Рабочие программы по биологии (Пономарева) с учетом ФГОС
Рабочие программы составлены с учетом требований ФГОС. Представлены программы линейной линии Пономаревой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_biologiya.rar | 334.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагира
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2010).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года,
4.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год,
6.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
7.И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Изучение биологии в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей и задач:
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса "Общая биология" 10-11 классов.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и социально - экономического.
Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Основы общей биологии" предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении. То в курсе общей биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи, а также с учетом их профильного раскрытия (на альтернативных началах). При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе.
Программа по биологии 10-11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её
развития на Земле.
Задачи курса старших классов:- приобщить к осмыслению ( сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;
- познакомить с научными принципами биологического познания
( причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
- овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
- усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемами.
Учебники:
- Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - «Биология» Базовый уровень для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2010г.
Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение биологии на базовом уровне (10класс) отводится 34 часа (1 час в неделю).
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения –носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- Отличать научные методы, используемые в биологии;
- Определять место биологии в системе естественных наук;
- Доказывать, что организм – единое целое;
- Объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
- Обосновывать единство органического мира;
- Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- Отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идее, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
- Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- Приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- Объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- Указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- Отличать биологические системы от объекта неживой природы.
Учебно- методический комплекс:
- - учебник И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова « Биология 10класс (базовый уровень)». Издательский центр « Вентана - Граф»,
В 10 классе проводятся 3 лабораторные и 1 контрольная работы
- Л.р №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в местном биогеоценозе
- Л.р.№2 «Морфологические критерии, используемые при определении вида».
- Л.р.№3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»
Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:
- Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы
(общеобразовательный уровень)
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
- применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
- владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.
Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используется серия мультимедийных урокови материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Оценка тестовых заданий
Количество заданий в тесте определяется: 1. целевой направленностью теста; 2. видами тестовых заданий; 3. нормативом времени на проведение теста. В работе могут быть представлены задания с выбором ответом (выбор одного верного ответа из нескольких предложенных), часть заданий на определение соответствий и правильной последовательности, 1-2 задания со свободным ответом. Каждое из заданий с выбором ответа оценивается 1 баллом, задания на соответствия и определения последовательности оценивается в 2 балла, задания со свободным ответом – 3 балла. Нормы оценки:
∙ отметка «5» ставиться при выполнении 90-100%
∙ отметка «4» ставиться при выполнении 73-89% ∙ отметка «3» ставиться при выполнении 60-72%
∙ отметка «2» ставиться при выполнении менее 60%
Оценка лабораторных работ
В практическом задании учитываются умения: ∙ сформулировать цель; ∙ отобрать оборудование; ∙ выполнить практические действия в определенной последовательности; ∙ сделать вывод; ∙ соблюдать правила техники безопасности. О
тметка «5» Учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности; самостоятельно подобрал оборудование и объекты; соблюдал требования безопасности; самостоятельно сформулировал цель и выводы; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы и рисунки.
Отметка «4» Учащийся может отобрать оборудование, сформулировать цель, но допускает 1-2 несущественные ошибки в работе; допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка «3» Учащийся правильно выполнил действия и выводы; в ходе проведения работы допустил существенные ошибки; недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической части.
Отметка «2» Учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя; результаты работы не позволяют сделать правильный вывод; отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
(34 часа)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата | |
по плану | факт | |||||
Тема 1 Введение в курс общебиологических явлений (6 часов) | ||||||
1 | Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе» | Свойства жизни: единство химического состава; обмен веществ и энергии; размножение рост и развитие; раздражимость энергозависимость; дискретность; специфичность взаимоотношений организмов со средой | Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. | § 1, вопрос 5 в разделе «Проверь себя» на стр.24 | ||
2 3 | Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. | Структурные уровни организации | Анализировать содержание определений ключевых понятий Доказывать, что живые организмы – открытые системы Выделять отличительные признаки живой природы | § 2с5-8 3с8-12,вопросы1-4 | ||
4 | Значение практической биологии. | ЭКСКУРСИЯ№1 Многообразие видов в родной природе Методы познания: наблюдение; моделирование, мониторинг эксперимент; | Выделять ситуации использования методов познания. Характеризовать методы биологических исследований. | §4с12-16 | ||
5 | Методы биологических исследований. Значение биологических знаний | Объяснять, почему организм клетку и популяцию называют биосистемами. | 5с16-18,вопросы | |||
Тема 2 Биосферный уровень организации жизни (8 часов) | ||||||
6 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества | Ключевые понятия Биосфера Живое вещество Объект Структура и свойства биосферы. Факт Функции биосферы. Типы веществ: живое, косное и биокосное. Функции живого вещества Теории и гипотезы Учение В.И. Вернадского о биосфере. Гипотезы, теории | Называть свойства биосферы. Приводить примеры типов биосферных веществ Выделять структурные компоненты биосферы Характеризовать особенности компонентов биосферы. | § 7с25-29,вопросы1-3 1-3 | ||
7 | Происхождение живого вещества. | §8с32-37,вопросы 1-3 | ||||
8 | Физико–химическая и биологическая эволюция в развитии биосферы. | Процесс Биогеохимические циклы. Биологический круговорот на примере круговорота углерода, Свойства. Незамкнутые процессы. | Описывать биологический круговорот веществ. Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды. | § 9с43-47 | ||
9 | Биосфера как глобальная экосистема. | § 9с47-52,приготовить презентацию | ||||
10 | Биосфера как глобальная экосистема. Механизмы устойчивости.Круговорот веществ в природе. | Ключевые понятия Открытая система Объект Компоненты биосферы Факт Восходящий и нисходящий потоки веществ в биосфере. Динамическое равновесие. Условия существования глобальной экосистемы. | Классифицировать компоненты биосферы по заданному критерию. Выделять компоненты биосферы как глобальной экосистемы. | § 10с52-55 11с55-60 | ||
11 | Человек как житель босферы. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | Ключевые понятия Биоразнообразие Ноосфера Объект изучения Этапы воздействия человека на биосферу. Способы воздействия человека на биосферу. Условия сохранения биосферы. Процесс Природоохранная деятельность. | Анализировать содержание ключевых понятий Характеризовать этапы воздействия человека на биосферу | §14- 12с60-63,вопросы | ||
12 | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | Характеристики биосферного уровня организации жизни | Выделять особенности биосферного уровня организации. Характеризовать биосферный уровень организации. | § 13с63-65 и 15 | ||
13 | Экологические факторы и их значение | |||||
14 | Контрольная работа Зачёт №1 по теме «Биосферный уровень организации жизни» (Тестирование» | Тест по теме | § 7-15 | |||
Тема 3 Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов) | ||||||
15 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Ключевые понятия Биосистема Биогеоценоз Биотоп Биоценоз Объект изучения Биогеоценоз Предмет изучения Биогеоценоз как многовидовая надорганизменная биосистема. Факт Значение биогеоценотического уровня организации живой материи. Главная роль и стратегия биогеоценотического уровня | Выделять элементы содержания изучаемой темы Анализировать содержание определений ключевых понятий Сравнивать биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи. | § 16с76-78 и 17 | ||
16 | Биогеоценоз как биосистема и экосистема | |||||
17 | Строение и свойства биогеоценоза Лабораторная работа№1 | .Ключевые понятия Экосистема Объект Биогеоценоз как био-и экосистема. Научный факт Свойства биогеоценоза. Теории и законы Учение В. Н. Сукачева о биогеоценозе . | Приводить примеры экосистем в зависимости от их величины. Характеризовать биогеоценоз как экосистему и биосистему. | § 18с81-86 | ||
18 | Причины устойчивости биогеоценозов риспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. | Ключевое понятие Коадаптации Коэволюция. Предмет изучения Взаимно приспособительные свойства. Взаимные адаптации в биогеоценозе. Коэволюционные связи в биогеоценозе. Научный факт Многообразие связей в биогеоценозе | Приводить примеры коадаптаций. | §19, вопр.3 на стр.91 Задание в разделе «Выскажите свое мнение» на стр. 126. | ||
19 | Механизмы устойчивости биогеоценозов. | Ключевое понятие Устойчивость биогеоценоза. Факт Причины устойчивости экосистем: видовое разнообразие; жизненное пространство; средообразующие свойства видов; антропогенное воздействие. Принцип Принцип обратной связи. | Объяснять причины устойчивости экосистем Выделять механизмы обеспечения устойчивости биогеоценозов. Характеризовать влияние человека на устойчивость экосистем | § 20с95-99 | ||
20 | Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биоценозов | Ключевые понятия Сукцессия Факт Типы смен биогеоценозов: первичные и вторичные сукцессии. Временные биогеоценозы, коренное Сукцессионный ряд. Процесс Смена биогеоценозов. Саморазвитие биогеоценоза | Анализировать содержание определений ключевых понятий Различать типы смен биогеоценозов. Объяснять причины смены экосистем. | §21с99-106 | ||
21 | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Экологические законы природопользования | Научный факт Сохранение биоразнообразия. Пути сохранения биогеоценозов. Биогеоценозы как источник благополучия людей. Закономерности Законы Барри Коммонера | Объяснять причины активного воздействия на природу. Приводить доказательства законам природопользования Высказывать свое отношение к основным путям сохранения биогеоценозов. | §22 и §23с115-125 | ||
22 | Экологические законы природопользования | §23 | ||||
23 | Защита проектов по теме «Биосфера. Биогеоценотический уровень организации» | §16-23 | ||||
Тема 4 Популяционно-видовой уровень организации жизни (12 часов) | ||||||
24 | Вид, его критерии и структура Биологический вид: характеристика и структура Лабораторная работа №2. | Ключевое понятие Биосистема Вид Факт Вид – основная единица живого. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический. Современные представления о виде. Структура вида. История развития представлений о виде. | Анализировать содержание определений ключевых понятий. Применять знания о морфологическом критерии для доказательства принадлежности организмов к разным видам. | §24с128-132 | ||
25 | Популяция как форма существования вида и структурный компонент вида | Ключевое понятие Микроэволюция Мутация Популяция Факт Популяция как компонент биогеоценоза; как генетическая система; как основная единица эволюции. Пространственная структура Виды популяции: географическая, экологическая, элементарная. Процессы Эволюционные изменения в популяциях. | Анализировать содержание определений ключевых понятий. Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции. Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции. | §25с132-136 | ||
26 | Популяция как единица эволюции | §26с136-143 | ||||
27 | Видообразование | Ключевое понятие Видообразование Факт Результат видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Причины вымирания видов. Сохранение биоразнообразия – задача человечества. Процесс Способы видообразования Географическое и биологическое видообразование. | Анализировать содержание определения понятия - видообразование. Объяснять причины эволюции, изменяемости видов Характеризовать причины вымирания видов. | §27с143,вопросы | ||
28 | Этапы эволюции человека Человек как уникальный вид живой природы. | Факт Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Процесс Становление человека как вида. . Ключевое понятие Антропогенез Факт Социальные факторы Теории и гипотезы Гипотезы происхождения человека: моноцентризм, полицентризм. Происхождение человеческих рас | Называть признаки, сформированные у австралопитеков в связи с обитанием на открытых пространствах. Анализировать содержание определений ключевых понятий Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. | §28 с 156-161 | ||
§29с161-165 | ||||||
29 | Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции орг. мира. | Ключевое понятие Эволюция Креационизм Трансформизм Теории и гипотезы Отличительные признаки теории. Различные точки зрения: креационизм, ламаркизм, эволюционная теория Ч. Дарвина. Результаты действия естественного отбора. Синтетическая теория эволюции | Сопоставлять основные идеи креационизма и трансформизма Характеризовать идеи мировоззрение Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. | §30с165-175 | ||
§31175-181 | ||||||
30 | Результаты и закономерности эволюции. | Ключевое понятие Коэволюция Эволюция Факт Результаты эволюции. Законы Необратимый характер. Направленность Прогрессивное усложнение форм жизни. Процесс Формирование адаптаций к условиям среды. | Называть основные итоги эволюции. Объяснять сущность основных закономерностей эволюции | §32с178 | ||
31 | Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы. Лабораторная работа №3 | Ключевое понятие Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факт Пути биологического прогресса. Их эволюционная роль. Процесс Биологический прогресс | Объяснять проявление путей биологического прогресса на основе анализа содержания рисунка. Характеризовать связь между тремя основными направлениями эволюции | §33с181,подготовиться к тесту | ||
32 | Особенности популяционно-видового уровня | Структура и основные процессы популяционно-видового уровня организации живого. | Объяснять название «популяционно-видовой уровень». Выделять основные процессы популяционно-видового уровня | §34с185 | ||
33 | Обобщение и повторение темы «Популяционно- видового уровня организации жизни» | |||||
34 | Итоговая контрольная работа Зачёт №3 по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни» (Тестирование) | Тест по теме | С.202- 203 ответить на вопросы |
Планирование контроля и оценки знаний обучающихся
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Кол-во (дата) | Кол-во (дата) | Кол-во (дата) | Кол-во (дата) | ||
Контрольные работы | №1 | №2 | |||
Лабораторные работы | . | Л.Р.№1 | Л.Р№2,3 |
Основная учебная литература для учащихся:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2006.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2006
- Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2005.
Дополнительная учебная литература для учащихся
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
- Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2014 годы.
Основная учебная литература для учителя:
- Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
- Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
- Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
- Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
- Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
- Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
- Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
- Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
- Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
- Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
- Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
- Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
- Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
- Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
- Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
- ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
- Научно – методические журналы «Биология в школе».
- http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным био дисциплинам.
- http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
- http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
- http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
- http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
- http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии
- http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.