которыми разрыв в несколько столетий. Давайте посмотрим слайд и попробуем отгадать что это за изображение?( актеры: Маргарита Терехова и М.Баярский, киноф. «Собака на сене») «Соба́ка на се́не» — советский двухсерийный цветной музыкальный художественный телефильм, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1977 году режиссёром Яном Фридом по одноимённой комедии Лопе де Вега -1562-1635г. (перевод Михаила Лозинского). Автор музыки Г.И. Гладков –( род. 1935г) народный артист РФ (2002), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук «Ника» за лучшую музыку к фильму «Убить дракона» (1987) и мюзиклу «На бойком месте» (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). Член Союза кинематографистов РФ и Союза композиторов РФ. Им написано огромное количество музыки к кинофильмам, мультфильмам, мюзиклам, что можно сделать отдельный концерт. Живет и работает в Москве. Послушайте коротко сюжетную линию:
Теодоро, секретарь графини Дианы де Бельфлёр, влюблён в горничную Марселу. Наблюдая за развитием их романа, госпожа неожиданно чувствует, как в ней просыпается ревность. Но условности и бремя предрассудков имеют сильную власть над независимой и своевольной Дианой. Она, забавляющаяся над своими знатными женихами, не может снизойти до того, чтобы признаться в любви безродному слуге. У Теодоро нет выбора — ему нужно уехать искать счастья в других краях и покинуть дом Дианы, хотя души влюблённых принадлежат друг другу. Тогда на помощь приходит его слуга Тристан, лукавый и остроумный пройдоха. И Теодоро вдруг оказывается знатным вельможей и дворянином, не уступающим по древности рода и богатству Диане.( перевод слов на русский М.Донского)
Исп.Бекир Уста Г.С., преп.Петровской ДШИ, конц.Чапаева В.Г.
Следующая страничка написана специально для детей
«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм 1969 года, музыкальная фантазия на темы одноимённой сказки братьев Гримм, ставшая популярной в СССР благодаря музыке, написанной Геннадием Гладковым на стихи Ю.Энтина с элементами рок-н-ролла. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 млн[1].
Олег Анофриев озвучил и спел песни практически всех героев мультфильма, кроме Принцессы и Осла.
Четыре года спустя было создано продолжение мультфильма под названием «По следам бременских музыкантов» (1973), а в 2000 году — «Новые бременские».
- «Дуэт принцессы и трубадура» исп. Цвик А.,уч.3 кл, преп. Дорогова О.Ф.,
конц.Вайсберг М.В.
- Ария «Атаманши» исп.Халилова Алиме, 7 лет, Мустафаева Алие 10 лет преп. Абкелямова Э.Ф., конц. Курочкин Р.В.
Следующая страница не предвещает нам как будто бы ничего трагического. Александр Александрович Алябьев «Соловей» на стихи Антона Антоновича Дельвига. Сюжет романса прост — текст составлен как обращение к птице соловью, однако он о горестной женской доле;
За простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. И речь идет не только о разочаровании в любви. Есть версия, что Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу А. С. Пушкину в момент, когда тот высылался на Кавказ — так пишет Александр Майкапар[4]. Но Пушкина не ссылали на Кавказ — его высылали в Кишинев в 1820 году. Так когда же точно и по какому поводу было сочинено стихотворение? Когда его узнал Алябьев? Конечно достоверно это неизвестно, но есть версия:
Алябьев увидел в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.
Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М. Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения[5]. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку[]. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться]. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором. Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящён романс «Соловей» — установить не удалось.
- Исп. романс преп. Ощепкова А.А, конц.Анцибор О.В., ВОСХОДНЕНСКАЯ ДМШ.
Следующая страница приоткрывает нам чисто женские черты: кокетство, жеманность, а может и притворность.
Александр Львович Гурилев – один из немногих композиторов, который умеет не просто чувствовать стихотворение, но претворять его в своей музыке так, что оно начинает звучать с еще большей выразительностью. Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было уже тогда 28 лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе. Он познакомился с известными артистами, живописцами, музыкантами. Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот. В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием.
Сейчас прозвучит романс «Право, маменьке скажу», удивительно, легкий, воздушный на стихи Ник.Вас. Берга(В 1853 в качестве корреспондента отправился на театр войны в Севастополь и до окончания осады его состоял при штабе главнокомандующего в должности переводчика[4]. Участвовал в сражении при Чёрной речке. Литературным плодом его участия в кампании явились изданные им «Записки об осаде Севастополя» в 2 томах (Москва, 1858) и «Севастопольский альбом» с 37 рисунками. )
- Исп. романс «Право, маменьке скажу» Карпова Валерия, 10 лет, преп. и конц. Моисеева В.В., Октябрьская Дмш
Можно представить, что следующий романс, это продолжение дальнейшей жизни героини.
- Музыка Александра Гурилева
Слова Сергея Любецкого-« ДОМИК- КРОШЕЧКА»,исп. Есина Т.О.,конц. Салединов Э.Ф.
О, глазок, глазок! незабудочка,
Для неопытных злая удочка.
Много раз сулил мне блаженство ты,
Но так рок судил - не сбылись мечты.
музыка Михаила Глинки, стихи Евгения Баратынского
Стихотворение Евгения Баратынского “Разуверение” увидело свет в 1821 году, а сочинено ещё раньше. И это юношеское сочинение содержит глубину умудрённого горького разочарования. Откуда в совсем юном сердце такая печаль и мудрость? И кто виновница “Разуверения”? Написано “Разуверение” под впечатлением первой юношеской влюблённости в кузину Вареньку Кучину. Евгений виделся с Варенькой когда жил в родовом поместье
Музыка Михаила Глинки выявила и этот второй, сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского. Романс был создан в 1925 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды". Классически-стройная мелодия романса гармонично сливается со стихами, в ней есть свобода, естественная грация и благородная простота, которая со всей отчётливостью обнаруживает почерк Глинки. Исп. дуэт Османова Хатидже Шаиповна и Зуева Татьяна Васильевна, конц. Дрожжина Мария Сергеевна, ОДМШ
Следующие страницы нашего РОМАНА посвящены описанию природы. Помогут нам в этом молодой композитор Францескевич Инна Владимировна - композитор, певица, лауреат Международных конкурсов и фестивалей, преподаватель высшей категории, заведующая
вокально-хоровым отделом и руководитель вокального ансамбля преподавателей ДШИ № 6 г. Одессы. Родилась 20 ноября 1978 в г. Одесса. В школе им. проф. Столярского училась на фортепианном и теоретическом отделах. Окончила Одесскую Государственную Музыкальную Академию им. А. В. Неждановой, получила два диплома с отличием по специальности «композитор, преподаватель» и «оперная, концертная певица, преподаватель.
Иван Бунин Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Получив денежное вознаграждение за премию, Иван Бунин потратил 120 тысяч франков на помощь литераторам и просто эмигрантам
ПОСЛУШАЙТЕ 2 РОМАНСА « НА ПРУДУ» (ОСМАНОВА Э., 3 КЛ., ПРЕП.ДОРОГОВА О.Ф., КОНЦ ВАЙСБЕРГ М.В.
- «ЧЕРЕМУХА»- ИСП. ОЩЕПКОВА Е., 8 ЛЕТ, ПРЕП. ОЩЕПКОВА А.А., КОНЦ. МАКЕЙКИНА Н.К. ВОСХОДНЕНСКАЯ ДШИ.
А сейчас я предлагаю на короткое время закрыть РОМАН и помечтать каждый о своем. Помогут нам в этом: музыка Оливье Туссена— французский композитор, поп-певец, аранжировщик оркестра, менеджер компании и продюссер звукозаписи, хореографический ансамбль( рук. Зализинская Е.В.) и концертмейстер, ученица 6 кл.Погребнова Ирина (преп. Шедько Л.В.)- «Ностальгия»
Предлагаю продолжить ностальгировать, но уже о юности, школьных годах, вспомнить хорошие советские, добрые кинофильмы. Один из них «Большая перемена», слушаем романс в исполнении Абкелямовой Э.Ф.- «Черное белое»(Э.Колмановский, Ю.Энтин)
Сейчас прозвучит романс «Под музыку Вивальди», но прежде чем на сцену выйдет певица, предлагаю послушать музыку Антонио Вивальди в исполнении скрипки:
«А напоследок я скажу», многие помнят, наверное, фильм реж.Михалкова , поставленный по драме Н.Островского «Бесприданница», который назывался « Жестокий романс»( комп. А.Петров, ст.Б.Ахмадулиной) – исп.уч.5 кл. Павлюченко Александра, преп.Кутина О.Д.( гитара)
Что ни говори, а весна, пожалуй, самое оптимистичное время года: тут тебе и теплое солнышко, и возвращение певчих птах, и волнующие запахи цветущей сирени, вишни, яблони и воздух настолько насыщенный бесподобным ароматом цветущих акаций, что от него кружится голова и хочется как можно дольше сохранить непередаваемые ощущения лёгкости и душевного подъёма. Предлагаем вашему вниманию одну из версий романса с таким названием Из к/ф «Дни Турбиных» по пьесе М.Булгакова — Белой акации гроздья душистые ( В.Баснер, М.Матусовский) исп. дуэт преп. Шедько Л.В. и Кутиной О.Д. в сопров. гитары.
Первая советская музыкальная кинокомедия, завоевашая популярность и всенародную любовь. Песни напевают и поныне, порой того даже не замечая. Даже сейчас невероятные приключения талантливого пастуха Кости Потехина смотрятся свежо. Такие картины не устаревают. Это настоящая классика мирового кинематографа.
Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся» (англ. Moscow Laughs). На II МКФ в Венеции (1934) фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент. В фильме пела романс Анюты Любовь Орлова, вот как она описывала свою работу: мой экранный дебют в музыкальной комедии не был лёгким. Моя героиня не только выполняла тяжёлые обязанности домработницы, но ещё и сражалась со стадом, скатывалась по лестнице с тарелками в руках, падала вместе с провалившимся забором, ездила верхом на быке. С волнением вспоминаю я о том, как встретилась и подружилась с чудесным композитором Исааком Осиповичем Дунаевским, который вместе с поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом подарил зрителям такие чудесные песни. Мне выпало счастье быть их первой исполнительницей. Помню как я была приятно удивлена, когда Дунаевский, впервые проиграв песню Анюты, сказал мне: «Давайте доделывать песню вместе. Вместе подумаем и поправим, чтобы пелось легко и свободно». Песни Дунаевского, звонкие и яркие, прошли вместе со мной через всю жизнь...любовь орлова.
А сегодня достойно закончит наш РОМАН и концерт Мустафаева Л.А, преп.Восходненской ДМШ, выпускница нашей школы, конц. Курочкин Р.В.
В чем же сущность русского романса? Почему он то уходит в тень, и начинают говорить о закате этого жанра, то опять возрождается? О нем можно смело сказать: русский романс бессмертен. В нем загадочность русской души, российский менталитет и национальный характер. Русский романс обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и притягательная красота.
.