Мои проекты
Мой первый проект в 2007 году
Задумываясь о том, как сделать здоровьесберегающую среду в нашем дошкольном учреждении, мы остановились на программе «Здоровый малыш» Бересневой, т.к. эта программа предусматривает дополнения и разработали нетрадиционные методы здоровьесбережения делая акцент эколого-оздоровительному направлению.
Идея проекта возникла о воспоминаниях детства. Сегодняшние наши дети стали постепенно забывать жизнь и быт наших предков. Компьютерные игры, игрушки постепенно отталкивают истории, традиции тувинцев, не зная, что в наши дни компьютер и даже игрушки стали вредными для здоровья. А ведь было время, когда не было игрушек, но дети играли в «сайзанак» с камушками, играли на песке, ездили к бабушкам, дедушкам в тайгу (в то время чабаны обязательно кочевали в тайгу, а сейчас и этого уже нет). Свежий воздух, разные игры на природе, труд детей (в лес за дровами, за водой, дойка коз) – все это, безусловно, хорошо влияло на наше здоровье как физически, так и психически.
И подумав мы решили разработать и внедрить эти традиции как эколого-оздоровительные работы в нашем детском саду, и больших финансовых затрат не потребуется, а детям будет интересно, полезно и познавательно.
Результат проекта: Участие в ПНП «Образование»: программы, проекты, технологии на премию Председателя администрации Барун-Хемчикского кожууна - Результат Победитель Гранта Председателя администрации Барун-Хемчикского кожууна (80 тыс.руб)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologo-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou_vosstanovlen.docx | 49.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ д/с «Сайзанак»
Срок реализации: долгосрочный
Объект: оздоровительная работа в ДОУ
Проблема: В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ, например: В.Г. Алямовская «Здоровье», Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник», В.Г. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления», Береснева «Здоровый малыш» и др. Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствии механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.
Гипотеза: организация эколого-оздоровительной работы в детском саду может стать эффектным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Цель проекта: Выработать систему инновационных подходов эколого-оздоровительной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечение каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, развитие личности ребёнка.
Задачи:
- Организовать поисковую работу для реализации новых подходов и методов в оздоровительной работе с детьми ;
- Заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
- формировать у детей представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;
- создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический климат;
Ожидаемый результат:
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за свое здоровье.
Актуальность:
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.
Мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и социальных, нравственных аспектах, о питании, гигиене – о том, что лежит в основе понятия «здоровье».
Понимая важность данного вопроса, и подойдя к решению проблемы здоровья дошкольников основательно, учитывая все проблемы нашего детского сада, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей.
Задумываясь о том, как сделать здоровьесберегающую среду в нашем дошкольном учреждении, мы остановились на программе «Здоровый малыш» Бересневой, т.к. эта программа предусматривает дополнения и разработали нетрадиционные методы здоровьесбережения делая акцент эколого-оздоровительному направлению.
Идея проекта возникла о воспоминаниях детства. Сегодняшние наши дети стали постепенно забывать жизнь и быт наших предков. Компьютерные игры, игрушки постепенно отталкивают истории, традиции тувинцев, не зная, что в наши дни компьютер и даже игрушки стали вредными для здоровья. А ведь было время, когда не было игрушек, но дети играли в «сайзанак» с камушками, играли на песке, ездили к бабушкам, дедушкам в тайгу (в то время чабаны обязательно кочевали в тайгу, а сейчас и этого уже нет). Свежий воздух, разные игры на природе, труд детей (в лес за дровами, за водой, дойка коз) – все это, безусловно, хорошо влияло на наше здоровье как физически, так и психически.
И подумав мы решили разработать и внедрить эти традиции как эколого-оздоровительные работы в нашем детском саду, и больших финансовых затрат не потребуется, а детям будет интересно, полезно и познавательно.
Проектные действия
Основные направления работы
Эколого-оздоровительная работа состоит из нетрадиционных методов:
Во все времена игры с водой привлекают всех детей от мала до велика. Вода – источник здоровья, эликсир жизни. Она благотворно влияет на нервную систему, снимает утомление, оживляет организм. Недаром в сказках народ говорил о живой воде.
Кто не играл в детстве с песком. Любой взрослый человек что-то вспомнит. Любимому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Песочные игры снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Воздух повышает устойчивость организма к болезням, улучшает работу сердца, легких, активизирует обмен веществ. День без свежего воздуха – потерянный день для ребенка. Дыхательные упражнения помогает избавиться от многих заболеваний.
У тувинского народа камни имели названия: инек даштар, хуваанак даштары, сай даштары, согааш дажы, чаныыр даш, эмиг дашы, кежиг даштары, хая дажы, эртине даштар, мал даштар и т.д. О камнях можно рассказывать детям во время игр в познавательных целях. «Сайзанак» любимая игра нашего детства, подбирали похожие камни и обустраивали «мебелью».
Ходьба босиком по камням закаливает организм и дает профилактический эффект против плоскостопия. Собирание камушек развивает мелкую моторику рук. Подвижные игры с камнями развивает физические качества.
Уже в древности человек изучал свойства растений. Лекарственных растений науке известно много, но лишь шестая часть их используется на практике. В нашем детском саду в основном применяется широко используемые растения в виде витаминного напитка, такие как шиповник, листья черной смородины, и напитки из ягод и фруктов. Из лекарственных растений также делают и различные ароматизации воздуха.
Этапы и механизмы реализации проекта
- Этап. Подготовительный
Виды деятельности:
- Изучение здоровьесберегающих и нетрадиционных технологий.
- Разработка и подбор практических методических материалов (игры и игровые упражнения с: водой, песком, камушками и др)
- Подготовка воспитателей и специалистов к реализации проекта (составление планов и графиков работы)
- Этап. Организационный.
Направление | Виды деятельности |
Организация и создание эколого-оздоровительной среды в ДОУ: |
|
- Этап. Диагностический
Направление | Виды деятельности |
Диагностика детей |
|
Работа с родителями |
|
- Этап. Практический.
Методическая работа воспитателя | Формы работы |
Построение развивающей среды в группах; | Смотры – конкурсы спортивных уголков, закаливающих материалов (массажные коврики, рукавичек для протирания тела, стаканчиков для полоскания горла и др.); |
Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года | Сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования |
Проведение оздоровительных мероприятий в экологическом кабинете и кабинете «Здоровья» | В 1-ой половине дня дети пьют напитки в фитобаре по расписанию (ответственная медсестра). Во второй половине дня ведутся все оздоровительные мероприятия тоже по составленному графику и плану. |
Проведение мероприятий, занятий, игр с детьми по составленному плану |
|
Составление конспектов образовательной деятельности и тематических бесед; |
|
Проведение с педагогами семинаров, мастер-классов, педсоветов. | Обменом опытом, распространение ППО. |
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей | Совместные мероприятия, консультации, экскурсии, походы. |
Мониторинг. Аналитический отчет. |
|
- Этап. Заключительный
Содержание работы | Предполагаемый результат |
Семинар-практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» | Помочь педагогам в организации творческой группы. Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ. |
Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы по здоровьесбережению с дошкольниками |
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта. |
|
Для достижения цели применяются не только оздоровительные силы природы, но и средства двигательной направленности: физкультурные занятия, различные мероприятия, физминутки, психогимнастика, двигательный режим (экскурсия, прогулки), гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, валеология, ОБЖ, выполнение норм СанПиНа.
С учетом целей, приемов и методов педагогики оздоровления в детском саду создана модель оздоровления детей представляющая фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Нетрадиционные методы оздоровления – это эколого-оздоровительная работа.
Технология В.Ф.Базарного мы взяли элементы, которые подходят для работы с дошкольниками:
- смена динамических поз и обучения в движении;
- массажные коврики.
Кабинет экологии с фитобаром – это и комната психологической разгрузки, там дети слушают музыку, пьют напитки и отдыхают. В ней же осуществляет коррекционную работу с детьми педагог-психолог, воспитатели групп проводят психогимнастику.
Тематика занятий по ОБЖ и валеологии в рамках программы «Здоровый малыш» проходят в старшей и средней группах во второй половине дня один раз в неделю как II блок.
Дополнительные занятия, т.е. кружки и секции проводятся воспитателями по желанию детей и родителей.
Постоянное общение с природой развивает мотивацию детей к познанию и творчеству, приобщает детей к самореализации и самое главное дает хороший эффект в оздоровлении.
Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей
Модель оздоровительной работы с родителями
1-й этап – диагностический | В этом этапе входят такие работы как анкетирование, посещение на дому, беседы, знакомство с родителями с семьей, диагностика здоровья и социального положения семьи. |
2-ой этап – обучение и знакомство родителей с здоровьесберегающими технологиями | В этом этапе родителям даются теоретические знания проводятся в форме консультаций, бесед, круглых столов, лекций, а также в виде альбомов, раскладушек – передвижек, а так же идет пропаганда через стенды. Практические знания даются в виде «Минутки здоровья», где родители вместе с детьми учатся делать разные точечные массажи, пальчиковые упражнения, дыхательные упражнения, психоэмоциональные игры и т.д. Также совместные мероприятия: от спортивных до экскурсий и походов, а также разные инсценировки по здоровому образу жизни. |
3-ий этап - создание микроклимата в семье | В этом этапе у воспитателя уже создан социальный паспорт семей. Проводятся выставки, конкурсы, юморины, марафоны, акции и т.д. |
4-ый этап – собственное здоровье. | Родители должны серьезно отнестись и к своему здоровью. Здесь проводятся спортивные конкурсы среди родителей и педагогов детского сада. В клубе отцов и матерей родители между собой обмениваются опытами, например: секреты красоты домашней кухни, огородничества, секреты удачи, бизнеса и т.д. |
В перспективе планируется:
- Концепция Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Главная идея концепции – посредством определенных цветовых режимов (интерьера помещения, игрового инвентаря, оформления стен) содействие более эффективному двигательному развитию детей, становление психологических функций, формированию всесторонней гармонической личности. По мнению Н.Н.Ефименко, цвет активно влияет на организм ребенка.
- Летний оздоровительный лагерь в юртах с приобщением к традиционной культуре и труду тувинского народа.
Список детей по группам «Здоровья»
на _____________ учебный год
____________________ группа
№ п/п | Первая группа Ф. И. ребенка | Вторая группа Ф.И. ребенка | Третья группа Ф.И. ребенка |
1 группа – здоровые дети;
2 группа – ОРЗ, ангина;
3 группа – часто болеющие дети.
Списки комплектования групп
физкультурно-оздоровительной работы
_____________ группы
на 20__ - 20__ учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Группа здоровья | Рекомендации | № подгруппы |
Антропометрические данные
Группа: _______________________
20__ - 20__ учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка. | Вес | Рост | Окружность грудной клетки | Окружность головы |
На начало года | На конец года | ||||
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Листок здоровья
______________ группы
на 20 __ - 20__ учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Диагноз | Группа здоровья | Физич-ая группа | Рекомендация медсестры |
Сведения родителей
об индивидуальных особенностях детей
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Особенности ребенка |
Cоциальный статус ребенка
(по результатам анкетирования)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Жилищные условия (имеются ли у ребенка условия для игр) | Состав семьи (полная, неполная, с кем проживает ребенок) |
Список детей группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Возраст на 1 сентября | Психолого-педагогическое заключение |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Организационные работы
№ п/п | Мероприятия | Время | Ответственные |
1 | Диагностика состояния здоровья детей | Сентябрь Октябрь | Медсестра Воспитатели |
2 | Создания стенда по пропаганде здорового образа жизни. | Постоянно | Медсестра |
3 | Беседа за круглым столом Тема: Здоровье ребенка в ваших руках. | Октябрь Общее родительское собрание | Медсестра Ст.воспитатель Заведующий |
4 | Педсовет по оздоровительному направлению Тема: «Социальное партнерство семьи и детского сада в оздоровлении детей» | Ноябрь | Ст.воспитатель |
5 | Консультации медсестры для родителей Темы: 1. Адаптация детей 2.Культура питания. | Каждый месяц | Медсестра |
6 | Проведение закаливающих процедур (результаты контроля) | 1 раз в квартал | Медсестра Ст.воспитатель |
7 | Проведение физкультурных занятий различной формы (традиционные, игровые, сюжетные, оздоровительные, тренирующие занятия) | Постоянно | Физрук |
8 | Открытие и проведение праздника «Здравиады» | В начале и в конце учебного года | Все педагоги |
9 | Проведения дня здоровья «Здравствуйте!» | 1 раз в месяц | Физрук Воспитатели Медсестра |
10 | Проведения недели здоровья «Здоровейка!» | 1 раз в квартал | Медсестра, физрук Воспитатели Ст.воспитатель |
11 | Рациональная организация двигательной активности и соблюдение теплового режима | Постоянно | Воспитатель Медсестра Завхоз |
12 | Проведение корригирующей и дыхательной гимнастики | В течения дня | Воспитатели Физрук |
13 | Оснащение физкультурного зала, кабинета «Здоровье», экологического кабинета. | В течения года | Заведующая Ст.воспитатель, физрук |
14 | Семинары, консультации, открытые просмотры. Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям. | Постоянно | Медсестра, старший воспитатель |
15 | Собирание лекарственных растений и ягод | Август Сентябрь | Коллектив д/с |
16 | Экскурсии и походы на аржаан «Суглуг-Ой», на гору «Уттуг-Хая» | Май Сентябрь Октябрь | Заведующая, ст.воспитатель Воспитатели |
17 | Итоговая диагностика состояния здоровья детей | май | Медсестра, воспитатели |
План
физкультурно-оздоровительных мероприятий
Месяцы | Мероприятия | Место проведения | Ответственные | |
Сентябрь | Открытие праздника «Здравиада» | Участок | Ст. воспитатель Воспитатели Физрук Заведующий Музрук Медсестра | |
Конкурсы здравиады: (в течение года) | ||||
Октябрь |
Веселые старты с подшефными классами | Зал или на участке | Медсестра Физрук Воспитатели, учителя нач.классов | |
Ноябрь | 2. Неделя здоровья «Здоровейка!» | Зал | Физрук Воспитатели | |
Декабрь | 3. День здоровья «Здраствуйте!» «Праздник зарядки» с родителями | Зал | Физрук Воспитатели | |
Январь | 4. День здоровья «Здраствуйте!» Развлечения «Новогодние приключения» | Зал | Ст. воспитатель Музрук, все педагоги | |
Февраль | 5. День здоровья «Здраствуйте!» Тувинские народные игры Праздник «Шагаа» | Зал | Физрук, воспитатели | |
Март | 6. Неделя здоровья «Здравствуйте!» | Зал | Медсестра, физрук Ст. воспитатель, Воспитатели. | |
Апрель | 7.День здоровья «Здраствуйте!» Конкурс «Будьте здоровы!» | Зал | Физрук Воспитатели Музрук | |
Май | 8.Закрытие праздника «Здравиада» | Участок | Физрук, медсестра, воспитатели, музрук, ст. воспитатель, заведующий | |
1 июня | Ко дню защиты детей «Папа, мама, я – спортивная семья» | Спорт площадка | Физрук Воспитатели Музрук |
План
нетрадиционных оздоровительных мероприятий
в кабинете «Здоровья»
Дни недели | Мероприятия | |
Сентябрь месяц (адаптационный) |
| Дети младшего возраста |
понедельник |
| Сад |
вторник |
| Сад |
среда |
| все дети |
четверг |
| Дети старшего возраста |
пятница |
| Все дети |
Фитонапитки. Витаминизация.
План оздоровительных мероприятий в фитобаре
Месяцы | Мероприятия | Дозировка | Контингент детей |
Сентябрь |
| В неограниченном количестве; 2 др. в день | Все дети |
Октябрь | 1. Витаминный напиток из листьев черной смородины. | 50 гр 2мг м 1г.ж 14 дней | Все дети |
Ноябрь |
| 50гр | Все дети |
Декабрь | 1. Целебный напиток из шиповника 2.Лимонная долька с медом «Сластена» | 0,05 * 1р в день 1 ч.л. в день | Все дети |
Январь |
| 50гр. 70 гр ясли сад 2др в день | Все дети |
Февраль |
| 50гр в день 1 таб. в день | Все дети |
Март |
| Сад Все дети сад | Все дети |
Апрель |
| Все дети сад | Все дети |
Май |
| Сад Все дети | Все дети |
Используемая литература
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., "Аркти", 2000.
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. М., "Сфера", 2003.
- Береснева З.И. "Здоровый малыш". Программа оздоровления детей в ДОУ. ТЦ "Сфера" 2005
- Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детми 6-7 лет в ДОУ. Воронеж, 2012.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. "Мозаика-Синтез", 2010
- Фомина Н.А., Зайцева Г.А. Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. Волгоград, 2003.
- Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детми 3-4 лет в ДОУ. Воронеж, 2012.
- Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях .Т.Л. Богина.М.: Мозаика-синтез, 2006.Букварь здоровья. Л.В. Баль, В.В.Ветрова. – М.: Эксмо, 1995.
- Как воспитать здорового ребенка . В.Г. Алямовская. М.: Линка-Пресс, 1993.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду .Под ред. Т.С. Яковлевой. М.: Школьная пресса, 2006.
- Растем здоровыми .В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. М.: Просвещение, 2002.
- Развивающая педагогика оздоровления. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. М.: Линка-пресс, 2000.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Методическое пособие. Гаврючина Л.В. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Здоровьесберегающая система ДОУ. М.А.Павлова. Волгоград, «Учитель», 2009.